Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: выявление уровня музыкального развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников | 114.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: выявление уровня музыкального развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Далее представлены 2 диагностики по И.М.Коплуновой, И.А. Новоскольцевой, (программа «Ладушки») и О.П.Радыновой доктора педагогических наук, профессора высшей школы музыки А.Шнитке, автор образовательной программы «Музыкальные шедевры».
Мониторинг музыкального развития детей.
По программе «Ладушки» И.Коплуновой , И.Новоскольцевой.
3 уровень- сформирован навык
2 уровень- частично сформирован навык
3 уровень- не сформирован навык
№ | группа | Движение | Пение | Чувство ритма | Слушание | Игра на муз. инструментах. | ||||
ДАТА | Двигается с детьми | Принимает участие в играх, плясках | Принимает участие | Хлопает в ладоши | Принимает участие в играх | Внимательно слушает | Узнает некоторые инструменты | Принимает из рук воспитателя | Пытается играть | |
Ф.И. ребенка |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ГРУППА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку кон-трастного харак-тера (плясовая – колыбельная) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить. II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь. | 3 2 1 | |
2.Выявить умение ребенка слышать и различать двух-частную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать, как звучала музыка. | III. Ребенок самостоятельно определяет характер, отмечая, что в начале музыка звучала весело, легко, а затем она стала сердитой, громкой. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?» (весело, легко) «А какой она стала потом?» (громкой, сердитой). II. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить кто танцует вначале, а кто в конце. Играет первую часть пьесы и спрашивает «какая музыка? чей это танец?», ребенок отвечает, педагог играет вторую часть музыки и задает тот же вопрос. Затем педагог просит ребенка под веселую, легкую музыку похлопать или поскакать, а под громкую, тяжелую – потопать или пройтись как мишка. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинки с изображением мишки и зайчика |
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы. (методика Э.Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?" I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон. |
4.Выявить умение ребенка отмечать начало и конец музыкального произведения. | Педагог предлагает ребенку поиграть с «музыкальной» игрушкой. Когда музыка звучит – игрушка «оживает» (прыгает, танцует, идет). | III. Ребенок справился с заданием. II. Ребенок частично справился с заданием I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка (зайчик, мишка, кукла) |
ПЕНИЕ | ||||
1.Выявить умение ребенка петь без крика. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок поет без крика II. Педагог обращает внимание на птичку, которая прилетела послушать песенку и просит спеть, чтобы «птичка не испугалась» I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка - птичка |
2.Выявить умение ребенка одновременно с другими детьми начинать и заканчивать песню. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с другими детьми | III.Ребенок одновременно с другими детьми начинает петь после вступления и заканчивает петь вместе со всеми. II. Педагог обращает внимание ребенка, что начинать и заканчивать песню нужно одновременно с другими детьми и предлагает еще раз исполнить песню, показывая ребенку, когда нужно начинать петь, а когда заканчивать (взмах рукой, кивок головы и т.п.) I. Не справился с заданием. | 3
2 1 | |
3.Выявить умение ребенка петь с музыкальным сопровождением и с поддержкой голоса взрослого. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню (поет вместе с ребенком и играет на инструменте) | III. Ребенок исполняет песню целиком II. Ребенок пропевает отдельные фразы или отдельные слова I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3
2
1 | |
4. Выявить умение ребенка петь без музыкального сопровождения, но с голосом взрослого. | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку (без музыкального сопровождения) | III. Ребенок исполняет песню целиком II. Ребенок подпевает отдельные фразы или отдельные слова I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1. Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки. | Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером. | III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит? А как потом?...» И предлагает показать это под музыку. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | |
2.Выявить уме-ние ребенка рит-мично марширо-вать и выполнять простейшие пля-совые движения. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки. | III. Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения. II.Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь, как музыка шагает, топает, хлопает». (можно предложить ребенку выполнить движения одновременно с педагогом) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (двигаться в хо-роводе, в парах) | Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами. | III.Ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером II. Педагог дает словесные указания «Иди по кругу, соблюдая расстояние… Иди рядом со своим дружочком… Хлопай вместе со своим дружочком и т.д.» I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1.Определить за-интересованность ребенка к музи-цированию на детских муз. инструментах. | Педагог: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Петрушка с музыкальными инструментами. Петрушка хочет показать, как он весело умеет играть на этих инструментах | III.ребенок эмоционален, начинает хлопать или выполняет другие движения, просит поиграть вместе с Петрушкой, или еще раз сыграть музыку. II. Ребенок заинтересован, слушает внимательно, но сдержан, мало эмоционален. I. Ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2.Определить умение переда-вать метричес-кую пульсацию музыки | Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произ-ведение, а затем исполнить на бубне (барабане) музыку вместе | III.Ребенок самостоятельно четко передает метрическую пульсацию музыки. II.Педагог обращает внимание ребенка на то, как музыка шагает и бубен (барабан) «вместе с ней» (играет на бубне или барабане) И предлагает ребенку сыграть так же. I. не справился с заданием. | 3 2 1 | Барабан, бубен |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1.Определить способность ре-бенка, используя различные звуко-подражания («мяу», «гав», «тра-та-та» и др.), находить нужную интонацию (ла-сковую, веселую, вопросительную) | Педагог: «Посмотри, к нам в гости пришли собачка, кошечка, зайчик. Они хотят нам спеть свои песенки. Собачка (кошеч-ка, зайчик) веселится и поет. Как?... А теперь собачка (ко-шечка, зайчик) поют колыбель-ную песенку своим деткам. Как?... А сейчас собачка (ко-шечка) спрашивает – где мои детки? Как?..» | III. Ребенок самостоятельно находит нужную интонацию в звукоподражании. II. Ребенок справился с частью задания(нашел 1-2 интонации) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | игрушки – зайчонок, собачка, кошечка |
