Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год
план-конспект занятия
Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие в средней группе | 599.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Лекарственные растения родного края»
Программные задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширить представление детей о лекарственных растениях родного края – узнавать растения по внешнему виду, по описанию, называть их;
- вызвать интерес детей к целебным свойствам растений, природе родного края;
- развивать логическое мышление, внимание, умение отгадывать загадки.
2. Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогащать и активизировать словарь детей названиями лекарственных растений, способами их использования («травник», отвар, настой, гербарий) ;
- знакомить с произведениями устного народного творчества о растениях (загадки, стихи, песни) .
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями, о правилах поведения в природе;
- формирование понятия «лекарственные растения»;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
4. Образовательная область «Физическое развитие»:
- продолжать знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;
- развивать умение заботиться о своём здоровье.
5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать умение видеть красоту окружающей природы родного края.
Оборудование:
Красочные картинки лекарственных растений, размер листа - А4: ромашка, подорожник, душица, мать-и-мачеха, крапива, шиповник, тысячелистник, брусника, чистотел. Картинки «травники» - люди, собирающие травы, процесс сушки трав. Кукла Кузя, кукольное одеяльце, сундучок, гербарий, игрушечный чайный набор, настоящий травяной чай. Пазлы для игры «Лекарственные растения», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Чтение «Познавательные сказки» из сери книг Ларисы Тарасенко, заучивание стихов, прогулки в лес (родители), наблюдение за травами на прогулке, чтение художественных произведений о природе.
Ход
Вводная часть:
В группе появляется персонаж домовёнок Кузя (кукла). Кузя был грустный, он всё время чихал и дрожал. В руках у него сундучок.
- Здравствуйте, ребята! У вас сегодня в группе холодно, что-то я замёрз. Апчхи!
- Здравствуй, Кузенька. Что ты, у нас тепло, посмотри, все дети одеты легко: в платьях с короткими рукавами, в носочках, шортах. Это что-то с тобой случилось, уж не заболел ли ты?
-Апчхи, не знаю! Я вчера гулял по лесу, любовался природой и немного промочил ноги, так как трава после дождя была ещё сырая. А сегодня целый день чихаю и мне что-то холодно. Апчхи!
- Ребята, вы догадались, почему Кузя чихает и весь дрожит?
- Он простудился и заболел!
- А, как надо было подготовиться к прогулке по лесу после дождя? Что надо было одеть?
- Сапожки, ботинки, плащ, ветровку с капюшоном.
- Правильно. А сейчас мы тебя укроем тёплым одеяльцем и попробуем помочь выздороветь.
- Я хотел с вами поиграть и показать свою чудо-копилочку. Но у меня совсем нет сил. Апчхи!
- Мы очень рады нашей встрече с тобой. Сейчас мы заварим тебя горячий целебный чай, и тебе станет лучше, а потом вместе поиграем.
Основная часть:
- Ребята, мы уже знаем, что справиться с простудой нам помогут лекарственные растения. - А, знаете ли вы, ребята, из каких трав заварен этот исцеляющий волшебный напиток, который поможет нашему гостю? Ответы детей: ромашка, липовый цвет, шиповник. Воспитатель заваривает в заварнике чай.
- Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой,
И ромашка, и крапива,
Подорожник молодой.
- Есть растения такие
Они вовсе не простые
Если что-то заболит
Эта травка исцелит.
- Как называются растения, которыми можно лечиться?
Во время чтения стихов воспитатель раскладывает на столе красочные картинки с лекарственными растениями. Дети рассматривают, находят знакомые растения, называют их.
- Как вы думаете, почему они называются лекарственными растениями? Сегодня я расскажу, как люди используют эти растения?
Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от различных болезней. У различных растений используют различные части: это могут быть листья, цветы, стебли, плоды. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. Таких людей называли «травниками». Они изучали целебные свойства растений, сушили их. А сейчас мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.
- Отгадайте загадку, что это за растение?
-Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки
На земле лежат листочки
Маленькие лопушки-
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник) Рассматриваем картинку с растением.
- Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. В начале лета над листьями подорожника поднимаются стрелочки-стебельки, на верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок, цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созревают семена.
Листья подорожника используют в виде примочек для заживления ран. Настой из листьев подорожника оказывает противовоспалительное, болеутоляющее действие. Так же используют его для лечения органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
- А, теперь, другая загадка!
- В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички-
Белые реснички.
