Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу. Расчитан на 1 год обучения. Данная программа может использоваться как с детьми подготовительной группы, так и с учащимися 1 класса начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_6-7_let_2020g.docx | 70.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170» Камышловского городского округа 624860, Свердловская область, г. Камышлов, улица Комсомольская, дом 40 | ||
Принято: Советом педагогов МАДОУ «Детский сад № 170» КГО от « 12 » сентября 2017 г. протокол № 33 | Утверждено: приказом заведующего МАДОУ «Детский сад № 170» КГО от «12» сентября 2017г. № 109 | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА» Возрастная категория: дошкольный возраст (6 -7 лет) | ||
Срок реализации программы: 1 год | ||
2017 | Составитель: Соседкова А.С., Педагог дополнительного образования |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….. 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….. | 3 5 | |
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………... | 5 | |
1.1. 1. Принципы и подходы к формированию и реализации программы…………… | 5 | |
1.1.2. Цель, задачи программы………………………………………………………….. | 6 | |
1.2. Планируемый результат……………………………………………………………. | 7 | |
1.3. Особенности организации развивающей предметно- развивающей среды……… | 8 | |
2. Содержательный раздел……………………………………………………………... | 9 | |
2.1. Характеристика особенностей развития детей для разработки и реализации рабочей программы……………………………………………………………………….. | 9 | |
2.2. Особенности организации образовательного процесса……………………………. 2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы……………………. 3. Организационный раздел……….…………………………………………………… 3.1. Материально-техническое обеспечение……………………..……………………. 3.2. Календарный учебный график……………………………………………………... 3.3. Учебно-тематический план …………………………………………………………. 3.4. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся, с социальными партнерами, со специалистами ДОУ……………………………………………………. 3.5. Оценочные и методические материалы …………………………………………… Список литературы…………………………………………………………………….. Приложения……………………………………………………………………………… Приложение 1. Содержание учебного предмета……………………………………….. | 9 11 14 14 14 14 17 18 21 22 22 | |
| ||
|
Введение
Современное общество предъявляет к качеству образования детей дошкольного и школьного возраста особые требования. Меры, принимаемые государством, находят свое отражение в нормативных документах. Политика государства и принимаемые законы направленны на развитие технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста. Поскольку возраст 3-7 лет является сенситивным для усвоения многих компетенций, деятельность по конструированию и робототехнике не является исключением. Именно в этом возрасте форма игры является основным видом деятельности, где дети знакомятся с программированием, особенностями конструктивных и алгоритмических действий. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности будущего школьника, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. С помощью конструирования и программирования в игровой деятельности ребенку помогаем решить комплекс задач. Эти задачи даются ребенку даются в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности заданий в конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируется только исполнительные черты.
Большинство такого рода игр с образовательными конструкторами не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Поэтому Lego позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умения в совместной деятельности высказывать свои предложения, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, группы.
Актуальность робототехники значима в свете реализации ФГОС ДО, так как:
- являются средством для интеллектуального развития дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в
различных видах деятельности; развивают первоначальные навыки программирования;
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческой продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Робототехника предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Актуальность программы заключается в следующем:
- востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том
числе в естественнонаучном направлении;
- отсутствие методического обеспечения формирования основ технического
творчества у дошкольников, навыков начального программирования;
- формирует предпосылок инженерного мышления;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий региона: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1. 1. Принципы и подходы к формированию и реализации программы:
Программа направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе которых заложено гуманно- личностное отношение к ребенку.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в ФГОС ДО.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
12) уважение личности ребенка;
13) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
• ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Примерная основная образовательная программа ДО.
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
• Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
• Пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.2660-10.
• Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
• Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
• Устав МАДОУ «Детский сад №170» КГО
1.1.2. Цель, задачи программы
Цель: Развитие познавательной активности к техническому творчеству, формирование первичных технических умений посредством образовательных конструкторов.
Задачи:
- Создать условия для развития конструктивной деятельности и технического творчества детей 6-7 лет.
- Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
- Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
- Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта, формировать основы алгоритмического мышления.
- Развивать поисковую деятельность, творчество, интеллектуальную инициативу, самостоятельность в использовании различными способами конструирования.