2. Выявить умение ребенка плясать без показа взрослого. | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку поплясать | III. Ребенок самостоятельно пляшет, выполняя разные танцевальные движения. II. Педагог напоминает ребенку, что можно выполнить (хлопать, топать, кружиться и т.д.), и предлагает еще раз попробовать потанцевать. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3.Выявить умение ребенка находить движения, жесты для передачи игрового образа (заяц, медведь, кошечка) | Педагог предлагает ребенку отправиться в лес (в гости к бабушке). А лесу (у бабушки) мы встретили медведя (зайца, кошечку и т.п.). Ребенку предлагается изобразить того, кого он встретил. | III. Ребенок самостоятельно двигается, выполняя движения, жесты, характерные для данного образа. II. Педагог предлагает еще раз прослушать пьесу, обсуждает с ребенком характер музыки «какая музыка рассказала нам о кошечке, зайчике, мишке», дает словесную характеристику движениям и жестам персонажа и просит ребенка показать. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
4. Определить способность детей «обследовать» предложенные инструменты | Педагог вносит музыкальные инструменты в музыкальный уголок и наблюдает за детьми в течение нескольких дней. | III. Ребенок подходит часто к игрушкам и пытается «поиграть» на них II. Ребенок подходит по просьбе воспитателя и сам пытается «поиграть» I. Ребенок не подходит к инструментам вообще. | 3 2 1 | Чудесный мешочек, в нем инструменты - колокольчик, бубен, погремушки, барабан. |
ГРУППА ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку разного характера (плясо-вая, колыбельная, марш) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить. II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь. | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка высказы-ваться о характере песни, пьесы. | Педагог исполняет произведения и просит ребенка рассказать о музыке «какая она?» | III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, используя разнообразные определения. II. Ребенок использует 1-2 определения музыки I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | иллюстрации к пьесам и песням |
3.Выявить умение ребенка слышать и различать 2-3 частную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать о музыке. | III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки, отмечает структуру произведения. II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки, просит показать, о ком рассказывает музыка, показывая карточки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинки и иллюстрации к пьесам, карточки с изображением образов |
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты,сексты. (методика Э.Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?"
| 3 2 1 | дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон. |
4. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки. (методика Э.Костиной) | Педагог объясняет, что в гос-ти пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музы-ку. Играет музыкальные при-меры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлага-ется отгадать музыку: "Слу-шай внимательно. Я буду хло-пать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?". | III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм. II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушки медвежонок и лисенок |
5. Выявить умение ребенка прохлопать ритмический рисунок песни | Педагог играет на металлофо-не попевку предлагает ребен-ку прохлопать ее ритмический рисунок | III. Ребенок правильно прохлопал ритмический рисунок II. Педагог предлагает прохлопать вместе, а затем самостоятельно. I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации из «Музы-кального букваря» |
ПЕНИЕ | ||||
1.Выявить умение ребенка петь без напряжения | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз I.Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2.Выявить умение ребенка чисто интонировать в удобном диапа-зоне, с поступен-ным развитием мелодии и скач-кообразным | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию. II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание, когда мелодия шагает по лесенке, а когда перепрыгивает со ступеньки на ступеньку и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
3. Выявить уме-ние ребенка слы-шать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок начинает петь песню после вступления (вместе со взрослым и самостоятельно) II. Педагог напоминает ребенку, что начинать пение нужно после вступления, и предлагает еще раз исполнить песню. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
4.Выявить умение ребенка петь слажено, четко произносить текст | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, четко артикулируя текст. II. Педагог обращает внимание на то, что нужно четко пропевать текст. При повторном исполнении ребенок недостаточно четко пропевает текст I. Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
5. Выявить уме-ние ребенка петь выразительно | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок исполняет песню выразительно, эмоционально II. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1. Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться | Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. | III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно. II. Педагог повторно исполняет марш и спрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание, что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка менять движения в соответствии с формой музыки | Педагог исполняет произведе-ние 3х частной формы и предлагает ребенку подвигаться | III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнять под эту музыку. А как потом?...Какие движения?...» И предлагает снова выполнить задание. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером | Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами | III. Дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера. II. Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слажено. И предлагает еще раз исполнить танец. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
4. Изучить умение ребенка двигаться без напряжения рук и ног. | Педагог исполняет произведе-ние и просит ребенка подви-гаться в соответствии с характером музыки | III. Ребенок двигается под музыку свободно, без напряжения. II. Педагог объясняет (показывает) движения, обращая внимание на легкость и свободу выполнения и просит еще раз выполнить задание. I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены). | 3 2 1 | |
5. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары) | Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроиться в круг, в пары | III.Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре, согласуя свои движения с партнером. II. Педагог дает словесные указания I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1. Определить осознанное реа-гирование ребен-ка на музыкаль-ное сопровожде-ние взрослого, согласованность своих действий с музыкальным ин-струментом, с ха-рактером пьесы, средствами выразительности. | Педагог вместе с воспитателем исполняют пьесу на фортепиано и бубне и предлагает ребенку украсить эту красивую мелодию игрой на инструментах | III. Ребенок самостоятельно играет на инструменте, в соответствии с темпом и динамикой музыки. II. Педагог предлагает охарактеризовать музыку (какая она в начале, какая в конце), просит показать «как можно сыграть на инструменте громко (тихо), быстро (медленно) и предлагает снова сыграть вместе с музыкой. Если музыка громкая – играй громко и т.д.и предлагает ребенку играть в соответствии с характером. I. Ребенок не проявляет никаких эмоций, отвлекается. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2. Выявить уме-ние передавать простой ритми-ческий рисунок в игре на ударных музыкальных инструментах (по одному и в ансамбле) | Педагог предлагает ребенку прослушать ритмический рису-нок и исполнить его на ударном инструменте самостоятельно и в небольшом ансамбле | III.Ребенок самостоятельно и в ансамбле четко передает ритмический рисунок II. Педагог предлагает еще раз внимательно прослушать ритмический рисунок, исполняет его одновременно с ребенком и просит снова выполнить задание. Ребенок частично ошибается в передаче ритмического рисунка I. Не справился с заданием | 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1. Определить способность ре-бенка самостоя-тельно находить интонацию, про-певая свое имя, имя игрушки, друзей. | Педагог: «Спой мне (к ребенку) как тебя зовут? Как зовут твою игрушку? Как зовут твою подружку? И т.д.» | III. Ребенок пропевает свое имя, имя игрушки и друзей используя разную интонацию (разнообразное интонирование) II. Ребенок поет, используя 1-2 интонации I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
2. Выявить уме-ние ребенка дать музыкальный от-вет на простой музыкальный вопрос | Педагог задает ребенку музыкальный вопрос и предлагает дать музыкальный ответ | III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос. II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и спеть другой вариант I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка кошечка, зайчик и др. |
3. Выявить уме-ние ребенка вы-бирать движения, комбинировать их в свободной пляске, танце с игрушкой | Педагог исполняет плясовую и просит ребенка потанцевать (подвигаться с игрушкой) | III. Ребенок самостоятельно танцует, использует 3 и более танцевальных движений, педагог может напомнить какие движения можно выполнять под музыку. II. Ребенокв танце использует 1-2 движения I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушки |
4. Выявить умение ребенка проявлять инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного игрового образа. | Педагог исполняет произведение и просит ребенка изобразить тот или иной образ. | III. Ребенок самостоятельно изображает персонаж, используя разнообразные движения. II. Педагог еще раз исполняет пьесы и просит ребенка определить характер музыки и описать движения, которыми можно изобразить образ. Просит ребенка показать, например, что может делать кошечка и котята, медведь, зайчик и потом выполнить эти движения под музыку. I. Не справился с заданием | 3 2 1 | Картинки с изображением образа или игрушки |
5. Выявить спо-собность ребенка реагировать на музыку контраст-ного характера к одному образу соответствующими движениями | Педагог предлагает ребенку прослушать пьесу, которая рассказывает о каком то образе (котике), обсуждает характер музыки, рассказывает ребенку историю (о том, как котик заболел, а потом выздоровел), затем исполняет произведение и просит показать это в движении под музыку. | III. Ребенок самостоятельно показывает больного и здорового котика в соответствии со звучащей музыкой. II. Педагог просит ребенка изобразить больного котика и здорового без музыки, а потом под музыку. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
6. Определить спо-собность самостоя-тельного музици-рования на музы-кальных инстру-ментах в передаче знакомых образов, явлений природы. | Педагог предлагает ребенку выбрать из предложенных инструментов один и изобразить птичку, дождик или гром | III. Ребенок правильно подбирает инструмент и играет. II. Педагог спрашивает «Как гремит гром?.. Как капает дождик?..Каким голосом он поет свою песенку?... Как поет птичка? Какой у нее голосок?.. (и предлагает изобразить это на музыкальном инструменте) I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | |
7. Определить творческое отно-шение ребенка к новому неизвест-ному инструменту | Педагог обращает внимание на музыкальные инструменты и предлагает ребенку на них поиграть | III. Ребенок сразу берет незнакомый инструмент и, пытаясь извлечь из него звуки разными способами, играет. II. Педагог просит взять незнакомый инструмент и поиграть на нем. I. Ребенок не проявляет интереса. | 3 2 1 |
ГРУППА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку разного характера | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями | III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить. II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций. I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь. | 3 2 1 | |
2. выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец: пляска, полька, вальс; песня – марш) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведения и определить их жанр | III. Ребенок самостоятельно определяет жанр произведений II. Педагог предлагает определить характер музыки и подумать, что можно делать (как двигаться) под эту музыку, предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены танцы: пляска, вальс; марширующие солдаты, и певцы. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | иллюстрации к пьесам |