Что это такое? - Да, это ромашка. Рассматриваем картинку с растением. Если горло заболит, то лучший доктор – настой из луговой лекарственной ромашки. У лекарственной ромашки листья, рассечённые и много мелких цветков. Есть ещё один признак – запах. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный. Лекарственная ромашка любит солнце – в тёмных, влажных местах она не растёт.
- А, эта загадка, о каком растении?
- Я знаменита не цветами
А необычными листами.
То жёсткими холодными,
То мягкими и тёплыми. (Рассматриваем картинку с растением)
- Мать-и-мачеха – первый весенний цветок. Стебелёк у мать-и-мачехи короткий, покрытый чешуевидными прижатыми листьями. Цветки золотисто-жёлтые. Листья округлые, сверху голые, снизу с мягким опушением. Сначала на солнечной проталине появляются цветы, и только когда они отцветут, появляются листья, которые и используют в лечебных целях. Листья заваривают кипятком, настаивают и пьют настой при простуде, при кашле.
И ещё одна загадка. Догадайтесь о чём?
-Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
(Одуванчик)
(Рассматриваем картинку с растением)
Для лечебных целей применяют корни одуванчика. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения. Весной из листьев готовят витаминный салат.
Продолжим дальше:
-Не пустили в огород
Оттого она и жжёт.
(Крапива)
В медицине крапиву применяют как кровоостанавливающим средством, отвар или настой из крапивы используют при выпадении волос.
Физминутка:
1. На берегу стояла ива
Ветер ветками качал
То налево, то направо
То листочками играл. (Выполнение движений по тексту)
2. На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками похлопали, ножками потопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям «Физкульт - привет! ». (Выполнение движений по тексту)
Ребята, подойдите пожалуйста к столу.
На столе Игра: «Собери растение-пазл», дети собирают картинки и говорят название.
-Кузя тебе лучше? Целебный чай помог больному.
- Ну а теперь, Кузя, ты расскажешь о чудо-копилочке.
Кузя достаёт из сундучка гербарий лекарственных растений.
Дети вместе с воспитателем бережно рассматривают засушенное растение, сравнивают с картинкой, любуются, принюхиваются к запаху трав, называют растение (мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик, ромашка).
- Какой замечательный гербарий! Это настоящая чудо-копилочка. Я думаю, мы с ребятами поможем тебе её пополнить лекарственными растениями.
- А, чтобы вы все хорошо запомнили растения и их названия, ребята с помощью таблицы попытаются описать лекарственное растение. (Педагог на своём примере показывает).
Заключительная часть:
Дети читают стихи.
- Ребята, вы все молодцы! Сегодня вы пополнили знания о некоторых лекарственных растениях, научили Кузю заботиться о своём здоровье. А Кузя поделился своей радостью: чудо-копилочкой, которую мы поможем ему пополнить, чтобы в зимнее время рассматривать, любоваться и вдыхать аромат душистых трав.
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Дети:
Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Там. где лес, всегда свежий воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения – людям.
Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?
Дети:
Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать.
Деревья не ломать.
Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.
Не разорять гнезда и муравейники.
Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем
Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу, и никогда не причиняйтевред природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения для детей "Варежка Деда Мороза" Нестерова Н.А.,воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год
Конспект зимнего сценария "Варежка Деда Мороза" предназначен для детей младшего дошкольного возраста, проводится в виде развлечения. Дети веселятся в компании любимых героев. Развлечение про...
Дидактическое пособие для дошкольников "Круги ЛУЛЛИЯ" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год
Дидактическая игра "Круги Луллия" работает по двум направлениям:1. Закрепляет и уточняет уже имеющиеся у ребёнка знания;2. Развивает воображение, фантазию и творчество....
Презентация ПРОЕКТА "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год
Здоровье ребёнка превыше всего,Богатство земли не заменит его.Здоровье не купишь, ни кто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз.Ж.ЖабаевПроект "Я здоровье берегу, сам себе я помогу&q...
Конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе "Путешествие в сказочный лес" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2017 год
Занятия аппликацией развивает у детей аккуратность, усидчивость, вкус. Работа с клеем, бумагой, ножницами и другими материалами, совершенствует мелкую моторику рук. И это самое важное, ведь именно тон...
Конспект ООД во второй младшей группе "Мои любимые фрукты" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2019 год
Ассортимент фруктов, с которыми "имеют дело" нынешние дети,наиболее больше, чем это было несколько десятилетий тому назад. Тога даже бананы можно было увидеть лишь на картинках....
Конспект ООД по лепке во 2 младшей группе "Снеговик" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные образцы и цел...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию во второй младшей группе "Консервируем овощи" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2019 год
Аппликация- одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Любая творческая деятельность, в ч...