Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ
методическая разработка (младшая группа)
Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
«Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ»
Киселева Валентина Леонидовна
педагог-психолог
г. Советский, 2020 г.
Одним из приоритетных направлений развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Президентом РФ поручено к 2021 году обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
Наличие в нашем детском саду большого количества воспитанников данных категорий, понимание высокой остроты запроса в обществе по проблеме воспитания детей раннего возраста, являясь Площадкой сетевого компетентностного центра инклюзивного образования ХМАО – Югры «Инклюверсариум», Федеральной экспериментальной площадкой УрГПУ с целью создания условий для успешной социализации, адаптации и развития детей раннего возраста, в том числе детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации пришли в выводу о необходимости обогащения РППС, создания современного игрового оборудования, использование на практике, а также обучение им родительской аудитории.
Актуальность
Ранний возраст - это сенситивный период развития ребенка, время активного познания окружающего мира.
Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще несколько десятков лет назад. Если раньше дети исследовали мир всевозможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.
Логопеды бьют тревогу – число детей с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики.
Известная сегодня многим доска «бизиборд» была придумана еще в 1907 году итальянским педагогом и доктором Марией Монтессори.
Согласно ее методике, самостоятельность малыша – ключ к его развитию. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, ребёнок познает их свойства, качества.
В те времена на доске присутствовало лишь несколько элементов, которые, по мнению специалиста, были необходимы для развития детей – шнурки, цепочка с защелкой, выключатель и классическая розетка с вилкой.
В наши дни предметов на бизиборде существенно прибавилось, но основная концепция этой обучающей «игрушки» не поменялась.
Сначала в детском саду мы создали одну доску, и в результате наблюдений выяснилось, что детям очень понравилось игровое оборудование, каждый старался подойти первым. Мы пошли дальше и разработали объемную модель дома. В этом году у нас стал вопрос экономии места и пространства, большого обхвата деткой аудитории, доступности объёмного оборудования детям раннего возраста.
Однажды увидела детские слезы.
Прощание с мамой дается с трудом.
И задалась для себя я вопросом:
Как же согреть малышей тех теплом?
Возникла идея – создать бизиборд!
Чтоб мир познавали детишки без слез,
Чтоб дети играли, не зная хлопот.
Чтоб каждый прощание легко перенес.
Раннего возраста ходят к нам дети.
Их каждый день с нетерпением ждем.
Для них создаем мы условия эти,
Чтоб росли, развивались они день за днем.
Легких путей никогда мы не ищем,
И все задачи мы сможем решить.
Детсад открывает дорогу к знаниям,
Чтоб дети смогли бы мир полюбить.
Сказанно-сделано!
Бизиборд перед вами,
Его достоинство не опишешь словами….
Появилась новая идея, которая воплотилась в жизнь.
Предлагаю Вашему вниманию самодельное развивающее игровое оборудование, которое я и мои коллеги уже используем в работе с детьми групп раннего возраста; с детьми группы кратковременного пребывания (1,5-3 года); с детьми группы кратковременного пребывания комбинированного вида и детьми посещающими центр игровой поддержки семей.
Данное игровое оборудование являются. Это полностью ручная работа!
Материал: фанера, самоклеящаяся пленка, фетр, ткань.
Фурнитура: различные замки, застежки, фонарики, шнурки, карабины, цепочки, прищепки, кран, резинки, магниты, выключатель, мозаика.
Игровое оборудования имеет свои правила эксплуатации и безопасности:
- Материал хорошо обработан во избежание порезов, царапин и занесения заноз.
- Острые углы – сглажены.
- Покрыт акриловыми красками или лаками на водной основе.
- Каждый раз перед использованием проверяется надежность крепления всех составляющих элементов.
- Для лампочек, диоидов и других элементов, связанных с электричеством, используются батарейки, а не сеть питания.
- Игровое оборудование выполнено в спокойных тонах, для избежания цветовой перегрузки, которая рассеивает внимание.
Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности детей раннего возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством игр.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое развитие. А так же является формой психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
Новизна нашего пособия заключается в систематическом и комплексном его использовании в разных видах и формах работы с детьми раннего возраста.
Работая над эскизом в первую очередь наблюдала, что интересно больше всего нашим детям, старалась внести полезность каждого элемента. В нем нет ни одной не нужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка.
Наши бизиборды наполнены с учетом возраста и интересов детей. В каждом из них соблюдена определённая тематика близкая к миру ребенка.
Основание выполнено в форме различных животных.
Образно можно поделить данное игровое оборудование на 3 направления:
1 акустические панели «В мире звуков» (Сова, Бегемот)
Основная цель - развитие слухового восприятия, тактильных ощущений.
Игры: «Колокольчик», «Весёлый звонок», «Разноцветный металлофон», «Назови музыкальный инструмент».
2 тактильные панели «Наши руки не для скуки» (Еж, Медведь)
Привлекает внимание малышей большим количеством бытовых предметов и разнообразием игровых действий с замочками, шпингалетами.