3.Выявить умение определить форму музыкального произведения | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка определить его форму | III. Ребенок самостоятельно определяет форму произведения. II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Картинки и иллюстрации к пьесам |
4. Выявить умение детей определять средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально – образным содержанием музыки. | Педагог предлагает прослушать произведение. «О чем рассказала эта музыка? Как она рассказала об этом? Что ты услышал в музыке?». | III. Ребенок самостоятельно отметил все средства выразительности (темп, динамику, регистр) II.Педагог просит определить характер музыки, средства выразительности, создающие образ, предлагает рассмотреть иллюстрации. Ребенок определил 1-2 средства музыкальной выразительности I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | иллюстрации к пьесам |
5. Выявить умение соотнести содержание музыки с эмоционально – образным содержанием картины, стихотворения | Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворения, рассмотреть иллюстрации и определить, какое стихотворение и иллюстрация созвучно музыке. | III. Ребенок справился самостоятельно II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки, настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их I. ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | |
6.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, кварты. (методика Э.Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?" I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон. |
7. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки. (методика Э.Костиной) | Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музыку. Играет музыкальные при-меры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?". | III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм. II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушки петух, курица, цыпленок |
5. Выявить умение узнавать знакомую мелодию по ритмическому рисунку | Педагог предлагает ребенку узнать песню, проигрывает ритмический рисунок какой-либо песни и спрашивает «Какая это песня?» | III. Ребенок узнал все песни II. Педагог предлагает ребенку спеть песни из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной, рассмотреть иллюстрации, прохлопать их ритмический рисунок, затем проигрывает ритмический рисунок песни и просит сказать, мелодия какой песни сейчас прозвучала. I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации из «Музы-кального букваря» |
ПЕНИЕ | ||||
1.Выявить умение ребенка петь естественным голосом, напевно | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок поет без напряжения, естественным голосом II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2. Выявить умение ребенка петь выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности II. Педагог обращает внимание на средства музыкальной выразительности, характер песни и просит спеть выразительно. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно I. Не справился с заданием (не поет вообще). | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
3. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию. II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание. Ребенок частично справился с заданием. I.Не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
4. выявить умение ребенка дать оценку качества пения других детей | Педагог предлагает детям спеть знакомую песню, а ребенку предлагает оценить пение других детей | III. Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста) II. Ребенок частично может оценить пение других детей, дает однозначный ответ. I. Не справился с заданием | 3
2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. | III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно, в соответствии с характером и жанром музыки II. Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к музыке |
2. Выявить умение ребенка отражать особенности музыкальной речи в движении | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться | III. Ребенок отражает особенности музыкальной речи в движении (музыкальные фразы) II.Педагог повторно исполняет произведение и обсуждает с ребенком строение, фразировку, темп и др. И предлагает снова выполнить задание. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться | III. Дети самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки. II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять и движения I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
4. Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко и пластично | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую композицию или пляску | III. Ребенок двигается под музыку легко и пластично II. Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию. I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены). | 3 2 1 | |
5. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их | III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения II. Ребенок частично справился с заданием I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1. Определить интерес ребенка к данному виду деятельности. | Педагог предлагает ребенку исполнить музыку на любом инструменте по выбору. | III. Ребенок с удовольствием исполняет несколько произведений на разных музыкальных инструментах, активен, самостоятелен, просит поиграть еще. II. Ребенок исполняет пьесы, но не проявляет сильных эмоций, инструменты берет по просьбе педагога. I. Ребенок отказывается играть | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2. Выявить умение ребенка осмысленно относиться к способам звукоизвлечения | Педагог предлагает прослушать музыку и сыграть на музыкальном инструменте. | III. Ребенок самостоятельно исполняет пьесу, изменяя приемы звукоизвлечения в соответствии с характером звучания музыки. II. Педагог повторно исполняет произведение, спрашивает, как музыка звучала вначале, как в середине и как в конце, предлагает показать ребенку , как можно сыграть на инструменте ту или иную музыку, и снова сыграть под музыку, в соответствии с характером, менять и способы исполнения. I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
3. Выявить степень владения ребенком простейшими приемами игры на различных детских ударных инструментах | Педагог играет произведение и предлагает ребенку исполнить его на разных музыкальных инструментах (педагог обращает внимание на технику исполнения) | III. Ребенок самостоятельно и технически верно играет на всех инструментах. II. Педагог напоминает словесно или показывает, как извлекается звук на том или ином инструменте, ребенок выполняет задание. I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
