Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
методическая разработка на тему
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_dnv_-_kopiya_-_kopiya.docx | 884.02 КБ |
buklet.pdf | 785.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
(Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок»
Тамбовского района Тамбовской области)
СОДЕРЖАНИЕ
Описание модели дошкольного образования, реализуемой в сельской местности (муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области)...………………...................................................................................5
Приложение 1. Презентация муниципальной модели духовно-нравственного воспитания дошкольников………………………………..13
Приложение 2. Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников…………………………………………………17
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
(муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района
Тамбовской области)
Современная государственная политика в области образования большое внимание уделяет вопросам духовно-нравственного воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», выступающей методологической и идеологической основой ФГОС, сформулированы приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте процессов социализации обучающихся через созидание нравственных понятий и базовых национальных ценностей, предложенных в качестве смыслового ядра воспитательного процесса.
В создании образовательно-воспитательной среды современной дошкольной образовательной организации система работы, направленная на создание благоприятных условий для комплексного, в том числе, духовно-нравственного, развития личности ребенка, является сегодня особенно актуальной.
- Цель и задачи модели духовно-нравственного воспитания дошкольников
Модель духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района Тамбовской области может быть рассмотрена в качестве универсальной модели в целом для различных дошкольных образовательных учреждений (приложение 1).
В 2012 году приказом управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области открыт Муниципальный центр духовно-нравственного воспитания дошкольников, приоритетной миссией которого выступает разработка и апробация модели духовно-нравственного воспитания, позволяющей создать единое воспитательное пространство дошкольных образовательных организаций района по духовно-нравственному направлению и обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.
Деятельность Центра организована для детей, чьи родители выразили принципиальное согласие в ходе социологического опроса по проведению работы по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Цель разработанной модели определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством формирования базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентировано на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого и интеллектуального развития личности ребенка.
Целевая аудитория модели представлена двумя социальными группами:
дети в возрасте от 4 до 7 лет, при чем как посещающие дошкольные образовательные организации, так и получающие дошкольное образование в форме семейного, но проживающие на территории Тамбовского района Тамбовской области;
родители (законные представители) и другие родственники ребенка.
- Система социального партнерства
Реализация поставленных задач в социокультурных условиях муниципалитета стала возможной при консолидации ресурсов различных по сфере деятельности организаций, в том числе при поддержке управления образования и науки Тамбовской области в форме организационно-методического сопровождения определения приоритетных векторов развития модели.
В настоящее время более тесным становится сотрудничество дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района с Тамбовской епархией Русской Православной Церкви, в частности с отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии и отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства и отделом второго Тамбовского благочиннического округа, которые оказывают методическую помощь в вопросах формирования у ребенка духовной основы миропонимания.
Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования разработан график повышения квалификации педагогических работников по вопросам разработки и реализации программ дополнительного образования духовно-нравственной направленности с учетом выполнения условиях их преемственности с программами начального общего образования.
Согласно соглашению о сотрудничестве между муниципальным Центром духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Тамбовской епархией Русской Православной Церкви и управлением образования Тамбовского района, которое непосредственно курирует работу Центра:
- определяются направления совместной деятельности и перспективы сотрудничества;
- разрабатываются и реализуются планы совместной работы управления образования и дошкольных образовательных учреждений с Тамбовской епархией РПЦ по вопросам воспитания;
- инициируется проведение общественно значимых совместных мероприятий муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и Тамбовской епархией РПЦ;
- организуется изучение и тиражирование опыта совместной работы управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;
- обеспечивается информирование общественности через средства массовой информации о ходе сотрудничества управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии в вопросах воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- инициируется интегративное введение в образовательные области вариативных форм духовно-нравственной направленности.
Взаимодействие образовательной и епархиальной структур постоянно расширяется и совершенствуется.
- Основные направления реализации и развития модели
Реализации комплекса мероприятий муниципальных моделей свойственна полифункциональность и поливекторность. В модели духовно-нравственного развития три основополагающих вектора реализации: методический вектор, воспитательный вектор и маркетинговый вектор.
