Проект по духовно-нравственному воспитанию для обучающихся старшей группы "Моя малая Родина"
проект (старшая группа)

Пастухова Алена Владимировна

Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание чувства патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66

e-mail: detsad-53-2011@mail.ru

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности

с общим недоразвитием речи 3 уровня (5-6 лет))

Срок реализации: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Проект разработан:

Пастуховой Аленой Владимировной, воспитателем первой квалификационной категории;

Примак Ольгой Павловной, воспитателем первой квалификационной категории.

город Рубцовск

Рубцовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

E-mail: soknce10092011@mail.ru

Контактный телефон: 89095001609

2022 г.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста « Моя малая Родина»

Название проекта – «Моя малая Родина»

Возраст воспитанников – старшая группа (5-6 лет)

Вид проекта – практико-ориентированный; проект ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание чувства патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации проекта – с сентября 2020 года по май 2021 года.

Участники проекта – воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, родители (законные представители), социальные партнёры (Рубцовская Епархия Русской Православной Церкви, картинная галерея им В.В. Тихонова).

Введение

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.

К.Д. Ушинский

Педагогический коллектив Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее – МБДОУ) рассматривает эти слова К.Д. Ушинского как руководство к действию. Черпать «воспитательную силу» в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников мы стараемся именно «из живого источника человеческой личности». Такими источниками для нас являются семья, окружающие люди, природа, музыка, народная мудрость. Воспитать у дошкольников любовь к своей семье, своей стране, уважение к высшим человеческим ценностям – истине, добру, красоте, эмоциональную отзывчивость и глубокую духовность – не непросто. Необходимо создать условия открывающие возможности для позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, формирования ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру – на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.

Проблема

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество – разрушение личности. Когда материальные ценности доминируют над духовными, у людей искажаются представления о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Еще И.Ф. Гончаров писал: «Духовность» – понятие емкое, оно предполагает «человеческое в человеке», глубоко укорененное в культуре, имеющее православную направленность, широкий познавательный взгляд на мир, совесть как один из критериев нравственности». Духовность – это комплекс внутренних чувств, которые отражают образованность, патриотизм, нормы нравственности и поведения, трудолюбие человека. Духовность – традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. 

Большинство современных детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Особенно это характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). В связи с эти перед нами, как перед педагогами, работающими с детьми с ОНР, встал вопрос  что предпринять в этой ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? Как вовлечь родителей (законных представителей) в процесс формирования духовности подрастающего поколения?

Новизна проекта

Проект разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание чувства патриотизма у детей с ОНР. Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности, так как нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), что в свою очередь негативно отражается на полноценном всестороннем развитии ребенка, препятствует его социальной адаптации и последующей интеграции в общество. Задача социализации детей с ОНР – одна из приоритетных в работе с такими детьми. Решение этой задачи невозможно без формирования духовно-нравственных основ личности. Наша задача – сохранить и передать нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, а для этого мы должны познакомить детей с ОНР с этими обычаями и создать условия для формирования у них духовных ценностей.

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения неизменно была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает  стабильное, гармоническое формирование человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Нынешнее российское общество остро переживает спад духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас осознаёт необходимость восстановления и развития духовно-нравственных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Федеральных законах Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В связи с этим первостепенная роль детского сада – создание эффективных условий для разностороннего формирования духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на социокультурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого свойственно эмоционально-чувственное восприятие реальности, считается эффективным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот промежуток происходит стремительное накопление жизненного опыта: духовно-нравственного и социального. Человек за первые 7 лет жизни обретает столько, сколько не может обрести за всю дальнейшую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для формирования понимания о добре и зле, о духовно-нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит изменение норм в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В гонке за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное совершенствование маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бессмысленными. И как итог этого  эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих истоков, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с народной культурой, традициями и обычаями русского народа, народным фольклором, содействует привитию любви к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое, благотворно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Успешность процесса формирования духовности подрастающего поколения обеспечивается наличием тесного конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с ОНР. Создание условий для коллективной творческой деятельности, участие в совместных мероприятиях, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей с ОНР и родителей (законных представителей), помогает сплотить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Большая роль в формировании духовно-нравственных качеств и патриотическом воспитании дошкольников отводится социальному партнерству, в том числе партнерству с Рубцовской Епархией Русской Православной Церкви и другими институтами воспитания.

Предусмотренные в ходе реализации проекта виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, воспитанников с ОНР и их родителей (законных представителей), социальных партнеров МБДОУ, открывают возможности для позитивной социализации воспитанников, их личностного (в том числе – духовно-нравственного) развития, формирования ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру – на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.

Цели пректа:

  • создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания чувства патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 5-6 лет, открывающие возможности для их позитивной социализации и личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности;
  • обеспечить равные возможности для полноценного своевременного всестороннего развития воспитанников с ОНР в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Приобщение воспитанников с ОНР в возрасте 5-6 лет к культуре своей страны, города.
  • Приобщение воспитанников с ОНР в возрасте 5-6 лет к красоте, добру, ненасилию, пробуждение чувства сопричастности к миру, желания совершать добрые поступки.
  • Расширение представления воспитанников с ОНР в возрасте 5-6 лет о жизни русского народа;
  • Совершенствование образной речи дошкольников с ОНР.

Развивающие:

  • Целостное развитие воспитанника с ОНР как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
  • Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
  • Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи воспитанников с ОНР в возрасте 5-6 лет.

Воспитательные:

  • Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формирование общей культуры личности воспитанников с ОНР в возрасте 5-6 лет, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников с ОНР.
  • Воспитание уважения к другим народам и культурам, чувства толерантности к окружающим людям.

Формы работы

Работа с воспитанниками: экскурсии; досуг; тематические занятия; беседы; игры (подвижные, дидактические); художественное творчество; мультимедийные презентации.

Работа с родителями (законными представителями): консультации; совместная работа с детьми; участие в конкурсах.

Методы реализации проекта

  1. Наглядно-действенный метод: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических и музыкально-дидактических игр; наблюдение; чтение педагогом художественной литературы; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
  2. Словесно-образный метод: загадывание и отгадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказы детей о своих впечатлениях; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; чтение стихотворений детьми, воспитателем; проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации..и..др.); рассказы детей  по  схемам, иллюстрациям;  проведение тематических вечеров.
  3. Практический метод: организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация; изготовление  тряпичных кукол; организация постановки клипа («Это город Рубцовск», «Всё о той весне»); проведение экскурсий различной направленности; организация мастер класса с родителями (законными представителями); изготовление с детьми наглядных пособий.

Планируемые результаты

Для воспитанников: обеспечение эмоционального благополучия детей с ОНР, формирование внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства; развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.

Для родителей (законных представителей): реализация приоритетного права родителей (законных представителей) в развитии и воспитании своих детей; объединение и реализация инициатив социально – деятельных  родителей в сфере  духовно-нравственного развития и воспитания детей; формирование системы социального партнёрства МБДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Для педагогов: совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей) и социальных партнёров при организации работы по приобщению к русской национальной культуре; разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, интерактивная доска, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, флеш - накопитель, магнитофон.

Описание продукта: 

  • Изготовление макета «Сквер Победы».
  • Изготовление макета русской избы.
  • Изготовление стенгазет совместно с воспитанниками «Сердцу милый уголок».
  • Изготовление совместно с воспитанниками Красной книги Алтайского края.
  • Лепка на тему «Дед Мороз».
  • Изготовление Рождественской звезды.
  • Изготовление плаката «Александр Невский – защитник земли русской».
  • Создание в группе мини музея тряпичной куклы.
  • Аппликация «Пасхальное яйцо».
  • Изготовление совместно с детьми стенгазет «Давным-давно была война».

Этапы проведения и реализации проекта

  1. Информационно-накопительный
  • Мониторинг сформированности духовно-нравственных качеств и патриотизма у воспитанников с ОНР.
  • Изучение интереса воспитанников с ОВЗ для определения целей проекта.
  • Постановка целей и задач.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей с ОНР.
  1. Организационно-практический (основной)

Календарный план реализации проекта

Сроки реализации

Взаимодействие с воспитанниками

Взаимодействие с

родителями (законными представителями)

Сентябрь 2020 г.

  1. Мониторинг уровня развития нравственно-патриотического воспитания у воспитанников с ОНР.
  2. Беседа «История моего города».
  3. Изготовление макета «Сквер Победы».
  4. Тематическое занятие по музыкальному воспитанию «Это город Рубцовск».
  5. Беседа «Кто были наши предки».
  1. Авторский сборник заданий и упражнений «Говорушки» (составлен воспитателями МБДОУ), тема «Наш город Рубцовск».
  2. Изготовление стенгазет совместно с воспитанниками «Сердцу милый уголок».

Октябрь 2020 г.

  1. Беседа «Строители нашего города».
  2. Экскурсия «Дома нашего города».
  3. Беседа «Изба наших предков».
  4. Совместная деятельность взрослого и воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию «Изготовление макета русской избы».
  1. Консультация для родителей (законных представителей) «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».

Ноябрь 2020 г.

  1. Беседа «Алтай часть России».
  2. Просмотр фильма «Алтайский край».
  3. Беседа «Рубцовск – город Алтайского края».
  4. Интерактивная экскурсия в храм Михаила Архангела.
  1. Рекомендации для родителей (законных представителей) «Как знакомить ребенка с родным краем».
  2. Ширма для родителей (законных представителей) «День народного единства».

Декабрь 2020 г.

  1. Беседа «Животные Алтайского края».
  2. Изготовление совместно с воспитанниками Красной книги Алтайского края.
  3. Беседа «Новый год у ворот».
  4. Совместная деятельность взрослого и воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию (лепка). Тема: «Дед Мороз».

  1. .Досуг для воспитанников и родителей (законных представителей) «Как на Руси отмечали Новый год».
  2. Ширма для родителей (законных представителей) «Новый год».
  3. Привлечение родителей (законных представителей) к участию в городском конкурсе «Зимняя сказка».
  4. Авторский сборник заданий и упражнений «Говорушки» (составлен воспитателями МБДОУ), тема «Новогодний праздник».

Январь 2021 г.

  1. Беседа «Путешествие с Рождественской звездой».
  2. Совместная деятельность взрослого и воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию. Тема: «Изготовление Рождественской звезды».
  3. Показ презентации «Крещение Господне».

  1. Ширма для родителей (законных представителей) «Святой праздник Рождества Христова».
  2. Привлечение родителей (законных представителей) к  VII Епархиальному конкурсу детского художественного творчества «Мы славим праздник Рождества Христова» 
  3. Консультация для родителей (законных представителей) «Рождество Христово».
  4. Совместное посещение воспитанниками и родителями (законными представителями) храма Архангела Михаила на Рождество Христово.

Февраль 2021 г.

  1. Беседа «Детство Александра Невского».
  2. Совместная деятельность взрослого и воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию. Тема: «Изготовление плаката Александр Невский – защитник земли Русской».
  3. Экскурсия в краеведческий музей.

  1. Консультация для родителей (законных представителей): «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии».
  2.  Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества – «Военно-спортивные игры» (с привлечением родительской общественности).
  3. Привлечение родителей (законных представителей) к выставке рисунков «Наши защитники».

Март 2021 г.

  1. Беседа «Растения Алтайского края».
  2. Беседа «Виды тряпичной куклы и история её возникновения».
  3.  Создание в группе мини музея тряпичной куклы.
  4. Беседа «История Русского костюма».

  1. Консультация для родителей (законных представителей) «Народная тряпичная кукла как традиционный элемент воспитания детей».
  2. Консультация для родителей (законных представителей) «Растения Алтайского края».

Апрель 2021 г.

  1. Беседа «Путешествие колоска».
  2. Совместная деятельность взрослого и воспитанников по трудовому воспитанию. Тема: «Печём булочки».
  3. Беседа «Пасха».
  4.  Совместная деятельность взрослого и воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию (аппликация). Тема: «Пасхальное яйцо».

  1. Ширма для родителей (законных представителей) «Пасха».
  2. Привлечение родителей (законных представителей) к региональному конкурсу художественного и декоративно – прикладного творчества «Пасхальная радость - 2021».
  3. Мастер-класс с воспитанниками и их родителями (законными представителями) «Роспись яйца».
  4. Совместное посещение воспитанниками и родителями (законными представителями) храма Архангела Михаила в Светлое Христово Воскресение.

Май 2021 г.

  1. Беседа «Наш город во время войны».
  2. Экскурсия на площадь имени 21 Гвардейского стрелкового полка.
  3. Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы «Всё о той весне».
  4. Беседа «Дети и война».
  5. Итоговое занятие (в форме викторины) «Мы патриоты». 
  1. Папка передвижка для родителей (законных представителей) «Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне».
  2. Изготовление стенгазет «Давным-давно была война» совместно с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