4. Определить развитость чувства ансамбля | Педагог предлагает группе детей сыграть плясовую | III. Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих товарищей. II. Педагог просит ребенка прислушиваться к музыке и к игре своих товарищей. I. Играет хаотично, не обращая внимания на других. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
5. Выявить способность ребенка сыграть несложную мелодию с поступенным и скачкообразным движением (от малых до больших интервалов). | Педагог предлагает ребенку спеть и сыграть попевку | III. Ребенок самостоятельно правильно исполняет мелодию. II. Педагог спрашивает, как двигалась мелодии (сначала вверх и потом вниз) и просит показать рукой движение мелодии или просит ребенка взять игрушку и показать, как игрушка шагает вверх, а потом спускается вниз, одновременно пропевая попевку. Потом просит сыграть на металлофоне (возможно исполнение совместно с педагогом). I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1. Определить способность ребенка к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера | Педагог предлагает ребенку сочинить песенку на заданный текст | III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и настроению текста II. Педагог просит определить настроение четверостишья и придумать песенку с таким же настроением и характером. Песенные импровизации не отличаются оригинальностью, однообразны. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | игрушки или куклы би-ба-бо |
2. Выявить умение ребенка дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос | Педагог задает ребенку музыкальный вопрос и предлагает дать музыкальный ответ | III. Ребенок придумывает и дает музыкальный ответ на вопрос. II. Педагог предлагает свой вариант ответа и просит придумать и спеть другой вариант I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Игрушка кошечка, зайчик и др. |
3. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте. | Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню. | III. Ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике. II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание - закончит песню (меняется тональность). Ребенок заканчивает на устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V ступени) I. Не справился с заданием (диссонанс- неустойчивые ступени). | 3 2 1 | |
4. Выявить умение ребенка творчески использовать и выразительно исполнять знакомые танцевальные движения в свободной пляске (по одному, в парах). | Ребенку предлагается прослушать плясовую и исполнить любые плясовые движения. | III. Ребенок самостоятельно танцует, составляя композицию из 3 и более танцевальных движений, педагог может напомнить какие движения можно выполнять под музыку. Движения выразительны. II. Ребенок в пляске использует 1-2 движения. Движения маловыразительны. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
5. Выявить умение ребенка действовать с воображаемым предметом. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, придумать и показать движения с воображаемым предметом (цветком, платочком, воздушным шариком и т.д.) | III. Ребенок самостоятельно двигается, выразительно передавая движения с воображаемым предметом. II. Педагог предлагает рассказать, какие движения можно выполнять с воображаемым предметом, может предложить несколько вариантов действия с предметом и просит менять действия в соответствии с характером и структурой музыки. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
6. Выявить способность ребенка передавать эмоционально-образное содержание музыки в соответствии с особенностями музыкального языка произведения, его жанра и формы. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку и изобразить в движении ее характер и настроение | III. Движения ребенка выразительны, адекватны характеру и настроению музыки II. Движения ребенка частично соответствуют характеру и настроению музыки I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | |
7. Выявить умение ребенка проявлять творческое воображение, фантазию в передаче игровых образов, самостоятельно выбирать способы действий: походку, жест, мимику, движения. | Педагог играет произведение и просит ребенка изобразить персонаж. | III. Ребенок самостоятельно двигается в соответствии с характером музыки и образом, выразительно передавая в движении походку, движения, жесты и мимику (сердится, ластится, пугается, веселится). II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, действия того или иного образа в той или иной ситуации и просит изобразить. I. Ребенок не проявляет интереса. | 3 2 1 | |
8. Выявить способность выбирать инструменты в соответствии с музыкальным образом | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение, подобрать инструменты, соответствующие образу и сыграть на них. | III. Ребенок самостоятельно правильно подбирает инструменты и передает музыкальный образ. II. Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, «голоса» музыкальных инструментов и снова предлагает выполнить задание I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
9. Выявить умение ребенка составлять ритмический аккомпонимент к танцевальной музыке | Педагог исполняет песню и просит ребенка подыграть на любом инструменте | III. Ребенок самостоятельно, составляет и исполняет ритмический аккомпанемент (ритмические фигуры разнообразные) II. Педагог обращает внимание ребенка на характер музыки и просит играть в соответствии с характером. Ребенок исполняет ритмический аккомпанемент (1 - 2 ритмические фигуры) I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
10. Выявить способность детей проявлять фантазию при придумывании музыкальной композиции, используя звуки разной высоты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр. | Педагог предлагает ребенку стать композитором и сочиним свою музыку. Ребенку предлагается выбрать картину и изобразить это настроение музыкальными инструментами. | III. Ребенок придумывает музыкальную композицию, используя разные инструменты, меняя силу звука, ритмический рисунок и тембр. II. Педагог обсуждает с ребенком предполагаемый характер произведения, средства музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить задание. Творческие проявления ребенка не отличаются особым разнообразием (используется какое-либо одно из средств выразительности – темп, ритм, динамика) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты, картинки |
ГРУППА СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ.
