Дополнительная общеразвивающая программа кружка по робототехнике для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по робототехнике научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «САhАР5А»
Г. СРЕДНЕКОЛЫМСКА
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «Робототехника»
(Подготовительная группа )
Срок реализации - 2 года
Возраст детей - 5-6 лет
Руководитель кружка:
Винокуров М.А.
г. Среднеколымск, 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………………….3
Отличительные особенности……………………………………………...4
Методические особенности……………………………………………….4
Описание……………………………………………………………………5
Возраст детей……………………………………………………………….5
Цели и задачи……………………………………………………………….5
Виды и формы контроля ..…………………………………………………6
Формы организации учебных занятий …………………………………...6
Методы обучения …..……………………………………………………...6
Материально-техническое оснащение .…………………………………..7
Сроки реализации .…………………………………………………………7
Механизм оценки получаемых результатов . ……………………………7
Виды и формы контроля …………………………………………………..7
Календарно-тематическое планирование…………………………………9
Знания и умения на конец года ……………………………………………18
Формы работы с родителями……………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………...19
Пояснительная записка
Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа по робототехнике научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа. Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
3
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.
Работа с образовательными конструкторами HUNA-MRT позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальность, системность, последовательность, преемственность, индивидуальность, доступность, результативность.
Отличительные особенности программы
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию и входящих в комплект поставки наборов HUNA-MRT. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Методические особенности реализации программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
4
Описание
Программное обеспечение программы включает в себя 3 вида конструкторов линейки HUNA-MRT: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-12 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.
Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предусматривает занятия с детьми 6-7 лет, которые проводятся со всеми детьми в рамках изучения программы по конструированию.
Цели и задачи
Цель: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.
Задачи:
- Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать
технические задачи в процессе конструирования моделей.
5
Виды и формы контроля
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Формы организации учебных занятий
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Занятия с детьми проводятся по подгруппам. Количественный состав группы 16 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.
6
Материально-техническое оснащение, оборудование.
Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, в группе создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- проекционная доска;
- демонстрационный столик;
- технические средства обучения (ТСО) - компьютер, планшеты;
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- наборы конструкторов Huno MRT;
- игрушки для обыгрывания;
- технологические карты, схемы, образцы, чертежи.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Годовая нагрузка на ребенка составляет 36 уч. часа.
8 уч. часа в месяц.
2уч. часа в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут в подготовительной группе.
Механизм оценки получаемых результатов:
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки рисунков и т.п.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов.
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
8
Тематическое планирование (подготовительная группа)
Тема | Цели | Оборудование | Кол-во занятий | Предполагаемый результат | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
Вводное занятие | Введение (Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности). | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Уметь задумывать содержание постройки, знать название деталей, способы крепления. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам | |
Кролик-воин | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | ||
Мини-вертолет | Познакомить детей с воздушным транспортом. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | ||
Веселые гонки (машинка) | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ОКТЯБРЬ | |||||
Веселые качели (принцип рычага) | Учить строить качели по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Кран (принцип блочного механизма) | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Все на рыбалку! (удочка) | Учить строить удочку по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Флаг | Учить строить подъемный механизм по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
НОЯБРЬ | |||||
Наш детский сад | Учить строить здание по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Архитектура разных стран – Эйфелева башня | Учить строить здание по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Город мечты (строительство зданий по выбору) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Качели «Летучий корабль» | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ДЕКАБРЬ | |||||
Веселая карусель | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Парк аттракционов | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Коляска для малышей | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Сани для Деда Мороза (по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ЯНВАРЬ | |||||
Бамперная машинка | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Мотоцикл | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Гоночная машина | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Гонки (постройка транспорта по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Машины-помощники: снегоуборочная машина | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: каток | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: экскаватор | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: машина-уборщик | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
МАРТ | |||||
Помогаем маме: миксер | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Помогаем маме: стиральная машина | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Помогаем маме: электрическая зубная щетка | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Подарок для мамы: танцующие куклы | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
АПРЕЛЬ | |||||
Ракета | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Спутник | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Разведчик других планет | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Макет космической станции (по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
МАЙ | |||||
Танцующий медведь | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Робот-гуманоид | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Робот-футболист | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Матч по футболу (конструирование по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде |
В конце года дошкольник должен
ЗНАТЬ:
- технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
- основные компоненты конструкторов;
- основы механики, автоматики
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
УМЕТЬ:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- создавать собственные проекты;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- демонстрировать технические возможности роботов.
ОБЛАДАТЬ:
- творческой активностью и мотивацией к деятельности;
- готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.
Формы работы с родителями
- Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
- Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами» .
- Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
- Выступления на родительских собраниях.
- Открытые занятия.
- Семинар-практикум.
- Фотовыставки.
- Выставки детских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Кружок робототехники, [электронный ресурс] // http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego
- Козлова В.А, Робототехника в образовании [электронный ресурс] - //http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
- Конструкторы HUNA – MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. – 85 с.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «САhАР5А»
Г. СРЕДНЕКОЛЫМСКА
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «Робототехника»
(Подготовительная группа )
Срок реализации - 2 года
Возраст детей - 5-6 лет
Руководитель кружка:
Винокуров М.А.
