Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"
электронный образовательный ресурс (подготовительная группа)

Куулар Таймира Чаш-ооловна

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesely_orkestr_2023.docx330.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\2022\Pictures\Титульный кружка 1 год.jpg

Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Титульный лист

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Планируемые результаты
  4. Учебный тематический план  
  5. Содержание учебного тематического плана  
  1. Комплекс организационно – педагогических условий
  1. Календарный учебный график
  2. Формы аттестации/контроля
  3. Оценочные материалы
  4.  Методическое обеспечение
  5. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
  6. Календарный план воспитательной работы
  1. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Программа составлена на основании:

•        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022);

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

•        Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);

•        Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022  №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

•        Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018, протокол №3);

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ.

•        Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Хунчугеш» с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского кожууна.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлый оркестр» (далее – Программа) художественная.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Веселый оркестр» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Пояснительная записка

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.

Актуальность программы:

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у детей большой интерес, вовлекая тем самым ребенка в сферу музыки, игрушки инструменты помогают развитию творческих способностей детей.

Новизна

Игра на ДМИ развивает мускулатуру, мелкую моторику пальцев рук, способствует  координации музыкального мышления, активизации речевых центров, двигательных функций всего организма.

Отличительные особенности:

В данной программе широко используются  игровые технологии, которые способствуют формированию и поддержанию у детей мотивации,  интереса к образовательному процессу (музыкальные пальчиковые игры, музыкально- дидактические игры  на развитие  всех видов музыкального слуха, творческие задания «Расскажем сказку музыкальными звуками»).

Уровень: базовый

Направленность: художественная

Форма обучения: очная

Объем и срок реализации программы: 36 часов,  1 год    

Режим занятий: программа рассчитана  на 1 год обучения – 36 часов (1 занятие  в неделю по 30 мин для воспитанников подготовительной группы..

Особенности  организации образовательного процесса: групповая (не более 12 человек).

Тип занятия:    теоретическое, практическое 

Форма проведения занятий: беседа, учебное занятие, занятие-игра, игра-путешествие, открытое занятие, концерт, праздник.

Методы обучения:

Для достижения  цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

1.Словесный (беседа, рассказ, объяснение, художественное слово , пояснение, напоминание, указание)

2. Наглядный

- слуховая наглядность (звучание  музыкального сопровождения, музыкального фрагмента, музыкальных инструментов)

- зрительная наглядность (иллюстрации, фото, видео, инструменты)

- тактильно-мышечная наглядность

3. Практический (обучающие многократные упражнения,  самостоятельное игра)

Данная программа  отвечает современным потребностям детей  в получении необходимых теоретических знаний и  практических навыков в области  музыкального музицирования для личностного развития, успешной социализации и   адаптации к жизни в современном обществе, соответствует государственной политике в области дополнительного образования,  а также ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей  и родителей (законных представителей) в области художественно-эстетического  развития.

  1. Цели и задачи программы

Цель: обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.

 Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить        кругозор        детей        через        знакомство        с        муз.        культурой        и музыкальными инструментами.
  2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
  3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

1.3. Планируемые результаты

по окончанию 1 года обучения воспитанники будут знать:

- название музыкальных инструментов;

- состав детского и симфонического  оркестра;

- элементы музыкальной грамоты.

- владеть приемами игры на детских музыкальных инструментах.

- владеть навыкам игры  оркестрового исполнения.

 

  1. Учебно - тематический план

Наименование  

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

теория

практ

1

Раздел  1. «Шумовые  инструменты»

8

4

4

 МДИ «Угадай,  кто в музыкальном домике живет»

11.1

Маракас.

2

11.2.

Знакомство с элементами нотной грамоты, правилами обращения с инструментами,

правилами поведения, соблюдения техники безопасности  в музыкальном зале

6

2

Раздел 2.  «Ударные инструменты»

8

4

4

 занятие

22.1

 Бубен

"Из-под дуба" р.н.м.

2

Педагогическое наблюдение

22.2

"Металлофон"

 «Турецкое ронда»

4

творческое задание

22.3

«Колокольчик»

2

1

3

Раздел 3. «Струнные музыкальные  инструменты»

8

6

2

33.1.

"Балалайка".

 «Лошадка» ч.н.м.

4

творческое задание

33.2.

"Гитара".

 «Тик-так»  В.Бухвостов

4

МДИ

 

Раздел  4. «Духовые музыкальные инструменты»»

8

5

3

Занятие

44.1.

Дудочка

 «Веселая дудка» В.Кикта

4

Педагогическое наблюдение

44.2

"Губная гармошка"

«Калинка» р.н.м.

