Статья по познавательному развитию для педагогов «Лэпбуки для формирования экологических знаний у дошкольников»
статья (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Статья по познавательному развитию для педагогов  «Лэпбуки для  формирования экологических знаний у дошкольников»

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

     Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.

      Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

      Мы искали такие формы работы с детьми, которые более интересно смогут сформировать экологические знания. Одной из таких форм стало использование технологии «лэпбук».

Лэпбук- интересное методическое пособие или интерактивная книга. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само- собой.

Так же лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде. Он:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

       Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Цель работы: Закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе. 

Задачи:

1. Дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; учить классифицировать предметы, сделанные из разных материалов, на группы;

3.В игровой форме расширить знания о пищевых цепочках в природе ; Закрепить знания о лекарственных растениях, животных, птицах занесенных в Красную книгу Адыгеи .

4. Развивать познавательный интерес детей;

5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

6. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

Результатом нашей работы стало формирование представлений о том, что человек - это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее. 

На первом развороте нашего лэпбука мы знакомим детей с понятием « экология»
Экология - наука о законах жизни природы. Главный закон экологии - все связано со всем" 

Содержание методического пособия:
 

1.Игра «Правила поведения в лесу» или «Будь природе другом!»

2. Игра «Живая и не живая природа»
3.Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?»
4. Дидактическая игра « Сортировка мусора»

5. Стихи об охране природы.

6. Пословицы об экологии.

7. Экологические сказки
8. Экосистема.
9. Красная книга Адыгеи.

10.Загадки о природе.

 

 

      Лэпбук был изготовлен для детей старшей группы «Вишенка». Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику. Таким образом в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.

         В нашем лэпбуке в виде книжечек собраны загадки о природе, стихи об охране природы, экологические сказки, пословицы о природе. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы.

      Игра «Сортировка мусора» поможет детям сформировать понятие о том, что мусор можно не только выбрасывать, а перерабатывать. Цель игры: формировать умения распределять предметы, сделанные из разных материалов, на группы.

       Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что помогает сохранить землю?» - поможет детям осознать информацию о факторах, которые вредят нашей планете и помогают ей сохранить красоту. Разворот «Экосистема» знакомить детей с понятием экосистема и учит устанавливать связи в природе.

     Игра «Живая и неживая природа» помогает уточнять представления об объектах природы.

     Красная книга  познакомит детей с редкими животными и растениями нашего края.

     Вот такой лэпбук «Экология» мы сделали для наших детей. Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lep.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

Музыкальное воспитание детей   имеет не маловажное значение не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке,...

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

Развитие экологических знаний у дошкольников

Статья о важности развития экологических знаний у детей дошкольного возраста...

«Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»

Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....

Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР"

Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР" рекомендована учителям-логопедам....