Программа детского объединения эколого-волонтерской направленности «Эколята».
рабочая программа (старшая группа)
Программа детского объединения «Эколята» эколого-волонтерской направленности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.docx | 70.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»
ПРИНЯТА педагогическим советом протокол № 1 от «31» 08.2022
| УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» от 01.09.2022 № 115 Заведующий _______Т.В. Бурцева |
Программа детского объединения эколого-волонтерской направленности «Эколята».
уровень – стартовый
количество часов - 36
Возраст обучающихся: 5 - 7 л
Срок реализации: 1 год
Ф.И.О. руководителя: Щербина Л.А.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
г. Новый Уренгой,2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Цель и задачи реализации программы | 4 |
1.3 | Содержание программы | 5 |
1.4 | Планируемые результаты | 5 |
2 | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | 9 |
2.1 | Календарный учебный график | 9 |
2.2. | Условия реализации программы | 15 |
2.3 | Формы аттестации | 17 |
2.4 | Оценочные материалы | 17 |
2.5 | Методические материалы | 24 |
2.6 | Список литературы | 26 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа построена на основе природоохранного социально образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
∙ Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
∙ Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
∙ Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
∙ Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
∙ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
Человек – неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. При этом деятельность людей оказывает масштабное, часто негативное воздействие на природу, в результате чего погибают леса, исчезают редкие виды животных, птиц, растений, мелеют реки, сокращаются запасы чистой пресной воды. Всё это может привести к экологической катастрофе, предотвратить которую можно только общими усилиями. Для этого важно не только бережно относиться к природе, но и формировать экологическую культуру, как у взрослых, так и у детей.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства, потому что, в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Поэтому перед педагогами встаёт важная задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Решение задач экологического образования детей невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребёнка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Однако часто у них не хватает достаточных знаний и времени, чтобы показать ребёнку всю красоту и многообразие окружающей природы, понаблюдать за животными, изменениями происходящими в разные сезоны года, рассказать о правилах поведения в природе и т. д. Детям необходимо помочь осознать значение природы, понять красоту, самоценность живого существа.
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников, в частности по вопросам экологического образования, является проведение природоохранных акций. Природоохранные акции направленны на формирование у воспитанников активной жизненной позиции, помогают убедить их в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей среды. В рамках природоохранной акции дети имеют возможность применять полученные знания в ходе посильной практической деятельности, что позволяет избежать их механического запоминания. Совместное участие в экологической акции ребёнка, его семьи, воспитателей, других представителей общественности способствует формированию у детей ответственного отношения к природе, желанию беречь её и заботиться о ней.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Общие сведения о кружке:
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Возраст детей – 5-7 лет,
Количество занятий – в 1 раз в неделю
Место занятий – кабинет экологии
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 25-30 минут, в соответствии с нормами СанПин.
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий на территории нашего ДОУ, города, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи: Формировать экологическую культуру, основ экологического волонтёрского мировоззрения дошкольников.
Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
1.3. Содержание программы
Содержание Программы конкретизирует средства оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса и базируется на детских интересах и запросах родителей.
Предоставление дополнительных образовательных услуг осуществляется только по желанию родителей (законных представителей).
1.4. Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ экологической этики и природоохранных действий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений;
- бережное отношение к природе родного края;
- эстетического отношения к живым объектам;
- реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам;
- воспитание культуры Природолюбия;
- развитие коммуникативных умений;
- знание животного и растительного мира родного края;
- знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- наблюдение и определение видового разнообразия живых организмов, обитающих на территории своего местожительства;
- понимание ценности природных объектов.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
36 часов (1 час в неделю)
Раздел 1. «Я и природа» (4 ч)
Тема 1. Оформление стенда «Эколята - Дошколята» (1ч)
Тема 2. Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». (1ч)
Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч)
Тема 4. Акция «ЭкоНур». (1ч)
Раздел 2. «Береги природу!» (4ч)
Тема 5. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» (1ч)
Тема 6. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». (1ч)
Тема 7. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы.
