Самообразование. "Использование интерактивных методов в психолого-педагогической компетенции родителей детей раннего возраста". 14.03.20 г.
классный час (младшая группа)
1. Проделанная работа по самообразованию.
2. Последующая работа по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_-_kopiya_2.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №1
Тема по самообразованию:
«Использование интерактивных методов в развитии психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста».
Выполнила: воспитатель Бурденкова Е. Е.
Г. Ленинск – Кузнецкий
2019 – 2020г.г.
План самообразования:
- Изучить роль родителей в развитии детей раннего возраста. Август 2019 г.
- Изучить направление и содержание работы с родителями детей раннего возраста в соответствии с ФГТ требованиями. Сентябрь 2019 г.
- Изучить формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями детей раннего возраста. Октябрь 2019 г.
- Определить уровень осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста. Ноябрь 2019 г.
- Определить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста. Ноябрь 2019 г.
- Составить перспективный план и апробировать интерактивные методы взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста, а в последствие, младших дошкольников, повышающие их психолого-педагогическую компетентность. Декабрь 2019 г. – Май 2021 г.
Одной из задач модернизации отечественного образования является создание единого воспитательного пространства родители – воспитатель. В Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном учреждении в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед государственным образовательным учреждением, указывается взаимодействие с родителями дошкольников, необходимое для обеспечения полноценного развития ребёнка раннего возраста и младшего дошкольника, и оказание помощи родителям в его воспитании.
Исходя из этого, требуется совершенно новый взгляд на работу воспитателя с родителями детей раннего возраста и младших дошкольников. В основе организации взаимодействия дошкольного образования должно лежать принятие родителей как самого главного лица в воспитании детей раннего возраста. По данным современных исследований, психолого-педагогическая культура родителей детей раннего возраста формируется либо стихийно, либо под влиянием опыта старших поколений или средств массовой информации, реже путем самообразования консультативной помощи специалистов. В результате среди родителей детей раннего возраста существует большой разброс в понимании ценности своей семьи и особенностей восприятия ее как воспитательного института.
Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется участием дошкольных учреждений, которые призваны помогать и поддерживать воспитательную деятельность родителей детей раннего возраста и с которыми у семьи складываются отношения взаимодействия. Наиболее эффективное взаимодействие происходит там, где используются интерактивные методы: здесь родители детей раннего возраста делятся опытом, через обсуждение приходят к верным выводам; если процесс построен правильно, все родители участвуют в поставленной проблеме, тем самым корректируют свои знания или восполняют имеющиеся пробелы. Данная проблема хорошо освящена: Н. А. Демидовой, О. Б. Давыдовой, А. В. Нечаевой, А. К. Майер и другими.
Потребность использования интерактивных методов и обусловило выбор темы моего самообразования: «Использование интерактивных методов в развитии психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста».
Цель самообразования: выявление методов развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Объект самообразования: развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Предмет самообразования: использование интерактивных методов в развитии психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить роль родителей в развитии детей раннего возраста.
2. Изучить направление и содержание работы с родителями детей раннего возраста, младших дошкольников в соответствии с ФГТ требованиями.
3. Изучить формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями детей раннего возраста.
4. Определить уровень осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста.
5.Определить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
6. Составить перспективный план и апробировать интерактивные методы взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста, повышающие их психолого-педагогическую компетентность.
Гипотеза самообразования: использование интерактивных методов способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Методы самообразования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по использованию интерактивных методов взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста.
2. Сравнительный анализ анкет по изучению уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста.
3.Психолого-педагогическая апробация.
База исследования: МБДОУ №1, 24 родителя детей раннего возраста.
Теоретическая значимость: изучение проблемы использования интерактивных методов в работе с родителями детей раннего возраста расширяет представление о возможных методах взаимодействия воспитателя и родителей.
Практическая значимость: можно использовать педагогам при организации взаимодействия с родителями детей раннего возраста.
