Практикум «Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.»
материал
практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_1_tolerantnoe_otnoshenie_k_lyudyam_s_ovz.docx | 22.21 КБ |
prezentatsiya_tolerantnoe_otnoshenie_k_lyudyam_s_ovz_-_kopiya.pdf | 773.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации городского округа Подольск
Городское методическое объединение
воспитателей северной и южной территориальных зон
Сценарий практикума
«Толерантное отношение к людям
с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
дошкольного отделения МОУ СОШ №22
Пугачева Елена Владимировна
Г.о. Подольск, 2023 г.
Цель:
Определение и расширение уровня знаний педагогов о правильном и корректном выстраивании общения с людьми с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи:
-Дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
-Формировать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам
-Формировать специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
-Актуализация знаний педагогов по теме
Оборудование: ноутбук, проектор, тест (печатная версия).
Ход практикума
Вводная часть.
В нашем обществе можно выделить разные группы людей, но есть категория, требующая особого внимания общества и государства, – инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые могут проявляться как в физических, так и психических особенностях. Это отражается в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», где указано: «Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».
Сейчас в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует большое количество инвалидов и что они тоже являются частью общества и имеют с всеми равные права.
По статистике в России сегодня проживает 10,4 млн. человек с инвалидностью. Это 13% населения страны. Люди с ограниченными возможностями здоровья наверняка есть среди наших знакомых, соседей, одногруппников, коллег, родственников.
Но, к сожалению, вдруг оказалось, что многие из нас не умеют и не знают, как правильно общаться с людьми с инвалидностью. Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием.
Кроме того, такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им правильно оказать.
Основная часть.
Я хочу сейчас предложить вам тесты, в ходе работы над которыми можно проверить свои знания о правильном и корректном выстраивании общения с людьми с ОВЗ и инвалидностью.
1. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении? (Можно выбрать только один вариант).
- Инвалид.
- Человек с инвалидностью.
- Лицо с ограниченными возможностями.
2. Как лучше поступить при знакомстве с человеком, у которого протез руки? (Можно выбрать только один вариант).
- Исключить рукопожатие, если у человека протез.
- Выдержать достаточную паузу, чтобы передать инициативу рукопожатия собеседнику.
- Протянуть руку для приветствия, не акцентируя внимание на инвалидности.
3. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху? (Можно выбрать только один вариант).
- Глухонемой.
- Глухой или слабослышащий человек.
- Человек с патологией слуха.
4. Допустимо ли незрячему человеку заходить в учебное заведение, больницу, театр или транспорт с собакой-проводником? (Можно выбрать только один вариант).
- Допустимо в любом случае, поскольку именно собака позволяет человеку с инвалидностью ориентироваться в пространстве.
- На усмотрение охраны или владельцев – всё зависит от правил, установленных в конкретном месте.
- Недопустимо, собаку необходимо оставлять у входа.
5. Как обозначить незрячему человеку свое присутствие рядом с ним? (Можно выбрать только один вариант).
- Заговорить с ним.
- Дотронуться до плеча или предплечья, а затем представиться.
- Встать напротив и установить зрительный контакт.
6. Как построить общение со слабослышащим человеком? (Можно выбрать только один вариант).
- Говорить четко и естественно.
- Смотреть прямо на человека, не загораживая лицо.
- По возможности, уменьшить окружающий шум.
- Все перечисленные варианты.
7. Что следует сообщать незрячему человеку при сопровождении по улице? (Можно выбрать только один вариант).
- Ничего не говорить.
- Описывать архитектуру, вывески магазинов и все остальные объекты, мимо которых вы проходите.
- Сообщать о ступенях лестниц, препятствиях и интересных объектах.
8. Чего следует избегать при общении с человеком с расстройством аутистического спектра? (Можно выбрать только один вариант).
- Прикасаться к человеку, держать за руки.
- Использовать визуальные подсказки (рисунки или фотографии), чтобы объясниться.
- Повторять имя человека в начале каждой фразы, обращенной к нему.
9. Дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в обычном классе по школьной программе? (Можно выбрать только один вариант).
- Только на домашнем обучении.
- При условии, что занятия проходят один на один с учителем.
- Только по специальной программе в коррекционной школе.
- Могут учиться вместе со сверстниками в обычной школе.
10. Если вы видите, что человек с инвалидностью не может встать со скамейки самостоятельно, как лучше поступить? (Можно выбрать только один вариант).
- Наблюдать и ждать, когда человек сам попросит помощи.
- Предложить помощь и поинтересоваться, как лучше эту помощь оказать.
- Постараться не обращать внимание на неловкую ситуацию или отвернуться.
11. Что нельзя делать, если человек с инвалидностью поставил трость или костыли в проходе, и они мешают окружающим? (Можно выбрать только один вариант).
- Задавать вопрос о том, куда вы можете переставить костыли, чтобы они не мешали другим.
- Обращаться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли.
- Самостоятельно переставлять костыли в более подходящее место.
12. Как начать общение с человеком с расстройством аутистического спектра? (Можно выбрать только один вариант).
- Сначала аккуратно дотронуться до плеча или ладони, чтобы обратить на себя внимание.
- Начать разговор первым.
- Лучше подождать, пока человек с аутизмом подойдет и начнёт разговор первым.
13. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной? (Можно выбрать только один вариант).
- «Проходите».
- «Проезжайте».
- Оба варианта некорректны.
14. Как построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи? (Можно выбрать только один вариант).
- Допустимо помогать человеку, договаривая за него фразы.
- Переспросить, если непонятно.
- Постараться говорить в ответ медленно и громко.
15. Какие правила актуальны, если вы разговариваете с человеком, который пользуется инвалидной коляской?
- Не опираться на инвалидную коляску.
- Не катить коляску без согласия человека, который ей пользуется.
- Располагаться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
- Все перечисленные варианты
Далее проходит проверка правильности ответов педагогов и обсуждение вариантов
Заключительная часть.
Рефлексивно-оценочный этап.
Наше мероприятие подходит к концу. Теперь, когда мы закончили, я предлагаю поделиться своими впечатлениями о практикуме.
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им. А если Вы не знаете как повести себя в той или иной ситуации с человеком с ограниченными возможностями, то лучше уточнить у него, чем ему помочь, чтобы не обидеть и не оскорбить.
И закончить нашу встречу я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.»
Консультация для родителей...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»
Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...
Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...
материал к занятиям, посвящённым толерантному отношению к людям с ограничениями здоровья
Дети, встречаясь в жизни с детьми или взрослыми с теми или иными ограничениями здоровья, не знают и не понимают, как себя вести, как реагировать на проблемы других. Задача взрослых привлечь вним...