Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: «Лекарственные растения родного края»
проект

Елена Владимировна Попова

1. Актуальность

          В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, правильное отношение к окружающему миру и ценностной ориентации в нем, накапливаются яркие, эмоциональные, первые природоведческие представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понимал, что человек и природа взаимосвязаны, мы должны беречь, охранять и сохранять ее. Огромная роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

 Методическая обоснованность

Нам хорошо известна щедрость растительного мира в нашем селе, наша местность довольно богата лекарственными травами. Существует много растений, которые широко применяются в народной медицине, но  об их лечебных  свойствах, практически ничего не знаем.

Поэтому возникла идея реализации проекта, и мы решили познакомить детей и родителей  со свойствами лекарственных деревьев  и растений.  Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

         Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей (Приложение 1).

Мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». (Приложение 2)

 Реализуемый социально познавательный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.

Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.

Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои цели и задачи.

Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:

-формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

- формирование интереса детей к исчезающим растениям, занесенных в  Красную книгу;

- формирование первоначальных навыков безопасного поведения в природе у детей,

- стимулировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

Для родителей:

         -установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

         -способствовать повышению экологической культуры в семье;

         -повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

Реализация нашего проекта способствовала объединению всех участников, взаимодействие в ходе реализации позволило им стать полноправными участниками проекта в совместной деятельности, от родителей исходило много творческой инициативы. Совместно организованные мероприятия с родителями обеспечили единство и положительную окраску необходимую детям.

      Для педагогов :

     -освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

      -разработка плана мероприятий с детьми, направленного на формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

       -разработка новых форм сотрудничества с семьей;

       -пополнение воспитательно -образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС, центра природы и экспериментирования.

    Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие методы:

Словесный метод: беседа,  чтение и обсуждение легенд, сказок и рассказов, стихов по теме, энциклопедий, слушание музыки, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник», «Я - ромашка», «Я - крапива»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств»; консультаций для родителей, буклеты.

   Наглядный метод: просмотр презентации «Лекарственные растения родного края»,  рассматривание картин о природе;  проведение целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; наблюдения на территории детского сада и в парке.

     Практический метод: изготовление гербария;  поделки из природного и бросового материала; экспериментальная  деятельность; наблюдения.

Игровые методы: использовались как дополнительные средства обучения (дидактические игры, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, игры фантазии).

Ожидаемые результаты

           Для детей:

- развит познавательный интерес к миру  целебных растений родного края;

-приобретение навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

-расширены и систематизированы знания о разнообразии и пользе лекарственных растений наших лесов, их ценности для здоровья, правил пользования;

- повысится уровень творческой активности детей, и интерес к исследованию объектов живой и неживой природы не нанося им вреда в процессе экспериментирования.

Для родителей:

-установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

-формирование родительской ответственности за безопасность, жизнь и здоровье детей.

Для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность);

- освоение и внедрение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

- разработка новых форм сотрудничества с семьей;

-пополнение воспитательно - образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС.

  Работа над проектом велась по трем основным этапам. На подготовительном этапе подобрали наглядно – дидактический материал, разработали перспективный план. Основной этап разделили на три блока «Аптека под ногами», «Деревья, которые лечат», «Они просят защиты». 

Реализация первого блока «Аптека под ногами» была направлена на ознакомление детей  с лекарственными растениями ,их практическом применении. Первое что мы сделали, это прошли по экологической тропе детского сада, и выяснили – какие лекарственные растения произрастают прямо под ногами.

 С помощью родителей  пополнили библиотеку группы самодельными книжками - малышками «Загадки о лекарственных растениях», «Сказки о лекарственных растениях» и др. Совместно с родителями в группе создан уголок природы и экспериментирования.

Увлекательным занятием для детей оказалось изготовления гербария "Лечебная травка", из собранных  лекарственных  трав на прогулке.

Что бы дети имели представления о пользе лекарственных трав, в группу пригласили медсестру детского сада, она рассказала , как отвары из лекарственных трав помогают лечить и укреплять здоровье людей и предложила  попробовать фито чай  из мяты, иван-чая и ромашки.

Наши родители вместе детьми  принимали участие в конкурсе "Мой фито - мешочек". Используя фито - мешочки мы играли в игру «Угадай по запаху лекарственное растение ».

 Играя, ребенок   больше усваивает новую информацию о пользе лекарственных растениях, так детям понравилась новая игра «Целители», в которой они готовили из трав лекарство: от простуды, от ожога.  Благодаря сделанной презентации семьи Киры К. ,  дети узнали , как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения.(Приложение 3)

Для экспериментальной деятельности детей мы организовали посадку лекарственных растений – «Аптека на окне», «Лечебная грядка».

Итогом работы по данному блоку  стало создание мини - музея "Аптека под ногами". Хозяюшка уголка кукла «Кубышка - травница». Вместе с Кубышкой – травницей дети рисовали лекарственные растения, растущие на нашем Утёсе.

Во втором блоке «Деревья, которые лечат» сформировали представление у детей о роли деревьев в жизни человека, их целебных свойствах.

Предложили детям вместе с родителями создать книгу о лекарственных деревьях. Каждая семья подготовила по одной страничке. Получилась книга о лекарственных деревьях нашего края.  Пополнили мини – музей «Аптека под ногами » картой «Легкие Земли». На карту дети приклеивали силуэты деревьев – «сажают» их, чтобы воздух стал чистым свежим. Составляли схемы «Что лечит дерево», беседовали, играли в дидактические игры. (Приложение 4)  Родители сделали макет Шаманского утёса

На прогулке рассматривали деревья (берёза, кедр, ель), говорили о целебных свойствах. (Приложение 5) Шептали, обнимали, гладили кору; слушали, что «шепчут» листья. Решили: «нельзя обижать деревья», «надо с деревьями разговаривать». Детям было предложено дома расспросить своих родителей о пользе березового сока, кедровой шишки и написать сочинение.

На территории детского сада провели  квест - игру « Поиск лекарственного гостинца для Лешего». Этапы игры: «Шишку бросай, на вопрос отвечай», « Шишку передай –лекарственные деревья называй», «Раз, два, три, к лекарственному дереву беги».

В уголок для родителей поместили консультацию «Что такое чага?», распространили буклеты: «Приходите в лес за здоровьем».

Итогом второго блока стало оформление выставки «Деревья - целители»,  где дети совместно с родителями представили свои коллажи.

Реализация третьего блока «Они просят защиты»  была направлена на ознакомление детей с лекарственными растениями, занесённые в «Красную книгу», бережное отношение к ним.

Используя игровой персонаж «Кубышку – травницу», мы рассказали об исчезающих растениях Шаманки и о Красной книге. Сразу появилось много вопросов «Почему книга называется Красной?» ,«Какие там растения?», "Почему растения занесены в книгу?" Решили  узнать и ответить на все поставленные вопросы.

Родителям было предложено принести фотографии исчезающих растений, и мы с детьми оформили книгу «Редкие растения села Шаманки».

Проводили экскурсии по территории детского сада, обращая внимание лекарственные растения у нас  растут на участке. Нужно ли их беречь и охранять?»

Викторина «Красная книга родного края» прошла в форме игры «Что? Где? Когда?» с

целью проверить знания детей. Задания были представлены как на экране, так и в устной

форме. Ребята охотно отвечали на вопросы, сообща работали, усвоили новые правила

бережного отношения к природе.  охрана растений.docx / Облако Mail.ru  Провели познавательные беседы с использованием ИКТ на тему: «Лекарственные  растения Иркутской области в Красной книге и чем они интересны?», «Почему страницы Красной книги разного цвета?».  Дети рассуждали о том, как можно помочь растению. Самым запоминающим событием для детей было участие с родителями в акции «Растение плачет».  Жителям села и туристам предлагались листовки, нарисованные детьми.  Прошла совместная творческая деятельность родителей с детьми: выставка рисунков «Берегите растения», фотовыставка «Красная книга Шаманки». Подобрали иллюстрированный материал «Исчезающие лекарственные растения нашего края», сделали макет «Шаманский Утёс». Предложили родителям почитать детям об истории появления Красной книги в энциклопедии, в интернете. Детям понравилось писать совместно с родителями письма–обращения к лекарственным растениям «Очень- очень хочу дружить с тобой, жарок. Я тебя часто рисую. Ты такой красивый. Не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно».                                               Таким образом, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни нашего края.   

III. Заключительный этап.                                      

 Результативность.    В результате реализации проекта «Лекарственные растения родного края» были достигнуты планируемые результаты. В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность, познакомится с дикорастущими и культурными растениями в своем селе, реализовать свои идеи и удовлетворение от действий исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях в течение всего времени работы над проектом. Дети активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, проявляли самостоятельность в разных видах деятельности любознательность.  Развивались их коммуникативные способности: самостоятельно находить нужную информацию и систематизировать ее, умение работать в коллективе, сотрудничать, умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели. В ходе проекта   детям представилась возможность реализовать свой творческий потенциал - создавать собственные коллажи, аппликации, изготовление гербария растений.

   В процессе работы над проектом дети узнали об ареале произрастания лекарственных растений. Сформировались знания о  разнообразии  редких лекарственных растениях родного края, их лечебных свойствах и   практическое применение. Дети овладели знаниями о сборе и сушке растений, а так же представилась возможность заготавливать лекарственное сырьё для отваров. В ходе проекта дети сформулировали правила поведения в природе – многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

Заинтересованность родителей проблемой позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте «Краски природы», помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса. Реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий. (Приложение 6)

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обогатился и обобщился опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. С родителями и детьми собрали материал о лекарственных растениях. Оформили «Альбом лекарственных растении села Шаманка». В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3 - 4 названия лекарственных растений, то к концу – более 6. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Решили продолжить работу по данной теме в течение учебного года.

  Данный проект был представлен на педагогическом совете ДОУ, а также в рамках реализации муниципального сетевого проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада». Для педагогов сетевых друзей был представлен и проведен практический семинар по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» и представление развивающей предметно-пространственной среды в группах «Природа родного края». Данный проект может быть использован в работе любым педагогом.

Список используемой литературы

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М., «Просвещение», 1992

Бондарнко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. – Воронеж, 2007

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М.,2006

Волчкова В.Н. Экология «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Воронеж. 2006

Виноградова Н.Ф. Познаем мир природы. – М., «Просвещение».2022

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.,2005

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., «Просвещение».2003

Горбашева Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М., 2008

Журавлева Л. Солнечная тропинка «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». – М., 2006

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.,2007

Мишарина Л.А, Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та,2007.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. - М., «Просвещение».2006

Сигимова М.Н Познание мира растений. - Волгоград, 2009

Учебно-методический комплект «Я живу в Прибайкалье» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (авторская педагогическая разработка радикального типа). - Авторский коллектив Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад общеразвивающего вида№15 «Радуга» г. Шелехов, 2012.

 

Приложения 1                       Анкета для родителей

                                                       Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе  «Лекарственные растения родного края ».

 Имеете ли Вы представление о лекарственных растениях нашего края?

Используете ли Вы лекарственные растения в домашних условиях?

Вы собираете и заготавливаете травы сами или покупаете в аптеке?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод?

 Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к  растениям?

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего села?

 Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

Результаты анкетирования, показали, что многие родители знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья.

Почти все родители согласны в необходимости знакомить детей с природой нашего села и предложили помощь в создании на территории детского сада экологической тропинке «Растения лекари».

Приложение 2. Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в области экологии за 2021 -2022 г.г.

Цель мониторинга – выявить  знания детей о растениях,  способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к природе.

В данном мониторинге учитывались три направления экологического воспитания:

1. Определение уровня знания о растительности леса, луга, сада, поля; умение ухаживать за растениями в уголке природы; определение уровня знания о лекарственных растениях, их характерных свойствах;

2. Умение объяснять экологические связи в природе;

3. Определение уровня знания о Красной книге, о природе родного края.

         У детей мало знаний о растительности леса, луга, сада, поля; умений ухаживать за растениями в уголке природы; определение уровня знания о лекарственных растениях, их характерных свойствах;

         Умение объяснять экологические связи в природе;

         Определение уровня знания о Красной книге, о природе родного края;

         Многие родители знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья.

 Начало учебного года                                                                     Конец учебного года

 

По результатам проведенного мониторинга познавательного развития детей в области экологии можно отметить, что дети  достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться;  эмоционально воспринимают природу, видят ее красоту; называют  небольшое количество растений занесенных в Красную книгу. Объясняют экологические знаки их важность;  без труда отвечают по картинкам; правильно называют правила поведения в окружающей природе; анализируют свои поступки и поступки товарищей; экологически грамотно по отношению к природе, видят последствия своих действий. Расширились знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

Приложение 3        Памятка по сбору лекарственных трав:

Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.

Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные

Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.

Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных

ядохимикатами и там, где растений мало.

Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

Запомните все следующие правила:

Нельзя срывать растения для букетов.

Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.

Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе,

чтобы они размножались.

Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.

Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно

хранить, соблюдая все условия и сроки.

Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

Несколько правил хранения лекарственных трав:

Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное

Отдельно необходимо хранить части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные

ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают

Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы

обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название

растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

Приложение 4.    Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с  лекарственными растениями родного края.

1 «С какого дерева листок (плод)».

Дидактическая задача: развивать умение определять и называть дерево, кустарник

по его листочку (плоду) и наоборот.

Игровое правило: после сигнала правильно найти своё дерево (кустарник) или

листок (плод).

Игровое действие: Подбирать правильную пару (дерево - листок, плод).

2 «Рассели по «этажам» леса».

Дидактическая задача: развивать умение определять к какому ярусу леса относятся

данные растения, животные, птицы.

Игровое правило: правильно «расселять» растения, птиц, животных по «этажам» леса.

Игровое действие: Выбирать карточку с изображением объекта природы, укладывать

её на нужный ярус леса, объясняя почему.

3 «Помести растения на карте Шелеховского района».

Дидактическая задача: развивать умения правильно определять места обитания

растений в нашем крае, развивать внимание, мышление, память.

Игровое правило: Правильно разместить все картинки с растениями на карте

нашего края.

Игровое действие: Брать картинку и размещать её в нужное место на карте края,

объясняя свои действия (можно индивидуально, можно по подгруппам, по командам).

4 «Найди, какое растение является лекарственным».

Дидактическая задача: развивать умение находить и называть из разнообразных

растений края те, которые являются лекарственными, развивать внимание, память,

Игровое правило: Выбрать из предложенных растении только лекарственные и

правильно их назвать.

Игровое действие: Получив карточки с растениями, выбрать и назвать только

лекарственные.

5 «Загадки - отгадки».

Дидактическая задача: развивать умение отгадывать загадки о растениях Иркутской

области, узнавая их на картинках.

Игровое правило: Сначала надо найти картинку - ответ, а потом назвать.

Игровое действие: Угадать объект по загадке и найти нужную картинку.

Приложение 5Деревья, которые лечат (обобщающая беседа с элементами наблюдения)

Задачи: способствовать обобщению представлений о деревьях, как представителях живого в мире природы: лечебных свойствах, многообразие внешнего строения у разных видов деревьев. Основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

                                        Ход занятия

1. Загадка: Весной роняет слезы белая… (береза.) Весною кудри завила Нежные, пушистые И стоит белым бела… (черемуха) душистая. Румяные, наливные висят яблоки на ней. (Яблоня.)

 2. составление описательного рассказа по схеме-модели. Выставляются картинки цветущих деревьев. Дети должны описать изображенные деревья по плану: 1) Название. 2) Как выглядит? 3) Какую пользу приносит людям? 4) Сравнение березы и черемухи: чем похожи? Чем отличаются?

3.Загадка . Был тугим он кулачком, А разжался – стал цветком. (Бутон.)

4. Игра- имитация «Распускание почек на деревьях».

5. Игра «Что необходимо растению для роста и развития?». Выбрать карточки-схемы и рассказать, что помогает растениям жить. (Свет, тепло, чистый воздух, забота человека.)

 6. Рисование «лечебная веточка».

Предварительная работа: – Наблюдение за деревьями на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. – Труд на участке. – Заучивание стихов, загадок.

(Приложение 6)      Продукты проектной деятельности:

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение РППС:

-картотека дидактических, подвижных игр;

-картотека НОД,   бесед, экскурсий 

Созданы тематические альбомы:

-«Деревья, которые лечат»;

-«Сорные лекарственные растения»;

-«Исчезающие виды лекарственных растений»;

-«Путешествие семечки»

-Презентация и проведение    практического семинара для педагогов по итогам работы над проектом

 

-Изготовление гербария:

-«Лечебная травка».

Экспериментальная деятельность:

-«Аптека на окне»

-«Лечебная грядка»

Участие в акции:

-распространение листовок «Они нуждаются в защите»;

-Интеллектуальная игра - Что? Где? Когда?

Выставка рисунков

-«Лечебные растения»;

-Итоговый мониторинг;

-Создание красной книги:

- «Редкие лекарственные растения родного края».

- Создание мини-библиотеки:

-«Растения - лекари»; Мини-музея:

- «Аптека под ногами»

 

-Изготовление книжек-малышек:

- «Сказки о лекарственных растениях»,

-«Загадки о лекарственных растениях».

-Оформление макета:

 -«Уголок родного края».

-Информационный стенд:

- «Аптека под ногами».

-Участие в акции:

-«Сохраним природу родного края».

-Презентация экологическая тропа

-«Растения - лекари».

Презентация проекта:

 -«Краски  природы» (приложение 3).

-Участие в конкурсе:

- «Мой фито- мешочек».

- Участие в организации мини-музея:

-«Аптека под ногами»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chulkova_s.yu_._popova_e.v._sosh_12.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

МКОУ ШР «СОШ № 12»

666025 Иркутская область,

Шелеховский район, с. Шаманка

ул. Советская, дом 9

телефон (39550) 7-75-23,

факс (39550) 7-75-23

e-mail: shelsosch12@mail.ru

Районная конференция

«Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками»

Тема: «Лекарственные растения родного края»

Чулкова Светлана Юрьевна,

воспитатель

Попова Елена Владимировна,

воспитатель

МКОУ ШР «СОШ №12»

            1. Актуальность

          В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, правильное отношение к окружающему миру и ценностной ориентации в нем, накапливаются яркие, эмоциональные, первые природоведческие представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понимал, что человек и природа взаимосвязаны, мы должны беречь, охранять и сохранять ее. Огромная роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

 Методическая обоснованность

Нам хорошо известна щедрость растительного мира в нашем селе, наша местность довольно богата лекарственными травами. Существует много растений, которые широко применяются в народной медицине, но  об их лечебных  свойствах, практически ничего не знаем.

