Дополнительная общеобразовательная программа "Природная мозаика"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Данная программа разработана в направлении декоративно- прикладного творчества, с использованием природного материала (крупы, семян и зёрен).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnietlnaya.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Заведующая_______Н.Г. Макарова
От «31» августа 2016 года «31» августа 2016 года
Протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная программа
«Природная мозаика»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Срек Юлия Васильевна,
воспитатель
г. Асино, 2016
Содержание
- Пояснительная записка стр. 3
1.1. Направленность стр. 3
1.2 . Актуальность стр. 3
1.3. Принципы обучения стр. 3
1.4. Нормативно-правовая база стр. 4
1.5. Возрастные особенности детей стр. 5
1.6. Цели и задачи программы стр. 6
1.7. отличительная черта данной программы стр.6
2. Условия реализации программы стр. 7
2.1. Срок и этапы реализации стр. 7
2.2. Численный состав по годам обучения стр. 7
2.3. Форма и режим занятий стр. 7-8
2.4. Ожидаемые результаты стр. 8-11
3. Календарный – учебный график стр.11-12
4. Учебно - тематический план стр. 12
5. Учебно - тематический план по каждой теме стр. 12-13
6. Учебный – план стр. 14-15
7. Методическое сопровождение программы стр.15
8. Список использованной литературы для педагога стр.16
8.1. Список литература для учащихся стр. 16
8.2. Технические средства обучения стр. 16
8.3. Материалы и оборудование стр. 16
1. Пояснительная записка
На современном этапе развития общества остро встает вопрос воспитания и обучения подрастающего поколения в духе традиций народной русской культуры, которая оттачивалась веками и доказала свою состоятельность в воспитании человека творческого, знающего, образованного, преданного Отечеству. В соответствии с новыми стандартами обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Творчество, в том числе и декоративно-прикладное, важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Занятия декоративно прикладным творчеством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера. Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирование отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
1.1 Программа «Природная мозаика» имеет художественную направленность. Занятия флористикой помогают детям более тонко рассматривать окружающий мир, наблюдать за происходящими в нем изменениями. Данный курс развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с сухими растениями и семенами способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
1.2 Актуальность программы, в том, что в наш век научно-технического прогресса мы все реже замечаем красоту окружающего мира. Мы стремимся дать нашим детям как можно больше всевозможных знаний, порой забывая о том, что помочь им стать личностями – это гораздо важнее, чем помочь им стать математиками. Только развитие в творчестве помогает детям учиться мыслить неординарно, принимать нестандартные решения, что очень важно для дальнейшей их самореализации в жизни.
1.3 Принципы обучения
1. Гуманности - ненасильственное привлечение к деятельности | Отказ от авторитарного давления со стороны педагога |
2.Демократичностно - личностный подход | Максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка, учет интересов всех участников Процесса |
3.Целостность; Системность; Непрерывность; | Закрепление ранее полученных знаний и приобретение новых на каждом занятии, обучение от простого к сложному, от трудового действия к приему, от приемов - к комплексу приемов. Обучение не имеет фиксированных сроков завершения, переходит от одной стадии к другой. |
4.Многофункциональности (компетентностный подход) | Овладение ключевыми компетентностями для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях |
5.Многомерности (компетентностный подход) | Ключевые компетентности сочетают различные умственные и психические процессы и интеллектуальные умения (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.). |
6.Связь теории с практикой. | Отведение на практические занятия не менее 70% учебного времени. |
7.Наглядность. | Демонстрация на занятиях реальных изделий. Виды наглядности включают демонстрацию трудовых операций, различных приемов работы, образцовых по исполнению изделий, показ моделей, рисунков, эскизов, схем, использование мультимедийных средств. |
8. Доступность. | Соответствие содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, познавательным возможностям. |
9.Прочность. | Формирование у детей ясного представления конечного результата работы, приобретаемых знаний и умений, практического их применения. |
10.Открытость. | Участие в образовательном процессе родителей учащихся детей, администрации образовательного учреждения. |
11.Принцип творчества и успеха. | Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы |
1.4 Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ (ред. от 13.07.2015)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- От 15 мая 2013 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Министерство образования науки российской федерации. Приказ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
1.5 Возрастные особенности детей. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Воспитатель уделяет особое внимание развитию мелкой моторики. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив. Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Дети с удовольствием демонстрируют поделки выполненными своими руками друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки, гордятся своими успехами. Очень важно в этом возрасте развивать мелкую моторику рук. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
1.6 Цель и задачи программы
Цель: Создание возможностей для творческого развития, формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, экологического самосознания детей, содействие личностному и профессиональному самоопределению воспитанников, их социализации в современном обществе.
Задачи:
Познавательные
-познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества
- формировать специальные знания, умения:
научить детей владеть различными техниками работы с природными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе
Развивающие
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание
- развивать положительные эмоции и волевые качества
- развивать моторику рук, глазомер.
- развивать познавательный интерес, стремление к самообучению;
- развивать цветовосприятие, чувство гармонии, понимания красоты окружающего мира;
Воспитательные
-приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, толерантности, культуры общения, интеллигентности)
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценки и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, и самоуважения
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
1.7 Отличительной чертой данной программы является ее пластичность, разнообразие поделочного материала и тем для занятий. Разнообразие тем позволяет постоянно в течение всего учебного года поддерживать интерес к занятиям, а большой выбор природных материалов - развивать воображение и фантазию. Для наиболее полного удовлетворения потребностей детей программа является комплексной, включающей в себя следующие виды работ с природными материалами: работа с засушенными растениями - составление коллажей, лепестковая живопись, плоскостная аппликация из бересты и соломки, создание объемных и полуобъемных флористических композиций и т.д. После освоения техник работы с материалами учащиеся имеют возможность выполнять авторские творческие работы.
Целостность и прогностичность. Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребенка гуманное отношение к природе. Поэтому занятия флористикой целесообразно начинать с младшего школьного возраста. Что как не работа с природным материалом развивает естественный интерес к природе свойственный этому возрасту. Преобладание в этом возрасте конкретно-образного мышления позволяет детям лучше усвоить основы флористики, как вида изобразительного искусства. Работа с детьми старшего школьного возраста, строится и корректируется в соответствии с интересами и запросами детей. Она позволяет раскрыть перед учениками социальную роль декоративно-прикладного творчества, сформирует у них устойчивую потребность к саморазвитию, тягу к искусству, истории, культуре, традициям. Вглядываться в природу её разнообразие красок, а в летнее время заготавливать те или иные травы, сухоцветы, цветы и многое другое, что дарует нам природа.
Программа также направлена на решение проблем экологического, нравственного, патриотического воспитания. По программе занимаются дети от 6,5 до 13 лет. Программа рассчитана на 3-х годичный срок обучения. Набор в группы ведется по желанию детей и заявлению родителей. Комплектация групп проводится по результатам собеседования, исходя из индивидуальных возможностей детей и степени их подготовленности.
2. Условия реализации программы
2.1 Срок и этапы реализации дополнительной образовательной программы на 2016-2017 г.
2.2 Численный состав по годам обучения в творческой мастерской предполагает:
1 год обучения до 6-8 человек
Год обучения | Количество часов в год | Количество часов в неделю | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю |
1 год обучения (5-7 лет) | 36 | 1 | 5-6 лет 25 мин 6-7 лет 30 мин |
|
2.3 Формы и режим занятия
Занятия проводятся один раз в неделю по вторникам послеобеденное время, начало занятий для детей 5-6 лет 15.40 – 16.05. Для детей 6-7 лет 15.40 – 16.10
Особенности набора учащихся: свободный.
Продолжительность образовательного процесса: сентябрь-май ежегодно.