Работа будет состоять из 2-х глав: Теоретические основы организации взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста. Использование интерактивных методов в развитии психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Рассматривая теоретические основы организации взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста, которыми занимались: Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. Мы увидели, что роль родителей в развитии детей раннего возраста огромна. Она сводится к постепенному введению дошкольника в общество так, чтобы его развитие шло своеобразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно родители формируют и развивают личность детей раннего возраста, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Ребёнок раннего возраста ощущает связь с родителями на протяжении всей своей жизни. Прямая функция родителей как социального института – воспитание и обучение его социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.
Родители являются законными представителями м детей раннего возраста, поэтому огромное значение в работе с ними имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия, учитывающая федеральные государственные требования. Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста должно быть направленно на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы для гармоничного развития личности ребёнка.
Любое педагогическое взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста должно учитывать варианты организации (формы) и пути (методы) их взаимодействия и общения.
Формы взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, индивидуальные беседы, показ занятий для родителей, деятельность родительского комитета.
Методы взаимодействия воспитателя с родителями детей раннего возраста многообразны, но на наш взгляд наиболее эффективные интерактивные: беседа, игра, инсценировка, мозговая атака, демонстрация, творческая работа, тренинги.
Организация системы взаимодействия воспитателя и родителей детей раннего возраста включает в себя - изучение уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста
Изучение уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста, нами осуществлялось в диагностическом блоке.
Цель диагностического блока: изучение уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста.
Задачи диагностического блока: изучение уровня потребности семей, их психолого-педагогической культуры.
1. анализ медицинских карт и первичных сведений о ребёнке и его родителях;
2. диагностика уровня осведомленности родителей в области воспитания и образования ребёнка.
В исследовании приняли участие родители детей раннего возраста МБДОУ № 1, в количестве 24 человек, женщины, г. Ленинск - Кузнецкого Кемеровской области.
Содержание работы по 1 направлению осуществлялось через: изучение медицинских карт, беседы с родителями (приложение 2), проведения анкетирования (приложение 3).
В результате изучения медицинских карт, беседы с родителями (сентябрь) и проведения анкетирования, разработанного детским психологом М. А. Панфиловой (октябрь). Мы выявили, что в группе раннего возраста родители разного возраста, не все занимаются детьми дома и у родителей возникают трудности в обучении и воспитании ребёнка, необходимо выявить их уровень осведомленности в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста.
Содержание работы по 2 направлению диагностики, разработанной психологом Ю. Д. Срезиной.
Цель диагностики: выявление уровня осведомленности родителей в области воспитания и образования ребёнка раннего возраста (ноябрь), приложение 5.В анкетировании принимали участие двадцать четыре родителя раннего возраста МБДОУ № 1.
Изучение уровня осведомленности родителей раннего возраста в вопросах воспитания и образования показал, что необходимо перейти к следующему блоку: «Повышение уровня психолого-педагогического просвещения родителей раннего возраста».
Цель психолого-педагогического просвещения: повышение психолого-педагогической компетентности родителей раннего возраста, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется помимо детских дошкольных учреждений родителями. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень российских людей, родители раннего возраста (младших дошкольников) не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребёнком, не проявляют достаточной заботы о всестороннем и гармоничном развитии его личности. Поэтому детское учреждение предусматривает непосредственную воспитательную работу с детьми раннего возраста (младшими дошкольниками), но и работу по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Воспитатели обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, направлять родителей правильно воспитывать детей раннего возраста (младших дошкольников), пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между дошкольным учреждением и родителями раннего возраста (младших дошкольников).
Задачи по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей раннего возраста (младших дошкольников):
1. Обеспечение родителей информацией по вопросам пребывания детей раннего возраста в МБДОУ, которое осуществляется главным образом через организацию экскурсий по детскому саду, создании газеты, вацапа о пребывании детей раннего возраста в МБДОУ.
2. Обеспечение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам воспитания и образования детей раннего возраста, которое осуществляется через наглядную информацию, организацию проведения консультирования и групповых тренингов.
