Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Конюкова Светлана Юрьевна

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivaemsya_vmeste_s_mamoy.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому  развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

по развитию психолого-педагогических компетенций                        у родителей детей раннего возраста

«Развиваемся вместе с мамой»

                                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                                  Конюкова Светлана Юрьевна

                                                                                                  Педагог-психолог

        ГБДОУ № 11 Невского района

              Санкт-Петербург

2023 г.

Содержание:

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

- актуальность программы.

- цель

- задачи программы

- адресат

2. Содержательный раздел

- содержательная характеристика курса

- учебно-тематическое планирование курса

- содержание программы

- формы и методы работы

 - параметры результативности и диагностика

3. Организационный раздел

- условия реализации программы. Временные и  материальные ресурсы

- требования к квалификации педагога

- ожидаемые результаты освоения программы

4. Список литературы (для педагогов, для родителей)

5. Приложения

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность программы

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

Определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение с взрослым (ситуативно-деловое общение) и ведущая предметно - манипулятивная деятельность.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства характеризуется тем, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Пра - Мы», по Л.С. Выготскому).

Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка с взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

На психолого-педагогических занятиях программы «Развиваемся вместе с мамой» родители малышей получат необходимую и актуальную помощь по развитию и воспитанию своих детей, раскроют секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.

Посещая занятия программы, родители также смогут подготовить своего ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, чтобы адаптационный период прошел у них значительно легче.

Цель и задачи реализации программы

Цель: создание условий для развития у родителей детей раннего возраста психолого-педагогических компетенций в воспитании детей.

Задачи программы:

  1. информирование родителей о возрастных особенностях развития детей   1,5 -3 лет;
  2. информирование родителей о приемах развития навыков самостоятельного обслуживания детей;
  3.  знакомство с приемами и методами эффективного общения с детьми, методами саморегуляции эмоциональных состояний;
  4. информирование о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком, организация  предметно-пространственной развивающей среды дома;
  5. формирование партнерских отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста

     

Адресат

Программа рассчитана для родителей (законных представителей) и детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержательная характеристика курса:

Реализация программы рассчитана на цикл занятий - 2 раза в месяц.                В  программе  выделено: 16 часов и 16 тем.

        Учебно – тематическое  планирование курса:

Темы занятий

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство. Особенности раннего возраста

0,5

0,5

1

2

Как легко приучить ребенка к горшку

0,5

0,5

1

3

Малыш и гигиена

0,5

0,5

1

4

Сон и режим дня

0,5

0,5

1

5

Одеваюсь сам (готовим пространство и выбор правильной одежды)

0,5

0,5

1

6

Как научить ребенка есть самостоятельно

0,5

0,5

1

7

Благоприятные периоды развития ребенка

0,5

0,5

1

8

Психология воспитания. Границы и правила в жизни ребенка

0,5

0,5

1

9

Психология воспитания. Истерики и трудное поведение ребенка

0,5

0,5

1

10

Детская агрессия. Как помочь ребенку научиться справляться с эмоциями

0,5

0,5

1

11

Создаем пространство для игр и отдыха

0,5

0,5

1

12

Игры и игрушки для развития ребенка до 3 лет

0,5

0,5

1

13

Игры на развитие моторики рук

0,5

0,5

1

14

Игры на сенсорное развитие

0,5

0,5

1

15

Гаджеты и ребенок

0,5

0,5

1

16

В детский сад без слез и истерик

0,5

0,5

1

Всего:

8

8

16

Содержание программы:

Тема 1: «Знакомство. Особенности раннего возраста»

Знакомство с детьми и родителями.

Помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятий.

Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом». Информационный материал для взрослых: «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Тема 2: «Как легко приучить ребенка к горшку»

С чего начинать? Как правильно высаживать на горшок? Подготовленная среда. Помогающие действия взрослого. Ошибки родителей и причины отказа от горшка. Домашнее задание.

Тема 3: «Малыш и гигиена»

Учимся играя, умываться и мыть руки. Практикум: «Как показать ребенку, как правильно мыть руки?» Учимся чистить зубы. Шопинг-гайд «Малыш и гигиена». Домашнее задание.

Тема 4: «Сон и режим дня»

Как правильно организовать сон и режим дня ребенка. Как наладить режим сна. Приучаем спать самостоятельно. Домашнее задание.

Тема 5: «Одеваюсь сам (готовим пространство и выбор правильной одежды)»

Подготавливаем пространство (детская, прихожая и ванная). Чек-лист организации пространства. Выбор правильной одежды и обуви: общие принципы.  Домашнее задание

Тема 6: «Как научить ребенка есть самостоятельно»

Зачем ребенку учиться есть самостоятельно с самого раннего детства? Готовим пространство, где малыш может есть сам. Практикум: помогающие действия взрослого. Сложные ситуации и ошибки родителей. Шопинг-гайд. Домашнее задание.

Тема 7: «Благоприятные периоды развития ребенка»

Особенности впитывающего мышления ребенка. Сензитивные периоды развития ребенка. Метод наблюдения, как ключ к пониманию ребенка. Домашнее задание.

Тема 8 : «Психология воспитания. Границы и правила в жизни ребенка»

Что такое границы и зачем они нужны ребенку? Как устанавливать границы и правила, не нарушая отношений? Личные границы ребенка. Практикум: Что еще нам может помочь? Домашнее задание.

Тема 9 : «Психология воспитания. Истерики и трудное поведение ребенка»

Причины истерик и трудного поведения ребенка. Как родителю правильно реагировать на такое поведение? Ошибки родителей и как их избежать. Памятка: «Ошибки родителей на пути активного слушания». Домашнее задание.

Тема 10 : «Детская агрессия. Как помочь ребенку научиться справляться с эмоциями»

Причины детской агрессии. Ошибки родителей, когда ребенок проявляет агрессию. Что стоит на самом деле за агрессией? Практикум: Как реагировать на агрессию ребенка? Домашнее задание.

Тема 11 : «Создаем пространство для игр и отдыха»

С чего начать организовать пространство для игр и отдыха? Банк идей организации пространства. Чек-листы: «Организация пространства игрового уголка ребенка», «Организация пространства книжного уголка ребенка». Шопинг-лист полезных товаров для организации пространства для игр и отдыха ребенка. Домашнее задание.

Тема 12 : «Игры и игрушки для развития ребенка до 3 лет»

Какие игры и занятия полезны для развития ребенка до 3 лет. Принципы выбора и создания игрушек. Как организовать игру ребенка. Игра вместе с мамой. Чек-лист: «Выбор-создание игрушки для самостоятельной игры ребенка»

Тема 13 : «Игры на развитие моторики рук»

Игры на манипуляцию с предметами и дела из реальной жизни. Идеи организации кухни для ребенка. Практикум: игры для развития моторики рук и самостоятельности ребенка. Гайд «Кухонный инвентарь для ребенка». Чек-лист домашних дел ребенка. Домашнее задание.

Тема 14 : «Игры на сенсорное развитие»

Варианты игр и игрушек на сенсорное развитие. Практикум: играем вместе с мамой в подручные игры на сенсорное развитие. Домашнее задание.

Тема 15 : «Гаджеты и ребенок»

Современные гаджеты: «польза и вред для ребенка». Сколько времени можно пользоваться гаджетами? Альтернативы гаджетам для развития детей раннего возраста.

Тема 16 : «В детский сад без слез и истерик»

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?» Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Чек-лист «идем в детский сад без слез и истерик». Домашнее задание.           Подведение итогов программы.

Формы и методы работы

  • совместные занятия родителей и детей
  • мини-беседы, лекции
  • моделирование проблемных ситуаций
  • презентация информационных буклетов
  • дидактические игры, игры и упражнения
  • наблюдение
  • анкетирование
  • консультирование родителей
  • проведение мастер-классов, семинаров-практикумов

Параметры результативности и диагностика

Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива группы родителей (законных представителей), включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность.

После каждого занятия предполагается выполнение домашнего задания родителями (законными представителями) для закрепления полученного материала с целью применения полученных знаний и опыта вне занятий программы, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.

В качестве диагностики, для получения необходимой информации (обратной связи) от участников, можно использовать анкетирование в начале занятий программы: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом», и в конце программы: Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду?» (Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возрастав ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013)

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Условия реализации программы. Временные и  материальные ресурсы

Данный курс занятий адресован родителям (законным представителям) и детям раннего возраста. Предложенные занятия рекомендуется проводить систематически 2 раза в месяц с группой родителей 8-10 человек и детьми             в течение всего учебного года.

Общая продолжительность занятий – 60 минут. С детьми: активная игра 10-15 минут.

Комплектование и количество заданий, из которых состоит занятие, варьируются психологом в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.

