«Использование проектного метода в духовно нравственном воспитании дошкольников»
консультация

Белоносова Лариса Николаевна

Использование метода проектной деятельности в духовно нравственном воспитании дошкольников дает очень положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектного метода в духовно нравственном воспитании дошкольников»

Выполнила: Белоносова Л.Н.

«Использование проектного метода в духовно нравственном воспитании дошкольников»

В настоящее время в дошкольном образовании нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач . Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Во время работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.

Одним из эффективных условий духовно-нравственного воспитания является проектирование, так как с помощью проектов можно способствовать духовно-нравственному развитию личности на основе интеграции различных видов детской деятельности: познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьёй, социально-культурными учреждениями.

Решение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей. Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через технологию проектной деятельности.

Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Образовательные проекты сводятся к основным четырём этапам:

1. Подготовительный. Этап постановки проблемы (цели).

Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.

2. Выполнение проекта – практическая часть.

#1048;тоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учётом тематики проекта.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми нравственных качеств.

Структура образовательного проекта :

- Название проекта.

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

- Общая характеристика проекта : участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта.

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:

Выставка, газета, журнал.

Костюм, модель, коллекция.

Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

Экскурсия, поход, путешествие.

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Спектакль, праздник, видеофильм.

Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том, что:

• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

• Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

• Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей ...

«Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей ...

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Проект: «Моя Родина-Россия!»

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура,...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в работе логопеда

Россия - страна великой культуры и высокой духовности. В современном мире люди много говорят об уничтоженных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принци...

«Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Процесс духовно-нравственного становления ребенкаособенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. ...

Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников представляет собой педагогический подход, при котором воспитанники вовлекаются в совместную деятельность, направленную на решение практич...