Развитие экологических знаний у дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новицкая Виктория Викторовна

Статья о важности развития экологических знаний у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_i_ekologiya.odt28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современное содержание Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни.

Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится экологическому образованию. На сегодняшний день владение экологической культурой, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка [4].

Экологическое воспитание – одно из направлений психолого-педагогической работы по освоению   образовательной области «Познание», успешно решающее задачи формирования у  дошкольников целостной картины мира, развитие познавательной исследовательской деятельности, расширение кругозора.

  Цель экологического воспитания  -  формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

 Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.  Основная  задача  экологического образования  в старшем дошкольном возрасте -  формировать у детей  понимание существующих связей между живыми организмами  (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой  (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Детей  старшего дошкольного возраста  также знакомят с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, просто сказать ребёнку, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

Одна из задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста – формировать у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.  

Формы экологического образования дошкольников

В  старшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.

  1.  Создание в группах центров экологии, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
  2.  Экологическая тропа на территории ДОУ с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, необходимо использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего,  выбрать деревья, кустарники, цветы разных пород, разного возраста, разной формы.
  3. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям  развивается наблюдательность, возникает интерес  к природе.
  4. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями  необходима опытно-экспериментальная деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.  В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
  5. Одной из форм ознакомления детей с природой является чтение художественной литературы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную основной общеобразовательной программой. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми необходимо провести беседу. Очень важно донести до детей смысл произведения.
  6. Во время непосредственно образовательной деятельности, других форм работы с детьми по экологическому воспитанию используются аудио- и видео материалы:классическая музыка, познавательные фильмы, презентации, мультфильмы, компьютерные программы и игры на экологическую тематику.
  7.  С детьми старшего возраста педагог проводит викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
  8.  Ежемесячно проводить конкурс детских рисунков:  "Времена года", "Мир глазами детей", "Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка - зима", "Тает снежок, ожил лужок".
  9.  Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
  10. Экологическое воспитание немыслимо без тесного сотрудничества с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей педагог использует  как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность.  Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений   на прогулках.

Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.

В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических знаний у дошкольников через музыкально-дидактические игры.

Музыкальное воспитание детей   имеет не маловажное значение не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. У ребенка формируются способности ценить красоту не только в музыке,...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

"Творческая деятельность в процессе формирования экологических знаний у дошкольников"

     Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры....

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

Статья по познавательному развитию для педагогов «Лэпбуки для формирования экологических знаний у дошкольников»

Статья по познавательному развитию для педагогов  «Лэпбуки для  формирования экологических знаний у дошкольников»      В наши дни, когда мир находится на...