План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство с Гжельской росписью"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
План-конспект занятия по образовательной области "Художественное творчество" в старшей группе на тему: "Знакомство и Гжельской росписью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel_zanyatie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с Гжельской росписью»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.
Ход НОД:
1.Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
2. Тема занятия.
Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) на выставке запрещается. На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод.
Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? (Предложить встать полукругом). Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да!) Чем нравятся? (Они красивые, необыкновенные, неповторимые…)
Какие вы видите предметы на выставке? (часы, рыба, лебедь, конфетница, барышни, чашка).
Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.
И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».(слайд 1). (дети садятся на свои места)
3. Изучение нового.
Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.(слайд 2) Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками (слайд 3), вдалеке синий лес виднеется (Слайд 4), синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется( Слайд 5).
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». ( Слайд 6). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
А два века назад была открыта фабрика по производству посуды. (Слайд7).
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Мы на фабрике. (слайд 8). Сначала из фарфоровой массы вручную делают такую посуду.
Затем мастера расписывают изделия вручную. (слайд 9)
Каждый мастер расписывает свое изделие и ставит роспись. (слайды 10-11).
Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре.(слайд 12)
И получаются вот такие необыкновенные, яркие и звонкие изделия. (слайды 13-18).
Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. (слайд 19-20)Посмотрите как красиво!
Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?
(слайды 21-23). (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)
4. Физминутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
5. Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
6. Работа детей у доски. (двое – трое детей).
Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).
7. Практическая часть. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
8. Рефлексия. Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. А из чего делают гжельскую посуду? Вот и закончилась наша экскурсия. Вам понравилось? Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»
Тема: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»Программное содержание: познакомить детей с спектром цветов и его оттенками; познакомить с тёплыми и холодными оттенками; познакомить с образовани...
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с часами»
Тема: «Знакомство с часами»Программное содержание: познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные); познакомить с циферблатом часов и двумя...
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»
Тема: «Знакомство с образованием числа 7 и спектром»Программное содержание: познакомить детей с спектром цветов и его оттенками; познакомить с тёплыми и холодными оттенками; познакомить с образование...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомство с натюрмортом»
Задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, обогащать словарь детей словами: натюрморт, муляжи, овощи, фрукты,...
Технологическая карта занятия по математическому развитию в старшей группе на тему: "Знакомство с цифрой 7"
Подробно расписанная технологическая карта занятия с методами и приёмами...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью» Тема: «Городецкая роспись»Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)Цель:...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему«Знакомство детей с Городецкой росписью» ...