Принципы духовно – нравственного воспитания и развития личности обучающихся
статья

Китаичева Ирина Александровна

В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы духовно – нравственного воспитания и развития          

                                личности обучающихся

Процесс духовно-нравственного воспитания в  общеобразовательной организации  складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности педагогов, основанных на  методологии и теории. Вся практическая работа по духовно-нравственному воспитанию должна строиться на научной основе, а, следовательно, на базе принципов духовно-нравственного воспитания. Принципы духовно-нравственного воспитания определяют методику педагогической работы, являясь руководством к действию.  Следуя этому положению, общеобразовательную организацию связывает воспитательную работу с духовно-нравственным воспитанием, передает подрастающему поколению духовно-нравственные знания, опыт изучения полиэтнической культуры, традиции, обычаи и правила в сфере жизнедеятельности общего коллектива.

Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие обучающихся.

Специально организованное образование детей школьного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию.

 2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

 3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы – идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода – принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект – субъектных отношений, диалогического общения.

5. Принцип индивидульно - дифференцированного подхода –  индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный, т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

 6. Принцип деятельностного подхода – развитие ребенка в специфических для обучающихся  видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

 7. Принцип культуросообразности – следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям обучающимся, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

8. Полиэтнический принцип духовно-нравственного воспитания и развития – в первую очередь отражает новую цель, характер, содержание воспитания как одного из важнейших рычагов целеустремленного формирования нового многонационального общества.

Принцип духовно-нравственного воспитания в общественной полезной и педагогически организованных видах деятельности. Школьная жизнь – жизнь в дружном трудолюбивом многонациональном коллективе. Правильная организация этой жизни включает не только учение, но и ежедневный разнообразный по содержанию общественно полезный труд. Трудовая деятельность в  коллективе, тесно связанна патриотической и является решающим фактором духовно-нравственного воспитания.

Принцип полиэтнического гуманизма – воплощение великих общечеловеческих гуманных целей и идеалов. Полиэтнический гуманизм пронизывает все стороны процесса духовно-нравственного воспитания. Гуманизм в уважении личности любой национальности и в высоких требованиях к ней. Без высокого доверия и не менее высоких требований не может быть правильной организации процесса духовно-нравственного воспитания.

9. Принцип систематичности в духовно-нравственном воспитании. Всякое явление, имеющее множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, называют системой. Духовно-нравственное воспитание, таким образом, тоже система.

Педагогическую систему и ее элементы можно рассматривать в разных плоскостях:

а) система содержания духовно-нравственного воспитания;

б) система отношений педагога с обучающимися;

в) система форм организации воспитательной работы;

г) система методов и средств духовно-нравственного воспитания;

д) система работы детских и молодежных организации;

е) система работы классного руководителя;

и) система межнациональных отношений обучающихся многонационального коллектива. 

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Развитие личности осуществляется в процессе, одновременно протекающем сферах анатомо-физиологического, этнопсихологического и духовно-нравственного становления человека. Оно определяется внутренними и внешними причинами, естественными и общественными условиями.

Знание возрастных особенностей обучающихся помогает учителю строить с ним правильные отношения в каждый новый момент общения, в каждый новый год совместной жизни и деятельности.

Период пребывания детей в общеобразовательной организации принято рассматривать в аспекте трех возрастных этапов: младший, средний (или подростковый) и старший школьный (или ранний юношеский) возраст. Каждый возраст имеет свою анатомо-физиологическую и этнопсихологическую характеристику, определяет ведущий тип деятельности. Каждый возраст характеризуется не только количественными изменениями, но и новыми качественными образованиями, которые подготавливаются предшествующим этапом развития человека.

Выявляя закономерности и обосновывая правило работы с обучающимися разных возрастных групп, психолого-педагогическая наука помогает учителю эффективно решать практические задачи духовно-нравственного воспитания.

Младший школьный возраст – начало трудовой и общественно-политической жизни ребенка, когда общеобразовательная  организация и детские организации коренным образом меняют характер его устремлений и деятельности.