Поэтому возникла идея реализации проекта, и мы решили познакомить детей и родителей  со свойствами лекарственных деревьев  и растений.  Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

         Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей (Приложение 1).

Мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». (Приложение 2)

 Реализуемый социально познавательный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.

Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.

Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои цели и задачи.

Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:

-формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

- формирование интереса детей к исчезающим растениям, занесенных в  Красную книгу;

- формирование первоначальных навыков безопасного поведения в природе у детей,

- стимулировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

Для родителей:

         -установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

         -способствовать повышению экологической культуры в семье;

         -повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

Реализация нашего проекта способствовала объединению всех участников, взаимодействие в ходе реализации позволило им стать полноправными участниками проекта в совместной деятельности, от родителей исходило много творческой инициативы. Совместно организованные мероприятия с родителями обеспечили единство и положительную окраску необходимую детям.

      Для педагогов :

     -освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

      -разработка плана мероприятий с детьми, направленного на формирование знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;

       -разработка новых форм сотрудничества с семьей;

       -пополнение воспитательно -образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС, центра природы и экспериментирования.

    Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие методы:

Словесный метод: беседа,  чтение и обсуждение легенд, сказок и рассказов, стихов по теме, энциклопедий, слушание музыки, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник», «Я - ромашка», «Я - крапива»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств»; консультаций для родителей, буклеты.

   Наглядный метод: просмотр презентации «Лекарственные растения родного края»,  рассматривание картин о природе;  проведение целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; наблюдения на территории детского сада и в парке.

     Практический метод: изготовление гербария;  поделки из природного и бросового материала; экспериментальная  деятельность; наблюдения.

Игровые методы: использовались как дополнительные средства обучения (дидактические игры, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, игры фантазии).

Ожидаемые результаты

           Для детей:

- развит познавательный интерес к миру  целебных растений родного края;

-приобретение навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

-расширены и систематизированы знания о разнообразии и пользе лекарственных растений наших лесов, их ценности для здоровья, правил пользования;

- повысится уровень творческой активности детей, и интерес к исследованию объектов живой и неживой природы не нанося им вреда в процессе экспериментирования.

Для родителей:

-установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;

- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.

-формирование родительской ответственности за безопасность, жизнь и здоровье детей.

Для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность);

- освоение и внедрение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;

- разработка новых форм сотрудничества с семьей;

-пополнение воспитательно - образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление РППС.

  Работа над проектом велась по трем основным этапам. На подготовительном этапе подобрали наглядно – дидактический материал, разработали перспективный план. Основной этап разделили на три блока «Аптека под ногами», «Деревья, которые лечат», «Они просят защиты».  

Реализация первого блока «Аптека под ногами» была направлена на ознакомление детей  с лекарственными растениями ,их практическом применении. Первое что мы сделали, это прошли по экологической тропе детского сада, и выяснили – какие лекарственные растения произрастают прямо под ногами.

 С помощью родителей  пополнили библиотеку группы самодельными книжками - малышками «Загадки о лекарственных растениях», «Сказки о лекарственных растениях» и др. Совместно с родителями в группе создан уголок природы и экспериментирования.

Увлекательным занятием для детей оказалось изготовления гербария "Лечебная травка", из собранных  лекарственных  трав на прогулке.

Что бы дети имели представления о пользе лекарственных трав, в группу пригласили медсестру детского сада, она рассказала , как отвары из лекарственных трав помогают лечить и укреплять здоровье людей и предложила  попробовать фито чай  из мяты, иван-чая и ромашки.

Наши родители вместе детьми  принимали участие в конкурсе "Мой фито - мешочек". Используя фито - мешочки мы играли в игру «Угадай по запаху лекарственное растение ».

 Играя, ребенок   больше усваивает новую информацию о пользе лекарственных растениях, так детям понравилась новая игра «Целители», в которой они готовили из трав лекарство: от простуды, от ожога.  Благодаря сделанной презентации семьи Киры К. ,  дети узнали , как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения.(Приложение 3)

Для экспериментальной деятельности детей мы организовали посадку лекарственных растений – «Аптека на окне», «Лечебная грядка».

