Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivaemsya_vmeste_s_mamoy.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
по развитию психолого-педагогических компетенций у родителей детей раннего возраста
«Развиваемся вместе с мамой»
Автор-составитель:
Конюкова Светлана Юрьевна
Педагог-психолог
ГБДОУ № 11 Невского района
Санкт-Петербург
2023 г.
Содержание:
- Целевой раздел
Пояснительная записка.
- актуальность программы.
- цель
- задачи программы
- адресат
2. Содержательный раздел
- содержательная характеристика курса
- учебно-тематическое планирование курса
- содержание программы
- формы и методы работы
- параметры результативности и диагностика
3. Организационный раздел
- условия реализации программы. Временные и материальные ресурсы
- требования к квалификации педагога
- ожидаемые результаты освоения программы
4. Список литературы (для педагогов, для родителей)
5. Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение с взрослым (ситуативно-деловое общение) и ведущая предметно - манипулятивная деятельность.
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства характеризуется тем, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Пра - Мы», по Л.С. Выготскому).
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка с взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
На психолого-педагогических занятиях программы «Развиваемся вместе с мамой» родители малышей получат необходимую и актуальную помощь по развитию и воспитанию своих детей, раскроют секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.
Посещая занятия программы, родители также смогут подготовить своего ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, чтобы адаптационный период прошел у них значительно легче.
Цель и задачи реализации программы
Цель: создание условий для развития у родителей детей раннего возраста психолого-педагогических компетенций в воспитании детей.
Задачи программы:
- информирование родителей о возрастных особенностях развития детей 1,5 -3 лет;
- информирование родителей о приемах развития навыков самостоятельного обслуживания детей;
- знакомство с приемами и методами эффективного общения с детьми, методами саморегуляции эмоциональных состояний;
- информирование о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком, организация предметно-пространственной развивающей среды дома;
- формирование партнерских отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста
Адресат
Программа рассчитана для родителей (законных представителей) и детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержательная характеристика курса:
Реализация программы рассчитана на цикл занятий - 2 раза в месяц. В программе выделено: 16 часов и 16 тем.
Учебно – тематическое планирование курса:
№ | Темы занятий | Теория | Практика | Всего |
1 | Знакомство. Особенности раннего возраста | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Как легко приучить ребенка к горшку | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Малыш и гигиена | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Сон и режим дня | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Одеваюсь сам (готовим пространство и выбор правильной одежды) | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Как научить ребенка есть самостоятельно | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Благоприятные периоды развития ребенка | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Психология воспитания. Границы и правила в жизни ребенка | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Психология воспитания. Истерики и трудное поведение ребенка | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Детская агрессия. Как помочь ребенку научиться справляться с эмоциями | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Создаем пространство для игр и отдыха | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Игры и игрушки для развития ребенка до 3 лет | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Игры на развитие моторики рук | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Игры на сенсорное развитие | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Гаджеты и ребенок | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | В детский сад без слез и истерик | 0,5 | 0,5 | 1 |
Всего: | 8 | 8 | 16 |
Содержание программы:
Тема 1: «Знакомство. Особенности раннего возраста»
Знакомство с детьми и родителями.
Помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятий.
Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом». Информационный материал для взрослых: «Возрастные особенности детей раннего возраста».
Тема 2: «Как легко приучить ребенка к горшку»
С чего начинать? Как правильно высаживать на горшок? Подготовленная среда. Помогающие действия взрослого. Ошибки родителей и причины отказа от горшка. Домашнее задание.
Тема 3: «Малыш и гигиена»
Учимся играя, умываться и мыть руки. Практикум: «Как показать ребенку, как правильно мыть руки?» Учимся чистить зубы. Шопинг-гайд «Малыш и гигиена». Домашнее задание.
Тема 4: «Сон и режим дня»
Как правильно организовать сон и режим дня ребенка. Как наладить режим сна. Приучаем спать самостоятельно. Домашнее задание.
Тема 5: «Одеваюсь сам (готовим пространство и выбор правильной одежды)»
Подготавливаем пространство (детская, прихожая и ванная). Чек-лист организации пространства. Выбор правильной одежды и обуви: общие принципы. Домашнее задание
Тема 6: «Как научить ребенка есть самостоятельно»
Зачем ребенку учиться есть самостоятельно с самого раннего детства? Готовим пространство, где малыш может есть сам. Практикум: помогающие действия взрослого. Сложные ситуации и ошибки родителей. Шопинг-гайд. Домашнее задание.