- Способствовать развитию динамических пространственных представлений: умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей.
- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с необходимыми для конструирования инструментами и приспособлениями.
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
1.2. Планируемый результат
Подготовительная к школе группа 6-7 лет.
- ребенок распознает детали конструктора независимо от их пространственного положения, располагает, группирует по цвету, величине, форме, строению, размерам;
-ребенок проявляет повышенный интерес к разнообразным заданиям и сооружениям, проявляется желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;
- ребенок способен видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- ребенок анализирует форму конструкции в целом и отдельных ее частей; воссоздает сложные по форме модели из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок самостоятельно находит отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо- технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
-ребенок знает различные способы крепления;
-ребенок способен создать различные модели по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу с использованием образовательного конструктора;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора; умеет корректировать конструкции;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego- конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
-ребенок способен различать и называть детали конструктора, названия пиктограмм в программной среде, свободно оперирует ими в речи;
-ребенок различает назначение датчиков, электронных устройств конструктора;
-ребенок способен самостоятельно создавать динамические модели и программировать их в среде Lego WeDo в соответствии с условием или собственным замыслом.
Формы подведения итогов освоения детьми программы по образовательной робототехнике:
-выставки;
-конструирование собственных моделей на основе предыдущей основы;
-участие в конкурсах по робототехнике.
1.3. Особенности организации развивающей предметно-развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- Содержательно - насыщенная – соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами.
- Трансформируемая – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональная – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
- Вариативная среда – это наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступная среда - включает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасная предметно-пространственная среда соответствует всем элементам требований по обеспечению надежности и безопасности их использования.
II. Содержательный раздел
2.1. Характеристика особенностей развития детей для разработки и реализации программы
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
Познавательное развитие
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.
Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Социально – коммуникативное развитие
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Речевое развитие
Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.
2.2. Особенности организации образовательного процесса
Использование в обучении современных образовательных конструкторов, позволяет детям удовлетворить естественное любопытство и любознательность, потребность в игре и в новых впечатлениях, стремление познать мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и в динамике, познать мир руками. Благодаря конструктивной деятельности ребенок быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей дошкольного возраста соответствует требованиям СанПиН.
Наполняемость групп в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами/рабочими программами (модули) курсов/дисциплин, которые входят в состав программы (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся основным составом объединения (кружка, секции, студии и т.д.), а также индивидуально (п.7 Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9 Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008)
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Группа детского сада | Продолжительность занятий | Количество занятий в неделю | Общее количество часов в год* |
Подготовительная к школе (6 – 7 л.) | 30 | 1 | 32 |
Форма обучения: очная.
Занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием образовательных конструкторов, проводится по подгруппам 6-10 человек.
Формы работы:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-подгрупповая.
Организация образовательного процесса осуществляется в трех формах:
- совместная образовательная деятельность педагога и детей:
-обучающие занятия;
-творческие проекты;
-образовательные ситуации;
-дидактические игры;
-решение проблемных ситуаций;
-наблюдение;
-экспериментирование;
-беседы;
-обсуждение;
-рассматривание объектов, обследование;
-виртуальные путешествия;
-рассказы;
-рассматривание фотографий, иллюстраций, схем;
-конкурсы, соревнования.
2) самостоятельная деятельность детей:
-дидактические игры;
-решение проблемных ситуаций;
-наблюдение;
-экспериментирование;
-рассматривание фотографий, иллюстраций, схем, конструкций, моделей, чертежей.
3) образовательная деятельность в семье:
-ситуативное обучение;
-упражнения;
-просмотр видео;
-чтение литературы;
-рассматривание объектов, конструкций;
-обследование предметов;
-домашнее экспериментирование;
-совместное техническое творчество, конструирование.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы Содержание работы по дополнительной общеразвивающей программе ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с естественнонаучным уклоном, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательный конструктор позволяет охватить различные направления развития и образования детей в разных формах.
