Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Каляка маляка» (нетрадиционная техника рисования) 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год.
рабочая программа (младшая группа)

Ольферова Светлана Станиславовна

. Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.  Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalyaka_malyaka.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек»

(МБДОУ детский сад «Огонек»)

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол № _________

От «____ » _____________ 202__г.

                     

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ детский сад ____________«Огонек» Е.А. Лукшина

Приказ №_______

от «____»__________ 202__г.

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению

                           «Каляка маляка»

(нетрадиционная техника рисования)

2023-2024 учебный год

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

воспитатель Ольферова С.С.

пгт. Верхнеднепровский

2023г.

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

1.2. Актуальность

1.3. Цели и задачи

1.4. Принципы организации кружковой работы

1.5. Формы проведения итогов реализации программы

1.6. Ожидаемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

2.2. Формы организации

2.3. Методы обучения

2.4. Календарно-тематическое планирование

3. Список использованной литературы

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Рисование естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

1.2. Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.  Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.3. Цель кружка-вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

-Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).

-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

1.4. Принципы организации образовательной деятельности:

В основу программы положены принципы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

- Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

- Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса. образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

1.5. Формы проведения итогов реализации программы:

Для детей:

- Систематические занятия;

- Игры, игровые приемы.

Для родителей:

- Организация и оформление выставок детских работ;

- Консультации для родителей.

Для педагогов:

- Проведение мастер-класса среди педагогов;

- Творческий  отчет руководителя кружка.

1.6. Планируемый результат:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

2. Образовательный раздел

2.1. Содержание программы

Программа предусматривает работу с использованием следующих нетрадиционных техник рисования

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску

ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Рисование ватной палочкой:  ребенок опускает кончик палочки в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе. 

-Метод тычка с помощью поролона:  во время рисования тычком нужно помнить, что гуашь в баночке должна быть густой. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

2.2. Форма организации кружковой программы:

Программа кружка «Юные художники» предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Общее количество занятий в год-36. Занятия проводятся в группах (6-10 человек) во второй половине дня в рамках кружковой деятельности. Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 10-15 минут.

Каждое занятие состоит из трех основных частей:

1. Вводная часть  2-3 минуты.

2. Основная часть 7-10 минут.

3. Заключительная часть 1-2 минуты.

2.3. Методы обучения:

- Словесный (рассказ-объяснение, беседа);

- Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);

- Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).

2.4. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Материалы

Сентябрь

1. «Мой любимый дождик»

Рисование пальчиком

Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий – капельки, сильный – линии)

Листы бумаги размером  ½ альбомного листа с изображением тучек синего цвета, разной величины, синяя гуашь, салфетки.

2. «Веселый ёжик»

Рисование пальчиками

 Учить наносить точки и вести дальше небольшую линию, это иголки у ёжика, а внизу листа травка тоже небольшие линии пальцем. Развивать чувство ритма, композиции.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением ёжика, гуашь чёрная и зелёная, салфетки.

3. «Солнышко»

Рисование пальчиками

Закреплять понятия «лучик». Учить рисовать лучики, протягивая пальчик с краской в сторону. Упражнять в технике рисования, воспитывать аккуратность.

Листы бумаги размером ½ альбомного листа с изображением  жёлтого круга в середине, гуашь в мисочках, жёлтая, рисунки с изображением солнышка.

4.«Опята дружные ребята»

Рисование пальчиками

Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов всеми пальчиками, выполнять широкие мазки (шляпки опят) и кончиком пальца (ножки гриба).

Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением пня, гуашь ,светло коричневого цвета, салфетки.

Октябрь

1. «Осеннее дерево»

Рисование пальчиками

Развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, гуашь красная, зеленая, жёлтая, салфетки.

2. «Компот из фруктов и ягод»

Рисование пальчиками

Закреплять знания детей различных ягод и фруктов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Лист бумаги размером ½  альбомного листа в форме банки, гуашь красная, жёлтая, салфетки. Картинки с изображением ягод и фруктов.

3. «Весёлый мухомор»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования-пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность.

Лист бумаги размером ½  альбомного листа с нарисованным мухомором, гуашь белая, салфетки. Картинки с мухомора.

4. «Листопад»

Рисование пальчиками

Развивать мелкую моторику рук, закрепить и уточнить знание цветов, учить работать аккуратно, заполняя всю поверхность листа.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа гуашь жёлтая, красная, зелёная, оранжевая, салфетки. Картинки с изображением листопада.

Ноябрь

1. «Осеннее дерево»

Рисование тычком

Учить детей создавать законченный образ осеннего дерева. Формировать интерес и положительные отношения к рисованию.

Лист бумаги ½ альбомного листа, на листе нарисовано дерево без листьев, гуашь бордовая и коричневая, салфетки. Картинка с изображением осенних деревьев

2. «Бусы для куклы»

Рисование тычком

Прививать аккуратность при работе с краской, закреплять умение правильно держать тычок-вертикально, развитие речи, внимания.

Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением двух линий (ниточки), гуашь синяя, красная, салфетки. Картинка с изображением бус.

3. «Тарелка с ягодами»

Рисование тычком

Учить рисовать ягоды рассыпанные по тарелке. Учить правильно держать тычок. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги ½ альбомного листа круглой формы, напоминающей тарелку, гуашь цветная, салфетки. Картинки с ягодами.

4. «Ветка рябины»

Рисование тычком и пальчиком

Учить рисовать на веточке ягоды набивая тычком, а пальчиком протягивать листочки. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

Лист бумаги ½ альбомного листа с нарисованной веточкой коричневого цвета, гуашь красная, зелёная, салфетки. Картинка с изображением рябины.

Декабрь

1. «Первый снег идет»

Рисование ватными палочками

Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку вертикально;

закрепить знания и представления о цвете (белый).

Лист голубой бумаги ½ альбомного листа, ватные палочки, гуашь белого цвета, салфетки. Картинки с изображением падающего снега.

2. «Следы зайчат»

Рисование двум ватными палочками вместе

Прививать аккуратность при работе с краской, закрепить умение правильно держать ватную палочку- вертикально, развитие речи, внимания.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением зайчика в стороне, ватные палочки, гуашь голубая, салфетки. Картинки с изображением следов.

3. «Снежок на варежке»

Рисование ватными палочками, пальчиками.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами.

Лист бумаги ½ альбомного листа с изображение варежки, гуашь белая , ватные палочки, салфетки. Картинка с изображением снежной варежки.

4. «Шарики для ёлочки, бусы»

Рисование ватными палочками.

Приемы примакивания.

Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки.

Развивать эстетическое воспитание. Развивать творческие способности  детей, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Лиси бумаги ½ альбомного листа с     изображение елочки, на ней нарисованы ниточки, ватные палочки, гуашь разноцветная, салфетки. Картинка с

изображением нарядной ёлочки.

Январь

1. «Снеговик»

Рисование ватными палочками

Рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования ватными палочками.

Лист бумаги ½ затонирован голубым альбомного листа с трафаретом снеговика, гуашь белая, салфетки.

Картинка с изображением  снеговика.

2. «Узор на рукавичке»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа,

шаблон рукавички, разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки.

Картинка  с изображением варежек.

3. «Дерево в снегу»

Рисование ватными палочками

Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску; развивать чувство композиции.

Лист бумаги (голубого цвета), размером ½ альбомного листа, шаблон дерева коричневого цвета, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки. Картинки с изображением  зимы.

4. «Медведь спит в сугробе»

Рисование ватными палочками (3 палочки вместе)

Создавать условия для развития творческих способностей, развивать мелкую моторику; развивать творческое воображение детей

Лист бумаги размером ½ альбомного листа с нарисованным спящем медведем коричневого цвета, гуашь белого цвета, салфетки. Картинки с изображение медведя в берлоге.

Февраль

1. «Салют»

Рисование жесткой кистью

Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа.

Лист бумаги размером ½ альбомного листа, кисть, гуашь разноцветная, салфетки. Картинка праздничного салюта.

2. «Снежные комочки»

Рисование жесткой кисти

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их  жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Бумага размером

1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь, салфетки. Картинка с изображением снежных комков.

3. «Кружка для папы»

Рисование жёсткой кистью

Упражнять в технике рисования ватными палочками. Развивать воображение, аккуратность. Вызвать положительные эмоции детей.