ВОСПРИЯТИЕ | ||||
Цель | Методика выявления | Уровни | баллы | оборудование |
1. Выявить умение детей различать характер музыки одного жанра и эмоционально на нее откликаться. | Педагог предлагает ребенку прослушать несколько произведений и определить их характер и жанр | III. Ребенок эмоционально воспринимает музыку, самостоятельно определяет жанр и характер произведений, сравнивает их эмоционально – образное содержание, отмечая средства музыкальной выразительности, речь активна. II. Ребенок эмоционально откликается на музыку, выполняет задание с помощью педагога (педагог задает наводящие вопросы)
| 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и рассказать о музыке | III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, используя разнообразные определения. II. Ребенок использует 1-2 определения музыки I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка определять форму музыкального произведения (трехчастную, вариативную) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и рассказать о музыке, о ее характере и настроении | III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки, отмечает структуру произведения. II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?» I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
| Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение, стихотворения, рассмотреть иллюстрации и определить, какое стихотворение и иллюстрация созвучно музыке. | III. Ребенок самостоятельно справился с заданием II. Педагог предлагает определить характер и настроение музыки, настроение и содержание картины, о чем рассказывает стихотворение и соотнести их. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации, стихотворения |
5. Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах терции, секунды (методика Э.Костиной) | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). | III.Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит? II.Педагог: "Птичка-мама пела "низким" голосом. Посади птичку на нижнюю ступеньку «музыкальной лесенки» сыграй на ней и послушай, как она звучит... а птенчик поет "высоким" голосом, посади птенчика на верхнюю ступеньку, сыграй на ней и послушай, какой высокий голос у птенчика... Теперь отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?"
| 3 2 1 | Дерево, птичка, птенчик |
6.Определить способность ребенка выкладывать ритмический рисунок графически | Педагог предлагает ребенку прослушать мелодию (играет) и выложить ее ритмический рисунок на Фланелеграф | III. Ребенок справился с заданием самостоятельно II. Педагог предлагает спеть и прохлопать ритмический рисунок попевки и выполнить задание I. Ребенок не справился с заданием | 3 2 1 | Иллюстрации из «Музыкального букваря» |
ПЕНИЕ | ||||
1. Выявить умение ребенка петь выразительно, естественным голосом | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку | III. Ребенок поет выразительно, без напряжения, естественным голосом II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно выразительно, не напрягаясь и просит спеть еще раз I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
2. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню | III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию. II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание на правильность исполнения песни и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации к песне |
3. Выявить умение ребенка дать оценку качеству своего пения, а не только пения других детей | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню и оценить свое исполнение | III. Ребенок правильно оценивает свое пение, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевание текста) II. Ребенок частично правильно оценивает качество исполнения, (оценивает одну сторону исполнения) I. Не может оценить свое пение | 3 2 1 | |
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ | ||||
1. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки | Педагог исполняет произведение и просит выполнить упражнение | III. Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки. II. Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично Задание выполняется повторно. I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
2. Выявить умение ребенка отмечать движением особенности музыкального языка. | Педагог исполняет произведение и просит ребенка отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы и т.д. | III. ребенок под музыку выполняет задание правильно II. Педагог повторно исполняет произведение и дает образную характеристику движений. Например, музыка быстрая, легкая – это бег, а акценты – это прыжки, остановись и выполни их и т.д. Ребенок выполняет задание, ребенку предлагается отметить хлопками прыжки в конце фразы. I. Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Определить, обладает ли ребенок пластичными движениями, отличающимися полезностью. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомый танец или ритмическую композицию | III. Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения пластичны, легки, полетны II. Педагог напоминает ребенку, что двигаться нужно в соответствии с характером музыки легко и свободно, не напрягая руки и ноги и т.п. (можнопоказать).Задание выполняется повторно. I. Движения зажаты, скованы | 3 2 1 | |
4. Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их | III.Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без наряжения II. Ребенок частично справился с заданием I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ | ||||
1. Определить уровень получения эстетического удовлетворения от музицирования | Педагог предлагает ребенку исполнить музыку на любом инструменте по выбору | III. Ребенок с удовольствием исполняет произведения, активен, самостоятелен, просит поиграть еще. II. Ребенок не проявляет сильных эмоций. I. Ребенок не проявляет никаких эмоций | 3 2 1 | Детские музыкальные инструменты |
2. Выявить уровень владения навыками ансамблевого музицирования. | Педагог предлагает группе детей сыграть плясовую | III. Ребенок играет, прислушиваясь к музыке и к игре своих товарищей. II. Педагог просит ребенка прислушиваться к музыке и к игре своих товарищей. I. Не справился с заданием, играет сам по себе | 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||