В начальной школе важные задачи формирования основ духовно-нравственных знаний и патриотического поведения обучающихся, их духовных потребностей. В это время ребенок мыслит преимущественно конкретно, образами, поэтому и духовно-нравственное просвещение необходимо вести путем преподнесения ему ярких и понятных фактов. Дети затрудняются логически обдумывать духовно-нравственные явления жизни, так как у них недостаточный опыт и ограниченный запас знаний. Все это необходимо учитывать, организуя обсуждение событий окружающей жизни.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, первый существенный этап на пути социальной и духовно-нравственной зрелости. В подростковом возрасте расширяется интерес к изучению социальных и нравственных явлений, проявляется потребность разносторонне оценивать окружающую жизнь и людей, а также потребность разобраться в самом себе. Процесс акселерации способствует интенсивному развитию самосознания.

Решающее влияние на духовно-нравственное развитие подростков оказывает участие в различных детских движениях. Здесь проявляются их самостоятельность, общественная активность, организаторские качества, духовно-нравственный рост. Неодинаково их отношение к различным родам общественным поручениям и формам работы. С этим нельзя не считаться на практике духовно-нравственного воспитания.

В старшем школьном возрасте на основе приобретенных и приобретаемых естественнонаучных, социальных и духовно-нравственных знаний делаются широкие мировоззренческие обобщения, формируются основы патриотического убеждения и мировоззрения. Юность – пора, когда наступает зрелость патриотических убеждений.

Мозг современного обучающегося ежедневно принимает и перерабатывает самой разнообразной и сложной информации социально-политического и духовно-нравственного содержания и качества ее неодинаковы. Методика духовно-нравственного воспитания не разрешает учителю работать без учета направленности сознания его воспитанников, без знаний индивидуальных особенностей и уровней развития их сознания. 

11. Принцип развития самодеятельности, духовно-нравственной активности под руководством педагога. Социальная активность личности проявляется в разных формах и имеет разную направленность. Для современного обучающегося наряду с познавательной активностью большое значение имеет и духовно-нравственная активность, стремление участвовать в жизни своего многонационального ученического коллектива, в решении социально-экономических задач.

Общеобразовательная организация, детские организации и дополнительное образование во вне учебное время предоставляют молодежи широкие возможности для проявления самодеятельности всемерно развивать самостоятельность.

Самодеятельность старшеклассников при организации различных видов общественной работы является важнейшей предпосылкой и необходимым условием развития подлинного интереса к духовно-нравственной деятельности, основой для проявления инициативы и искренней заинтересованности в судьбе коллективных дел. Самостоятельность, проявляющаяся в составлении планов развития своего многонационального коллектива, в организаторской работе, связанной с подготовкой и проведением намеченных дел, развивает гражданскую ответственность, духовно и морально закаляет обучающихся.

На основе самодеятельности осуществляется развитие социально ценной духовно-нравственной активности обучающихся до ее высшего уровня – общественно-политической и профессионально трудовой. Руководство активностью молодежи – обязательное условие успешного достижения целей духовно-нравственного воспитания. Оно должно осуществляться так, чтобы все школьники были вовлечены в общественную работу, чтобы всемерно развивались их самоуправление и самодеятельность, гражданская заинтересованность в делах школьного коллектива, своего района, города, и, наконец, Республики.

12.  Принцип целостного воспитания личности. Осуществление духовно-нравственного воспитания на основе всестороннего развития личности. Обучающийся формируется духовно и нравственно как целостная личность. Более или менее равномерно развивается его умственные способности, его научная эрудиция, его социально-политические, духовно-нравственные, эстетические взгляды, трудовые навыки и умения.

Постоянно происходящее углубление и расширение связей личности с окружающим его миром есть реальный процесс. В свою очередь эти разнообразные актуальные потребности стимулируют умственные, физические, трудовые, духовно-нравственные, эстетическое, этнопсихологическое развитие одновременно. Такое общее развитие стимулируется соответствующей воспитательной работой педагога.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

 Личностно- ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и его индивидуальности.

 Системно - деятельностный подход – с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход – формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; они должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обусловливают формирование компетентной личности в современном мире.

 Комплексный подход – необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности обучающегося в различных направлениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в младших классах детей с ОВЗ

quot;Без памяти-нет традиций, без традиций - нет воспитания, без воспитания-нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа"...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...

Методическая разработка на тему: "Комплексно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию обучающихся"

В методической разработке представлен комплексно-тематический план работы в детском саду по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию....