ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»
рабочая программа

Гармаева Туяна Дашиевна

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возраста

в условиях детского сада

«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10    «Дюймовочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program_odarennost_po_fop.docx105.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возраста

в условиях детского сада

«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10    «Дюймовочка»

г. Закаменск

Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Отличительные особенности одаренных детей

- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

- Испытывают радость от умственного труда.

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы        с        одаренными        детьми. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.

Конечная задача педагогов дошкольного учреждения предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет с предпосылками к художественной, вокальной, артистической, творческой, хореографической, спортивной одаренностям.

Паспорт программы

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

Юридический адрес

e-mail: Телефон:

Республика Бурятия Закаменский район г. Закаменск, ул. Гагарина д 2

Наименование программы

Программа «Маленький гений»

Руководитель  программы

Васильева Л.Л. - Заведующий МАДОУ детский сад №10 «Дюймовочка»  

Разработчики

программы

Коллектив дошкольного учреждения:  Ст. воспитатель,  воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по

физической культуре

Кем утверждена  программа

Рассмотрена         и        принята педагогическим советом, утверждена приказом заведующего

Заказчики

программы

Родительская общественность, педагогический коллектив,

социум

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив, воспитанники дошкольного учреждения, родительская общественность.

Срок действия Программы

2021-2023 гг.

Основания

для разработки Программы

-Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

№1155;

Этапы реализации

1 этап: организационно-диагностический

2 этап: внедренческий

3 этап: обобщающее - аналитический

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Основные задачи

Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

Выявить детей с предпосылками одаренности.

Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического        сопровождения одаренных детей.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Приоритетные

Направления

        Программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим, физическом, интеллектуальным потенциалом, привлечение к исследовательской деятельности

Ресурсное обеспечение реализации

Программы

Основными ресурсами для реализации программы являются:

кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

инновационный подход (использование современных педагогических технологий);

общественная форма управления

Ожидаемые результаты Программы

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей  одаренностью.

Управление Программой

Управление реализацией Программы «Маленький  гений» на 2021-2023 гг. осуществляется администрацией дошкольного учреждения

Нормативно-законодательная база

-Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;

-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155;

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения

Программы дополнительного образования дошкольного учреждения

Концепция программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения

Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка

Цель программы:

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями

Воспитательная        цель:

воспитание         личности,         обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений

Образовательная цель:

расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей

Развивающая цель:

развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности

Задачи программы

Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

- Выявить детей с предпосылками одаренности.

- Составить        индивидуальные        маршруты        психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

- Скоординировать        и        интегрировать        деятельность специалистов и  родителей в этом направлении.

- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада

В основу программы положены ведущие методологические принципы  

современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения.  Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности

Принцип возрастания роли дополнительного образования

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Принцип гуманизма и демократизма

Стратегия и тактика реализации программы

 Стратегическая цель

Воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям дошкольников, различному уровню содержания образования, на максимальное раскрытие творческого потенциала участников воспитательно-образовательного процесса.

В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:

Ускорение

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно- воспитательной деятельности не представляется возможным.

Углубление

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности

Обогащение

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности

Проблематизация

Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно- воспитательных программ

Направления работы в рамках программы

Координационное направление:

- организация работы всего коллектива детского сада;

- создание предметных базовых площадок;

- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;

- обеспечение нормативно-правовой базы;

- ресурсное обеспечение;

- контроль и анализ деятельности

Диагностическое направление:

-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных  детей;

-проведение диагностики одаренных детей;

-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

-создание банка данных «Одаренные дети ДОУ»

Кадровое направление:

-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными   детьми;

-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

-создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;

-создание        условий        для        отработки        и        применения новых        педагогических технологий

Развивающее направление:

-создание образовательной среды для развития одаренных детей;

-организация        кружков        интеллектуальной,        художественно-эстетической     направленности;

-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

-использование информационно-коммуникационных технологий

Информационное направление:

-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

-организация работы библиотеки;

-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми

Формы работы с одаренными детьми

Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;

Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;

Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;

Психологические консультации, тренинги, тестирование;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Создание детских портфолио

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Состояние материально-технической базы и содержание здания детского сада соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности

Предметно-развивающая среда соответствует санитарно- гигиеническим требованиям и обеспечивает:

Физическое развитие:

-физкультурный зал (спортивное оборудование, гимнастические стенки, маты);

-физкультурные уголки;

-мини-стадион на территории ДОУ

Познавательно-речевое:

предметно-развивающая среда по всем разделам программы (развивающие игры, наглядные пособия);

уголки интеллектуального развития ( детские энциклопедии, книги, журналы для детей)

Художественно- эстетическое развитие:

-музыкальный зал, (пианино, музыкальный центр, наборы детских инструментов, ширмы для театров);

-методический кабинет (наглядные пособия, репродукции, образцы народных  промыслов, книги об искусстве);

-предметно-развивающая среда (во всех возрастных группах)

Социально- личностное развитие детей:

-центры социально - эмоционального развития (в группах)

Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений и праздников оснащен музыкальными инструментами: пианино, комплект «Детский оркестр» с набором металлофонов, шумовых и ударных инструментов.

установлены: шведская стенка, гимнастические скамейки, детские тренажёры, мягкие модули и другой спортивный инвентарь.

Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет.

Индивидуальный маршрут для одаренных детей

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком.

Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.

Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса:

Базовое образование

Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана ребенок получает в стенах ДОО

Углубленное обучение

Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником и т.д).

Элитарное обучение

Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе, спортивные секции.

Этапы создания индивидуального маршрута ребенка

1 этап.

Выбор

Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития

2 этап.

Наблюдение

Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап.

 Диагностика

Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап.

Работа

Подбор индивидуальных заданий

Связь с родителями и педагогами

Домашние задания

Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап.

 Контроль

Итоговая диагностика

Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ.

Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка

Виды одаренности и их проявления

Творческая одаренность. Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Этапы реализации программы

1 этап. Организационно-диагностический

Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей

Соответствие тестовых методик возрастным нормам. Игровой характер тестовых методик.

Доброжелательная атмосфера во время тестирования Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.

Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Подбор диагностического инструментария

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является организационно-диагностический,        подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. Проводиться диагностика детей в выбранном направлении (художественная, творческая артистическая, вокальная, хореографическая, спортивная одаренность) по результатам заполнения экспресс- анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений педагога- психолога, воспитателя или другого специалиста.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников дошкольного учреждения, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

2 этап. Внедренческий

Включает разработку

психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения, викторин, праздников,

конкурсов, конференций, фестивалей; проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества; дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;

создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

развитие творческих способностей воспитанников;

поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности воспитанников;

организация методической работы с учителями по реализации данной программы.

Создание условия для развития одаренности

Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.

Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.

Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.

Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.

Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.

Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.

Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их  детей.

3 этап. Обобщающе-аналитический

Включает:

подведение итогов работы, анализ итогов реализации программы;

достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех возрастных этапах;

коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

обобщение результатов работы дошкольного учреждения.

Образовательные и социальные риски при реализации программы

Образовательные и социальные риски при реализации программы

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» дошкольниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных;

в результате неправильных действий в рамках программы может произойти снижение социального престижа

Организация работы с родителями одаренных детей

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи. Накопление психолого- педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных у воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами.

Ведущие цели взаимодействия с семьей одаренного ребенка – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в дошкольном учреждении, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.

Организация работы с родителями одаренных детей в дошкольном учреждении включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми. С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала, определены следующие задачи:

- сформировать позитивный опыт семейного воспитания.

- повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.

- организовать разнообразный семейный досуг.

- преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях

Планирование        психолого-педагогической        деятельности        должно        быть направлено на решение следующих задач:

- посвящение родителей в особенности образовательного процесса; предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Формы работы с родителями - дни открытых дверей, оформление информационных стендов, индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества, размещение информации на сайте дошкольного учреждения, тренинги, круглые столы, практикумы, дискуссии.

Основные мероприятия по реализации программы

Важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять интерес к познанию.

Поддержка одаренных детей - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Цели и задачи:

- выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;

- разработка эффективных форм помощи одаренным детям;

- оказание социальной помощи одаренным детям;

- использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне города).