Итогом работы по данному блоку  стало создание мини - музея "Аптека под ногами". Хозяюшка уголка кукла «Кубышка - травница». Вместе с Кубышкой – травницей дети рисовали лекарственные растения, растущие на нашем Утёсе.

Во втором блоке «Деревья, которые лечат» сформировали представление у детей о роли деревьев в жизни человека, их целебных свойствах.

Предложили детям вместе с родителями создать книгу о лекарственных деревьях. Каждая семья подготовила по одной страничке. Получилась книга о лекарственных деревьях нашего края.  Пополнили мини – музей «Аптека под ногами » картой «Легкие Земли». На карту дети приклеивали силуэты деревьев – «сажают» их, чтобы воздух стал чистым свежим. Составляли схемы «Что лечит дерево», беседовали, играли в дидактические игры. (Приложение 4)  Родители сделали макет Шаманского утёса

На прогулке рассматривали деревья (берёза, кедр, ель), говорили о целебных свойствах. (Приложение 5) Шептали, обнимали, гладили кору; слушали, что «шепчут» листья. Решили: «нельзя обижать деревья», «надо с деревьями разговаривать». Детям было предложено дома расспросить своих родителей о пользе березового сока, кедровой шишки и написать сочинение.

На территории детского сада провели  квест - игру « Поиск лекарственного гостинца для Лешего». Этапы игры: «Шишку бросай, на вопрос отвечай», « Шишку передай –лекарственные деревья называй», «Раз, два, три, к лекарственному дереву беги».

В уголок для родителей поместили консультацию «Что такое чага?», распространили буклеты: «Приходите в лес за здоровьем».

Итогом второго блока стало оформление выставки «Деревья - целители»,  где дети совместно с родителями представили свои коллажи.

Реализация третьего блока «Они просят защиты»  была направлена на ознакомление детей с лекарственными растениями, занесённые в «Красную книгу», бережное отношение к ним.

Используя игровой персонаж «Кубышку – травницу», мы рассказали об исчезающих растениях Шаманки и о Красной книге. Сразу появилось много вопросов «Почему книга называется Красной?» ,«Какие там растения?», "Почему растения занесены в книгу?" Решили  узнать и ответить на все поставленные вопросы.

Родителям было предложено принести фотографии исчезающих растений, и мы с детьми оформили книгу «Редкие растения села Шаманки».

Проводили экскурсии по территории детского сада, обращая внимание лекарственные растения у нас  растут на участке. Нужно ли их беречь и охранять?»

Викторина «Красная книга родного края» прошла в форме игры «Что? Где? Когда?» с

целью проверить знания детей. Задания были представлены как на экране, так и в устной

форме. Ребята охотно отвечали на вопросы, сообща работали, усвоили новые правила

бережного отношения к природе.  охрана растений.docx / Облако Mail.ru  Провели познавательные беседы с использованием ИКТ на тему: «Лекарственные  растения Иркутской области в Красной книге и чем они интересны?», «Почему страницы Красной книги разного цвета?».  Дети рассуждали о том, как можно помочь растению. Самым запоминающим событием для детей было участие с родителями в акции «Растение плачет».  Жителям села и туристам предлагались листовки, нарисованные детьми.  Прошла совместная творческая деятельность родителей с детьми: выставка рисунков «Берегите растения», фотовыставка «Красная книга Шаманки». Подобрали иллюстрированный материал «Исчезающие лекарственные растения нашего края», сделали макет «Шаманский Утёс». Предложили родителям почитать детям об истории появления Красной книги в энциклопедии, в интернете. Детям понравилось писать совместно с родителями письма–обращения к лекарственным растениям «Очень- очень хочу дружить с тобой, жарок. Я тебя часто рисую. Ты такой красивый. Не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно».                                               Таким образом, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни нашего края.    

III. Заключительный этап.                                      

 Результативность.    В результате реализации проекта «Лекарственные растения родного края» были достигнуты планируемые результаты. В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность, познакомится с дикорастущими и культурными растениями в своем селе, реализовать свои идеи и удовлетворение от действий исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях в течение всего времени работы над проектом. Дети активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, проявляли самостоятельность в разных видах деятельности любознательность.  Развивались их коммуникативные способности: самостоятельно находить нужную информацию и систематизировать ее, умение работать в коллективе, сотрудничать, умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели. В ходе проекта   детям представилась возможность реализовать свой творческий потенциал - создавать собственные коллажи, аппликации, изготовление гербария растений.