В контексте методического вектора осуществляется создание депозитария методического, дидактического и учебно-методического инструментария и оказание методической и консультативной помощи.
Депозитарий позволяет формировать методическую базу, реализуемых программ по духовно-нравственному воспитанию, в том числе программ дополнительного образования детей этой направленности либо программ, содержащих отдельные модули по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Оказание методической помощи осуществляется для всех заинтересованных педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Тамбовского района.
Консультативная помощь оказывается родителям (законным представителям) ребенка, в том числе к оказанию консультативной помощи привлекаются представители русской Православной церкви.
Воспитательный вектор отражает организационно-методические мероприятия, проводимые в рамках работы Центра: конкурсы, викторины, выставки, в том числе и передвижные, экскурсии, концерты. Главными участниками данных мероприятий выступают дети, причем иногда в качестве инициаторов.
Маркетинговый вектор нашел свою актуальность за счет необходимости общественного позиционирования Центра и его деятельности с целью увеличения целевой аудитории, трансляции накопленного опыта, методического инструментария. Мероприятия этого направления представлены семинарами-практикумами, конференциями, днями открытых дверей, различными промо-акциями, например «Учимся у книг», «Поговори со мною, мама».
- Инфраструктура модели
Для создания условий, обеспечивающих функциональность и работоспособность модели в рамках Центра, разработана и апробирована инфраструктура модели, которая включает:
Муниципальный банк программ духовно-нравственного воспитания дошкольных образовательных организаций Тамбовского района Тамбовской области и программ дополнительного образования детей по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития, разработанные педагогическими работниками муниципалитета.
Православная библиотека, созданная силами родителей (законных представителей) детей Тамбовского района, отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, благотворительных организаций.
Муниципальная консультативная служба «Согласие», осуществляющая работу как анонимно, так и по конкретному заказу, по телефону и лично, возможно так же консультирование посредством электронной почты.
Муниципальный центр «Семейные ценности», формирующий основу взаимодействия в системе ребенок – педагог – родитель.
Виртуальный методический кабинет, который позволяет консолидировать работу всех педагогических работников Тамбовского района, проводить рабочие совещания, делиться опытом.
В 2014 г. создано методическое объединение на базе муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста Тамбовского района педагогов, реализующих программу духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с целью оказания своевременной методической помощи, консультаций, диссеминации лучшего педагогического опыта. Общение в рамках работы методического объединения проходит в дистанционном режиме.
- Участники реализации модели
Практика показывает, что при эффективной преемственности педагогов дошкольных и образовательных учреждений растет интерес педагогической общественности к реализации программ духовно-нравственной направленности.
На сегодняшний день участниками реализации модели выступают:
Управление образования администрации Тамбовского района;
ТОГОАУ ДПО ИПКРО;
ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно – нравственного наследия «Преображение»;
Тамбовская епархия;
МУК ДК «Молодёжный»;
Тамбовский областной краеведческий музей;
Тамбовский государственный театр кукол;
ТОГАУК «Тамбовконцерт»;
Студенческий театр ТГУ им. Г.Р. Державина;
Творческое объединение «Артист»;
МБОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Машенька»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Непоседы»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Рябинка»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Василёк»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеёк»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Радуга»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавлик»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Планета детства»;
МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Строитель»;
МБОУ ДОД ДЮСШ №2;
МБОУ «Цнинская СОШ №1»;
МБОУ «Цнинская СОШ №2».
Приложение 1
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие у старших дошкольников представлений о космосе (из опыта работы воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад комбинированного вида № 3" Лямбирского района Ресрублики Мордовия)"
Содержит информацию о знакомстве детей 5-7 лет с космосом....
Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы: Обучающие задачи: формиров...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД СЕЛА ПОИМ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Представляю годовой план работы ДОУ на год, реализующий годовые задачи образовательной организации...
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с.Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект Интегрированной непрерывной образовательной деяте
НОД «Путешествие по России»...
Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год
Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...