(1ч)
Тема 8. Акция ««Добрые крышечки» (1ч.)
Раздел 3. «Природа глазами детей» (4ч)
Тема 9. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. (1ч)
Тема 10. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». (1ч)
Тема 11. Заучивание стихотворений о природе (1ч)
Тема 12. Акция «Ждем в гости птиц» (1ч.)
Раздел 4. «Животный мир» (3ч)
Тема 13. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. (1ч)
Тема 14. Тематическое занятие «Животные и растения» (1ч)
Тема 15. «Изготовление птички методом Оригами» (1ч)
Тема 16. Акция «Сбережем елочку» (1ч.)
Раздел 5. «Чудеса природы» (3ч)
Тема 17. Проведение «олимпиады Природолюбия» (1ч)
Тема 18. Дидактические игры о природе («Природа –не природа»,
«Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») (1ч)
Тема 19. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» (1ч)
Тема 20. Акция «Спасем ежика» (1ч.)
Раздел 6. «Природа-твой друг» (3ч)
Тема 21. Загадки о природе (1ч)
Тема 22. Знакомство с Красной книгой (1ч)
Тема 23. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» (1ч)
Тема 24. Акция «Ждем в гости птиц» (1ч.)
Раздел 7. «Человек-часть природы» (3ч)
Тема 25. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне (1ч)
Тема 26. Показ фильмов о природе нашего края. (1ч)
Тема 27. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; (1ч)
Тема 28. Акция «Покорми птиц»
Раздел 8. «Защищай природу!» (3ч)
Тема 29. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; (1ч)
Тема 30. Создание фотоальбома «Животные Ямала» (1ч)
Тема 31. Заучивание стихотворений о природе. (1ч)
Тема 32. Конкурс рисунков «Спаси лес от пожара»
Раздел 9. «Я дружу с Природой!» (3ч)
Тема 33. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». (1ч)
Тема 34. Выращивание цветов в умной теплице. (1ч)
Тема 35. Акция «Чистый город» (1ч)
Тема 36. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | «Я и природа» | Тема 1. Оформление стенда «Эколята - Дошколята» (1ч) Тема 2. Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». (1ч) Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». (1ч) Тема 4. Акция «ЭкоНур». (1ч) | 4 | 2 | 2 |
2 | «Береги природу!» | Тема 5. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» Тема 6. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». Тема 7. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. Тема 8. Акция ««Добрые крышечки» | 4 | 2 | 2 |
3 | «Природа глазами детей» | Тема 9. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» (1ч) Тема 10. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». (1ч) Тема 11. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. (1ч) Тема 12. Акция «Ждем в гости птиц» (1ч.) | 4 | 2 | 2 |
4 | «Животный мир» | Тема 13. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. (1ч) Тема 14. Тематическое занятие «Животные и растения» (1ч) Тема 15. «Изготовление птички методом Оригами» (1ч) Тема 16. Акция «Сбережем елочку» (1ч.) | 4 | 2 | 2 |
5 | «Чудеса природы» | Тема 17. Проведение «олимпиады Природолюбия» (1ч) Тема 18. Дидактические игры о природе («Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») (1ч) Тема 19. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» (1ч) Тема 20. Акция «Спасем ежика» (1ч.) | 4 | 2 | 2 |
6 | «Природа-твой друг» | Тема 21. Загадки о природе (1ч) Тема 22. Знакомство с Красной книгой (1ч) Тема 23. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» (1ч) Тема 24. Акция «Ждем в гости птиц» (1ч.) | 4 | 2 | 2 |
7 | «Человек-часть природы» | Тема 25. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне (1ч) Тема 26. Показ фильмов о природе нашего края. (1ч) Тема 27. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; (1ч) Тема 28. Акция «Покорми птиц» | 4 | 2 | 2 |
8 | «Защищай природу!» | Тема 29. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; (1ч) Тема 31. Заучивание стихотворений о природе. (1ч) Тема 32. Конкурс рисунков «Спаси лес от пожара» | 3 | 2 | 1 |
9 | «Я дружу с Природой!» | Тема 33. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». (1ч) Тема 34. Выращивание цветов в умной теплице. (1ч) Тема 35. Акция «Чистый город» (1ч) Тема 36. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы | 4 | 2 | 2 |
Содержание учебно-тематического плана.