Тема 7: «Благоприятные периоды развития ребенка»
Особенности впитывающего мышления ребенка. Сензитивные периоды развития ребенка. Метод наблюдения, как ключ к пониманию ребенка. Домашнее задание.
Тема 8 : «Психология воспитания. Границы и правила в жизни ребенка»
Что такое границы и зачем они нужны ребенку? Как устанавливать границы и правила, не нарушая отношений? Личные границы ребенка. Практикум: Что еще нам может помочь? Домашнее задание.
Тема 9 : «Психология воспитания. Истерики и трудное поведение ребенка»
Причины истерик и трудного поведения ребенка. Как родителю правильно реагировать на такое поведение? Ошибки родителей и как их избежать. Памятка: «Ошибки родителей на пути активного слушания». Домашнее задание.
Тема 10 : «Детская агрессия. Как помочь ребенку научиться справляться с эмоциями»
Причины детской агрессии. Ошибки родителей, когда ребенок проявляет агрессию. Что стоит на самом деле за агрессией? Практикум: Как реагировать на агрессию ребенка? Домашнее задание.
Тема 11 : «Создаем пространство для игр и отдыха»
С чего начать организовать пространство для игр и отдыха? Банк идей организации пространства. Чек-листы: «Организация пространства игрового уголка ребенка», «Организация пространства книжного уголка ребенка». Шопинг-лист полезных товаров для организации пространства для игр и отдыха ребенка. Домашнее задание.
Тема 12 : «Игры и игрушки для развития ребенка до 3 лет»
Какие игры и занятия полезны для развития ребенка до 3 лет. Принципы выбора и создания игрушек. Как организовать игру ребенка. Игра вместе с мамой. Чек-лист: «Выбор-создание игрушки для самостоятельной игры ребенка»
Тема 13 : «Игры на развитие моторики рук»
Игры на манипуляцию с предметами и дела из реальной жизни. Идеи организации кухни для ребенка. Практикум: игры для развития моторики рук и самостоятельности ребенка. Гайд «Кухонный инвентарь для ребенка». Чек-лист домашних дел ребенка. Домашнее задание.
Тема 14 : «Игры на сенсорное развитие»
Варианты игр и игрушек на сенсорное развитие. Практикум: играем вместе с мамой в подручные игры на сенсорное развитие. Домашнее задание.
Тема 15 : «Гаджеты и ребенок»
Современные гаджеты: «польза и вред для ребенка». Сколько времени можно пользоваться гаджетами? Альтернативы гаджетам для развития детей раннего возраста.
Тема 16 : «В детский сад без слез и истерик»
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?» Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Чек-лист «идем в детский сад без слез и истерик». Домашнее задание. Подведение итогов программы.
Формы и методы работы
- совместные занятия родителей и детей
- мини-беседы, лекции
- моделирование проблемных ситуаций
- презентация информационных буклетов
- дидактические игры, игры и упражнения
- наблюдение
- анкетирование
- консультирование родителей
- проведение мастер-классов, семинаров-практикумов
Параметры результативности и диагностика
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива группы родителей (законных представителей), включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность.
После каждого занятия предполагается выполнение домашнего задания родителями (законными представителями) для закрепления полученного материала с целью применения полученных знаний и опыта вне занятий программы, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
В качестве диагностики, для получения необходимой информации (обратной связи) от участников, можно использовать анкетирование в начале занятий программы: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом», и в конце программы: Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?» (Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возрастав ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013)
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации программы. Временные и материальные ресурсы
Данный курс занятий адресован родителям (законным представителям) и детям раннего возраста. Предложенные занятия рекомендуется проводить систематически 2 раза в месяц с группой родителей 8-10 человек и детьми в течение всего учебного года.
Общая продолжительность занятий – 60 минут. С детьми: активная игра 10-15 минут.
Комплектование и количество заданий, из которых состоит занятие, варьируются психологом в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.
Требования к квалификации педагога
Данную программу может реализовать специалист, имеющий высшее психологическое (педагогическое) образование и постоянно повышающий уровень профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты освоения программы
Родители получат информацию:
- о возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
- о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.
Родители познакомятся с:
- приемами и методами эффективного общения с детьми;
- методами саморегуляции эмоциональных состояний.
В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с
детьми:
- будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей
(общение со сверстниками, взрослыми).