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)

- организация дополнительного образования

- работа с одаренными детьми на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы);

- проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

- участие в конкурсах, соревнованиях, творческих выставках;

- поддержка участия детей во всероссийских и международных конкурсах;

- психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми

Перспективный план работы (приложение № 2)

Прогнозируемые результаты реализации программы

Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к  которым у них есть способности

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности

Использование условий социума для разностороннего развития детей        дошкольного возраста;

Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

Рост        престижа        дошкольных        образовательных        учреждений        в муниципальной образовательной системе

Повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом

Тестовые методики

Отбор        методик        по        выявлению        одаренности        детей        представляет        особую сложность в работе педагога.

Существующие методики рационально разделены на три группы:

- Для выявления одаренности детей;

- Для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;

Для выявления и распознавания способностей у детей родителями. Используются        следующие методики:        «Преобладание        левого        (правого) полушария»,        «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития» «Характеристика воспитанника», «Карта одаренности», «Круги» Своевременная                диагностика                способностей        детей, соответствующее        их потребностям        программное        обеспечение,                предъявление им        заданий        более высокого        уровня        и        профессионализм        педагога, способного работать                с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных  детей.

Механизмы реализации программы и контроля за ее выполнением

В ходе реализации Программы с 2021 по 2023 годы планируется ежегодное проведение мероприятий, способствующих увеличению числа участников, победителей и призеров конкурсов, созданию системы выявления и развития одаренных детей.

Механизмы реализации программы

Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми

Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.

Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как воспитателя , так и воспитанника

Мониторинг качества реализации Программы

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить

приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова

Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями.

Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:

Интегративные личностные характеристики

Любопытство.

Сверхчувствительность к проблемам.

Способность к прогнозированию.

Словарный запас.

Способность к оценке и самооценке

Умственное развитие

Оригинальность мышления.

Гибкость мышления. Продуктивность мышления. Способность к анализу и синтезу. Классификация.

Высокая концентрация внимания. Память

Характеристика сферы личностного развития

Увлеченность содержанием задачи

Перфекционизм

Противостояние мнению большинства

Лидерство

Соревновательность

Широта интересов

Юмор

Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

- Оценить уровень развития каждой характеристики;

- Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.

В        результате        мы        получим        «портрет        личностного        потенциала ребенка» Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

- Положительная        динамика        проявления        интереса        воспитанников        к различным видам деятельности.

- Положительная        динамика        проявления        интереса        педагогов        к исследовательской деятельности.

- Рост        профессионального        мастерства        воспитателей,        работающих        с одарёнными детьми.

- Уровень социальной успешности воспитанников.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными воспитанников в детском саду

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

Программное обеспечение

Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно- методическое обеспечение

Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми.

Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров.

Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду.

Изучение обобщения опыта работы воспитателей .

Мониторинг работы системы.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1. Ознакомление с пространственными отношениями.

2.Развитие элементов логического мышления.

3.Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

4.Развитие элементарных математических представлений.

5.Подготовка к обучению грамоте.

6.Конструирование.

7.Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.Ознакомление с природой.

9.Ознакомление с элементарными физическими явлениями.

10.Изобразительное искусство.

Экспериментальная мастерская

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы

Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

(Приложение№ 3)

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно- биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования

среди воспитанников, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов , портфолио воспитанников При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Информационные источники

Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.:ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Перспективный план деятельности на 2021-2023 учебный год

№ п/п

Направления реализации

программы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу

«Одаренные дети»

1. Методическое объединение «Работа с одаренными детьми в условиях

ДОУ»

Март 2021

Совет творческой группы воспитателей

2. Знакомство с новинками педагогической литературы:

«Особенности работы с одаренными детьми»

апрель 2021

Старший воспитатель

3. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных

маршрутов»

май 2021

Старший воспитатель, воспитатели

2

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в

школе: схожесть и различия

Апрель 2021

Ст.воспитатель, учителя начальных

классов

2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей

дошкольника»

апрель- сентябрь 2021

Педагог-психолог, Совет творческой группы воспитателей, ст.воспитатель

2. Психодиагностические

обследования среди воспитанников

В течение

2021-2023гг.

Педагог-психолог

3. Анкетирование родителей

В течение

2021-2023гг.

Педагог-психолог

4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и

художественных конкурсов

В течение 2021-2023гг.

Педагог-психолог

3

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

1. Комплектование научно- методического кабинета

соответствующей учебной и научно- методической литературой

В течение 2019-2022

Ст.воспитатель, педагоги творческой группы

2. Создание методической копилки (тесты, диагностические карты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности по различным видам образовательной деятельности,

разработки интеллектуальных игр)

В течение 2021-2023гг.

Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

3. Создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам

одаренности детей

В течение 2021-2023гг.

Ст.воспитатель, воспитатели

4

Систематизация

1. Использование в образовательной

деятельности различных современных средств информации: медиатеки,

Интернета

В течение

2021-2023гг.

Совет творческой

группы воспитателей

2. Применение на занятиях современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-

поисковых, здоровьесберегающих

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность,

самостоятельную деятельность.

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

4. Проведение нестандартных форм образовательной деятельности: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-исследование, занятие-поиск

и др.

В течение 2021-2023гг.

Воспитатели групп

5

Создание условий для работы с одаренными детьми (план мероприятий по выявлению и развитию одаренности)

1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также

спортивных секций

В течение 2021-2023гг.

Педагоги дополнительного

образования

3.Конкурс творческих проектов по экологии, краеведению (ст., подг.

группы)

Ноябрь 2021г.

Воспитатели групп

4.Конкурс чтецов «Юные певцы России» (ср. – подг. группы)

апрель

2021-2023гг.

Воспитатели групп

5. Защита творческих проектов (ср.- подг. группы)

май 2021г.

Воспитатели групп

6.«На старт!», спортивные соревнования

В течение 2021-2023гг.

Инструктор по

физической культуре

7.Награждение отличившихся за год

детей грамотами

Май

2021-2023гг.

Заведующий ДОУ

8.Конкурс рисунков «Человек на Земле»

Сентябрь

2021г.

Воспитатели групп

12. Театрализованное представление

«Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы)

Февраль 2022г.

Воспитатели групп

13.Конкурс рисунков «Дружат дети на планете» (ср., ст., подг.группы)

Сентябрь

2022г.

Воспитатели групп

14.Конкурс поделок из природного и бросового материала «Ничего не

пропадет!»

Ноябрь 2022г.

Воспитатели групп

6

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

1. Анкетирование родителей с целью

определения их основных подходов к данной проблеме

Август –

сентябрь 2021-2023гг.

Педагог-психолог

2. Родительская конференция

«Развитие творческого потенциала ребенка»

Ноябрь 2022г.

Педагог-психолог

3. Круглый стол «Организация досуга

одаренных детей»

Февраль

2021г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

4.Анкетирование «Необходимо ли

проводить работу с одаренными детьми?»

Октябрь 2021.

Ст.воспитатель

Воспитатели групп

5.Общее собрание «Трудности воспитания одаренного ребенка в

семье»

Январь 2021г.

Ст.воспитатель

6.Совместный с детьми конкурс поделок «Ничего не пропадет!»

Ноябрь 2022г.

Воспитатели групп

Ст.воспитатель

7.Подведение итогов работы по программе «Одаренный ребенок»

Май

2023г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

9. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ

В течение 2021-2023гг.

Педагоги дополнительного

образования, воспитатели групп

10. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение 2021-2023гг.

Инструктор по физической культуре,

воспитатели групп

11. Награждение благодарственными

письмами родителей воспитанников

Май 2021-

2023гг.

Заведующий ДОУ

Приложение № 2

Виды одаренности

Формы работы с одаренными детьми

в познавательной деятельности

интеллектуальная (в области точных, естественных, гуманитарных наук)

включение в олимпиадное и конкурсное   движение;

в художественно- эстетической деятельности

хореографическая, сценическая, литературно- поэтическая, изобразительная, музыкальная

клубная работа, детско-семейные проекты; подготовка фотовыставок

в коммуникативной деятельности

лидерская, аттрактивная

клубная работа, участие в конференциях и конкурсах различного уровня; волонтерское движение; подготовка фотовыставок

вдуховно- ценностной деятельности

служение людям, создание новых духовных ценностей

волонтерское движение

в практической деятельности

одаренность в ремеслах, спортивная, организационная

волонтерское движение

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итог( результат)

