Программа детского объединения эколого-патриотической направленности «Родничок»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа кружка «Росточек» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению к окружающей природе, возникновению сопереживания и стремлению оказать помощь. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Росточек» |
|
Автор - составитель
Щербина Любовь Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Новый Уренгой
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. А для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
В нашем дошкольном учреждении проводится работа по ознакомлению с природой Севера, но этого недостаточно, потому что дети мало проявляют интереса к данной теме, не всегда правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.
С целью систематизации работы по данному направлению я разработала программу кружка «Росточек» для детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка «Росточек» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению к окружающей природе, возникновению сопереживания и стремлению оказать помощь. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Программа представляет собой целостную систему экологических представлений и включает два раздела:
I раздел ««Мир живой и неживой природы Ямала» содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу», способах их сохранения.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня.
Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Организованная образовательная деятельность по данной программе проводиться с детьми, как в помещении, так и на природе.
Формы проведения организованной образовательной деятельности - групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий - экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно–экспериментальной деятельности, с использованием интерактивного оборудования и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ воспитателя; чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
- Ø исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр ),беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
Наглядные: показ иллюстраций, фильмов, слайдов, сказок, прослушивание аудиозаписей, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки. Это могут быть экскурсии лес, парк «Гидростроителей», на реку Пур, водоемы;
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,
трудовая деятельность.
Данная программа рассчитана на один год обучения
Цель и задачи программы кружка
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам родного края.
Задачи:
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; навыков экологически грамотного поведения в природ, привычку рационально использовать природные ресурсы;
- обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов;
- развивать интерес и любовь к родному краю;
- знакомить детей с Красной книгой Ямала.
Содержание программы кружка «Родничок»
Программа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе Ямала.
Содержание программного материала:
I раздел «Мир живой и неживой природы Ямала» дает представление дошкольникам о компонентах живой и неживой природы, об изучении растительного и животного мира, содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО, ландшафтов родного края.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Мир живой и неживой природы Ямала | ||||
Земля наш общий дом «Глобус-модель земли» | 2 | 1 | 1 | |
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» | 4 | 2 | 2 | |
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» | 2 | 1 | 1 | |
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Растительный мир (Цветы) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала | 2 | 1 | 1 | |
Деревья (Лиственные и хвойные) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Кустарники | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Зеленая аптека Ямала | 1 | 0.5 | 0,5 | |
Животный мир Ямала | 2 | 1 | 1 | |
«Ямальские пернатые» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
«Водоемы нашего края» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Водоплавающие Севера | 1 | 0,5 | 0,5 | |
«Рыбье царство Ямала». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Насекомые Севера | 1 | 0.5 | 0,5 | |
Охрана природы | ||||
Красная книга ЯНАО | 4 | 1,5 | 2,5 | |
Заповедники Севера | 2 | 1 | 1 | |
«Вода нужна всем» | 3 | 1,5 | 1,5 | |
Руку дружбы – природе (Правила друзей природы) | 3 | 1 | 2 | |
«Кладовая Севера» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
Содержание учебно-тематическиго плана
Планируемые результаты
- Повышение интереса к растительном и животному миру Ямала.
- Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими на Ямале.
- Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе, оценивать свое поведение.
Годовой календарный учебный график
1.Режим работы учреждения | ||
Продолжительность учебной недели | 5 дней (с понедельника по пятницу) | |
Режим работы ДОУ | с 7.00 до 19.00 | |
Время работы группы | 12 часов | |
Время работы кружка | Вторник с 15.55 -16.25 | |
2.Продолжительность учебного года | ||
Учебный год | с 01.09.2016 по 31.08.2017 | 36 недель |
I полугодие | с 01.09.2016 по 31.12.2016 | 17 недель |
I полугодие | с 09.01.2017 по 31.05.2017 | 19 недель |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2017 по 31.08.2017 | 13 недель |
|
|
|
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов | ||
Первичный мониторинг | 19.09.2016 – 23.09.2016 | |
Итоговый мониторинг | 17.04.2017-21.04.2017 | |
3. Праздники | ||
Праздник леса | 20 сентября 2016 | |
Золотая осень | 18 октября 2016 | |
День защиты животных | 4 октября 2016 | |
Синичкин день | 12 ноября 2016 | |
День воды | 22 марта 2017 | |
День птиц | 1 апреля 2017 | |
День Земли | 22 апреля 2017 |
Материальное обеспечение программы
№ п/п | Наименование |
Дидактические карточки «Безопасное поведение в природе» | |
Дидактические карточки «Времена года» | |
Дидактические карточки «Городские птицы» | |
Дидактические карточки «Животные Арктики» | |
Дидактические карточки «Животные наших лесов» | |
Дидактические карточки «Насекомые» | |
Дидактические карточки «Природные явления» | |
Дидактические карточки «Птицы наших лесов» | |
Дидактические карточки «Речные рыбы» | |
УМК «Времена года» выпуск 1 | |
УМК «Времена года» выпуск 2 | |
Мир в картинках «Арктика и Антарктика» | |
Мир в картинках «Деревья и листья» | |
Мир в картинках «Домашние животные» | |
Мир в картинках «Лесные ягоды» | |
Мир в картинках «Садовые ягоды» | |
Расскажите детям о домашних животных (карточки для занятий в детском саду) | |
Рассказы по картинкам. Весна | |
Рассказы по картинкам. Зима | |
Рассказы по картинкам. Лето | |
Рассказы по картинкам. Осень | |
Рассказы по картинкам. Времена года | |
Дидактический материал «Дикие животные» | |
Дидактический материал «Насекомые» | |
Дидактический материал «Зима» | |
Дидактический материал «Лето» | |
Дидактический материал «Животные Арктики и Антарктиды» | |
Дидактический материал «Перелетные птицы» | |
Дидактический материал «Лесные ягоды» | |
Дидактический материал «Весна» | |
Дидактический материал «Осень» | |
Дидактический материал «Деревья и листья» | |
Дидактический материал «Съедобные грибы» | |
Дидактический материал «Хищные птицы» | |
Демонстрационный материал «Деревья наших лесов» | |
Дидактический материал «Стихийные явления природы» | |
Развивающая игра «Загадочные картинки» | |
Познавательная игра – лото «Времена года» | |
Зоологическое лото | |
Развивающая игра «Первое чтение. Животные» | |
Развивающее лото «Угадай животных» | |
Развивающая игра «Чей малыш» | |
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых | |
Фигурки с животными Севера | |
Муляжи и натуральные ягоды, грибы | |
Гербарий растений Севера | |
Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, микроскоп, чашки Петри и т. д.) | |
Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий |
Целевые ориентиры:
В результате реализации данной программы воспитанники:
- Имеют представления о сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях региона, об объектах Красной книги Ямала, способах их сохранения.
- Знают разнообразие животного и растительного мира ЯНАО, некоторые особенности поведения и образа жизни животных, элементарные правила экологически грамотного поведения в природе, об условиях обитания и зависимости внешнего вида животных от условий и мест обитания.
- Имеют представление о том, что сохранность мира природы - обязанность человека.
Оценка эффективности программы:
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:
1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
2) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Вокруг живой елочки!», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Земля!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Росточек»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
- Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в ЯНАО
- Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Ямала
- Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона
- Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в районах Севера
- Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края
- Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края
- Имеет представления о правилах поведения в природе
- Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
- Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности.
Литература для педагогов:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
- Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
- Журавель Н. М. Краеведение Ямало –Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
- А.И. Иванова «Живая экология», Москва 2005.
- И. Истомин « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
- Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы /Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997.
- Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
- С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Литература для детей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки.
Н. Н. Ядне «Я родом из тундры», Тюмень 1995г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...
Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"
данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием....
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
Программа детского объединения эколого-волонтерской направленности «Эколята».
Данная программа построена на основе природоохранного социально образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической кул...
Программа детского объединения эколого-волонтерской направленности «Эколята».
Программа детского объединения «Эколята» эколого-волонтерской направленности для детей старшего дошкольного возраста...