Принципы Lego- конструирования
- От простого к сложному;
- Учет индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- Активности и созидательности-использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- Комплексности решения задач-решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- Результативности и гарантированности-реализация прав ребенка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме:
Конструирование и программирование по образцу. Конструирование и
программирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование и программирование по модели. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование и программирование по условиям. Не давая детям образца, определяют лишь условия, которым модель должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование и программирование по замыслу. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование и программирование по теме. Основная цель организации создание модели по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Для обучения детей Lego-конструированию используются разнообразные методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание в образовательном процессе готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок. |
Информационно-рецептивный | Обследование Lego деталей для знакомства с формой и определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления. Моделирование ситуаций. Совместная деятельность педагога и ребёнка, детей в группах и подгруппах. |
Репродуктивный | Восприятие и усвоение готовой информации. Воспроизводство знаний и способов деятельности: собирание моделей и конструкций по образцу (схеме), беседа, упражнения по аналогу. |
Практический | Использование полученных знаний детьми на практике и увиденных приемов работы – конструирование, сборка моделей, программирование, обыгрывание постройки. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Беседа, рассказ, инструктаж, объяснение. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиска решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей изготовленных в процессе конструирования. |
Частично-поисковый | Самостоятельное или с помощью педагога решение возникших в ходе конструктивной деятельности проблемных задач. Выполнение вариативных заданий. |
Метод стимулирования и мотивации деятельности | Игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение. |
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
Модуль | Оборудование | Количество |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Lego Education WeDo 1.0 Ресурсный набор Lego Education WeDo «Простые механизмы» Legj WeDo Ноутбук с программным обеспечением | 4 4 4 4 |
- Календарный учебный график
Содержание | Возрастная группа |
Подготовительная к школе группа | |
Начало учебного года | 1 октября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | 32 недели |
1 полугодие | 14 недель (01.10 –30.12.) |
2 полугодие | 18 недель (09.01. –30.05.) |
Продолжительность недели | 5 дней |
Недельная образовательная нагрузка по дополнительной общеразвивающей программе (кол-во занятий) | 1 |
Объем недельной образовательной нагрузки (мин.) | 30 |
1 половина дня | |
2 половина дня | 30 |
Сроки проведения мониторинга | 20.09. - 30.09. 15.05. - 30.05. |
Каникулы | 30 декабря по 08 января 1 июня по 20 сентября |
Праздничные дни | 4 ноября, 1-08 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая |
- Учебно-тематический план
Обучение с Lego Education состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей,
конструирование, рефлексия и развитие.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство со средой программирования LEGO WeDo (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Мотор и ось. Зубчатые передачи: холостая, понижающая, повышающая. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Датчик наклона, датчик движения. Коронная шестерня, червячная шестерня, кулачковый механизм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Шкивы и ремень: перекрёстный ремень, понижение скорости, повышение скорости. Блок цикл. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Раздел «Забавные механизмы» «Танцующие птицы»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. | 1 | - | 1 |
5 | «Танцующие птицы»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Умная вертушка»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
7 | «Умная вертушка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Обезьянка - барабанщица»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. | 1 | - | 1 |
9 | «Обезьянка - барабанщица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Голодный аллигатор»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
11 | «Голодный аллигатор»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Рычащий лев»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
13 | «Рычащий лев»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Порхающая птица»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
15 | «Порхающая птица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Раздел «Футбол» «Нападающий»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
17 | «Нападающий»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Вратарь»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
19 | «Вратарь»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Ликующие болельщики»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
21 | «Ликующие болельщики»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Раздел «Приключения» «Спасение самолета»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
23 | «Спасение самолета»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «Спасение от великана»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
25 | «Спасение от великана»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Непотопляемый парусник»: конструирование модели. | 1 | - | 1 |
27 | «Непотопляемый парусник»: (программирование модели с более сложным поведением). | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Космический шаттл»: конструирование модели | 1 | - | 1 |
29 | «Вагонетка шахты»: конструирование модели | 1 | - | 1 |
30 | «Ветреная мельница» конструирование модели | 1 | - | 1 |
31 | «Пожарная машина»: конструирование модели | 1 | - | 1 |
32 | «Батискаф»: конструирование модели | 1 | - | 1 |
Итого: | 32 | 7,5 | 24,5 |
3.4. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся, с социальными партнерами, со специалистами ДОУ
На основании ФЗ «Об образовании в РФ» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, поэтому особое место при организации образовательного процесса отводится взаимодействию с семьями воспитанников.
Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желанные для родителей личностные качества детей. Поэтому, главной задачей в работе с семьями дошкольников является просвещение родителей с целью расширения представлений о творческой деятельности, о развитии в ребёнке творческого начала.
Исходя из этого возникают следующие цели:
- Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой цели и решать их, находя оригинальные способы решения
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество не только в стенах ДОУ, но в домашних условиях;
- Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- Не навязывая постороннего мнения, выявить чувство симметрии, и эстетического цветового решения построек;
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
• открытость детского сада для семьи;
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в работу совместную с детьми и педагогами.
Формы и виды взаимодействия с родителями:
-приглашение на презентации технических изделий, макетов;
- подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома;
- оформление буклетов;
-родительские собрания;
- беседы;
- консультации;
- анкетирование, опросы;
-оформление информационных стендов и папок-передвижек с рекомендациями, буклетов;
- открытые занятия;
- праздники, развлечения;
- размещение информации на сайте МАДОУ;
- привлечение к участию в исследовательской деятельности (сбор информации, наблюдения, проектная деятельность);
- выставки.
3.5. Оценочные и методические материалы
Периодичность и сроки проведения мониторинга– 2 раза в год (сентябрь и
май)
Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные диагностические таблицы с критериями, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы. Система оценки критериев основывается по методике Т.В. Фёдоровой
ФИ ребенка | Называет детали конструктора, виды конструкций (плоские, и объемные), способ соединения деталей (неподвижное и подвижное) | Работает по схемам | Строит по образцу | Работает по инструкциям педагога | Строит по замыслу, преобразует постройку | Работает в команде | Создает программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов | Может рассказать о своём замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования модели, продемонстрировать её технические возможности | Итого |
Оценка результатов:
2 балла - умение ярко выражено
1 балл - ребёнком допускаются ошибки
0 баллов - умение не проявляется
Уровневые показатели
Высокий (10-16 баллов):
Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме.
Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.
Под руководством педагога создает элементарные программы для робототехнических средств, при помощи специализированных визуальных конструкторов.
Способен продемонстрировать технические возможности модели, обыграть постройку.
Умеет работать в команде.
Средний (5-10 баллов):
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.
Конструируя по замыслу ребенок определяет заранее тему постройки.
Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Создание элементарных компьютерных программ для робототехнических средств вызывает значительные затруднения.
Проявляет стремление работать в команде.
Низкий (0 – 5 баллов):
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.
Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров.
Требуется постоянная помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями.
Создаваемые конструкции нечетки по содержанию.
Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.
Проявляется неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим.
Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
Объяснить способ построения ребенок не может.
Не проявляет интереса работе в команде.
Список литературы
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: академический проект, 2005;
2. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей//Дошкольное воспитание 2008 № 2,с. 69.
3. Детское творческое конструирование: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л. А. Парамонова; Центр "Дошк. детство " им. А. В. Запорожца . – М. : Кара-пуз, 1999 . – 239 с.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов – ИПЦ Маска, 2013. – 56 с.
5. Книга учителя Lego Education wedo
6. Комарова Л. Г. Строим из лего: Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктура LEGO / Л. Г. Комарова. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 80 c.,
7. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО / Л. В. Куцакова. – М. : Сфера, 2015. – 240 с.
9. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
10. <Письмо> Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
12.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
13. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 144 с. (Новый детский сад с любовью)
Приложение 1
Содержание учебного предмета
N п/п | Название раздела, темы | Содержание |
1 | Вводное занятие. Знакомство со средой программирования LEGO WeDo (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Мотор и ось. Зубчатые передачи: холостая, понижающая, повышающая. | Формировать умение и навыки конструирования, приобретение опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде; Развитие интереса к робототехнике; Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии решений в различных ситуациях, внимание. Память, воображение мышление (логическое, творческое), умение излагать мысли в четкой логической последовательности; Воспитание ответственности, коммуникативных способностей. |
2 | Датчик наклона, датчик движения. Коронная шестерня, червячная шестерня, кулачковый механизм. | Понятие. Назначение. Беседа о том, где и для чего могут быть использованы данные детали в конструируемых моделях |
3 | Шкивы и ремень: перекрёстный ремень, понижение скорости, повышение скорости. Блок цикл. | . Обсудить: чем отличается работа Блока Цикл со Входом и без него. Дать понятие, что такое Рычаг и принцип его работы в робототехнике. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы с использованием блока Цикл. |
4 | Раздел «Забавные механизмы» «Танцующие птицы»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. | Обсуждение: где вы могли встретить танцующих птиц. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Анализ влияния смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы». Активизировать словарь: ремень, шкив, случайное число, цикл. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
5 | «Танцующие птицы»: рефлексия и развитие | Программирование модели «Танцующие птицы». Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. Продолжать учить работать в коллективе. Создать группу танцующих птиц. Формировать навыки работы с программой. Закрепить понятие «Цикл». Развивать творческое воображение, умение аргументировать свои предложения, отстаивать свое мнение, самостоятельности. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
6 | «Умная вертушка»: конструирование модели. | Познакомить с зубчатой передачей и установить взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
7 | «Умная вертушка»: рефлексия и развитие | Закрепить знания о зубчатой передаче и основных взаимосвязях между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Формировать навыки работы с программой. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
8 | «Обезьянка - барабанщица»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. | Беседа «Где мы можем увидеть обезьяну, которая барабанит?» Создание и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. Формировать навыки работы с программой. Закреплять первоначальные представления о связи блоков программы с конструктором WeDo. Закрепить понятие «Цикл». Развивать творческое воображение, умение аргументировать свои предложения, отстаивать свое мнение, самостоятельность. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
9 | «Обезьянка - барабанщица»: рефлексия и развитие | Программирование соответствующего звукового сопровождения, чтобы поведение модели стало более эффектным. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Начать нажатием клавиши». Закреплять умение анализировать конструкцию предмета. Познакомить с рычажным механизмом. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
10 | «Голодный аллигатор»: конструирование модели. | Беседа - презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут». Построение модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели. Словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Расширить имеющиеся у детей представления о механизме передаче движения и преобразовании энергии в модели. Познакомить с датчиком движения, системой шкивов и ремней и механизмом замедления в ременной передаче. Активизировать словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Учить доводить дело до конца. Воспитывать терпение. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности |
11 | «Голодный аллигатор»: рефлексия и развитие | Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение систем шкивов и ремней (ременных передач) и механизма замедления, работающих в модели. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Программные блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Вход Число», «Звук», «Цикл» и «Начать нажатием клавиши». Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Продолжать учить планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. |
12 | «Рычащий лев»: конструирование модели. | Беседа «Где живут львы?» Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона. Словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие, прайд (львов). Д/игра «назови детали». Расширить имеющиеся у детей представления о механизме передаче движения в зубчатой передаче. Познакомить с датчиком движения, системой шкивов и ремней и механизмом замедления в ременной передаче. Активизировать словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Учить доводить дело до конца. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. |
13 | «Рычащий лев»: рефлексия и развитие | Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Испытание модели. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Мощность мотора», «Вход Число», «Звук», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать». Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Формировать представления об использовании числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Продолжать учить планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. |
14 | «Порхающая птица»: конструирование модели. | Беседа и презентация о птицах «Вы видели когда-нибудь порхающую птицу?» Изучение рычажного механизма, работающего в данной модели. Изучение потребностей животных. Реализация проекта. Создание и тестирование движения птицы. Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать. Словарь: датчик расстояния, датчик наклона, размах крыльев. Закрепить представление о системе рычагов. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