Лист бумаги ½ альбомного листа в форме кружки, гуашь  разного цвета, салфетки. Картинки с изображением кружек.

4. «Пушистый щенок»

Рисование жесткой кисти

Учить изображать животное, передавая фактуру шерсти, уточнит и закрепить знание цвета, упражнять в аккуратном закрашивании.

Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением собаки, гуашь коричневая, салфетки. Картинка с изображением собаки.

Март

1. «Звонкая капель»

Рисование ватными палочками

Продолжать учить рисовать ватными палочками, закрепить знание голубого цвета, развивать творческое воображение.

 Лист бумаги ½ альбомного листа с изображение сосулек, гуашь голубая, салфетки. Картинка с сосульками.

2. «Мимоза для мамы»

Рисование ватными палочками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.

Листы бумаги ½ альбомного листа с изображением зелёной веточки и листьями, гуашь зелёного и жёлтого цвета, салфетки. Картинка с изображением цветка мимозы.

3. «Красивая салфеточка»

Рисование ватной палочкой

Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы. Развивать чувство композиции.

Квадрат 20х20, гуашь разных цветов, салфетки,

4. «Веточка вербы»

Рисование ватными палочками

Продолжать использовать ватные палочки как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями

Листы бумаги ½ альбомного листа с изображением коричневой веточки, гуашь серого цвета, салфетки. Картинка с веточкой вербы.

Апрель

1. «Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение

равномерно наносить точки на всю поверхность предмета,

рисовать травку .

Лист бумаг ½ альбомного листа, нарисованные

божьи коровки без точек на спинках, гуашь черного цвета, салфетки. Картинка с изображением божьей коровки.

2. «Космос, звёзды»

Рисование  палочками

Продолжать учить детей ритмично наносить ватной палочкой равномерные точки на всю поверхность. Вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность.

Лист бумаги размером  ½ альбомного листа, чёрный лист бумаги, гуашь жёлтая, салфетка. Картинка с изображение звёздного неба.

3. «Зелёный горошек»

Рисование пальчиком

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону)Закрепить умение дополнять изображение деталями. Воспитывать

аккуратность.

Лист бумаги размером 1/2  альбомного листа с нарисованным шаблоном гороха гуашь зелёная, салфетки. Картинки с изображением гороха.

4. «Домашние животное (кошка)

Рисование пальчиком

 Развивать чувство композиции

Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением кошечки, гуашь серая, салфетки. Картинка животного –кошечки.

Май

1. «Праздничный салют»

Рисование тычком и ватной палочкой

Рассказать детям про День победы. Упражнять детей в  рисовании  методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки жёсткой кистью на всю поверхность листа.

Лист бумаги ½ альбомного листа,  гуашь разных цветов, салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют.

Иллюстрация с изображением салюта .

2. «Тюльпаны»

Рисование ладошками и пальчиком

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

Лист бумаги ½ альбомного листа, большая мисочка с красной гуашью, зелёной, салфетки. Картинка с изображением тюльпанов.

3. «Бабочка»

Рисование ватной палочкой, тычком

Закрепить умение рисовать

ватными палочками и

тычком. Развивать чувство ритма и формы. Обращать внимание на форму (большие  и маленькие), учить чередовать.

Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением бабочки, гуашь разного цвета, ватные палочки и тычки, салфетки. Картинки с изображением бабочек.

4. «Гусеницы»

Рисование пальчиками и ватными палочками

Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно. Развивать чувство ритма, композиции.

Лист бумаги ½ альбомного листа,  гуашь зелёного цвета, тёмно-зелёного цвета, салфетка. Картинки с гусеницами.

3. Список использованной литературы

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

4. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития

детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая

младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014г.

7. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа

художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности - М.: ИД «Цветной мир» , 2015г.

8. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

9. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство пресс» 2003

10. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

11. Янушко. Е .А., «Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования в условиях изостудии. «АКВАРЕЛЬКА»

laquo;АКВАРЕЛЬКА». Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей  детей через нетрадиционные техники рисования в условиях изостудии....

Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год

Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...