2

МДИ

34.3.

"Флейта".

 «Гамма До мажор»

2

Педагогическое наблюдение

 4.4

«Металлофон ,треугольник»

«Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбиной

1

творческое задание

Раздел 5. «Музыкально-игровое творчество»

4

Игра на ДМИ

44.5

"В нашем оркестре всего понемножку"

«Песня старого извозчика» Н. Богословского

2

Педагогическое наблюдение

44.6

Итоговая аттестация

Отчетный концерт для родителей, воспитанников  ДОУ

2

ИТОГО

36 ч

1.5. Содержание учебного тематического плана

Программа состоит из пяти основных разделов:

  1. «Шумовые инструменты».

  • Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами, их проис-хождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.

  1. «Ударные музыкальные инструменты».

  • Познакомить детей с ударными музыкальными инструментами : барабаном, бубном, металлофоном, треугольником, а также   элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, динамика: форте, пиано, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.

  1. «Струнные музыкальные инструменты»

  • Познакомить детей с струнными музыкальными инструментами и их разновидностями. Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.

  1. «Духовые музыкальные инструменты»

  • Познакомить детей с историей и происхождением духовых музыкальных инструментов и  и х разновидностями. Овладевать игрой на ударных и духовых инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, кубиках, маракасе, треугольнике, кастаньетах, трещотке, тарелках, дудочках.

  • Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне.
  • Играть и заканчивать игру вместе,  понимать жест дирижёра.

  1. Музыкально-игровое творчество.

  • Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.

   

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарно-учебный график

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с музыкальными инструментами

8

4

4

Мониторинг в конце учебного года

2

Моделирование элементов музыкального языка

8

6

2

Мониторинг в конце учебного года.

3

музыкально-ритмические игры и упражнения

8

4

4

Мониторинг в конце учебного года.

Показательные выступления.

4

Игра в оркестре

6

3

3

Мониторинг в конце учебного года.

Показательные выступления.

5.

Музыкально-игровое творчество

6

3

3

Мониторинг в конце учебного года.

Итого

36 ч

     2.2.  Формы аттестации / контроля

  • Открытые мероприятия в течение года;
  • Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
  • Выступления на отчётных концертах;
  • Проведение педагогической диагностики оркестровых способностей детей по разделам программы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселый оркестр».

  1. Оценочные материалы.

Диагностические показатели освоения курса программы

Критерии диагностики:

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, трещотки);
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Требования к уровню образования воспитанников по данной программе

№ п./п.

Дошкольник должен знать

Дошкольник должен уметь

1.

Названия        музыкальных инструментов, особенности их хранения и звучания;

Жанровое разнообразие музыки;

  1. Выполнять несложные композиции; Понимать жесты        дирижера        в оркестре                при исполнении произведения.

2.

3.

Приемы игры на инструментах.

Строение        музыкальных инструментов, их разнообразие

  1. Различать на слух различный  ритм музыкального произведения, регистр
  2. Выполнять        простейшие        приемы игры на музыкальных инструментах.

  1. Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.

  1. Методическое обеспечение


п/п

Название
раздела, темы

Материально-техническое
оснащение, дидактико-
методический материал

Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии

Формы учебного занятия

Формы контроля/ аттестации

1.Знакомство с музыкаль-ными ин-струментами.

2. Приемы игры на музыкаль-ных ин-струмен-тах.

3. Навыки ансамблевого исполнения

Музыкально-игровое творчество.

Детские музыкальные инструменты, учебно-методические пособия, наглядно-дидактические пособия, картотеки: портреты зарубежных и русских композиторов, картинки музыкальных инструментов, картинки музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Музыкальные произведения, фототека и аудиозаписи.

Демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так же применять метод презентационного показа.

Очная

Диагностика музыкальных способностей

Учебно - методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки.
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки.
  • дидактические игры, наглядные пособия.

  1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной  

                                  общеразвивающей программы

Реализация программы "Веселый оркестр" проводится в подготовительной группе детского сада во второй половине дня.

-  музыкальный инструмент для   педагога (баян)

-  аудио аппаратура для  музыкального сопровождения игры на ДМИ

-  ЖК телевизор и ноутбук  для демонстрации видеоматериалов

- музыкальные инструменты:

тамбурины, бубны

колокольчики, бубенцы

треугольники

металлофоны. Ксилофоны ( диатонические)

музыкальные тарелки

маракасы, кастаньеты, трещетки

ложки деревянные одинарные

стульчики детские

столики для металлофонов

Материально-технические: детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.