г. Среднеколымск, 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………………….3
Отличительные особенности……………………………………………...4
Методические особенности……………………………………………….4
Описание……………………………………………………………………5
Возраст детей……………………………………………………………….5
Цели и задачи……………………………………………………………….5
Виды и формы контроля ..…………………………………………………6
Формы организации учебных занятий …………………………………...6
Методы обучения …..……………………………………………………...6
Материально-техническое оснащение .…………………………………..7
Сроки реализации .…………………………………………………………7
Механизм оценки получаемых результатов . ……………………………7
Виды и формы контроля …………………………………………………..7
Календарно-тематическое планирование…………………………………9
Знания и умения на конец года ……………………………………………18
Формы работы с родителями……………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………...19
Пояснительная записка
Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа по робототехнике научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа. Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
3
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.
Работа с образовательными конструкторами HUNA-MRT позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальность, системность, последовательность, преемственность, индивидуальность, доступность, результативность.
Отличительные особенности программы
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию и входящих в комплект поставки наборов HUNA-MRT. Настоящий курс предлагает использование конструкторов нового поколения: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Методические особенности реализации программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
4
Описание
Программное обеспечение программы включает в себя 3 вида конструкторов линейки HUNA-MRT: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-12 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.
Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предусматривает занятия с детьми 6-7 лет, которые проводятся со всеми детьми в рамках изучения программы по конструированию.
Цели и задачи
Цель: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.
Задачи:
- Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать
технические задачи в процессе конструирования моделей.
5
Виды и формы контроля
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Формы организации учебных занятий
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Занятия с детьми проводятся по подгруппам. Количественный состав группы 16 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.
6
Материально-техническое оснащение, оборудование.
Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, в группе создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- проекционная доска;
- демонстрационный столик;
- технические средства обучения (ТСО) - компьютер, планшеты;
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- наборы конструкторов Huno MRT;
- игрушки для обыгрывания;
- технологические карты, схемы, образцы, чертежи.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Годовая нагрузка на ребенка составляет 36 уч. часа.
8 уч. часа в месяц.
2уч. часа в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут в подготовительной группе.
Механизм оценки получаемых результатов:
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки рисунков и т.п.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов.
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
8
Тематическое планирование (подготовительная группа)
Тема | Цели | Оборудование | Кол-во занятий | Предполагаемый результат | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
Вводное занятие | Введение (Знакомство с конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности). | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Уметь задумывать содержание постройки, знать название деталей, способы крепления. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам | |
Кролик-воин | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | ||
Мини-вертолет | Познакомить детей с воздушным транспортом. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | ||
Веселые гонки (машинка) | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ОКТЯБРЬ | |||||
Веселые качели (принцип рычага) | Учить строить качели по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Кран (принцип блочного механизма) | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Все на рыбалку! (удочка) | Учить строить удочку по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Флаг | Учить строить подъемный механизм по образцу. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
НОЯБРЬ | |||||
Наш детский сад | Учить строить здание по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Архитектура разных стран – Эйфелева башня | Учить строить здание по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Город мечты (строительство зданий по выбору) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Качели «Летучий корабль» | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ДЕКАБРЬ | |||||
Веселая карусель | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Парк аттракционов | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Коляска для малышей | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Сани для Деда Мороза (по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ЯНВАРЬ | |||||
Бамперная машинка | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Мотоцикл | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Гоночная машина | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Гонки (постройка транспорта по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команде | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Машины-помощники: снегоуборочная машина | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: каток | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: экскаватор | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Машины-помощники: машина-уборщик | Учить строить машину по схеме. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
МАРТ | |||||
Помогаем маме: миксер | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Помогаем маме: стиральная машина | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Помогаем маме: электрическая зубная щетка | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Подарок для мамы: танцующие куклы | Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
АПРЕЛЬ | |||||
Ракета | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Спутник | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Разведчик других планет | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Макет космической станции (по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
МАЙ | |||||
Танцующий медведь | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Робот-гуманоид | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Робот-футболист | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде | |
Матч по футболу (конструирование по замыслу) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конструктор Kicky Junior Схемы. | 2 | Знать и понимать схему Работа в команде |
В конце года дошкольник должен
ЗНАТЬ:
- технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
- основные компоненты конструкторов;
- основы механики, автоматики
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
УМЕТЬ:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- создавать собственные проекты;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- демонстрировать технические возможности роботов.
ОБЛАДАТЬ:
- творческой активностью и мотивацией к деятельности;
- готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.
Формы работы с родителями
- Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
- Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами» .
- Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
- Выступления на родительских собраниях.
- Открытые занятия.
- Семинар-практикум.
- Фотовыставки.
- Выставки детских работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Кружок робототехники, [электронный ресурс] // http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego
- Козлова В.А, Робототехника в образовании [электронный ресурс] - //http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
- Конструкторы HUNA – MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. – 85 с.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет
Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструир...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»
Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу. Расчитан на 1 год обучения. Данная программ...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка по робототехнике в старшей группе
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовате...
- Мне нравится (2)