В нашу группу приходят дети в возрасте от 1,5 года до 3,5 лет. Родители на таком раннем этапе относятся к своим детям очень и очень трепетно, поэтому встает большая проблема, как успокоить родителей детей раннего возраста, чтобы они поняли, что их детям в дошкольном учреждении будет хорошо.
Нами была проведена анкета по планированию мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей детей раннего возраста. Анализ анкет показал, что почти 90% родителей детей раннего возраста испытывают трудности в обучении и воспитании ребёнка и 10% родителей детей раннего возраста трудности испытывают частично. Информацию родители детей раннего возраста хотели бы получить практическую, как справляться с ребенком, когда он капризничает, стоит ли его наказывать и как?
Изучение уровня осведомленности родителей в вопросах воспитания и образования детей раннего возраста показал, что с родителями необходимо провести работу повышающую уровень их психолого-педагогической компетентности. Кроме того, в теоретической части, изучив литературу по данной проблеме, мы выявили, что наиболее оптимальными методами повышающими психолого-педагогическую компетентность родителей детей раннего возраста интерактивные, мы постарались внедрить Мастер-классы и тренинги (социальное обучение, через опыт родителей).
Чтобы повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, мы провели работу.
Цель работы: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста с помощью интерактивных методов взаимодействия двух субъектов воспитательно-образовательного процесса: воспитателя и родителей детей раннего возраста.
В психолого-педагогической апробации задействованы родители группы раннего возраста МБДОУ № 1, г. Ленинска - Кузнецкого Кемеровской области, в количестве 24 человека.
Проводилась работа, помогающая повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста с помощью внедрения интерактивных методов взаимодействия.
Работа воспитателя с родителями детей раннего возраста:
1.Круглый стол «Особенности адаптации детей к условиям МБДОУ» Цель: Знакомить родителей с видами адаптации к условиям МБДОУ. Определить вид адаптации для каждого, определить и помочь другим родителям, пережить детьми раннего возраста адаптацию быстрее.
Трудности в проведении: прошел без особых трудностей, но родители группы попросили, чтобы следующее мероприятие заняло меньше времени, т.к. данное заняло почти 2 часа.
Интерактивные методы: игра разминка. Упражнение на выявление стратегии адаптации, творческая работа (решение ситуаций).
- Мастер-класс «Цветочек для мамочки»
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей при выполнении работы совместно с детьми раннего возраста.
Актуальность: первая совместная деятельность с детьми раннего возраста, в коллективе.
Трудности: один ребёнок не захотел участвовать в совместной деятельности. Ему предложили другое занятие.
Кроме этой работы, в течение семи месяцев (сентябрь-март), в данной группе велась работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста:
1. Различные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, консультации.
Консультации:
«Воспитание и обучение детей раннего возраста в дошкольном учреждении».
«Формирование представлений нравственного – патриотического воспитания в группе раннего возраста».
«Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста».
«Правила дорожного движения, как объяснить их малышу».
«Новый год и малыши».
«Познание предметного содержания окружающей действительности с детьми раннего возраста»
«Работа с детьми раннего возраста по сюжетным и предметным картинкам»
«Организация предметно пространственной среды в раннем возрасте» и другие.
Фотоальбом: «Занятия и свободная деятельность детей раннего возраста в МБДОУ, вацап - каждодневное показывание: «Чем занимаются дети в детском саду»
Беседы:
«Значение режимных моментов для здоровья детей раннего возраста».
«Сделаем бизиборд своими руками» и другие.
«Сборник упражнений пальчиковой гимнастики для развития детей раннего возраста».
2.Индивидуальные консультации с родителями детей раннего возраста проводились по мере появления различных проблем. Вот некоторые из них:
« Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду».
« Как нужно кормить ребенка».
« Здоровый образ жизни в семье».
« Ваш малыш и его сверстники».
3. Работа на данном этапе продолжается (До мая 2021 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста
В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....
Психолого –педагогические условия познавательного развития детей раннего возраста.
Итоговая работа слушателя дополнительной программы профессиональной переподготовки «Образование и педагогика (воспитатель)»...
Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...
Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.
В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...