НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД «Лекарственные растения родного края» в старшей группе.
Цель:
- расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях, правилами сбора
- развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, проектор. Запись «Шум ветра», «шум леса». Дидактическая игра «собери цветок»
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Основная часть.
- ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей)
- правильно, мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как можно без таблеток болезнь победить. Богат русский лес деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, травами и цветами. А вы знаете, что многие из этих растений обладают волшебными свойствами? Как вы думаете, какими волшебными свойствами обладают растения?
Дети: могут лечить от разных болезней.
Воспитатель: как такие растения называются?
Дети: лекарственные.
Воспитатель: правильно, такие растения называются лекарственными. Люди еще издавна заметили, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться. Человек начал изучать растения и их свойства, стал выбирать лекарственные растения. Знания о растениях люди передавали из поколения в поколения друг другу. Лечение травами известно с самых древних времен, травы – это самые первые лекарства на земле. Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие в мир лекарственных растений. А на чем же мы отправимся? (предложения детей – машина, автобус, самолет)…Давайте сегодня полетим на самолетах.
П/И «Самолеты»
Воспитатель: Вот мы и очутились на поляне около леса.
Слайд 1: Фонограмма – «шум леса», на экране появляется Травничек.
Травничек: Здравствуйте ребята! Зачем пожаловали ко мне в лес?
Дети: Мы хотим узнать о лекарственных растениях, для этого мы отправились в путешествие.
Травничек: Хорошо ребята, я в этом помогу.
Лес, как сказочное царство,
Здесь кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить!
Слайд 2:
Травничек: Ребята, отгадайте загадку про целебное растение
Эту зелень ты не тронь,
Жжется больно, как огонь.
Дети : крапива.
Травничек: правильно, это краписа. Крапива – первое витаминное растение, появляющееся весной. Ее листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы варят щи и делают салаты. А еще, настоем крапивы можно остановить кровотечение. Крапива является также очень ценным кормом для животных. Коровы, получающие крапиву, дают больше молока и лучшего качества. Куры, гуси и утки несут больше яиц. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые таким шампунем, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.
Слайд 3:
Травничек: Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
Дети : мать-и-мачеха.
Травничек: да, это растение мать – и – мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, ¸ а с другой холодный – мачеха). Оно помогает при кашле, заваривают его и пьют как чай. Отгадайте следующую загадку.
Слайд 4:
Травничек: Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
Дети: ромашка.
Травничек: правильно, ребята, это ромашки. Все вы очень хорошо знаете этот цветок. Ромашку не зря называют «целительницей». Чай из лекарственной ромашки с медом дает крепкий и спокойный сон. Отвар пьют при простуде и заболеваниях желудка, им полощут горло при ангине.
Звук ветра.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что произошло, все лепестки с ромашек облетели. Что делать, как им помочь?
Дети: собрать лепестки…
Дидактическая игра «Собери цветок(ромашку)
(дети собирают лепестки и составляют цветки ромашек)
Воспитатель: молодцы, посмотрите какое красивое ромашковое поле стало.
Слайд 5:
Травничек: Спасибо ребята за помощь, но вот вам следующая загадка:
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Дети : подорожник.
Травничек: ребята, а как вы думаете, почему подорожник так назвали.
Дети:…растет у дороги.
Травничек: правильно ребята, подорожник получил такое название, потому что растет вдоль тропинок и дорог. Для лечебный целей собирают только листья подорожника. Листок прикладывают к небольшим ранам, он останавливает кровь и убивает микробов. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь остановиться, и ранка заживет.
Слайд 5:
Травничек: В детстве-с жёлтой головой,
В юности-совсем седой,
А вот старым-не бывает,
Пухом белым-улетает!
Дети: одуванчик.
Травничек: одуванчик – это многолетний сорняк в садах и на огородах. В старину его считали средством, хорошо влияющем на пищеварение, укрепляющее аппетит, очищающим легкие. Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: с чем можно сравнить одуванчик?
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!
Воспитатель: в лесах и на лугах России растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, зверобой и еще много других растений. Все это- наша зеленая аптека, которая помогает человеку при многих болезнях.
Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Послушайте правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему? (ответы детей)
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- Ребята, нам пора отправляться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с Травничком.
Дети прощаются с Травничком.
Воспитатель: занять свои места в самолетах, заводим мотор…
Подвижная игра «Самолеты»
Заключительная часть
Воспитатель:
- О каких растениях вы сегодня узнали?
- Как к ним нужно относиться?
- Какие лекарственные растения растут на участке нашего детского сада?
- Почему нужно беречь и охранять природу?
- Что вам сегодня больше всего понравилось во время нашего путешествия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лекарственные растения родного края"
Занятие "Лекарственные растения родного края" разработан для детей старшего возраста....
Отчет о проведении тематической неделе "Растения нашего края" в старшей группе
В помощь педагогам...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края через игровые технологи.
Обобщение опыта....
Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год
Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам....
ПРОЕКТ «Лекарственные растения родного края»
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в...
Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: "Лекарственные растения родного края"
проект "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ"Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для озн...
Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: «Лекарственные растения родного края»
1. Актуальность В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников пр...