Формы обучения
Название | Содержание | педагогическая задача |
| Предоставление информации в готовом виде | Развитие общей культуры учащихся |
| Проблемная задача. Обучение методом вопрос-ответ: учащиеся решают часть поставленной задачи самостоятельно, с помощью наводящих вопросов. | Усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе. |
| Добывание знаний и умений путем наблюдений, аналитической деятельности, сочетаний различных приемов, самостоятельного подхода к поиску решения поставленной задачи. | Развитие творческой самостоятельности и инициативы. |
| Коллективное решение и выполнение одной творческой задачи. Планирование собственной деятельности в выполнении коллективного задания | Привить коммуникативные навыки, развивать в ребенке самооценку, самокоррекцию, ответственность за результат работы. |
| Выполнение проверочных заданий в игровой, тестовой, анкетной форме. Проведение творческих выставок, тематических развлечений, викторин. | Вовремя выявить и устранить пробелы в усвоении материала, создать «атмосферу успеха» в работе каждого воспитанника |
| Канцелярские ножи, секатор, ножницы, садовый инвентарь, простые карандаши, кисточки для клея и рисования, фломастеры, ветки, корни, бамбуковые палочки, цилиндры от туалетной бумаги, нитки шпагат, салфетки, клеевой пистолет, бутылки стеклянные, ленты. |
2.4 Ожидаемые результаты.
В своей практике мы придерживаемся следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела, недостаточно раскрылись.
- Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
- Успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Последнее положение согласуется с социальным заказом государства, сформулированном в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2): «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся».
В конечном итоге реализация программы в соответствии со стандартами ФГОС ДО программа способствует:
а) приобретению учащимися специальных знаний за счет занятий в творческой мастерской «Природная мозаика»
-пробуждению активности детей;
-умению находить оптимальные способы осуществления деятельности;
- умению подвести деятельность к процессу творчества;
б) развитию личностных качеств:
Нравственный потенциал | Ответственность, способность к свободному выбору, уважение и понимание других людей, восприятие и понимание таких ценностей как «Родина», «природа», « дружба», «традиции» и т.д; правильная оценка своих действий и поведения окружающих, соблюдение порядка, правил техники безопасности и дисциплины. |
Коммуникативный Потенциал | Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать; способность сопереживать, сочувствовать; проявление внимания к людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции. |
в) овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности;
1й год обучения:
Дети должны знать:
- технику безопасности при работе с материалами и инструментами
- правила оснащения рабочего места - проведение самоконтроля и оценке труда
- прогнозирование собственной деятельности
- историю и традиции изучаемых видов прикладного творчества – основы построения композиции и цветосочетания – основные законы выполнения пейзажа.
- способы заготовки растительного материала (нарезка, сушка, сортировка)
- способы подготовки поделочного материала к работе.
Дети должны уметь:
- выполнять плоскостные, небольшие полу объемные композиции
- правильно подобрать растения и крупы для выполнения пейзажа (времена года, время суток).
- показать объемность предметов (свет, тень, блик), применять в аппликации правила линии горизонта и перспективы.
- выполнять коллажи и панно из природного материала
2. 5 Формами контроля являются: творческие работы по всем темам, участие в выставках, конкурсах различного уровня; проведение диагностики; активное участие в общих мероприятиях, главным результатом занятий можно считать пробудившийся интерес к творчеству, стремление к прекрасному, поиск нового, самостоятельные находки, стремление к творческому труду.
Критерии оценки:
- оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
- оценивается умение описывать работу в целом и в деталях;
- оценивается наблюдательность и фантазия;
- оценивается интерес к специальной литературе по прикладному творчеству;
- оценивается свободное владение техническими приемами;
- оценивается устойчивость теоретических знаний по изучаемым направлениям;
- оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
- оценивается степень участия в коллективных формах работы
Формы проведения контроля.
-устный контроль;
-практический контроль;
-наблюдение;
-участие в выставках и конкурсах разных уровней (групповые, тематические, районные, областные, межрегиональные)
При проведении комплексных опросов детей (наблюдение, собеседование) применяется методика педагогической диагностики в рамках компетентностного подхода.
Суждения, советы высказываются как пожелания воспитаннику в свободном общении. Домашние задания отсутствуют.
Работа с родителями:
- Формирование активной педагогической позиции родителей:
- вызвать интерес к процессу воспитания, желания добиться успеха; породить в детях уверенность в своих силах (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);
- привлекать родителей к участию в жизни не только своего ребенка, но и группы и детского сада в целом (совместные мероприятия, творческие дела).
- Распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания:
- изготавливать подарки своими руками для близких и друзей;
- устраивать домашние выставки детей;
- Искоренять негативные тенденции:
- равнодушие к результатам детского труда (выбрасывают детские поделки, не посещают групповые выставки и общие мероприятия, не проявляют интерес к творческим достижениям своего ребенка);
- пропуск занятий по вине родителей, наказание детей запретом идти в студию.
В основе работы с родителями положены следующие принципы:
- терпимость и уважение к родителям разного уровня образования и культуры;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- принцип тактичного, деликатного изучения семьи.
При работе с семьей необходимо учитывать:
- культурно - образовательный уровень родителей;
- социально - экономическое положение семьи, занятость родителей;
- условия проживания, особенности образа жизни, семейного уклада, микроклимат семьи, традиции;
- структуру семьи;
Формы работы с родителями:
- профессиональная помощь родителям, сотрудничество педагога и родителей в воспитании детей;
- помощь родителя в освоении тех или иных видов рукоделия, знакомство с методической литературы по этим вопросам;
- общественные мероприятия;
- посещение вместе с детьми музеев и выставочных залов, выставок прикладного творчества, в том числе детских;
- родительские собрания;
- совместные творческие дела;
- агитационно - просветительская и информационная деятельность.
3. Календарный – учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения | Кол.часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 06, 13, 20, 27 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В старшей группе «Лучики» | Участие в конкурсах, выставках. |
2 | Октябрь | 04,11, 18, 25 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В средней группе «Почемучки» | Участие в конкурсах, выставках. |
3 | Ноябрь | 01,08, 15, 22, | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В старшей группе «Лучики» | Участие в конкурсах, выставках. |
4 | Декабрь | 06, 13, 20, 27 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В актовом зале | Участие в конкурсах, выставках. |
5 | Январь | 10,17,24,31 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В старшей группе «Лучики» | Участие в конкурсах, выставках. |
6 | Февраль | 07,14,21,28 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В средней группе «Почемучки» | Участие в конкурсах, выставках. |
7 | Март | 07,14,21,28 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В средней группе «Почемучки» | Участие в конкурсах, выставках. |
8 | Апрель | 04,11,18,25 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В актовом зале | Участие в конкурсах, выставках. |
9 | Май | 02,16,23,30 | Дети 5-6 лет 15.40 – 16.05 Дети 6-7 лет 15.40 – 16.10 | 4 | В средней группе «Почемучки» | Участие в конкурсах, выставках. |
4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
(перечень разделов, тем)
№ | Тематический блок | 1-й год обучения (36 часов) | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Введение в предмет флористика | 1 | 1 | |
2 | Работа с природными материалами | 8 | 1 | 7 |
3 | Декорирование природными материалами | 8 | 1 | 7 |
4 | Полу объемная композиция | 4 | 1 | 3 |
5 | Составление композиций из зёрен кофе | 6 | 1 | 5 |
6 | Составление картин из макарон, круп и семян | 9 | 2 | 7 |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 |
5. Учебно-тематический план по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля (выставки, конкурсы) | ||
Общее | Теория | Практика | |||
| |||||
1 | Введение в предмет. Что такое флористика? | 1 | 1 | ||
| |||||
1 | Разновидности круп – внешний вид, форма, наименование. | 1 | 1 | ||
2 | Выполнение работы по шаблону «Аквариум». | 1 | 1 | ||
3 | Теоретическая часть. Правила и техника работы с сухими листьями. | 1 | 1 | ||
4 | Работа по шаблону «Ваза с цветами». | 1 | 1 | ||
5 | «Цветочный ковёр». | 1 | 1 | ||
6 | «Цыплята на лужайке». | 1 | 1 | ||
7 | Насекомое – «Божья коровка». | 1 | 1 | ||
8 | В гостях у бабочек «Павлиний глаз». | 1 | 1 | ||
| |||||
1 | Сказочно-мифологические образы. | 1 | 1 | ||
2 | «Весёлая гусеница». | 1 | 1 | ||
3 | «Цветочная поляна». | 1 | 1 | ||
4 | «Царевна лебедь». | 1 | 1 | ||
5 | Насекомое – «Труженица пчёлка». | 1 | 1 | ||
6 | Красногрудый красавец – снегирь. | 1 | 1 | ||
7 | «Узорная ваза». | 1 | 1 | ||
8 | «Ромашковое поле». | 1 | 1 | ||
| |||||
1 | Объёмные и плоскостные композиции. «Рамка для фото на подставке». | 1 | 1 | ||
2 | «Букет для мамы». | 1 | 1 | ||
3 | Выполнение цветов из гофрированной бумаги. Орхидея «Башмачок». | 1 | 1 | ||
4 | Выполнение цветов из гофрированной бумаги. «Колокольчик альпийский». | 1 | 1 | ||
| |||||
1 | «Волшебные зёрна» Картина «Подсолнух». | 1 | 1 | ||
2 | Натюрморт «Ваза с виноградом». | 1 | 1 | ||
3 | Мультипликационный герой «Чебурашка». | 1 | 1 | ||
4 | «Цветочный ковёр». | 1 | 1 | ||
5 | «Сердечко» | 1 | 1 | ||
6 | «Кружечка» | 1 | 1 | ||
| |||||
1 | Картина «Весёлые крупинки». Работа с горохом. «Солнышко - колоколнышко». | 2 | 1 | 1 | |
2 | «Ёжик, ёжик колкий - из семечек иголки» | 1 | 1 | ||
3 | Зимовье зверей. «Филин». | 1 | 1 | ||
4 | «Заяц был сереньким, стал беленьким». | 1 | 1 | ||
5 | «Белочка на веточке». | 1 | 1 | ||
6 | «Цып, цып, цып мои цыплята». | 1 | 1 | ||
7 | «Петушок – золотой гребешок». | 1 | 1 | ||
8 | «Грибочки на пенёчке». | 1 | 1 | ||
9 | «Мишка - косолапый». | 1 | 1 |
6. Учебный - план
1 год обучения
Тема 1. Введение в предмет флористика.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Что такое флористика? Разновидности сухоцветов. Особенности и традиции флористики. Материалы для работы, инструментарий. Выбор и классификация растительного материала. Техника безопасности на занятиях.
Методическое обеспечение: гербарий, сухоцветы, клей ПВА, картон, гуашь, иллюстрации с животными выполненные из гербария. Просмотр презентации.
Тема 2. Работа с природными материалами.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Материалы и техники исполнения. Классификация растительных материалов. Заготовка и хранение природного материала. Правила высушивания листьев в плоскости. Свойства листьев (влажные, засушенные). Сравнение свойств листьев и бумаги. Способы крепления листьев на основе. Виды клея, техника работы с клеем, правила наклеивания листьев в различном состоянии (влажном, сухом).
Правила составления композиции при компоновке разнообразных форм и размеров листьев (соотношение формата бумаги и размеров элементов композиции, симметрия, динамичность и статичность, контраст).
Методическое обеспечение: шаблон, иллюстрации, клей ПВА, гербарий из листьев тополя, берёзы, рябины, черноплодки, черёмухи, сирени. Наглядный материал. Просмотр презентации.
Тема 3. Декорирование природными материалами.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Техники декорирования природными материалами. Разновидность бобовых (фасоль, бобы, чечевица), круп и макаронных изделий. Виды основ для декорирования. Техника работы клеем ПВА по шаблону. Виды аксессуаров для декорирования (пуговицы, бусы и камни).
Изучение, классификация, разновидности, применение. Раскладывание по шаблону, сравнение, дополнение.
Методическое обеспечение: шаблон, иллюстрации, клей ПВА, набор круп, макарон, семян, зёрен. Просмотр презентации.
Тема 4. Полу объемная композиция.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Техника исполнения «Рамочки на подставке». Выполнение объёмных цветов. Правила, приёмы, техника. Виды материалов: различные мелкие предметы и декоративные аксессуары. Цветы из бумажной основы, гофрированная бумага.
Использования гофрированной бумаги, изготовление цветов из неё. Элементами украшения послужат декоративные элементы (бусы, стразы, бисер).