   В процессе работы над проектом дети узнали об ареале произрастания лекарственных растений. Сформировались знания о  разнообразии  редких лекарственных растениях родного края, их лечебных свойствах и   практическое применение. Дети овладели знаниями о сборе и сушке растений, а так же представилась возможность заготавливать лекарственное сырьё для отваров. В ходе проекта дети сформулировали правила поведения в природе – многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 

Заинтересованность родителей проблемой позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте «Краски природы», помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса. Реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий. (Приложение 6)

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обогатился и обобщился опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. С родителями и детьми собрали материал о лекарственных растениях. Оформили «Альбом лекарственных растении села Шаманка». В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3 - 4 названия лекарственных растений, то к концу – более 6. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Решили продолжить работу по данной теме в течение учебного года.

  Данный проект был представлен на педагогическом совете ДОУ, а также в рамках реализации муниципального сетевого проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада». Для педагогов сетевых друзей был представлен и проведен практический семинар по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» и представление развивающей предметно-пространственной среды в группах «Природа родного края». Данный проект может быть использован в работе любым педагогом.

Список используемой литературы

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М., «Просвещение», 1992

Бондарнко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. – Воронеж, 2007

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М.,2006

Волчкова В.Н. Экология «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Воронеж. 2006

Виноградова Н.Ф. Познаем мир природы. – М., «Просвещение».2022

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.,2005

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., «Просвещение».2003

Горбашева Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М., 2008

Журавлева Л. Солнечная тропинка «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». – М., 2006

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.,2007

Мишарина Л.А, Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та,2007.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. - М., «Просвещение».2006

Сигимова М.Н Познание мира растений. - Волгоград, 2009

Учебно-методический комплект «Я живу в Прибайкалье» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (авторская педагогическая разработка радикального типа). - Авторский коллектив Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад общеразвивающего вида№15 «Радуга» г. Шелехов, 2012.

Приложения 1                       Анкета для родителей

                                                       Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе  «Лекарственные растения родного края ».

 Имеете ли Вы представление о лекарственных растениях нашего края?

Используете ли Вы лекарственные растения в домашних условиях?

Вы собираете и заготавливаете травы сами или покупаете в аптеке?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод?

 Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к  растениям?

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего села?

 Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?

Благодарим Вас за сотрудничество!

Результаты анкетирования, показали, что многие родители знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья.

Почти все родители согласны в необходимости знакомить детей с природой нашего села и предложили помощь в создании на территории детского сада экологической тропинке «Растения лекари».

Приложение 2. Мониторинг познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в области экологии за 2021 -2022 г.г.

Цель мониторинга – выявить  знания детей о растениях,  способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к природе.

В данном мониторинге учитывались три направления экологического воспитания:

1. Определение уровня знания о растительности леса, луга, сада, поля; умение ухаживать за растениями в уголке природы; определение уровня знания о лекарственных растениях, их характерных свойствах;

2. Умение объяснять экологические связи в природе;

3. Определение уровня знания о Красной книге, о природе родного края.

        У детей мало знаний о растительности леса, луга, сада, поля; умений ухаживать за растениями в уголке природы; определение уровня знания о лекарственных растениях, их характерных свойствах;

        Умение объяснять экологические связи в природе;

        Определение уровня знания о Красной книге, о природе родного края;

        Многие родители знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья.

 Начало учебного года                                                                     Конец учебного года

                                          

По результатам проведенного мониторинга познавательного развития детей в области экологии можно отметить, что дети  достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться;  эмоционально воспринимают природу, видят ее красоту; называют  небольшое количество растений занесенных в Красную книгу. Объясняют экологические знаки их важность;  без труда отвечают по картинкам; правильно называют правила поведения в окружающей природе; анализируют свои поступки и поступки товарищей; экологически грамотно по отношению к природе, видят последствия своих действий. Расширились знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

Приложение 3        Памятка по сбору лекарственных трав:

Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.

Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные

Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.

Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных

ядохимикатами и там, где растений мало.

Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

Запомните все следующие правила:

Нельзя срывать растения для букетов.

Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.

Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе,

чтобы они размножались.

Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.

Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно

хранить, соблюдая все условия и сроки.

Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

Несколько правил хранения лекарственных трав:

Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное

Отдельно необходимо хранить части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные

ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают

Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы

обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название

растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

Приложение 4.    Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с  лекарственными растениями родного края.

1 «С какого дерева листок (плод)».

Дидактическая задача: развивать умение определять и называть дерево, кустарник

по его листочку (плоду) и наоборот.

Игровое правило: после сигнала правильно найти своё дерево (кустарник) или

листок (плод).

Игровое действие: Подбирать правильную пару (дерево - листок, плод).

2 «Рассели по «этажам» леса».

Дидактическая задача: развивать умение определять к какому ярусу леса относятся

данные растения, животные, птицы.

Игровое правило: правильно «расселять» растения, птиц, животных по «этажам» леса.

