Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Каляка маляка» (нетрадиционная техника рисования) 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 3-4 года Срок реализации: 1 год.
рабочая программа (младшая группа)
. Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalyaka_malyaka.docx | 47.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек»
(МБДОУ детский сад «Огонек»)
ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № _________ От «____ » _____________ 202__г.
| УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ детский сад ____________«Огонек» Е.А. Лукшина Приказ №_______ от «____»__________ 202__г. |
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению
«Каляка маляка»
(нетрадиционная техника рисования)
2023-2024 учебный год
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
воспитатель Ольферова С.С.
пгт. Верхнеднепровский
2023г.
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность
1.3. Цели и задачи
1.4. Принципы организации кружковой работы
1.5. Формы проведения итогов реализации программы
1.6. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
2.2. Формы организации
2.3. Методы обучения
2.4. Календарно-тематическое планирование
3. Список использованной литературы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Рисование естественная потребность ребенка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
1.2. Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.3. Цель кружка-вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.4. Принципы организации образовательной деятельности:
В основу программы положены принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
- Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса. образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
1.5. Формы проведения итогов реализации программы:
Для детей:
- Систематические занятия;
- Игры, игровые приемы.
Для родителей:
- Организация и оформление выставок детских работ;
- Консультации для родителей.
Для педагогов:
- Проведение мастер-класса среди педагогов;
- Творческий отчет руководителя кружка.
1.6. Планируемый результат:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
2. Образовательный раздел
2.1. Содержание программы
Программа предусматривает работу с использованием следующих нетрадиционных техник рисования
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску
ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Рисование ватной палочкой: ребенок опускает кончик палочки в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.
-Метод тычка с помощью поролона: во время рисования тычком нужно помнить, что гуашь в баночке должна быть густой. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
2.2. Форма организации кружковой программы:
Программа кружка «Юные художники» предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Общее количество занятий в год-36. Занятия проводятся в группах (6-10 человек) во второй половине дня в рамках кружковой деятельности. Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 10-15 минут.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
1. Вводная часть 2-3 минуты.
2. Основная часть 7-10 минут.
3. Заключительная часть 1-2 минуты.
2.3. Методы обучения:
- Словесный (рассказ-объяснение, беседа);
- Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
- Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
2.4. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Материалы | |||
Сентябрь | ||||||
1. «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиком | Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий – капельки, сильный – линии) | Листы бумаги размером ½ альбомного листа с изображением тучек синего цвета, разной величины, синяя гуашь, салфетки. | |||
2. «Веселый ёжик» | Рисование пальчиками | Учить наносить точки и вести дальше небольшую линию, это иголки у ёжика, а внизу листа травка тоже небольшие линии пальцем. Развивать чувство ритма, композиции. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением ёжика, гуашь чёрная и зелёная, салфетки. | |||
3. «Солнышко» | Рисование пальчиками | Закреплять понятия «лучик». Учить рисовать лучики, протягивая пальчик с краской в сторону. Упражнять в технике рисования, воспитывать аккуратность. | Листы бумаги размером ½ альбомного листа с изображением жёлтого круга в середине, гуашь в мисочках, жёлтая, рисунки с изображением солнышка. | |||
4.«Опята дружные ребята» | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов всеми пальчиками, выполнять широкие мазки (шляпки опят) и кончиком пальца (ножки гриба). | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением пня, гуашь ,светло коричневого цвета, салфетки. | |||
Октябрь | ||||||
1. «Осеннее дерево» | Рисование пальчиками | Развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, гуашь красная, зеленая, жёлтая, салфетки. | |||
2. «Компот из фруктов и ягод» | Рисование пальчиками | Закреплять знания детей различных ягод и фруктов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа в форме банки, гуашь красная, жёлтая, салфетки. Картинки с изображением ягод и фруктов. | |||
3. «Весёлый мухомор» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования-пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с нарисованным мухомором, гуашь белая, салфетки. Картинки с мухомора. | |||
4. «Листопад» | Рисование пальчиками | Развивать мелкую моторику рук, закрепить и уточнить знание цветов, учить работать аккуратно, заполняя всю поверхность листа. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа гуашь жёлтая, красная, зелёная, оранжевая, салфетки. Картинки с изображением листопада. | |||
Ноябрь | ||||||
1. «Осеннее дерево» | Рисование тычком | Учить детей создавать законченный образ осеннего дерева. Формировать интерес и положительные отношения к рисованию. | Лист бумаги ½ альбомного листа, на листе нарисовано дерево без листьев, гуашь бордовая и коричневая, салфетки. Картинка с изображением осенних деревьев | |||
2. «Бусы для куклы» | Рисование тычком | Прививать аккуратность при работе с краской, закреплять умение правильно держать тычок-вертикально, развитие речи, внимания. | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением двух линий (ниточки), гуашь синяя, красная, салфетки. Картинка с изображением бус. | |||
3. «Тарелка с ягодами» | Рисование тычком | Учить рисовать ягоды рассыпанные по тарелке. Учить правильно держать тычок. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги ½ альбомного листа круглой формы, напоминающей тарелку, гуашь цветная, салфетки. Картинки с ягодами. | |||
4. «Ветка рябины» | Рисование тычком и пальчиком | Учить рисовать на веточке ягоды набивая тычком, а пальчиком протягивать листочки. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции. | Лист бумаги ½ альбомного листа с нарисованной веточкой коричневого цвета, гуашь красная, зелёная, салфетки. Картинка с изображением рябины. | |||
Декабрь | ||||||
1. «Первый снег идет» | Рисование ватными палочками | Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку вертикально; закрепить знания и представления о цвете (белый). | Лист голубой бумаги ½ альбомного листа, ватные палочки, гуашь белого цвета, салфетки. Картинки с изображением падающего снега. | |||
2. «Следы зайчат» | Рисование двум ватными палочками вместе | Прививать аккуратность при работе с краской, закрепить умение правильно держать ватную палочку- вертикально, развитие речи, внимания. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением зайчика в стороне, ватные палочки, гуашь голубая, салфетки. Картинки с изображением следов. | |||
3. «Снежок на варежке» | Рисование ватными палочками, пальчиками. | Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображение варежки, гуашь белая , ватные палочки, салфетки. Картинка с изображением снежной варежки. | |||
4. «Шарики для ёлочки, бусы» | Рисование ватными палочками. | Приемы примакивания. Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки. Развивать эстетическое воспитание. Развивать творческие способности детей, развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лиси бумаги ½ альбомного листа с изображение елочки, на ней нарисованы ниточки, ватные палочки, гуашь разноцветная, салфетки. Картинка с изображением нарядной ёлочки. | |||
Январь | ||||||
1. «Снеговик» | Рисование ватными палочками | Рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования ватными палочками. | Лист бумаги ½ затонирован голубым альбомного листа с трафаретом снеговика, гуашь белая, салфетки. Картинка с изображением снеговика. | |||
2. «Узор на рукавичке» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа, шаблон рукавички, разноцветная гуашь, ватные палочки, салфетки. Картинка с изображением варежек. | |||
3. «Дерево в снегу» | Рисование ватными палочками | Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску; развивать чувство композиции. | Лист бумаги (голубого цвета), размером ½ альбомного листа, шаблон дерева коричневого цвета, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки. Картинки с изображением зимы. | |||
4. «Медведь спит в сугробе» | Рисование ватными палочками (3 палочки вместе) | Создавать условия для развития творческих способностей, развивать мелкую моторику; развивать творческое воображение детей | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с нарисованным спящем медведем коричневого цвета, гуашь белого цвета, салфетки. Картинки с изображение медведя в берлоге. | |||
Февраль | ||||||
1. «Салют» | Рисование жесткой кистью | Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально; закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа, кисть, гуашь разноцветная, салфетки. Картинка праздничного салюта. | |||
2. «Снежные комочки» | Рисование жесткой кисти | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь, салфетки. Картинка с изображением снежных комков. | |||
