Конспект НОД : «Мы — мальчики, мы — девочки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Михальченко Анна  Геннадьевна

Конспект НОД : «Мы — мальчики, мы — девочки».

Цель: Формировать гендерную идентичность у детей.

Задачи:

-учить детей различать мальчиков и девочек по внешности (как среди детей, так и    по фотографии, рисунку) и поведению;

формировать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;

 - закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

 - углублять знания детей о содержании понятий «мальчик»«девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.  

 - развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации.

Предварительная работа:

Для формирования представлений детей о гендерном разделении в группе проводится ежедневная работа, так как к двум годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте. Для этого мы используем разнообразные средства:

на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам может быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки).

В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.

Так же в группе созданы тематические зоны, в которых ребенок может проявить себя по гендерному принципу (кухонный уголок, парикмахерская, автодром, мастерская и др.)

Чтение потешек, стихов, рассказов о детях.

Рассматривание внешнего вида сверстников, иллюстраций «Дети играют», «Купание куклы».

Дидактические игры «Оденем Катю на прогулку», «Прокати Мишку».

Индивидуальная работа с родителями (консультации по взаимодействию детей с близкими в домашней обстановке)

Оснащение занятия

Игрушка Зайчик (см. Приложение №1)

Две куклы (мальчик и девочка) (см. Приложение №2);

иллюстрации с изображениями мальчиков и девочек (мальчик играет с машинкойдевочка укладывает куклу спать в кроватку) ;

большая сюжетная картинка, где изображены несколько девочек и мальчиков;

предметные картинки:

машинка, кукла, платье, рубашка, самолет; (см. Приложение №4 клей,кисти,заготовки по аппликации;).

Ход НОД

Воспитатель:

1, 2, 3, 4, 5 – будем деток мы считать.

Таня, Аня, Маша, Петя –

Замечательные дети.

Девочки и мальчики

Скачут словно зайчики.

Раздается стук в дверь, дети с воспитателем открывают дверь и видят «зайчика».

Воспитатель:

Видно зайка услыхал, как скакали детки-

Детки - малолетки.

Зайчик:

Я зайчишечка веселый,

Люблю играть, люблю скакать.

Всех мальчишек и девчонок приглашаю поиграть.

Упражнение «Найди отличия».

 Цель: выявить характерные особенности девочек и мальчиков

Зайчик:

А во что одеты мальчики? А во что одеты девочки?

Зайчик:

У меня есть сундучок.

В нем полно одежды.

Вы её скорей возьмите,

Осторожно рассмотрите.

Все, что мальчики носят, положите на стол!

Дети рассматривают одежду, называют: рубашка, брюки, шорты

А вот юбки хороши,

Для кого они нужны?

(Дети отвечают)

Ну конечно юбки, платья –

Носит Маша, носит Катя!

Дидактическая игра «Мальчик и девочка» Цель: закрепить принадлежность элементов одежды по половому различию.

Посмотрите на картину.

На ней вы видите… Что? машину?

Ну конечно, грузовик,

У него отличный вид.

Возит Саша грузовик,

За веревку тянет

Он играть привык,

Не опрокинет грузовик.

Подвижная игра «Синички и автомобили» Цель: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Девочки - синички,

Мальчики – автомобили (в руках рули)

Воспитатель:

Ох, веселая игра, но отдохнуть теперь пора.

А теперь (демонстрирует большую сюжетную картину) я предлагаю найти на этой картине всех мальчиков и всех девочек

Цель: Активизировать представление детей о различиях полов (физических,поведенческих и нравственно ценных)

Что они делают?

Дети описывают действия ребят, изображенных на картине: один мальчик играет с самолетиком, другой — рисует; одна девочка катает коляску, вторая — играет с плюшевым мишкой и т. п.

Зайчик:

Ой, ребята, собрался я ехать домой, а произошла беда! Нужна ваша помощь – на моей машине колёса поломались, и я их потерял, а пока искал, ветер сдул все горошины с юбочек, которые я вез своим дочкам!

Воспитатель:

Ничего, зайчик, наши дети очень добрые и помогут тебе! Пока мальчики будут чинить колесадевочки приклеят все горошины по местам!

Продуктивная деятельность (аппликация) Цель:  развитие умений соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное; формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности.

Мальчики приклеивают «автомобилям» колеса – ремонтируют.

Девочки приклеивают горошины к юбкам.

Зайчик:

Спасибо, вам ребята! Девочкам и мальчикам! Я поехал, мои детки заждались меня, мне с вами очень понравилось и я обязательно приеду к вам ещё в гости!

А теперь пришло время попрощаться с нашим гостем Зайчиком, скажем ему «До свидания!» и пожелаем ему счастливого пути!

Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами и машинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нод 18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Мы — мальчики, мы — девочки».

Цель: Формировать гендерную идентичность у детей.

Задачи:

-учить детей различать мальчиков и девочек по внешности (как среди детей, так и    по фотографии, рисунку) и поведению;

формировать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;

 - закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

 - углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.  

 - развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации.

Предварительная работа:

Для формирования представлений детей о гендерном разделении в группе проводится ежедневная работа, так как к двум годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте. Для этого мы используем разнообразные средства:

на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам может быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки).

В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.

Так же в группе созданы тематические зоны, в которых ребенок может проявить себя по гендерному принципу (кухонный уголок, парикмахерская, автодром, мастерская и др.)

Чтение потешек, стихов, рассказов о детях.

Рассматривание внешнего вида сверстников, иллюстраций «Дети играют», «Купание куклы».

Дидактические игры «Оденем Катю на прогулку», «Прокати Мишку».

Индивидуальная работа с родителями (консультации по взаимодействию детей с близкими в домашней обстановке)

Оснащение занятия

Игрушка Зайчик (см. Приложение №1)

Две куклы (мальчик и девочка) (см. Приложение №2);

иллюстрации с изображениями мальчиков и девочек (мальчик играет с машинкой, девочка укладывает куклу спать в кроватку) ;

большая сюжетная картинка, где изображены несколько девочек и мальчиков;

предметные картинки:

машинка, кукла, платье, рубашка, самолет; (см. Приложение №4 клей,кисти,заготовки по аппликации;).

Ход НОД

Воспитатель:

1, 2, 3, 4, 5 – будем деток мы считать.

Таня, Аня, Маша, Петя –

Замечательные дети.

Девочки и мальчики

Скачут словно зайчики.

Раздается стук в дверь, дети с воспитателем открывают дверь и видят «зайчика».

Воспитатель:

Видно зайка услыхал, как скакали детки-

Детки - малолетки.

Зайчик:

Я зайчишечка веселый,

Люблю играть, люблю скакать.

Всех мальчишек и девчонок приглашаю поиграть.

Упражнение «Найди отличия».

 Цель: выявить характерные особенности девочек и мальчиков

Зайчик:

А во что одеты мальчики? А во что одеты девочки?

Зайчик:

У меня есть сундучок.

В нем полно одежды.

Вы её скорей возьмите,

Осторожно рассмотрите.

Все, что мальчики носят, положите на стол!

Дети рассматривают одежду, называют: рубашка, брюки, шорты

А вот юбки хороши,

Для кого они нужны?

(Дети отвечают)

Ну конечно юбки, платья –

Носит Маша, носит Катя!

Дидактическая игра «Мальчик и девочка» Цель: закрепить принадлежность элементов одежды по половому различию.

Посмотрите на картину.

На ней вы видите… Что? машину?

Ну конечно, грузовик,

У него отличный вид.

Возит Саша грузовик,

За веревку тянет

Он играть привык,

Не опрокинет грузовик.

Подвижная игра «Синички и автомобили» Цель: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Девочки - синички,

Мальчики – автомобили (в руках рули)

Воспитатель:

Ох, веселая игра, но отдохнуть теперь пора.

А теперь (демонстрирует большую сюжетную картину) я предлагаю найти на этой картине всех мальчиков и всех девочек.

Цель: Активизировать представление детей о различиях полов (физических,поведенческих и нравственно ценных)

Что они делают?

Дети описывают действия ребят, изображенных на картине: один мальчик играет с самолетиком, другой — рисует; одна девочка катает коляску, вторая — играет с плюшевым мишкой и т. п.

Зайчик:

Ой, ребята, собрался я ехать домой, а произошла беда! Нужна ваша помощь – на моей машине колёса поломались, и я их потерял, а пока искал, ветер сдул все горошины с юбочек, которые я вез своим дочкам!

Воспитатель:

Ничего, зайчик, наши дети очень добрые и помогут тебе! Пока мальчики будут чинить колеса, девочки приклеят все горошины по местам!

Продуктивная деятельность (аппликация) Цель:  развитие умений соотносить свое гендерное поведение с поведением других, адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное; формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности.

Мальчики приклеивают «автомобилям» колеса – ремонтируют.

Девочки приклеивают горошины к юбкам.

Зайчик:

Спасибо, вам ребята! Девочкам и мальчикам! Я поехал, мои детки заждались меня, мне с вами очень понравилось и я обязательно приеду к вам ещё в гости!

А теперь пришло время попрощаться с нашим гостем Зайчиком, скажем ему «До свидания!» и пожелаем ему счастливого пути!

Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами и машинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия- "Мальчики и девочки"

Такие мы разные- мальчики и девочки....

Конспект занятия "Настоящие мальчики и девочки"

Цель занятия - становление полоролевой социализации детей...

Конспект занятия «Дружат мальчики и девочки» для детей второй младшей группы

Задачи:1.     Развивать представление о том, что такое дружба.2.     Формировать доброжелательные отношения, положительные эмоции между мальчиками и девочками.3...

Конспект целевой прогулки «Мальчики и девочки - зайчики и белочки»

Конспект целевой прогулки для детей второй младшей группы «Мальчики и девочки - зайчики и белочки»...

Конспект НОД "О мальчиках и девочках"( старшая группа).

Задачи.1.Способствовать формированию положительных эмоций при  общении друг с другом.2.Закреплять представления детей об особенностях мальчиков и девочек, их внешнем отличии.3. Формировать поняти...

Конспект занятия «Я - мальчик, я - девочка»

Конспект занятия  «Я - мальчик, я - девочка»...