Методическое обеспечение: карандаш простой, ножницы, клей ПВА, бамбуковая палочка, элементы декора, наглядный материал, коробочный картон. Просмотр презентации.
Тема 5. Составление композиций из зёрен кофе и чая.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Виды материалов: зерновой кофе, клей ПВА, чёрный и зелёный чай, крупа. Правила работы с данным материалом. Разновидности поделок из данного материала, составление не сложных композиций. Работа по шаблону. Правила работы с клеем ПВА. Применение заварки чая чёрного, зелёного в дополнении композиции. Техника работы, подбор материалов в сочетании с композицией.
Методическое обеспечение: Клей ПВА, шаблоны, коробочный картон, кофе в зёрнах, чай. Просмотр презентации.
Тема 6. Составление картин из макарон, круп и семян.
Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная
Содержание материала: Виды материалов: различные крупы, разновидности бобовых (горох круглый, колотый, фасоль красная, белая;) молотые крупы (манная крупа, кукуруза, ячневая, пшеничная) и т.д. Выполнение несложных одно сюжетных картин. Правила работы с крупами, подбор по текстуре, цвету, форме.
Методическое обеспечение: разновидности круп, зёрен, макарон и семян. Клей ПВА, шаблон, коробочный картон. Просмотр презентации.
7. Методическое сопровождение программы
Помещение | Специально оборудованная творческая мастерская; |
Оборудование | Мебель, предназначенная для детей школьного возраста; шкафы для хранения методического и дидактического материала, а также необходимых для рабочих материалов. Компьютер. |
Дидактические и методические материалы | - Разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (учебно-методический план, сценарии творческих мероприятий, методические разработки); - Разработки педагога для проведения занятий (планы и конспекты занятий, схемы, таблицы, образцы изделий); - Информационный материал (книги, тематические журналы, видеоматериалы); - Творческие отчеты по программе (фотоальбомы, оригиналы работ, грамоты, дипломы); |
Расходные материалы | Специальные ящики и коробки для хранения засушенных растений, мха, шишек, семян, круп, макарон, зёрен и др. природных материалов, плотная чертежная бумага, писчая бумага для эскизов, калька, картон, краски, клей ПВА, проволока, различные основы для композиций, искусственные цветы, декоративные флористические материалы, ракушки, различные виды клея. |
8. Список использованной литературы для педагога
- А.В. Белошистая, О.Г. Жукова Весёлые горошины детский журнал г. Москва-2008 г.
- И.М.Петрова Объёмная аппликация г. Санкт - Петербург – 2007 г.
- А. А. Зайцева Цветы из гофрированной бумаги г. Пермь – 2014 г.
- Т.А.Свешникова Декорирование природными материалами г.Москва – 2009 г.
- Интернет сайты.
8.1 Список литература для учащихся
- Ирина Киселёва книжка раскраска «Сибирская радуга» г.Томск 2009 г.
- В. Силевёрстов. Юный натуралист г. Москва 2010 г.
- Р. Асланов. Юный натуралист г. Москва 2011 г.
- Р. Сейфулина. Юный натуралист г. Москва 2011 г.
- В. Силевёрстов. Юный натуралист г. Москва 2012 г.
- H. Верзилин 'Путешествие с домашними растениями Москва - 1949 г.
- В.Турманина. Растения рассказывают Москва – 1995 г.
- Иллюстрации из интернет сайтов.
8.2 Технические средства обучения
- Проектор
- Интерактивная доска
- Ноутбук
- Видеоматериал
8.3 Материалы и оборудование
- Крупы, семена, зёрна, макароны;
- Кофе в зёрнах
- Гербарий, сухоцветы
- Коробочный картон,
- Бамбуковые палочки
- Трафареты
- Предметы декора
- Клей ПВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная мозаика»
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ ...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика" рассчитана на возраст детей 3-4 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Ритмическая мозаика"
Рабочая программа по ритмической пластике для детей 2-5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая
Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование речевой готовности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ритмическая мозаика"
Программа разработана для развития танцевального творчества детей 6- 7 лет...