15 | «Порхающая птица»: рефлексия и развитие | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы. Программные Блоки: «Звук», «Цикл», «Датчик звука», «Датчик наклона» и «Ждать». Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Формировать представления об использовании числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Продолжать учить планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. |
16 | Раздел «Футбол» «Нападающий»: конструирование модели. | Конструирование и программирование механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение системы рычагов, работающих в модели. Построение модели футболиста и испытание её в действии. Изменение поведения футболиста путём установки на модель датчика расстояния. Использование чисел при программировании длительности работы мотора и понимание сути этой операции. Словарь: сантиметры, рычаг, измерение, датчик расстояния. Закрепить представление о системе рычагов. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
17 | «Нападающий»: рефлексия и развитие | Создание моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Начало» и «Ждать». Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Формировать представления об использовании числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Продолжать учить планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. |
18 | «Вратарь»: конструирование модели. | Презентация «На футболе». С Сконструировать и запрограммировать механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Дать понимание того, как сила трения влияет на работу модели. Использование Входа Случайное число для установления обратной связи. Усложнение поведения вратаря путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры. Словарь: случайные числа и счет. Счет, шкив, ремень, сила трения. Закрепить представление о системе шкифов и ремней. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
19 | «Вратарь»: рефлексия и развитие | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Включить мотор на…», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начало» и «Ждать». Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Формировать представления об использовании числового способа задания звуков и продолжительности работы мотора. Продолжать учить планировать работу, выдвигать и обосновывать гипотезы, доводить начатое дело до конца, презентовать результат своей деятельности. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
20 | «Ликующие болельщики»: конструирование модели. | Закрепить представление о системе шкифов и ремней. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
21 | «Ликующие болельщики»: рефлексия и развитие | Конструирование и программирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели. Понимание основных принципов проведения испытаний и их обсуждение. Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, представление. Закрепить представление о кулачковой передаче. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
22 | «Ликующие Болельщики» - создание «волны» | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Изменение поведения болельщиков путём установки на модель датчика расстояния. Блоки: «Выключить мотор», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Звук», «Начало» и «Ждать». Закрепить представление о кулачковой передаче. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
23 | Создание сценария по теме «Футбол». Обыгрывание ситуации. | Придумывание сценария с участием трѐх моделей (нападающий, вратарь, болельщики), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. |
24 | Раздел «Приключения» «Спасение самолета»: конструирование модели. | Построение модели самолёта, испытание её движения и уровня мощности мотора. Усовершенствование модели самолёта путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь: пропеллер. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
25 | «Спасение самолета»: рефлексия и развитие | Программирование модели самолета и испытание еѐ в действии. Моделирование и обыгрывание ситуации «Мы - спастели». Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать». Формировать навыки работы с программой, соотносить пиктограмму с процессом, который она запускает. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
26 | «Спасение от великана»: конструирование модели. | Построение модели великана и испытание её в действии. Изменение поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. Работа в парах. Словарь: зубчатое колесо, рычаг, датчик расстояния, программа, шкив, сценарий, червячная передача. Закрепить представление о системе рычагов. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать диалогическую речь, логическое мышление, умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений |
27 | «Спасение от великана»: рефлексия и развитие | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Датчик расстояния», «Вход», «Выключить мотор», «Мотор против часовой стрелки», «Звук», «Цикл», «Начало» и «Ждать». Конструирование по замыслу. Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах. Формировать навыки работы с программой, соотносить пиктограмму с процессом, который она запускает. Развивать логическое мышление, умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
28 | «Непотопляемый парусник»: конструирование модели. | Беседа «Что такое парусник». Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь: зубчатые колёса, рычаг, случайная величина, судовой журнал, датчик наклона. Развивать логическое мышление, память. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Дать первоначальные представления о процессе передачи движения и преобразования энергии в модели, понижающей зубчатой передаче. Развивать умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. |
29 | «Непотопляемый парусник»: рефлексия и развитие | Программирование модели парусника. Установка датчика наклона и программирование воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки. Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начало», «Датчик наклона» и «Ждать». Обыгрывание ситуации. Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
30 | Создание сценария по теме «Приключения». Обыгрывание ситуации. | Придумывание сценария с участием трѐх моделей (великана, самолета, парусника), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. |
31 | «Космический шаттл»: конструирование модели | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. |
32 | «Вагонетка шахты»: конструирование модели | Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерного программирования и моделирования "Занимательная робототехника"
Игра – важнейший спутник детства. Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO конструирования, развить...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....