3. «Кружка для папы» | Рисование жёсткой кистью | Упражнять в технике рисования ватными палочками. Развивать воображение, аккуратность. Вызвать положительные эмоции детей. | Лист бумаги ½ альбомного листа в форме кружки, гуашь разного цвета, салфетки. Картинки с изображением кружек. | |||
4. «Пушистый щенок» | Рисование жесткой кисти | Учить изображать животное, передавая фактуру шерсти, уточнит и закрепить знание цвета, упражнять в аккуратном закрашивании. | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением собаки, гуашь коричневая, салфетки. Картинка с изображением собаки. | |||
Март | ||||||
1. «Звонкая капель» | Рисование ватными палочками | Продолжать учить рисовать ватными палочками, закрепить знание голубого цвета, развивать творческое воображение. | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображение сосулек, гуашь голубая, салфетки. Картинка с сосульками. | |||
2. «Мимоза для мамы» | Рисование ватными палочками | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. | Листы бумаги ½ альбомного листа с изображением зелёной веточки и листьями, гуашь зелёного и жёлтого цвета, салфетки. Картинка с изображением цветка мимозы. | |||
3. «Красивая салфеточка» | Рисование ватной палочкой | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы. Развивать чувство композиции. | Квадрат 20х20, гуашь разных цветов, салфетки, | |||
4. «Веточка вербы» | Рисование ватными палочками | Продолжать использовать ватные палочки как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями | Листы бумаги ½ альбомного листа с изображением коричневой веточки, гуашь серого цвета, салфетки. Картинка с веточкой вербы. | |||
Апрель | ||||||
1. «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку . | Лист бумаг ½ альбомного листа, нарисованные божьи коровки без точек на спинках, гуашь черного цвета, салфетки. Картинка с изображением божьей коровки. | |||
2. «Космос, звёзды» | Рисование палочками | Продолжать учить детей ритмично наносить ватной палочкой равномерные точки на всю поверхность. Вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги размером ½ альбомного листа, чёрный лист бумаги, гуашь жёлтая, салфетка. Картинка с изображение звёздного неба. | |||
3. «Зелёный горошек» | Рисование пальчиком | Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону)Закрепить умение дополнять изображение деталями. Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги размером 1/2 альбомного листа с нарисованным шаблоном гороха гуашь зелёная, салфетки. Картинки с изображением гороха. | |||
4. «Домашние животное (кошка) | Рисование пальчиком | Развивать чувство композиции | Лист бумаги размером ½ альбомного листа с изображением кошечки, гуашь серая, салфетки. Картинка животного –кошечки. | |||
Май | ||||||
1. «Праздничный салют» | Рисование тычком и ватной палочкой | Рассказать детям про День победы. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки жёсткой кистью на всю поверхность листа. | Лист бумаги ½ альбомного листа, гуашь разных цветов, салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют. Иллюстрация с изображением салюта . | |||
2. «Тюльпаны» | Рисование ладошками и пальчиком | Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь | Лист бумаги ½ альбомного листа, большая мисочка с красной гуашью, зелёной, салфетки. Картинка с изображением тюльпанов. | |||
3. «Бабочка» | Рисование ватной палочкой, тычком | Закрепить умение рисовать ватными палочками и тычком. Развивать чувство ритма и формы. Обращать внимание на форму (большие и маленькие), учить чередовать. | Лист бумаги ½ альбомного листа с изображением бабочки, гуашь разного цвета, ватные палочки и тычки, салфетки. Картинки с изображением бабочек. | |||
4. «Гусеницы» | Рисование пальчиками и ватными палочками | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно. Развивать чувство ритма, композиции. | Лист бумаги ½ альбомного листа, гуашь зелёного цвета, тёмно-зелёного цвета, салфетка. Картинки с гусеницами. |
3. Список использованной литературы
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001г.
2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
4. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
5. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития
детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая
младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014г.
7. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности - М.: ИД «Цветной мир» , 2015г.
8. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
9. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство пресс» 2003
10. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
11. Янушко. Е .А., «Рисование с детьми раннего возраста»- М.: Мозаика -Синтез, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования в условиях изостудии. «АКВАРЕЛЬКА»
laquo;АКВАРЕЛЬКА». Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования в условиях изостудии....
Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………&hel...
Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год
Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...