Игровое действие: Выбирать карточку с изображением объекта природы, укладывать

её на нужный ярус леса, объясняя почему.

3 «Помести растения на карте Шелеховского района».

Дидактическая задача: развивать умения правильно определять места обитания

растений в нашем крае, развивать внимание, мышление, память.

Игровое правило: Правильно разместить все картинки с растениями на карте

нашего края.

Игровое действие: Брать картинку и размещать её в нужное место на карте края,

объясняя свои действия (можно индивидуально, можно по подгруппам, по командам).

4 «Найди, какое растение является лекарственным».

Дидактическая задача: развивать умение находить и называть из разнообразных

растений края те, которые являются лекарственными, развивать внимание, память,

Игровое правило: Выбрать из предложенных растении только лекарственные и

правильно их назвать.

Игровое действие: Получив карточки с растениями, выбрать и назвать только

лекарственные.

5 «Загадки - отгадки».

Дидактическая задача: развивать умение отгадывать загадки о растениях Иркутской

области, узнавая их на картинках.

Игровое правило: Сначала надо найти картинку - ответ, а потом назвать.

Игровое действие: Угадать объект по загадке и найти нужную картинку.

Приложение 5.  Деревья, которые лечат (обобщающая беседа с элементами наблюдения)

Задачи: способствовать обобщению представлений о деревьях, как представителях живого в мире природы: лечебных свойствах, многообразие внешнего строения у разных видов деревьев. Основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, цветение и др.); формированию представлений о потребностях конкретных деревьев в условиях среды (свете, воздухе, тепле, заботе человека); развитию умения составлять описательный рассказ с помощью схемы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

                                        Ход занятия

1. Загадка: Весной роняет слезы белая… (береза.) Весною кудри завила Нежные, пушистые И стоит белым бела… (черемуха) душистая. Румяные, наливные висят яблоки на ней. (Яблоня.)

 2. составление описательного рассказа по схеме-модели. Выставляются картинки цветущих деревьев. Дети должны описать изображенные деревья по плану: 1) Название. 2) Как выглядит? 3) Какую пользу приносит людям? 4) Сравнение березы и черемухи: чем похожи? Чем отличаются?

3.Загадка . Был тугим он кулачком, А разжался – стал цветком. (Бутон.)

4. Игра- имитация «Распускание почек на деревьях».

5. Игра «Что необходимо растению для роста и развития?». Выбрать карточки-схемы и рассказать, что помогает растениям жить. (Свет, тепло, чистый воздух, забота человека.)

 6. Рисование «лечебная веточка».

Предварительная работа: – Наблюдение за деревьями на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. – Труд на участке. – Заучивание стихов, загадок.

(Приложение 6)      Продукты проектной деятельности:

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение РППС:

-картотека дидактических, подвижных игр;

-картотека НОД,   бесед, экскурсий  

Созданы тематические альбомы:

-«Деревья, которые лечат»;

-«Сорные лекарственные растения»;

-«Исчезающие виды лекарственных растений»;

-«Путешествие семечки»

-Презентация и проведение    практического семинара для педагогов по итогам работы над проектом

-Изготовление гербария:

-«Лечебная травка».

Экспериментальная деятельность:

-«Аптека на окне»

-«Лечебная грядка»

Участие в акции:

-распространение листовок «Они нуждаются в защите»;

-Интеллектуальная игра - Что? Где? Когда?

Выставка рисунков

-«Лечебные растения»;

-Итоговый мониторинг;

-Создание красной книги:

- «Редкие лекарственные растения родного края».

- Создание мини-библиотеки:

-«Растения - лекари»; Мини-музея:

- «Аптека под ногами»

-Изготовление книжек-малышек:

- «Сказки о лекарственных растениях»,

-«Загадки о лекарственных растениях».

-Оформление макета:

 -«Уголок родного края».

-Информационный стенд:

- «Аптека под ногами».

-Участие в акции:

-«Сохраним природу родного края».

-Презентация экологическая тропа

-«Растения - лекари».

Презентация проекта:

 -«Краски  природы» (приложение 3).

-Участие в конкурсе:

- «Мой фито- мешочек».

- Участие в организации мини-музея:

-«Аптека под ногами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лекарственные растения родного края"

Занятие "Лекарственные растения родного края" разработан для детей старшего возраста....

НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.

расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора...

Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам....

ПРОЕКТ «Лекарственные растения родного края»

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в...

Конспект по организации непосредственной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «познавательное развитие» Тема «Как животные родного края готовятся к зиме»

расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни, о том где они живут;-формировать навыки мыслительной деятельности....

Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: "Лекарственные растения родного края"

проект  "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ"Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для озн...