Игры: «Собери Фиксиков», «Пройди по дорожке», «Включи-выключи», «Вентилятор».
3 познавательные панели «Умники и умницы» (Слон, Заяц)
Основная цель: развитие психических процессов, сенсорных эталонов (цвет, форма), мелкой моторики.
Игры: «Веселый счет», «Пройди по дорожке», «Нарисуй …», «Лабиринт».
В отдельное направление можно выделить мягкий бизиборд «У природы нет плохой погоды»
Это мягкий развивающий комплекс, в который входит множество отдельных развивающих игрушек из фетра (идеальный вариант материала для изготовления развивающей игрушки). В качестве развивающих элементов используют различные лоскутки, липучки, пуговки.
Цель – развитие логики, причинно-следственных связей, пространственно-временных представлений.
После развивающих игр дети могут выразить свое эмоциональное состояние на бумаге, для этого предусмотрена специальная зона с мольбертами на стене.
Для маленького ребенка очень важно оставить след. Свой след! И он обнаруживает, что может это сделать с помощью карандашей, фломастеров, красок, мела. След, оставленный после себя, означает: «Я есть. И я этому рад». Рисование на стене дает ребенку новые ощущения и впечатления, ведет к проявлению любопытства, удовлетворенное любопытство перерастает в любознательность, то есть переходит на более сложную ступеньку развития познавательной деятельности.
Формы работы с бизибордом разнообразны:
- образовательно-воспитательная деятельность (в рамках группы кратковременного пребывания и групп раннего возраста);
- совместная деятельность (в форме ребенок-ребенок, ребенок - родитель, ребенок - педагог);
- индивидуальная деятельность ребенка по собственной инициативе или с направляющей помощью взрослого.
Наши группы раннего возраста посещают воспитанники, входящие в группу риска или уже имеющие статус ребенок с ОВЗ (нарушение слуха, ТНР, РАС), у многих из них отмечается недостаточное развитие сенсорного опыта. Такие дети испытывают затруднения в продуктивном взаимодействии со взрослыми, развитии компетенций эмоционально-волевой сферы, нарушением пространственно-временных представлений, предметно-практической и конструктивной деятельности, нарушениями коммуникативных и социальных навыков, испытывающие трудности в адаптации.
Предполагаемый результат
Использование современных технологий педагогом-психологом дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности ребенка раннего возраста и достижения достаточного образовательного уровня в детском саду в целом.
Бизиборд, созданный своими руками очень увлекательное и интересное пособие для детей раннего возраста и их родителей. Это пособие способствует:
- проявлению собственной активности; усидчивости;
- тренировке концентрации внимания и самостоятельности;
- развитию психических процессов;
- развитию творческого потенциала;
- развития речи;
- развитию бытовых навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)
Также данное игровое оборудование способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности. В процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение, менее безболезненно проходит процесс подготовки к поступлению в дошкольное учреждение в присутствии родителей ребенка, снижаются трудности при расставании с домашними.
В настоящее время идет создание картотеки игр с бизибордом для родителей, создание альбома «Мы играем в бизиборд».
Детская фантазия и изобретательность послужили нескончаемым источником вдохновения. В результате мы получили не только полезное игровое оборудования, но и массу бесценных минут, проведенных со своими малышами за совместными занятиями.
Мы убеждены, что именно такая форма игрового оборудования для работы с детьми раннего возраста, в том числе с детьми с ОВЗ, созданные на базе нашего учреждения очень востребована.
Для детей раннего возраста это настоящая педагогическая находка!
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мария Монтессори - и тальянский педагог, учёный , философ.
Акустические панели «В мире звуков» Цель: развитие слухового восприятия, тактильных ощущений. Игры: «Колокольчик», «Весёлый звонок», «Разноцветный металлофон», «Назови музыкальный инструмент».
Тактильные панели «Наши руки не для скуки » Цель: развитие бытовых навыков, тактильных ощущений, познавательного интереса. Игры: «Собери Фиксиков », «Пройди по дорожке», «Включи-выключи», «Вентилятор».
Познавательные панели «Умники и умницы » Цель : развитие психических процессов, сенсорных эталонов (цвет, форма), мелкой моторики. Игры: «Веселый счет», «Пройди по дорожке», « Нарисуй…», «Лабиринт », «Накорми животных».
Мягкий бизиборд «У природы нет плохой погоды » Цель : развитие причинно-следственных связей, пространственно-временных представлений. Игры : «Веселый счет», «Укрась солнышко», «Птички прилетели», «Веселый ручеек», «Укрась полянку».
Зона рисования (рефлексии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...
Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста
В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах, сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Самообразование. "Использование интерактивных методов в психолого-педагогической компетенции родителей детей раннего возраста". 14.03.20 г.
1. Проделанная работа по самообразованию.2. Последующая работа по данной теме....
Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)
Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...
Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...