- будут сформированы основные представления детей о себе,
социальном окружении и окружающем мире.
На занятиях родители не только научаться эффективно
взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую
деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и
практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.
- Список литературы
- Литература для психолога, педагогов
- Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В., Играем с малышами.- М.: Просвещение, 2003.
- Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016.
- Мухина В.С. Возрастная психология, Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.:Высшее образование; МГППУ, 2007
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 2003
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003
- Трясорусокова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева.- 2-е изд.,стер.-М: Издательский центр «Академия», 2012.
- Литература для родителей
- Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В., Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ// Психологическая наука и образование.- 2010.
- Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. (Развитие мелкой моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
- Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Владом, 2009.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Нищева Н.В. Расти, малыш! Занимаюсь с мамой.
- Развивающие игры с малышами до трех лет. Пособие для педагогов и родителей/ сост. Т.В. Галанова.- Ярославль: Академия развития, 2000.
- Трясорусокова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Приложения
Приложение №1
Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка? | |
- здоровье и физическое развитие | |
- развитие нравственных качеств | |
- развитие умственных способностей | |
- развитие художественных способностей | |
-раннее обучение ребенка чтению, письму | |
- другое (что именно) | |
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада? | |
- информационную | |
- диагностическую | |
-консультативную | |
-другую помощь (какую именно) | |
3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада? | |
- родительские собрания | |
- групповые дискуссии | |
- тематические консультации | |
- семинары-практикумы | |
- индивидуальные беседы и консультации | |
-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ГБДОУ № 11, | |
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные | |
Другое (что именно) | |
4.Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? | |
- о целях и задачах дошкольного образования | |
- о воспитательно-образовательных программах | |
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях | |
-о дополнительных услугах | |
-об одежде ребенка | |
- о питании | |
-о гигиенических процедурах | |
-о психофизиологических особенностях ребенка | |
-об успехах ребенка | |
-об общении с ребенком | |
-об организации жизни ребенка в семье | |
-об организации досуга ребенка, семейных праздников | |
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи | |
- другое (что именно) |
5. Ваш ребенок ходит в детский сад | |
- да, ходит в ясельную/ младшую группу | |
- нет, пока не посещает детский сад |
Приложение 2
Анкета для родителей
"Готов ли Ваш ребенок к поступлению
в дошкольное образовательное учреждение?"
Уважаемые родители!
Ваш ребенок скоро начнет посещать детское учреждение. Мы желаем, чтобы время, которое он будет проводить в детском саду, было для него комфортным, радостным и счастливым. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Вся полученная информация будет использована только с целью сбора аналитических данных.
Ваш пол___________________
Возраст___________________
Есть ли еще дети в семье? Возраст.______________________________________
Да / Нет (нужное подчеркнуть)
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? А) Бодрое, уравновешенное Б) Неустойчивое В) Подавленное | 9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? А) Да Б) Иногда В) Нет |
2. Как Ваш ребенок засыпает? А) Быстро, спокойно (до 10 мин) Б) Долго не засыпает В) Неспокойно | 10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? А) Да Б) Иногда В) Нет |
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? А) Да Б) Нет | 11. Как Ваш ребенок играет? А) Умеет играть самостоятельно Б) Не всегда В) Не играет сам |
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? А) 2 ч Б) 1 ч | 12. Какие взаимоотношения со взрослыми? А) Легко идет на контакт Б) Избирательно В) Трудно |
5. Какой аппетит у Вашего ребенка? А) Хороший Б) Избирательный В) Неустойчивый Г) Плохой | 13. Какие взаимоотношения с детьми? А) Легко идет на контакт Б) Избирательно В) Трудно |
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? А) Положительно Б) Отрицательно | 14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? А) Да Б) Не всегда В) Нет |
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? А) Да Б) Нет, но бывает сухой В) Нет и ходит мокрый | 15. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? А) Перенес разлуку легко Б) Тяжело |
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? А) Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)_____________ Б) Нет | 16. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? А) Есть Б) Нет |
Большое спасибо
за оказанную помощь!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Самообразование. "Использование интерактивных методов в психолого-педагогической компетенции родителей детей раннего возраста". 14.03.20 г.
1. Проделанная работа по самообразованию.2. Последующая работа по данной теме....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...
«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей
laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...
«Семейный проект» средство повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей
В работе с родителями с использованием «семейных проектов» реализуются задача - повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и у...