 Требования к квалификации педагога

Данную программу может реализовать специалист, имеющий высшее психологическое (педагогическое) образование и постоянно повышающий уровень профессионального мастерства.

Ожидаемые результаты освоения программы

Родители получат информацию:

- о возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;

- о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.

Родители познакомятся с:

- приемами и методами эффективного общения с детьми;

- методами саморегуляции эмоциональных состояний.

В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с

детьми:

- будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей

(общение со сверстниками, взрослыми).

- будут сформированы основные представления детей о себе,

социальном окружении и окружающем мире.

На занятиях родители не только научаться эффективно

взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую

деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и

практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.

  1. Список литературы
  1. Литература для психолога,  педагогов
  1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
  2. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В., Играем с малышами.- М.: Просвещение, 2003.
  3. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  4. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология, Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.- М.:Высшее образование; МГППУ, 2007
  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 2003
  8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003
  9. Трясорусокова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева.- 2-е изд.,стер.-М: Издательский центр «Академия», 2012.

  1. Литература для родителей

  1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В., Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ// Психологическая наука и образование.- 2010.
  2. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. (Развитие мелкой моторики).- СПб.: Паритет, 2002.
  4. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Владом, 2009. 
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
  6. Нищева Н.В. Расти, малыш! Занимаюсь с мамой.
  7. Развивающие игры с малышами до трех лет. Пособие для педагогов и родителей/ сост. Т.В. Галанова.- Ярославль: Академия развития, 2000.
  8. Трясорусокова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.

  1. Приложения

Приложение №1                   

Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

- здоровье и физическое развитие

- развитие нравственных качеств

- развитие умственных способностей

- развитие художественных способностей

-раннее обучение ребенка чтению, письму

- другое (что именно)

2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

- информационную

- диагностическую

-консультативную

-другую помощь (какую именно)

3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада?

- родительские собрания

- групповые дискуссии

- тематические консультации

- семинары-практикумы

- индивидуальные беседы и консультации

-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ГБДОУ № 11,

- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные

Другое (что именно)

4.Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?

- о целях и задачах дошкольного образования

- о воспитательно-образовательных программах

- о        режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях

-о дополнительных услугах

-об одежде ребенка

- о питании

-о гигиенических процедурах

-о психофизиологических особенностях ребенка

-об успехах ребенка

-об общении с ребенком

-об организации жизни ребенка в семье

-об организации досуга ребенка, семейных праздников

- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи

- другое (что именно)

  5. Ваш ребенок ходит в детский сад

- да, ходит в ясельную/ младшую группу

- нет, пока не посещает детский сад

Приложение  2

Анкета для родителей

"Готов ли Ваш ребенок к поступлению

в дошкольное образовательное учреждение?"

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро начнет посещать  детское учреждение. Мы желаем, чтобы время, которое он будет проводить в детском саду, было для него комфортным,  радостным и счастливым. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Вся полученная информация будет использована только с целью сбора аналитических данных.

Ваш пол___________________

Возраст___________________

Есть ли еще дети в семье? Возраст.______________________________________

Да / Нет (нужное подчеркнуть)

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

А) Бодрое, уравновешенное

Б) Неустойчивое

В) Подавленное

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

А) Да

Б) Иногда

В) Нет

2. Как Ваш ребенок засыпает?

А) Быстро, спокойно (до 10 мин)

Б) Долго не засыпает

В) Неспокойно

10.  Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

А) Да

Б) Иногда

В) Нет

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

А) Да

Б) Нет

11. Как Ваш ребенок играет?

А) Умеет играть самостоятельно

Б) Не всегда

В) Не играет сам

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

А) 2 ч

Б) 1 ч

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

А) Легко идет на контакт

Б) Избирательно

В) Трудно

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

А) Хороший

Б) Избирательный

В) Неустойчивый

Г) Плохой

13. Какие взаимоотношения с детьми?

А) Легко идет на контакт

Б) Избирательно

В) Трудно

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

А) Положительно

Б)  Отрицательно

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

А) Да

Б) Не всегда

В) Нет

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

А) Да

Б) Нет, но бывает сухой

В) Нет и ходит мокрый

15. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

А) Перенес разлуку легко

Б) Тяжело

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

А) Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)_____________

Б) Нет

16. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

А) Есть

Б) Нет

        Большое спасибо

за оказанную помощь!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей

laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...

«Семейный проект» средство повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей

В работе с родителями с использованием «семейных проектов» реализуются задача -  повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и у...