  1. Презентационно-завершающий
  • Итоговое занятие (в форме викторины) «Мы патриоты».
  • Выставка продуктов детской деятельности, являющихся результатом взаимодействия педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников:
  • Макет «Сквер Победы».
  • Макет русской избы.
  • Стенгазета «Сердцу милый уголок».
  • Рождественская звезда (конструктивно-модельная деятельность).
  • Плакат «Александр Невский – защитник земли русской».
  • Стенгазета «Давным-давно была война». 
  • Оценка этапов реализации проекта воспитанниками.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и Родине.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие физически, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Но уже сейчас мы можем видеть, что реализация проекта содействовала объединению детско-взрослого сообщества дошкольного учреждения, оказывала благоприятное воздействие на всех участников проекта. Перемены в детях отметили и родители, и педагоги: воспитанники стали внимательнее, с уважением относиться к людям старшего поколения,  ветеранам Великой Отечественной войны, сформировались необходимые социальные компетенции детей в коллективе и в общении друг с другом; сформировался устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, края, города, духовной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» на 2021 – 2023 годы (http://toptishka.caduk.ru/sveden/files/91c349e0d4e2b5d912e71d9e8de2f477.pdf).
  2. «Азбука природы» – Книга для чтения о природе. – 3-е изд. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С.16, 42, 68.
  3. «Азбука природы»  Книга для чтения о природе. – 3-е изд. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – С. 18, 46.
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
  5. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: «Сфера», 1999. – 111с.
  6. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: 2005. 120 с.
  7. Андреева Ф.К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. 2005.  №1.
  8. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Детство Пресс», 2010. – 21 с.
  9. Бессмертный полк – книга памяти о воинах 21 гвардейского стрелкового полка. – Рубцовск: ООО «Фирма Выбор», 2015. - [Музей образования МКУ «Управление образования»].
  10. «Библия для детей» – издательство «Паломникъ», 2007.
  11. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: «МОЗАЙКА СИНТЕЗ», 2015. – 80 с.
  12. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – С. 323.
  13. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным подготовительная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
  14. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, старшая группа - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
  15. Зеленова Н.Г. Мы живём в России. Старшая группа. – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112 с.
  16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: «МОЗАЙКА СИНТЕЗ», 2016. – 112 с.
  17. Королев Г.С. Рубцовск: от заселка до города. 1886-1927 гг. (Исторический очерк). – Рубцовск, 2001 г.
  18. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 240 с.
  19. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека воспитателя). – С. 38.
  20. «Пасхальный подарок». Книжка-раскраска, издательство «Смирение», 2014.
  21. Рубцовск: энциклопедия. – Барнаул: Азбука, 2007. – 424 с.
  22. Рубцовск: энциклопедия. – Барнаул: Азбука, 2007. – 424 с.
  23. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края // Управление ДОУ. 2005. – №1.
  24. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 96 с.
  25. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 72 с.
  26. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.: «ТЦ Сфера», 2018. – 155 с.
  27. Шорыгина Т.А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. – М.: «ТЦ Сфера », 2018. – 80 с.
  28. «Энциклопедия маленького христианина». – «РООССА», Грабовская В.В. – 142 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Азбука Веры. Пасха: https://azbyka.ru/pasxa
  2. Алтайский край – Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайский-край
  3. Ангел-Хранитель-Православный портал «Азбука веры»: .https://azbyka.ru/angel-xranitel
  4. История Ветхого Завета. Рождество: https://www.youtube.com/watch?v=R9gs5mDDqpw
  5. Рубцовск –Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубцовск ;
  6. Сайт Центральной городской библиотеки: http://120.biblrub.ru/
  7.  Я люблю этот город (История города Рубцовска): https://www.youtube.com/watch?v=dUw3bx7ZE8Y
  8.  Закон Божий для самых маленьких –Куломзина С.С. - Азбука воспитания: https://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij-dlja-samyh-malenkih-kulomzina#n11
  9. Конспект занятия в старшей группе «Русская изба». Образовательная социальная сеть nsportal.ru:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/24/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-russkaya-izba
  10. МКУ «Управления образования» города Рубцовска: https://21polk.jimdo.com/
  11. Путешествие с Рождественской звездой. План конспект занятия (старшая группа) Образовательная социальная сеть nsportal.ru: http://materinstvo.ru/art/2178/
  12. Презентация русский народный сарафан. Презентация. Образовательная социальная сеть nsportal.ru: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/15/prezentatsiya-russkiy-narodnyy-sarafan
  13. Рубцовский Кафедральный собор Михаила Архангела: https://sobory.ru/article/?object=27261
  14. Цикл занятий русский народный костюм. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/11/12/tsikl-zanyatiy-russkiy-narodnyy-kostyum
  15. Шишов А.В.Александр Невский: Детство великого ратоборца. http://a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy3.html 
  16. Яндекс-дзен: https://zen.yandex.ru/media/fotoputeshestviya/mihailoarhangelskii-sobor-v-rubcovske-iz-dereva-bolshe-veka-slujit-liudiam-614456f44252eb44042eeac7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно - нравственному воспитанию для детей старшего возраста

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к русской культуре "Слава русской старине"....

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические п...

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Зимние праздники на Руси»

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию соб...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

Консультация для педагогов Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно- нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизн...