ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
рабочая программа
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
в условиях детского сада
«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
program_odarennost_po_fop.docx | 105.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
в условиях детского сада
«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
г. Закаменск
Пояснительная записка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- Испытывают радость от умственного труда.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.
Конечная задача педагогов дошкольного учреждения предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет с предпосылками к художественной, вокальной, артистической, творческой, хореографической, спортивной одаренностям.
Паспорт программы
Учреждение | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка» |
Юридический адрес e-mail: Телефон: | Республика Бурятия Закаменский район г. Закаменск, ул. Гагарина д 2 |
Наименование программы | Программа «Маленький гений» |
Руководитель программы | Васильева Л.Л. - Заведующий МАДОУ детский сад №10 «Дюймовочка» |
Разработчики программы | Коллектив дошкольного учреждения: Ст. воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Кем утверждена программа | Рассмотрена и принята педагогическим советом, утверждена приказом заведующего |
Заказчики программы | Родительская общественность, педагогический коллектив, социум |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив, воспитанники дошкольного учреждения, родительская общественность. |
Срок действия Программы | 2021-2023 гг. |
Основания для разработки Программы | -Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г; - «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155; |
Этапы реализации | 1 этап: организационно-диагностический 2 этап: внедренческий 3 этап: обобщающее - аналитический |
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка. | |
Основная цель | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. |
Основные задачи | Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста. Выявить детей с предпосылками одаренности. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада. |
Приоритетные Направления Программы | Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим, физическом, интеллектуальным потенциалом, привлечение к исследовательской деятельности |
Ресурсное обеспечение реализации Программы | Основными ресурсами для реализации программы являются: кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма; инновационный подход (использование современных педагогических технологий); общественная форма управления |
Ожидаемые результаты Программы | Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью. |
Управление Программой | Управление реализацией Программы «Маленький гений» на 2021-2023 гг. осуществляется администрацией дошкольного учреждения |
Нормативно-законодательная база
-Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г; |
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155; |
Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения |
Программы дополнительного образования дошкольного учреждения |
Концепция программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения | |
Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей | |
Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка | |
Цель программы: | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями |
Воспитательная цель: | воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений |
Образовательная цель: | расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей |
Развивающая цель: | развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности |
Задачи программы | Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста. - Выявить детей с предпосылками одаренности. - Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. - Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении. - Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада |
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. |
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. |
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. |
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. |
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности |
Принцип возрастания роли дополнительного образования |
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения |
Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития |
Принцип гуманизма и демократизма |
Стратегия и тактика реализации программы
Стратегическая цель
Воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям дошкольников, различному уровню содержания образования, на максимальное раскрытие творческого потенциала участников воспитательно-образовательного процесса.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
Ускорение | Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно- воспитательной деятельности не представляется возможным. |
Углубление | Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности |
Обогащение | Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности |
Проблематизация | Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно- воспитательных программ |
Направления работы в рамках программы
Координационное направление: | - организация работы всего коллектива детского сада; - создание предметных базовых площадок; - интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования; - обеспечение нормативно-правовой базы; - ресурсное обеспечение; - контроль и анализ деятельности |
Диагностическое направление: | -формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; -проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; -проведение диагностики одаренных детей; -диагностика условий обучения и развития одаренных детей; -создание банка данных «Одаренные дети ДОУ» |
Кадровое направление: | -определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; -повышение квалификации педагогов на разных уровнях; -оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; -создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми; -создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий |
Развивающее направление: | -создание образовательной среды для развития одаренных детей; -организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; -создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; -обеспечение материально-технической базы; -создание системы психологического сопровождения одаренных детей; -использование информационно-коммуникационных технологий |
Информационное направление: | -привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей; -организация работы библиотеки; -создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; -информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми |
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий; |
Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам; |
Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах; |
Психологические консультации, тренинги, тестирование; |
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; |
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; |
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); |
Создание детских портфолио |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Состояние материально-технической базы и содержание здания детского сада соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности
Предметно-развивающая среда соответствует санитарно- гигиеническим требованиям и обеспечивает:
Физическое развитие: | -физкультурный зал (спортивное оборудование, гимнастические стенки, маты); -физкультурные уголки; -мини-стадион на территории ДОУ |
Познавательно-речевое: | предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия); уголки интеллектуального развития ( детские энциклопедии, книги, журналы для детей) |
Художественно- эстетическое развитие: | -музыкальный зал, (пианино, музыкальный центр, наборы детских инструментов, ширмы для театров); -методический кабинет (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов, книги об искусстве); -предметно-развивающая среда (во всех возрастных группах) |
Социально- личностное развитие детей: | -центры социально - эмоционального развития (в группах) |
Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений и праздников оснащен музыкальными инструментами: пианино, комплект «Детский оркестр» с набором металлофонов, шумовых и ударных инструментов.
установлены: шведская стенка, гимнастические скамейки, детские тренажёры, мягкие модули и другой спортивный инвентарь.
Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.
Индивидуальный маршрут для одаренных детей
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком.
Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса:
Базовое образование | Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана ребенок получает в стенах ДОО |
Углубленное обучение | Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником и т.д). |
Элитарное обучение | Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе, спортивные секции. |
Этапы создания индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор | Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития |
2 этап. Наблюдение | Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; Наблюдение за ребенком в свободной деятельности; Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; |
3 этап. Диагностика | Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование) Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка Подбор методик, определение методов и приемов работы |
4 этап. Работа | Подбор индивидуальных заданий Связь с родителями и педагогами Домашние задания Корректировка задач, методов работы с ребенком |
5 этап. Контроль | Итоговая диагностика Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ. |
Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка |
Виды одаренности и их проявления
Творческая одаренность. Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки). |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух. |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память |
Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость. |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память |
Этапы реализации программы
1 этап. Организационно-диагностический | Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития). Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества). Работа с родителями (беседы, анкетирование). Принципы тестирования детей Соответствие тестовых методик возрастным нормам. Игровой характер тестовых методик. Доброжелательная атмосфера во время тестирования Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Подбор диагностического инструментария Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является организационно-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. Проводиться диагностика детей в выбранном направлении (художественная, творческая артистическая, вокальная, хореографическая, спортивная одаренность) по результатам заполнения экспресс- анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений педагога- психолога, воспитателя или другого специалиста. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников дошкольного учреждения, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями. |
2 этап. Внедренческий | Включает разработку психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения, викторин, праздников, конкурсов, конференций, фестивалей; проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества; дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся; создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей развитие творческих способностей воспитанников; поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности воспитанников; организация методической работы с учителями по реализации данной программы. Создание условия для развития одаренности Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка. Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий. Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми. Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка. Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. |
3 этап. Обобщающе-аналитический | Включает: подведение итогов работы, анализ итогов реализации программы; достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех возрастных этапах; коррекция затруднений педагогов в реализации программы; обобщение результатов работы дошкольного учреждения. |
Образовательные и социальные риски при реализации программы | |
Образовательные и социальные риски при реализации программы неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся; рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» дошкольниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных; в результате неправильных действий в рамках программы может произойти снижение социального престижа | |
Организация работы с родителями одаренных детей | |
Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи. Накопление психолого- педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных у воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами. Ведущие цели взаимодействия с семьей одаренного ребенка – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в дошкольном учреждении, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольном учреждении включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми. С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала, определены следующие задачи: - сформировать позитивный опыт семейного воспитания. - повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье. - организовать разнообразный семейный досуг. - преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях Планирование психолого-педагогической деятельности должно быть направлено на решение следующих задач: - посвящение родителей в особенности образовательного процесса; предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды; - овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку. Формы работы с родителями - дни открытых дверей, оформление информационных стендов, индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества, размещение информации на сайте дошкольного учреждения, тренинги, круглые столы, практикумы, дискуссии. | |
Основные мероприятия по реализации программы
Важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять интерес к познанию.
Поддержка одаренных детей - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Цели и задачи:
- выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;
- разработка эффективных форм помощи одаренным детям;
- оказание социальной помощи одаренным детям;
- использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне города).
Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)
- организация дополнительного образования
- работа с одаренными детьми на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы);
- проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
- участие в конкурсах, соревнованиях, творческих выставках;
- поддержка участия детей во всероссийских и международных конкурсах;
- психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми
Перспективный план работы (приложение № 2)
Прогнозируемые результаты реализации программы
Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми |
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста; |
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности |
Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности |
Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста; |
Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению; |
Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе |
Повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом |
Тестовые методики
Отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность в работе педагога.
Существующие методики рационально разделены на три группы:
- Для выявления одаренности детей;
- Для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;
Для выявления и распознавания способностей у детей родителями. Используются следующие методики: «Преобладание левого (правого) полушария», «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития» «Характеристика воспитанника», «Карта одаренности», «Круги» Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных детей.
Механизмы реализации программы и контроля за ее выполнением
В ходе реализации Программы с 2021 по 2023 годы планируется ежегодное проведение мероприятий, способствующих увеличению числа участников, победителей и призеров конкурсов, созданию системы выявления и развития одаренных детей.
Механизмы реализации программы |
Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми |
Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. |
Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как воспитателя , так и воспитанника |
Мониторинг качества реализации Программы
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить
приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова
Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями.
Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:
Интегративные личностные характеристики | Любопытство. Сверхчувствительность к проблемам. Способность к прогнозированию. Словарный запас. Способность к оценке и самооценке |
Умственное развитие | Оригинальность мышления. Гибкость мышления. Продуктивность мышления. Способность к анализу и синтезу. Классификация. Высокая концентрация внимания. Память |
Характеристика сферы личностного развития | Увлеченность содержанием задачи Перфекционизм Противостояние мнению большинства Лидерство Соревновательность Широта интересов Юмор |
Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:
- Оценить уровень развития каждой характеристики;
- Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.
В результате мы получим «портрет личностного потенциала ребенка» Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными воспитанников в детском саду
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | Программное обеспечение Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно- методическое обеспечение | Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду. Изучение обобщения опыта работы воспитателей . Мониторинг работы системы. |
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
Форма | Задачи |
Наглядное моделирование | Развитие умственных способностей ребенка: 1. Ознакомление с пространственными отношениями. 2.Развитие элементов логического мышления. 3.Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 4.Развитие элементарных математических представлений. 5.Подготовка к обучению грамоте. 6.Конструирование. 7.Подготовка к сюжетно-ролевой игре. 8.Ознакомление с природой. 9.Ознакомление с элементарными физическими явлениями. 10.Изобразительное искусство. |
Экспериментальная мастерская | Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий. |
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам | Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка |
Круглый стол | Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей |
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы | Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей |
(Приложение№ 3)
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно- биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования
среди воспитанников, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов , портфолио воспитанников При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Информационные источники
Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.:ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 1990. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Перспективный план деятельности на 2021-2023 учебный год
№ п/п | Направления реализации программы | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | 1. Методическое объединение «Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ» | Март 2021 | Совет творческой группы воспитателей |
2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | апрель 2021 | Старший воспитатель | ||
3. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов» | май 2021 | Старший воспитатель, воспитатели | ||
2 | Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы | 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: схожесть и различия | Апрель 2021 | Ст.воспитатель, учителя начальных классов |
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей дошкольника» | апрель- сентябрь 2021 | Педагог-психолог, Совет творческой группы воспитателей, ст.воспитатель | ||
2. Психодиагностические обследования среди воспитанников | В течение 2021-2023гг. | Педагог-психолог | ||
3. Анкетирование родителей | В течение 2021-2023гг. | Педагог-психолог | ||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение 2021-2023гг. | Педагог-психолог | ||
3 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | 1. Комплектование научно- методического кабинета соответствующей учебной и научно- методической литературой | В течение 2019-2022 | Ст.воспитатель, педагоги творческой группы |
2. Создание методической копилки (тесты, диагностические карты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности по различным видам образовательной деятельности, разработки интеллектуальных игр) | В течение 2021-2023гг. | Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели | ||
3. Создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей | В течение 2021-2023гг. | Ст.воспитатель, воспитатели | ||
4 | Систематизация | 1. Использование в образовательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета | В течение 2021-2023гг. | Совет творческой группы воспитателей |
2. Применение на занятиях современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно- поисковых, здоровьесберегающих | В течение 2021-2023гг. | Воспитатели групп | ||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность. | В течение 2021-2023гг. | Воспитатели групп | ||
4. Проведение нестандартных форм образовательной деятельности: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-исследование, занятие-поиск и др. | В течение 2021-2023гг. | Воспитатели групп | ||
5 | Создание условий для работы с одаренными детьми (план мероприятий по выявлению и развитию одаренности) | 1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также спортивных секций | В течение 2021-2023гг. | Педагоги дополнительного образования |
3.Конкурс творческих проектов по экологии, краеведению (ст., подг. группы) | Ноябрь 2021г. | Воспитатели групп | ||
4.Конкурс чтецов «Юные певцы России» (ср. – подг. группы) | апрель 2021-2023гг. | Воспитатели групп | ||
5. Защита творческих проектов (ср.- подг. группы) | май 2021г. | Воспитатели групп | ||
6.«На старт!», спортивные соревнования | В течение 2021-2023гг. | Инструктор по физической культуре | ||
7.Награждение отличившихся за год детей грамотами | Май 2021-2023гг. | Заведующий ДОУ | ||
8.Конкурс рисунков «Человек на Земле» | Сентябрь 2021г. | Воспитатели групп | ||
12. Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы) | Февраль 2022г. | Воспитатели групп | ||
13.Конкурс рисунков «Дружат дети на планете» (ср., ст., подг.группы) | Сентябрь 2022г. | Воспитатели групп | ||
14.Конкурс поделок из природного и бросового материала «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2022г. | Воспитатели групп | ||
6 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Август – сентябрь 2021-2023гг. | Педагог-психолог |
2. Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка» | Ноябрь 2022г. | Педагог-психолог | ||
3. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей» | Февраль 2021г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог | ||
4.Анкетирование «Необходимо ли проводить работу с одаренными детьми?» | Октябрь 2021. | Ст.воспитатель Воспитатели групп | ||
5.Общее собрание «Трудности воспитания одаренного ребенка в семье» | Январь 2021г. | Ст.воспитатель | ||
6.Совместный с детьми конкурс поделок «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2022г. | Воспитатели групп Ст.воспитатель | ||
7.Подведение итогов работы по программе «Одаренный ребенок» | Май 2023г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог | ||
9. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ | В течение 2021-2023гг. | Педагоги дополнительного образования, воспитатели групп | ||
10. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение 2021-2023гг. | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп | ||
11. Награждение благодарственными письмами родителей воспитанников | Май 2021- 2023гг. | Заведующий ДОУ |
Приложение № 2
Виды одаренности | Формы работы с одаренными детьми | |
в познавательной деятельности | интеллектуальная (в области точных, естественных, гуманитарных наук) | включение в олимпиадное и конкурсное движение; |
в художественно- эстетической деятельности | хореографическая, сценическая, литературно- поэтическая, изобразительная, музыкальная | клубная работа, детско-семейные проекты; подготовка фотовыставок |
в коммуникативной деятельности | лидерская, аттрактивная | клубная работа, участие в конференциях и конкурсах различного уровня; волонтерское движение; подготовка фотовыставок |
вдуховно- ценностной деятельности | служение людям, создание новых духовных ценностей | волонтерское движение |
в практической деятельности | одаренность в ремеслах, спортивная, организационная | волонтерское движение |
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Итог( результат) |
1.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов | Семинары, педсоветы, курсы ПК | постоянн о | Старший воспитатель | Повышение инновационного потенциала педагогов |
2. Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа работы с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми | Консультативная работа | В начале учебного года | Заведующий ДОУ | «Программа работы с детьми имеющими признаки одаренности» |
3.Корректировка и апробация программы ДОУ | Корректировка с педагогами и специалистами ДОУ | В течение года | Заведующий Старший воспитатель | Программа ДОУ |
Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса | ||||
1.Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей | Консультативная помощь | В течение года | Педагог- психолог | Родительское собрание «Детская одаренность в ДОУ» |
2 Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей | Материалы по итогам мониторинга Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности | В течение года | Педагог- психолог воспитатели | Анализ педагогами ДОУ «Результат диагностических способностей воспитанников» Поддержка и поощрение родителей одаренных детей |
3.Проектирование в ДОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка | Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка- дошкольника | В течение года | Воспитатели специалисты | Создание индивидуальной карты развития личности ребенка. |
4.Отслеживание занятости детей в кружках. | Создание Данных банка | В течение года | Воспитатели ДОУ | Создание банка данных |
5.Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии | Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами ДОУ(кружки в ДОУ, мастер- классы, тематические недели, конкурсы) | В течение года | Старший воспитатель | Создание плана работы на учебный год. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования. |
6.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении | муниципальные, региональные конкурсы, интерконкурсы | В течение года | Положения конкурсах Награждение победителей | |
7.Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства | Открытые Мероприятия в школе и ДОУ | В течение года | Старший воспитатель | Создание плана Работы с воспитанниками |
8.Создание методической копилки детского сада | Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми | В течение года | Педагог- психолог Воспитатели Специалисты родители | Создание карты одаренного ребенка, Портфолио ребенка |
10.Итоги работы за год | Круглый стол | В конце учебного года | Заведующий ДОУ старший воспитатель | Показатели эффективности реализации программы « Одаренные дети» Удовлетворенност ь родителей (результаты анализа) |
План реализации направлений программы «Маленький гений» на 2021-2023 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для ДОУ системы выявления одаренного ребенка | 2021г. | Ст.воспитатель
|
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2021г. | Ст. воспитатель |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2021-2023г. | Творческая группа педагогов |
3 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2021-2023г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог |
4 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2021г. | заместитель заведующего воспитатели |
6 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2021-2023г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог, творческая группа |
7 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2021-2023г. | Ст.воспитатель |
8 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2021-2023г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
9 | Участие педагогов в научных, научно- практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2021-2023г. | Ст.воспитатель |
10 | Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся | 2021-2023г. | Заведующий ДОУ, родительский комитет |
11 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2021-2023г. | Ст.воспитатель |
12 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2021-2023г. | Воспитатели ДОУ |
13 | Деятельность методического объединения: рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; организация апробации методик обучения дошкольников; -распространение педагогического опыта по данной теме | 2021-2023г. | Ст.воспитатель |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2021-2023г. | Ст.воспитатель |
2 | Создание среды общения, самореализации, социализации: заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; организация и проведение конкурсов, мероприятий различного уровня; организация выставок; организация защиты творческих проектов педагогов вместе с детьми | 2021-2023г. | Ст.воспитатель, творческая группа |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2021-2023г. | Заведующий ДОУ, родительский комитет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на Карта индивидуального маршрута ребёнка
Наименование учреждения Адрес:
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.
Дата рождения
Адрес
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. В данное время начала заниматься в художественной школе и в школе танцев.
Социальная характеристика семьи.
Мать –
Отец –
Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы, папы и бабушки
Условия проживания, условия быта - семья из трёх человек проживает в отдельной
квартире. Есть отдельная комната для девочки. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.
Долгосрочная цель сопровождения
1.Развитие изобразительных способностей. 3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Возможные риски
Высокая загруженность
Группа сопровождения
Родители: мама, папа
Педагоги: воспитатели, руководители кружков, специалисты
Координатор (Ф.И.О)
Воспитатель:
Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования по программе ?????
Психолого – педагогическая работа:
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственн ые | Отметка о выполнении |
Проведение мониторинга | 2 раза в год | Воспитатели | |
Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование о результатах диагностических исследований О формировании у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца Совместные творческие работы родителей и ребенка Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» | Сентябрь, май Январь 1 раз в месяц Октябрь | Воспитатели, родители | |
Индивидуальная работа по изобразительной деятельности (рисование, рисование в нетрадиционной технике) | 2 раза в месяц | Воспитатель | |
Посещение кружка | 1 раз в неделю | Родители | |
Посещение выставок. Проведение открытых мероприятий | В течении года | Воспитатели, родители, педагоги музея. | |
Оформление выставки творческих работ. | Раз в квартал | Воспитатели и родители. | |
Участие в конкурсах различного уровня. | Раз в квартал | Воспитатель |
Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)
Оценка промежуточных результатов:
Наименование мероприятий | Сроки | Оценка | Постановка дальнейших целей и задач |
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | «Радуга-дуга» - рисование по сырому. Игра: «Наш добрый друг - художник круг». | Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.) Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. | Работа в альбоме творчества Привлечь к показу другим детям, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков. | Провести анкетирование Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат |
Октябрь | «Осенний парк» - техникой монотипия «Нарисуй музыку» - Задание - упражнение. _ | Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук. | Художественная деятельность, творческие игры | Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» |
Ноябрь | «Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками «Жанры изобразительного искусства» - рассматривание альбома | Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно- голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. | Работа в альбоме творчества Изобразительная грамота | |
Декабрь | Творческое задание «Зимушка-Зима» Участие в конкурсах на сайте «Изумрудный город» | Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами. Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы | Для выставки работ на тему «Зима» Конкурс | Оформить рисунок в рамку |
Январь | Игра : «Морозные узоры». Цветные ниточки | Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор. | Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью. Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе | Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования. |
Февраль | Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта- Творческое задание. | Развитие фантазии, воображение. Развивать склонность к эксперементи- рованию с художественными материалами и инструментами. | Игровая деятельность. Работа в альбоме творчества. Художественная деятельность | Открытка – поздравление. |
Март | Творческое задание «Нарисуем портрет мамы» Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март» | Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры | Участие в конкурсе д/с | |
Апрель | «Полет в космос». - Техника граттаж Проектная «Корабли будущего» | Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции. | Творческая мастерская. | Оформление «Гравюры» к Выставке «Юный художник». |
Май | «И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге Участие в выставке детского рисунка в музее Крылова. | Формирование представлений об образно- выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках). Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно- образной выразительности. | Привлечь детей к обсуждению Выставка | Посещение выставки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2015-2020 гг.
Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котел...
План физкультурно – оздоровительной работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Рябинушка»
Тематическое планирование занятий для воспитанников 3-7 лет...
Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год
Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год...
Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год
Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район Проект для детей старшей группы общеразвивающей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОС...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» Методическая разработка
Актуальность Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, которы...