Информационные: информационные стенды для родителей, методики диагностики; демонстрационные и раздаточные материалы; аудио и видеоматериалы; учебно-методические пособия и др.; компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы.

  1. Календарный план воспитательной работы

на 2023 – 2024 учебный год

Месяц

Форма

мероприятий и название

Цель

Дата

Сентябрь

1.

2.

Вводное занятие.

  Шумовые инструменты.

Беседа        о        музыкальных инструментах, о предстоящей деятельности.

Понятие        об        оркестре, инструментальных группах оркестра. Разновидности оркестра.

Знакомство с приемами игры на ударно – шумовых инструментах:

румба, маракас. Удар по ладошке. Встряхивание.

Октябрь

4.

Ударные инструменты.

Бубен.

Металлофон.

Колокольчик.

Треугольник.

Знакомство с приемами игры на бубне. Встряхивание, удар кулачком, ладошкой по донцу.

Закрепление навыков игры на ударно – шумовых инструментах.

Совершенствование навыков игры на бубне, румбе, маракасах. Музыкально – дидактическая игра

«Угадай, на чем играю».

Ритмический ансамбль. Динамика. Музыкально – дидактическая игра

«Тихо – громко в бубен бей»

.

Ноябрь

5.

Струнные инструменты.

Гитара.

Балалайка.

Гусли.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить правильно держать молоточек, постукивать по пластинкам Обучение новому приему игры на металлофоне

«глиссандо». Упражнение «Ручейки». Закрепление        навыков        игры        на металлофоне. Упражнения «Дождик сильный»,                «Дождик                тихий»,

«Часики», «Ручейки».

Совершенствование навыков игры на металлофоне. Ритм. Динамика. Упражнение «Дятел».

Разучивание партии игры на металлофоне в новой пьесе.

Декабрь

6.

Духовые инструменты

  1. Дудочка
  2. Флейта.
  3. Губная гармошка

Знакомство детей игрой на гитаре. Приемы игры.

палочкой, встряхивание.   Обучение

приему «трель». Игра с балалайками.

Закрепление навыков игры на колокольчиках в ансамбле. Учить вовремя вступать и заканчивать игру.

Поэтапное разучивание нового произведения        на разных инструментах. Запоминать партию, приемы игры.

Январь

7.

Музыкально-игровое творчество

Работа        над        ритмическим

ансамблем,        одновременным вступлением и окончанием игры.

Знакомство со звучанием инструмента. Обучение навыкам игры на треугольнике.

Обучение новому приему игры на треугольнике. Тремоло.

Оркестр.        Вступление        по        показу дирижера, используя навыки игры на

треугольниках.

Февраль

8.

Оркестр

Закрепление        навыков        игры        в

оркестре.        Ритмический        и динамический ансамбль

Игра в оркестре.

Разучивание нового произведения.

Распределение инструментов.

Повторение и закрепление партий определенными приемами игры.

Март

9.

10.

Выступление для родителей на концерте.

Ложки.

Показать приобретённые   навыки

игры на ДМИ.

Игра в оркестре. Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

Деревянные ложки. Знакомство с приёмами игры: «ладушки», скользящие движения.

Разучивание новой пьесы. Распределение        инструментов. Поэтапное разучивание партий.

Соединение     партий.      Добиваться

одновременной и слаженной игры.

Апрель

11.

Навыки игры в оркестре

Совершенствование     полученных

ранее навыков игры в оркестре. Работать над артистичностью исполнения пьесы.

Игра в оркестре. Учить слушать

музыку и вовремя вступать в игру.

Стремиться к четкому исполнению партии        и        красивому звукоизвлечению.

Разучивание нового произведения. Распределение        инструментов, поэтапное разучивание партий.

Сольное исполнение отдельных партий.

Повторение приемов игры на разных инструментах. Музыкально - дидактические игры «Играй, как я»,

«Повтори за мной».

Май

10.

Концерт для родителей.

Повторение        знакомых

произведений.

Игра в оркестре.

Исполнение        музыкальных произведений, разученных за год.

Список литературы

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2014 г.
  3. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».        
  4. Книга        для        воспитателя        и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Орлова А.В. Русское народное творчество.
  6. Книга для воспитателя и муз. Руководителя детского сада. – М.: Просвещение 1989 г.
  7. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно- методическое пособие. М, АСТ, 2000
  8. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. С-П, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа»

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов.  В особенности плодот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программамузыкально – эстетической  направленности«Веселый оркестр»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...