1. Определить способность ребенка проявлять себя (выразить себя) придумывая интонации различного характера, жанра | Педагог предлагает ребенку сочинить песенку на заданный текст | III. Песенная импровизация ребенка соответствует характеру и жанру текста II. Педагог просит определить характер, настроение и жанр четверостишья и придумать песенку соответствующего характера и жанра. Ребенок способен импровизировать в одном направлении (характер - жанр), песенные импровизации не отличаются оригинальностью, однообразны. Ребенок поет, используя 1-2 интонации I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
2. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте. | Педагог предлагает прослушать незаконченную песенку и заключительные слова этой песни, и говорит, что он сейчас начнет петь, а ребенок должен закончить песню. | III. ребенок самостоятельно закончил песенку на тонике. II. Педагог предлагает прослушать песенку еще раз, он начнет петь и закончит. И снова предлагает ребенку выполнить задание - закончит песню (меняется тональность). Ребенок заканчивает на устойчивом звуке (звуки тонического трезвучия – III или V ступени) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
3. Выявить умение ребенка проявлять фантазию при выборе интонации на заданный текст и без слов, сочинять песню на свой текст | Педагог предлагает ребенку сочинить песню на заданный текст, без слов или на заданную тему со своим текстом | III. Ребенок самостоятельно импровизирует, проявляя фантазию, его песенные импровизации соответствуют характеру, настроению, жанру, выразительны и разнообразны II. Педагог обсуждает с ребенком характер и настроение импровизации и просит снова выполнить задание, предлагает рассмотреть картинки, предлагает свои варианты и просит снова выполнить задание I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | Иллюстрации |
4. Выявить умение ребенка проявлять самостоятельность в выборе движений под музыку разного характера, жанра. | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером и жанром музыки | III. Ребенок самостоятельно определяет характер и жанр произведения и выполняет соответствующие движения. II. Педагог обсуждает с ребенком характер и жанр музыки. Спрашивает, как можно двигаться под ту или иную музыку и предлагает выполнить задание. I. Не справился с заданием | 3 2 1 | |
5. Выявить умение ребенка использо-вать свой музы-кально- двигатель-ный опыт при соз-дании собственно-го выразительного, пластического танца. | Педагог говорит, что он волшебник и сейчас превратит всех в осенние листочки (цветочки или бабочки). Придумай танец осеннего листочка, цветочка, бабочки. | III. Ребенок самостоятельно придумывает танец, используя разнообразные движения в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности. II. Педагог просит определить сколько частей и какой характер в каждой части, обсуждает с ребенком движения, которые можно использовать в танце. И просит выполнить задание I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
6. Выявить умение ребенка выражать самые разнообраз-ные эмоциональ-ные переживания и настроения в соот-ветствии с музы-кальным образом, самостоятельно выбирать способы действий (движе-ния, походка, ми-мика, жест) для передачи харак-тера различных персонажей | Педагог играет произведение и предлагает ребенку изобразить то, то музыка рассказала о персонаже | III. Ребенок самостоятельно определяет характер произведения и выполняет соответствующие движения, отражая свои эмоциональные переживания, используя мимику, жесты, походку, движения. II. Педагог исполняет произведение и просит ребенка определить характер музыки. Спрашивает, о чем она рассказывает, как можно изобразить нарисованный образ. Можно предложить рассмотреть сюжетные картинки, соотнести их со звучащей музыкой, а потом выполнить задание I. Ребенок не справляется с заданием. | 3 2 1 | Сюжетные картинки |
7. Определить спо- собность к модели- рованию элемен- тов музыкального языка (используя различные ритми- ческие, динамичес- кие, темповые отношения) | Пдагог предлагает ребенку послушать произведение и подыграть ему на любом инструменте | III. Ребенок импровизирует, используя в игре разнообразные темп, ритм и динамику исполнения II. Педагог беседует с ребенком о характере музыки и средствах музыкальной выразительности и предлагает снова выполнить задание. В игре ребенок частично использует средства музыкальной выразительности (1 – 2) I. Ребенок не проявляет интереса. | 3 2 1 | |
8. Выявить умение ребенка проявляет фантазию при варь ировании в процес се коллективного музицирования | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и исполнить на любом инструменте вместе с другими детьми | III.Ребенок самостоятельно варьирует при исполнении произведения II. Педагог предлагает ребенку разнообразить свою игру, меняя ритм, динамику и пр. Ребенок варьирует после просьбы педагога,частично проявляет фантазию (минимум разнообразия) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 | |
9. Выявить импровизационные способности ребенка, умение подбирать песенки знакомые и наиграть придуманные | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую попевку, подобрать ее на металлофоне; придумать свою песенку и наиграть ее. | III.Ребенок самостоятельно верно подбирает знакомую мелодию, придуманная песенка носит характер законченной пьески II. Педагог просит ребенка проанализировать направление движения мелодии, ее ритмические особенности и снова подобрать по слуху. В придуманной мелодии – песенке обговаривается характер и жанр. Ребенок частично справился с заданием (подобрал часть знакомой песни или придуманной) I. Не справился с заданием. | 3 2 1 |
Диагностика по Радыновой О.П. (методический материал)
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
ЦЕЛЬ:Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
МЕТОД:Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
ОЦЕНКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – уровень сформирован (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – уровень частично сформирован (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – уровень не сформирован (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1. ВНИМАНИЕ
Ладовое чувство
3 - Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2. ПРОСЬБА ПОВТОРИТЬ
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. НАЛИЧИЕ ЛЮБИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт музыкальное произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность.
