Самообразование педагога-одна из составляющих его профессиональной компетентности
презентация
«Самообразование - важный критерий повышения профессиональной компетентности педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_ped_chasu.pptx | 133.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков … то речь идет о самообразовании.
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Большой психологический слова рь
Основными принципами самообразования непрерывность целенаправленность единство общей и профессиональной культуры взаимосвязь и преемственность доступность опережающий характер перманентность перехода от низкой ступени к высшей вариативность и др.
Профессиональное развитие - Профессиональное развитие (англ. occupational development ) – сложный и длительный процесс профессионализации, который начинается с профессиональной адаптации и продолжается на протяжении всего профессионального цикла, обычно характеризуется постепенным возрастанием степени соответствия качеств работника предъявляемым к нему требованиям. Одну из стадиальных концепций П. р. разработал Доналд Сьюпер , выделивший 5 периодов (с условными возрастными ориентирами): 1) рост (с рождения до 14 лет); 2) разведка , или «исследование» (15–24 года); 3) упрочение (25–44 года); 4) сохранение (45–64 года); 5) спад (после 65 лет).
Мотивы самообразования Ежедневная работа с информацией Желание творчества Стремительный рост современной науки Изменения, происходящие в жизни общества Конкуренция Общественное мнение Материальное стимулирование Интерес
Суть самообразования овладение техникой и культурой умственного труда умение преодолевать проблемы самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным
Большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно-методическая деятельност ь Эта деятельность предполагает: постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области дошкольного образования; изучение передового и прогрессивного опыта коллег района, города, региона по организации воспитательно-образовательного процесса; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания; изучение нормативных документов руководящих органов образования; изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания дошкольников; изучение и введение компьютерных технологий.
О пределение круга источников информации Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы ; семинары и конференции ; мастер-классы ; мероприятия по обмену опытом ; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации и т.д.
Качества современного педагога : - Системное творческое мышление; - Информационная, коммуникативная культура; - Конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм; - Умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; - Наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость .
Критерии профессионализма современного педагога : • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; • Умеющий организовать рефлексивную деятельность; • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Процесс самообразования педагога включает в себя : • Посещение занятий коллег и участие в обмене пед . опытом; • Периодическое проведение самоанализа своей профессиональной деятельности; • Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики; • Систематическое изучение событий современной экономической, политической и культурной жизни; • Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
Формы самообразования педагога индивидуальная групповая инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. в виде деятельности МО, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации
Методы самообразования Методы самообразования Самостоятельная работа над литературой Общение Самоупражнения, самотренировки Самостоятельное выполнение практических заданий Самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами
Компоненты готовности педагога к самообразованию Когнитивный Базовая культура личности, Профессиональные знания и умения их применять Мотивационный Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования Нравственно-волевой Любознательность, критичность, трудоспособность Организационный Умение выбрать источники познания и формы самообразования
Ф ормулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
С оставление плана самообразования На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы ; цели ; задачи ; предполагаемый результат ; этапы работы ; сроки выполнения каждого этапа ; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
А нализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Форма завершения самообразова ния : 1.Консультация для педагогов по теме самообразования; 2. Выступление на заседании совета педагогов; 3. Проведение открытого просмотра; 4. Выступление по итогам работы и обмену опытом; 5. Составление картотеки по проблеме; 6. Изготовление игр и пособий; 7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно -образовательной работы; 8. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями; 9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; 10. Творческий отчет 11.Оформление передового педагогического опыта. 12. Публикация 13. Дидактический материал с обоснованием и описанием
Э тапы работы по самообразованию 1 этап — организационно-ознакомительный . Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы (изучение литературы, проблемы) 2 этап — основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования . (составление плана, организацияоная деятельность) 3 этап — заключительный . Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности . (рефлексия)
Содержание работы по самообразованию Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога старшего воспитате ля 1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование 2. Планирование работы по самообразованию Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога
Содержание работы по самообразованию 3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.
Содержание работы по самообразованию 4. Практическая деятельность (применение ЗУН на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов 5. Подведение итогов самообразования Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно -образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем выше эффективность его работы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...
Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции»
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно...
презентация «Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетентности»
Презентация "Самообразование педагога- одна из составляющих его профессиональной компететности"...
«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...