Знакомство с искусством гжельской росписи
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомиться с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema2.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи».
Цели занятия:
- познакомить с русской народной росписью Гжель,
- с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
Задачи:
- расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, знакомить детей с историей промысла, процессом изготовления изделий.
- учить рассматривать гжельскую посуду;
- развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги;
- развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду мастеров-умельцев.
Материалы и оборудование
1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью.
2. Образцы элементов гжельской росписи.
3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги.
4. Гуашь.
5. Кисточки для рисования.
6. Стаканчики для воды, салфетки.
Ход НОД:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Здравствуйте, гости дорогие! Нам здороваться не лень.
Воспитатель: - Сегодня я приготовила вам сюрприз, принесла вам красивую посуду, да вот беда – уронила сумку по дороге в детский сад и посуда разби-лась. Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла)
- Из чего еще делают посуду? (из дерева, из металла, из пластика)
- Может ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (дети вместе с воспитателем проверяют)
- А металлическая? (дети вместе с воспитателем проверяют)
- А посуда из пластика? (дети вместе с воспитателем проверяют)
Воспитатель: Ребята, а бывает еще посуда непрозрачная и гораздо тяжелее стеклянной – глиняная посуда, делают ее из глины. А чтобы она была прочная, её обжигают при высокой температуре.
Воспитатель: - Моя посуда была самая красивая на Руси. А теперь вот разбилась, остались только осколочки.
Воспитатель достает их коробки пазлы Гжель («разбитая посуда») и просит детей собрать их.
Дети складывают пазлы с изображением посуды. Воспитатель загадывает загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
Воспитатель : сегодня мы с вами узнаем как называется такая посуда и от куда она. Это посуда называется гжельская, гжель. И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».
Расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государ-стве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревня Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице лошадку, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахива-ет, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками , вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и деревья, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
Физкультминутка.
Бабочка (для глаз).
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс.
Сегодня мы с вами сами будем мастерами и разукрасим чайник. Воспитатель помогает, подбадривает, мотивирует во время работы воспитанников.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый чайник у нас получился! Нежная, весенняя. Не наглядеться! На душе становится радостно, празднично. Настроение улучшается, глядя на эту посуду.
Воспитатель: - Ребята, как называется роспись, которой мы сегодня с вами расписывали посуду? Правильно, гжельская.
- Откуда пришла к нам эта посуда? (из деревни Гжель под Москвой)
- Какие узоры вы использовали? (гжельская роза, капелька, сеточка, толстые и тонкие линии, делали бордюр).
- Какие цвета вы использовали? (синий, голубой)
- Вам понравилось быть мастерами и расписывать посуду?
Воспитатель заканчивает занятие поговоркой: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». И пусть ваша работа тоже приносит радость. Организуется выставка детских работ - вернисаж. Дети рассматривают работы и отмечают, что больше всего удалось и понравилось.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект НОД по рисованию.
Тема:
«Знакомство с искусством гжельской росписи».
Подготовила: Валиева А. Р.
Нефтекамск 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ИЗО знакомство с Петриковской росписью "Распишем тарелочку для казачки".
Знакомство детей с Петриковской роспиью.Воспитывать уважение к культуре родной страны....
Знакомство с городецкой росписью
Данный материал поможет воспитателю пошаговому ознакомлению с элементами городецкой росписи....
План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"
План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство и Гжельской росписью"...
Занятие "Знакомство с Дымковской росписью"
Знакомство детей с народным творчеством...
Конспект НОД"Знакомство с Жостовской росписью" в старшей группе
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старших группах Тема: «Огненные кони в бликах солнца, золотые теремаИ одним лишь словом это всё зовётся- Хохлома.»Знакомс...
Знакомство с хохломской росписью
Тема: Знакомство с хохломской росписьюПрограммное содержание: Познакомить детей с особенностями хохломской росписи, отметить в чем сходство и различие по цвету и форме деревянных изделий. Упражнять св...