Неделя | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование |
1 неделя | Раздел 1. «Я и природа» | ||
Тема 1. Оформление стенда «Эколята -Дошколята» | Совместно с детьми оформление стенда «Эколята - Дошколята» на ватмане (список детей, возраст, значение программы «Эколята -Дошколята»). | Ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски; журналы, газеты, вырезки и т.п. | |
2 неделя | Тема 2.Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!». | Праздничное оформление группы согласно теме. Посвящение детей в «Эколята - Дошколята». Беседа о проекте «Эколята - Дошколята» Создание у детей радостного настроения. Воспитывать бережное отношение к природе. | Цветная бумага, фломастеры, значки, Дидактическая игра. «Какой вода бывает?» |
3 неделя | Тема 3. Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». | Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы. Воспитывать бережное отношение к природе. | Цветные мелки, иллюстрации «Дети и природа» |
4 неделя | Тема 4. Акция «ЭкоНур» | Формировать экологическую культуры, повышать сознательность воспитанников через рациональное использование твердых бытовых отходов: | Пластик |
1 неделя | Раздел 2. «Береги природу!» | ||
Тема 5. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» | Расширять представления о природе, о богатстве природы. Развивать познавательный интерес к природе. Познакомить с особенностями природы нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Иллюстрации природы, Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки. Модель этажей леса, д./и. «Пищевые цепочки», «Чей дом?». Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) | |
2 неделя | Тема 6. Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». | Расширять представления о жизни животных в природе. Развивать интерес к природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. | Ватман, цветные карандаши, фломастеры, фотографии. |
3 неделя | Тема 7. Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы. | Формирование читательского интереса к произведениям о природе, об охране природы. Учить видеть в произведениях красоту окружающего мира. | Книга для чтения в детском саду и дома (5-7 лет) В.В. Гербова и др., Книга для чтения в детском саду и дома (4-5 лет) В.В. Гербова и др. |
4 неделя | Тема 8. Акция ««Добрые крышечки» | Учить добрым поступкам по отношению к природе, воспитывать желание помогать детям, которым нужна поддержка. | Пластиковые крышечки |
1 неделя | Раздел 3. «Природа глазами детей» | ||
Тема 9. Проведение Конкурса «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. | Развивать познавательный интерес к природе. Развивать интерес к природе родного края. Учить составлять рассказ о природе. Воспитывать бережное отношение к природе | Оформление стенда | |
2 неделя | Тема 10. Тематическое занятие «Природа вокруг нас». | Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Воспитывать бережное отношение к природе. | Календарь природы, индивидуальные календари. Дидактическая игра «Времена года». Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» И. Белавина, |
3 неделя | Тема 11. Заучивание стихотворений о природе | Расширять представления о природе путем заучивания стихотворений и рассказ перед всеми детьми. Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям. | Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (А. Усачёв «Матушка природа», Е. Серова «Ландыш» и др.) Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (В. Лунин «Зеленые сны», Е. Серова «Одуванчик», И. Суриков «Зима» и др.) |
4 неделя | Тема 12. Акция «Ждем в гости птиц» | Формировать экологически грамотное поведение и чувство ответственности детей к живому, стремление помогать птицам в зимнее время года | Изготовление кормушек. |
Раздел 4. «Животный мир» | |||
1 неделя | Тема 13. Показ фильмов о природе нашего края. Выставка работ из природного материала. | Развивать самостоятельность в процессе творческой деятельности. Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Воспитывать у детей любовь к природе родного края. | видеофильм, природный материал, оформление выставки работ из природного материала |
2 неделя | Тема 14. Тематическое занятие «Животные и растения» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных нашего края. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | Видеофильм «География для самых маленьких», Дем. материал «Животные нашего края». Дид. игра «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?» |
3 неделя | Тема 15. «Изготовление птички методом Оригами» | Закреплять и расширять представления о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Модель птички, поэтапная инструкция изготовления. |
4 неделя | Тема 16. Акция «Сбережем елочку» | Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе | Елочки из бросового материала |
Раздел 5. «Чудеса природы» | |||
1 неделя | Тема 17. Проведение «олимпиады Природолюбия» | Расширять и закреплять знания о природе. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Подготовка вопросов для олимпиады |
2 неделя | Тема 18. Дидактические игры о природе («Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение») | Учить наблюдательности. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Учить детей замечать сезонные изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Воспитывать бережное отношение к природе | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», «Угадай растение». |
3 неделя | Тема 19. Тематическое занятие «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | Развивать интерес к природе родного края. Учить замечать взаимодействие обитателей леса. Познакомить детей с разнообразием видов растений и животных в природе. Закрепить правила поведения в природе. | Аудиозапись «Голоса животных». природный материал, иллюстрации птиц, животных, растений. Дидактическая игра по классификации птиц. Игра «Зоопарк». Модели «Что нужно растениям?» |
4 неделя | Тема 20. Акция «Сдай батарейку - спасем ежика». | Воспитывать экологически грамотное поведение в окружающей среде: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты. | Отработанные батарейки |
Раздел 6. «Природа-твой друг» | |||
1 неделя | Тема 21. Загадки о природе | Воспитывать бережное отношение к природе Учить видеть природу в загадках. | «Учите детей отгадывать загадки», Ю. Г. Илларионова, иллюстрации. |
2 неделя | Тема 22. Знакомство с Красной книгой. | Познакомиться с Красной книгой. Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Красная книга, листы, фломастеры, карандаши |
3 неделя | Тема 23. Тематическое занятие «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» | Общие условия для растений, животных и людей. Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Сезонные изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | природный материал. Операция «Осторожно, муравейник!» Изготовление знаков «Берегите природу». Обучающий фильм «Природа-друг» |
4 неделя | Тема 24. Акция «Ждем в гости птиц» | Привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения. | Листовки, буклеты |
Раздел 7. «Человек-часть природы» | |||
1 неделя | Тема 25. «Человек – часть природы». Посадка огорода на окне | Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить Воспитывать любовь и заботу к растениям. | Опыты с семенами. Огород на окне. Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями». |
2 неделя | Тема 26. Показ фильмов о природе нашего края. | Учить детей наблюдательности. Развивать интерес к природе родного края. Выявить особенности жизни животных и растений. | Дидактическая игра «Кто заметит первым», «Угадай-ка». Обучающий видеофильм. |
3 неделя | Тема 27. Тематическое занятие «Человек не может жить без Природы»; | Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Воспитывать бережное отношение к природе. | Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Экологическая игра «Берегите воду» |
Тема 28. Акция «Покорми птиц» | Привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения. | Корм для птиц | |
4 неделя | Раздел 8. «Защищай природу!» | ||
1 неделя | Тема 29. Тематическое занятие «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; | Закреплять умения вести себя на природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание. | Просмотр видеофильма «Дикая природа». Дидактическая игра «Невидимые нити». Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм |
2 неделя | Тема 30. Создание фотоальбома «Животные Югры» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Сезонные изменения в жизни животных. Воспитывать любовь к животным. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. | фотографии животных, листы, краски, фломастеры, карандаши. |
3 неделя | Тема 31. Заучивание стихотворений о природе. | Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края. | Хрестоматия для подготовительной группы, М.В. Юдаева. (Е. Серова «Подснежник», К. Ибряев «Здравствуй, родина моя!» и др.) Хрестоматия для средней группы, Юдаева М.В. (А. Плещеев «Осенняя песенка», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.) |
4 неделя | Тема 32. Конкурс рисунков «Спаси лес от пожара» | Формирование у ребенка культуры природолюбия, уважительного и бережного отношения к лесу, его растительному и животному миру, чувства ответственности за сохранение и спасения леса от пожара, а также понимания необходимости предотвращения лесного пожара. | Просмотр видеофильма «Огонь – друг, огонь - враг». Материал для рисования. |
Раздел 9. «Я дружу с Природой!» | |||
1 неделя | Тема 33. Тематическое занятие «Природолюбие – учебник нашей жизни». | Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Дать понятие «Культура Природолюбия» | Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Игрушка-Незнайка. Стенд «Панорама добрых дел» |
2 неделя | Тема 34. Выращивание цветов в умной теплице.. | Закреплять разнообразие видов растений в природе. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Особенности строения и назначения всех органов. Учить ухаживать за цветами. | Ведро, грабли детские, перчатки лопатки, палочки для рыхления, лейки. |
3 неделя | Тема 35. Акция «Чистый город» | Привлечь внимание детей и родителей к охране окружающей среды, ощутить важность сохранения и бережного отношения к природе сформировать представление о способах утилизации мусора. | Перчатки, мешки для мусора, грабли |
4 неделя | Тема 36. Познавательно-экологическая викторина: «Знатоки природы». | Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. Закреплять представление животных и растений. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю. | Подготовка вопросов для викторины, дидактическая игра «Когда это бывает?» |
2.2. Условия реализации программы
- Настольно-печатные игры по экологии и окружающему миру;
- мультипрезентации на темы природы и экологии;
- групповое помещение для оформления стендов;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, репродукции картин;
- обучающие фильмы;
- произведения художественно-литературного творчества;
- лабораторный материал и технология проведения опытов, экспериментов;
- дидактические игры;
- инвентарь по уходу за растениями;
- природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
- уголок природы.
Методическое обеспечение:
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.
«Юный эколог» С.Н. Николаева
«Детям о природе» М.В. Лучичь.
«Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий. Л.Г. Кереева.
«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горботенко.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
Наглядно – дидактические пособия (в картинках) – М: Мозаика – Синтез 2005
«В горах», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Домашние животные», «домашние птицы», «Морские обитатели», «Мир животных», «Мир растений».
Демонстрационный материал–М: Мозаика – Синтез 2005 - 2016
«Домашние животные», «Лесные животные».
Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно».
Экологические знаки: «Как вести себя в лесу».
Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра».
Календари природы (настенный, настольный).
Дидактические игры по ознакомлению детей с природой.
Электронные материалы:
- «Времена года» стихи русских поэтов о природе)
- «Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество» приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Песочные фантазии» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
- «Природа и фантазия» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Экологические игры» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
- «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
- «Комплексные занятия (Издательство «Учитель»)
- «История о зверятах» (ООО КОМ-Медия)
- «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
- «Секреты природы» (приложение ж-ла «Обруч», 2010г)
- «Уроки осторожности» (творческое объединение «Маски»)
- «Уроки живой природы, № 1» (творческое объединение «Маски»)
- «Уроки живой природы, № 2» (творческое объединение «Маски»)
- «Подводная фантазия» (подводные съёмки)
- «География для самых маленьких» (ООО «БЕРГ САУНД»)
- «Твои первые животные» (ООО «БЕРГ САУНД»).
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации (контроля): викторина, олимпиада, тематические альбомы, фотовыставки, выставки рисунков, оформление стенда.
2.4. Оценочные материалы
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).
Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Задание №2.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.
Задание №3.
Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №5.
Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.
- Какое время изображено?
- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
- Чем занимаются люди в это время года?
Задание №6.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №7.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).
Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;
Средний уровень – от 1,7 до 2,3 баллов;
Низкий уровень – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные признаки и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Ожидаемые результаты:
мониторинга уровня усвоения программы «Эколята - дошколята»
(старшая группа, возраст 5- 6 лет)
Фамилия, имя ребёнка | Отношение к природе | Владение навыками экологически безопасного поведения в природе | Стремление к исследованию объектов природы , умение делать выводы | Знания, умения и навыки детей | Навыки экспериментирования | Общие показатели ознакомления детей с природой | ||||||||||||||||
Неживая природа | Живая природа | |||||||||||||||||||||
Растения | Животные | |||||||||||||||||||||
Знание характерных признаков разных времен года | Знание причины времен года | Вода, ее свойства, значение для живого | Воздух, его свойства, значение для живого | Земля, почвы, их свойства и значение | Деревья | Кустарники | Растения леса, сада, луга, поля | Комнатные растения | Условия, необходимые для роста растений | Уход за растениями: рыхление, полив, прополка | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные средней полосы и их детеныши | Декоративные животные, животные живого уголка | Навыки ухода за животными: кормление, уборка клетки, чистка аквариума | ||||||||
Проявление интереса к заметным явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе | Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы | Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности | |||||||||||||||||||
Условные обозначения: (+) – высокий уровень (v) – средний (-) – низкий
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга уровня усвоения программы «Эколята - дошколята»
(подготовительная группа возраст 6- 7 лет)
Фамилия, имя ребёнка | Отношение к природе | Владение навыками экологически безопасного поведения в природе | Стремление к исследованию объектов природы , умение делать выводы | Знания, умения и навыки детей | Навыки экспериментирования | Общие показатели ознакомления детей с природой | ||||||||||||||||
Неживая природа | Живая природа | |||||||||||||||||||||
Растения | Животные | |||||||||||||||||||||
Знание характерных признаков разных времен года | Знание причины времен года | Вода, ее свойства, значение для живого | Воздух, его свойства, значение для живого | Земля, почвы, их свойства и значение | Деревья | Кустарники | Растения леса, сада, луга, поля | Комнатные растения | Условия, необходимые для роста растений | Уход за растениями: рыхление, полив, прополка | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные средней полосы и их детеныши | Декоративные животные, животные живого уголка | Навыки ухода за животными: кормление, уборка клетки, чистка аквариума | ||||||||
Проявление интереса к заметным явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе | Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы | Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности | |||||||||||||||||||
Условные обозначения: (+) – высокий уровень (v) – средний (-) – низкий
Ожидаемые результаты
∙ Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
∙ Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
∙ Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
∙ Ребёнок понимает ценность природных объектов.
Проектирование целеполагания и результативности
2.5. Методические материалы
Технические средства обучения:
-Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:
«Организация работы в летний период» (наблюдения в природе)
фотоматериалы.
«Времена года» стихи русских поэтов о природе
«Экологические игры».
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира».
«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа).
«Земля»» (BBC: Живая природа).
Учебно-наглядные пособия:
- Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,
«Движение Земли вокруг Солнца»
- Демонстрационные картины и динамические модели.
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
- Глобус.
- «Красная книга».
- Календари природы.
Оборудование и материалы:
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Магнитная доска с магнитами.
- Сюжетные игрушки.
- Кормушки.
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.
- Сыпучие продукты: крахмал, соль.
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки,
палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных
материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
- Красители: пищевые, гуашь, акварель.
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
Материально- техническое оснащение
Теоретический материал:
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- «Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- наглядный и иллюстративный материал;
- дидактические и настольные игры.
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа;
- набор овощей пластмассовых;
- коллекция камней;
- коллекция круп;
- коллекция ракушек;
- коллекция шишек.
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
- стол для экспериментальной деятельности;
- специальная одежда (фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
2.5. Список литературы
Список литературы для педагога:
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 107 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
- Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
- Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
- Планета – наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
- Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- 19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
- Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
- Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
- Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
- Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
Список литературы для детей и родителей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М.: Просвещение,1981
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
- Рыжова Н.А. «Я и природа». М.:, 1996
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
- Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
- Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
- Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита - Русь, 2008. – 256 с.
- Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...
Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"
данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием....
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
Программа детского объединения эколого-патриотической направленности «Родничок»
Программа кружка «Росточек» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению к окружающей природе, возникновению сопереживания и стре...
Программа детского объединения эколого-волонтерской направленности «Эколята».
Данная программа построена на основе природоохранного социально образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической кул...