1.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,

курсы ПК

постоянн о

Старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

2.        Ознакомление педагогического коллектива ДО с программой «Программа работы        с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными  детьми

Консультативная работа

В начале учебного

года

Заведующий ДОУ

«Программа работы        с детьми имеющими признаки одаренности»

3.Корректировка и апробация программы ДОУ

Корректировка        с педагогами        и специалистами ДОУ

В

течение  года

Заведующий

Старший воспитатель

Программа ДОУ

Организация и содержание

воспитательно-образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний        в группах ДОУ для родителей

Консультативная помощь

В

течение года

Педагог- психолог

Родительское собрание

«Детская одаренность        в ДОУ»

2 Организация и осуществление комплексного мониторинга        по выявлению одаренных детей

Материалы        по итогам мониторинга

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования        по направлениям деятельности

В

течение  года

Педагог- психолог

воспитатели

Анализ педагогами ДОУ «Результат диагностических способностей воспитанников» Поддержка        и поощрение родителей одаренных детей

3.Проектирование в ДОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка- дошкольника

В

течение  года

Воспитатели специалисты

Создание индивидуальной карты        развития личности ребенка.

4.Отслеживание занятости детей в кружках.

Создание  

Данных банка

В

течение  года

Воспитатели ДОУ

Создание банка данных

5.Использование условий        ДОУ и    социума        для развития воспитанников         с опережением        в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями        и специалистами ДОУ(кружки        в ДОУ, мастер- классы, тематические недели, конкурсы)

В

течение

года

Старший воспитатель

Создание плана работы                на

учебный год.

Привлечение        к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.

6.Участие детей, родителей        и

педагогов        в конкурсном движении

муниципальные, региональные конкурсы, интерконкурсы

В

течение  года

Положения конкурсах

Награждение победителей

7.Привлечение к

сотрудничеству в

рамках

социального партнерства

Открытые

Мероприятия в

школе и ДОУ

В

течение  года

Старший воспитатель

Создание плана

Работы с

воспитанниками

8.Создание

методической

копилки детского

сада

Тесты,        игровые развивающие

задания,

консультативный

материал,

конспекты

открытых

мероприятий        по

работе        с

одаренными

детьми

В

течение  года

Педагог- психолог

Воспитатели Специалисты родители

Создание

карты        одаренного ребенка,

Портфолио  

ребенка

10.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Заведующий  ДОУ старший воспитатель

Показатели эффективности реализации программы        « Одаренные дети» Удовлетворенност ь родителей (результаты анализа)

План реализации направлений программы «Маленький гений» на 2021-2023 годы

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для ДОУ системы

выявления одаренного ребенка

2021г.

Ст.воспитатель

 

2

Разработка системы взаимодействия с семьей

одаренного ребенка

2021г.

Ст. воспитатель

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями

одаренного ребенка

2021-2023г.

Творческая группа педагогов

3

Создание системы психолого-медико-социального

сопровождения

2021-2023г.

Ст.воспитатель,

педагог-психолог

4

Апробация и внедрение диагностического

инструментария выявления одаренных детей

2021г.

заместитель заведующего

воспитатели

6

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении

процесса

2021-2023г.

Ст.воспитатель, педагог-психолог, творческая группа

7

Повышение профессиональной квалификации

кадров, работающих с одаренными детьми

2021-2023г.

Ст.воспитатель

8

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее

поддержки и развития

2021-2023г.

Ст.воспитатель, педагог-психолог,

воспитатели

9

Участие педагогов в научных, научно-

практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2023г.

Ст.воспитатель

10

Привлечение внимания общественности города к

потребностям одаренных учащихся

2021-2023г.

Заведующий ДОУ,

родительский комитет

11

Создание информационной базы по проблемам

одаренности детей

2021-2023г.

Ст.воспитатель

12

Использование материалов российских сайтов в

Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2021-2023г.

Воспитатели ДОУ

13

Деятельность методического объединения:

рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

организация апробации методик обучения дошкольников;

-распространение педагогического опыта по данной теме

2021-2023г.

Ст.воспитатель

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2021-2023г.

Ст.воспитатель

2

Создание среды общения, самореализации, социализации:

заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

организация и проведение конкурсов, мероприятий различного уровня;

организация выставок;

организация защиты творческих проектов педагогов вместе с детьми

2021-2023г.