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МУЗЫКЕ С КОНТРАСТНЫМИ ЧАСТЯМИ
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 - Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 - Не различает форму музыкального произведения.
6. УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ ПО ФРАГМЕНТУ
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 - Затрудняется с выполнением задания.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ МЕЛОДИИ
3 - Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 - Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ У СЕБЯ И У ДРУГИХ
3 – Очень чувствителен к точности интонации.
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. ПЕНИЕ ЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. ПЕНИЕ МАЛОЗНАКОМОЙ МЕЛОДИИ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ХОРОШО ЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ ИЗ 3 – 4 ЗВУКОВ НА МЕТАЛЛОФОНЕ
3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. ПОДБОР ПО СЛУХУ МАЛОЗНАКОМОЙ ПОПЕВКИ
3 - Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||||||||||||
Внимание | Просьба повторить | Любимые произ ведения | Внешние проявления (эмоциональные) | Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) | Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Определение окончания мелодии | Определение правильности интонации в пении у себя и у других. | ||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Сформирован
Частично сформирован
Не сформирован -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Пение знакомой мелодии с сопровождением | Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Сформирован
Частично сформирован
Не сформирован -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки | Соответствие ритма движений ритму музыки | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Сформирован
Частично сформирован
Не сформирован -
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО УРОВНЯМ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
№ п/п | Ф. И. ребёнка | ПАРАМЕТРЫ | Итог | ||||||
Ладовое чувство | Музыкально – слуховые представления | Чувство ритма | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформирован
Частично сформирован
Не сформирован -
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности. Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки.
Способствовать возникновению желания заниматься музыкальной деятельностью.
Развивать музыкально- сенсорные и двигательные способности детей. | Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения;
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца.
Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера. | Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого. Содействовать развитию певческой интонации. Учить петь без напряжения, не кричать. Развивать правильную дикцию. Добиваться умения коллективного исполнения песни. | Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним. Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки. Обогащать разнообразные плясовые и образные движения. | Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах. | Поощрять попытки детей к простейшей импровизации во всех видах музыкальной деятельности. | Сообщить сведения о жанрах (колыбельная- плясовая). Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика). Познакомить с детскими музыкальными инструментами. Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формировать основы музыкально- эстетического сознания детей.
Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. | Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. | Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. | Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. | Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. | Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. | Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры детей. Задачи: Продолжать накапливать интонационно-слуховой и интонационно-пластический опыт. Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры. Расширять использование инструментального музицирования, для выполнения детьми творческих заданий. Развивать основы музыкально-художественного вкуса. | Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности. | Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без. Совершенствовать выразительное пение. Содействовать навыку оценивания пения других детей. | Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений. Учить классическому выражению музыкальных образов. | Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах. Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты. Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности. | Способствовать продуктивному музыкальному творчеству. Продолжать развивать музыкально- творческое воображение. | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами. Познакомить с понятиями «Вокальная музыка» «Инструментальная музыка». Расширять эмоционально- образный словарь. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры. Задачи: Формировать музыкально- эстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Формировать эмоционально- положительное отношение к произведениям музыкального искусства.
| Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкально- сенсорные способности. Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие. | Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. | Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. | Способствовать обобщению понятия – «Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. | Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. | Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг музыкального развития дошкольников
В работе представленны критерии и карта диагностирование музыкальных способностей детей дошкольного возравта....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
"Мониторинг" по программе "Ладушки И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, анкетирование в группе раннего возраста и в других возрастных группах....
Мониторинг эффективности музыкального развития дошкольников
Мониторинг 2015-2016 уч.год...
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Показатели художественно – эстетического развития детей в процессе овладения музыкальной деятельностью....
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы".
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...
Мониторинг музыкального развития дошкольников по Программе "От рождения до школы"
Образовательная область «Музыка»Диагностические задания для старшей группы...