Ст.воспитатель, творческая  

группа

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям

социальной, психологической, медицинской помощи

2021-2023г.

Заведующий ДОУ, родительский комитет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на Карта индивидуального маршрута ребёнка

Наименование учреждения Адрес:

Сведения о ребёнке

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. В данное время начала заниматься в художественной школе и в школе танцев.

Социальная характеристика семьи.

Мать –

Отец –

Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы, папы и         бабушки

Условия проживания, условия быта - семья из трёх человек проживает в отдельной

квартире. Есть отдельная комната для девочки. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.

Долгосрочная цель сопровождения

1.Развитие изобразительных способностей. 3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Возможные риски

Высокая загруженность

Группа сопровождения

Родители: мама, папа

Педагоги: воспитатели, руководители кружков, специалисты

Координатор (Ф.И.О)

Воспитатель:

Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования по программе ?????

Психолого – педагогическая работа:

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственн ые

Отметка

о выполнении

Проведение мониторинга

2 раза в год

Воспитатели

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Информирование о результатах диагностических исследований

О формировании у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца

Совместные творческие работы родителей и ребенка

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Сентябрь, май Январь

1 раз в месяц Октябрь

Воспитатели,

родители

Индивидуальная работа по изобразительной деятельности (рисование, рисование в нетрадиционной технике)

2 раза в месяц

Воспитатель

Посещение кружка

1 раз в неделю

Родители

Посещение выставок.

Проведение открытых мероприятий

В течении года

Воспитатели, родители, педагоги музея.

Оформление выставки творческих работ.

Раз в квартал

Воспитатели и родители.

Участие в конкурсах различного уровня.

Раз в квартал

Воспитатель

Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)

Оценка промежуточных результатов:

Наименование мероприятий

Сроки

Оценка

Постановка дальнейших целей

и задач

Месяц

Используемые приемы:

Цель:

Применение детского творчества:

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Радуга-дуга» - рисование по сырому.

Игра: «Наш добрый друг - художник круг».

Познакомить        с        возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.

Работа в альбоме творчества

Привлечь к показу другим детям, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.

Провести анкетирование

Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат

Октябрь

«Осенний парк» - техникой монотипия

«Нарисуй музыку» - Задание - упражнение.

_

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Художественная деятельность, творческие игры

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Ноябрь

«Заиндевелое дерево» - рисование восковыми мелками

«Жанры изобразительного искусства» - рассматривание альбома

Развитие   фантазии,   воображение:

Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно- голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью  погружено   в      таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской). Продолжать   знакомить  с      жанрами изобразительного искусства.

Работа в альбоме творчества

Изобразительная грамота

Декабрь

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Участие в конкурсах на сайте «Изумрудный город»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы

Для выставки работ на тему «Зима»

Конкурс

Оформить рисунок в рамку

Январь

Игра : «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью. Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Консультация для родителей

«Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Февраль

Игра «Несуществующее животное» - ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-

Творческое задание.

Развитие фантазии, воображение.

Развивать склонность к эксперементи- рованию с художественными материалами и инструментами.

Игровая деятельность. Работа в альбоме творчества.

Художественная деятельность

Открытка – поздравление.

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Участие в конкурсе д/с

Апрель

«Полет в космос». - Техника граттаж

Проектная

«Корабли будущего»

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции.

Творческая мастерская.

Оформление «Гравюры» к Выставке «Юный художник».

Май

«И плывут по небу облака» - рисование на сырой бумаге

Участие в выставке детского рисунка в музее Крылова.

Формирование представлений об образно- выразительных средствах. (Рисуем

облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно- образной выразительности.

Привлечь детей к обсуждению

Выставка

Посещение выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2015-2020 гг.

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котел...

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №66 «Забавушка» за 2016-2017 учебный год

Анализ работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада   №66 «Забавушка»  за 2016-2017 учебный год...

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год

Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район Проект для детей старшей группы общеразвивающей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 имени заслуженного лесовода РСФСР Ю.Я. Лекаркина «Лесовичок» поселка Мостовского муниципального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО,  СОС...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» Методическая разработка

Актуальность Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, которы...