Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов. В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы | 1. Знакомить детей с музыкальной культурой и инструментами, приёмами игры на детских музыкальных инструментах. 2. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах. 3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 4. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. 5. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни. |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы | Дети, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_orkestr.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Управляющий совет МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» протокол № ___________ от «____» _________ 20 __г. | ПРИНЯТО: Решением педагогического совета протокол № ___________ от «____» _________ 20 __г. Секретарь _______ / ______ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 33 «Аленький цветочек» ___________ / А.А. Гомберг Приказ от ______________ № _____________________ |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Оркестр Карла Орфа»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов в год:
Первый год обучения – 76
Второй год обучения - 76
Автор-составитель программы:
Аликаева Лидия Шавкатовна,
педагог дополнительного образования
г.Сургут, 2018
Содержание
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы………………………… | 3 | |
1. | Пояснительная записка ………………………………………………………. | 4 |
1.1 | Обоснование необходимости данной программы ………………………….. | 4 |
1.2 | Актуальность …………………………….......................................................... | 4 |
1.3 | Практическая значимость ……………………………………………………. | 4 |
1.4 | Связь с существующими программами по данной направленности ……… | 5 |
1.5 | Цели и задачи программы ……………………………………………………. | 5 |
1.6 | Отличительные особенности программы …………………………………… | 6 |
1.7 | Возрастные особенности ……………………………………………………... | 6 |
1.8 | Режим занятий ………………………………………………………………… | 6 |
1.9 | Прогнозируемые результаты и способы проверки …………………………. | 6 |
2. | Учебный план …………………………………………………………………. | 7 |
3. | Календарный учебный график ………………………………………………. | 9 |
4. | Содержание программы ……………………………………………………… | 10 |
4.1. | Первый год обучения (от 5 до 6 лет) ………………………………………… | 10 |
4.2. | Второй год обучения (от 6 до 7 лет) ………………………………………… | 14 |
5. | Методическое обеспечение программы …………………………………….. | 18 |
5.1 | Средства обучения ……………………………………………………………. | 18 |
5.2 | Методы и приемы …………………………………………………………….. | 18 |
5.3 | Педагогические условия ……………………………………………………… | 19 |
5.4 | Связь программы с образовательными областями и участниками реализации программы ……………………………………………………… | 19 |
5.5 | Календарно-тематическое планирование …………………………………. | 21 |
5.5.1 | Первый год обучения (от 5 до 6 лет) ………………………………………… | 21 |
5.5.2 | Второй год обучения (от 6 до 7 лет) ………………………………………… | 24 |
Литература …………………………………………………………………….. | 28 |
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Аленький цветочек»
Полное название дополнительной общеразвивающей программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Оркестр Карла Орфа» |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу | Аликаева Лидия Шавкатовна, Еманакова Галина Евгеньевна |
Год разработки дополнительной общеразвивающей программы | 2018 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа | МБДОУ № 33 «Аленький цветочек», приказ от 24.08.2018 №12-ДС33-11-197/18, заведующий А.А. Гомберг |
Информация о наличии рецензии | Отсутствует |
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы | 1. Знакомить детей с музыкальной культурой и инструментами, приёмами игры на детских музыкальных инструментах. 2. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах. 3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 4. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах. 5. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни. |
Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы | Стартовый |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы | Дети, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе:
|
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы | 2 года |
Количество часов в неделю / в год, необходимых для реализации дополнительной общеразвивающей программы | Группа старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет):2 занятия – 60 мин. / 76 занятий – 38 час. Группа старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет): 2 занятия – 120 мин. / 76 занятий – 76 час. |
Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программы | Воспитанники старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет |
- Пояснительная записка
- Обоснование необходимости данной программы.
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.М.Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н.А.Ветлугина, Лаптев И.Г., Ковалив В.Я., Кунцевич В.Н., Ремизовская Е.Р., Тютюнникова Т.Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
- Актуальность.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
- Практическая значимость.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.
- Связь с существующими программами по данному направлению.
Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.
Мне понравилось в этих программах то, что они дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.
- Цели и задачи программы.
Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.
Основной задачей при обучении детей игре считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.
В течение учебного года также решаю следующие задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с музыкальной культурой и инструментами, приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
- Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности, творческую инициативу.
- Воспитывать сознательное отношение между детьми.
Развивающие:
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
- Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
- Отличительные особенности программы.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проведена индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми.
На основании диагностических исследований составлен перспективный план работы на год и соответственно ему разработано календарное планирование занятий.
- Возрастные особенности детей
Наполняемость учебных групп регламентируется комплектованием учебных групп дополнительного образования и составляет 10-12 человек в группах старшего дошкольного возраста: от 5 до 6 и от 6 до 7 лет.
- Режим занятий.
Режим деятельности по программе «Оркестр Карла Орфа» предусматривает 2-х разовое посещение занятий в неделю в дневной отрезок времени, продолжительностью 25 минут с детьми от 5 до 6 лет, 30 минут с детьми от 6 до 7 лет.
Программа состоит из двух разделов (для детей от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет), работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 72 занятий для каждой группы в год.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
- Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах.
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими представлениями:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- приемами игры на различных музыкальных инструментах;
- навыками ансамблевого исполнения;
- научатся понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, городских конкурсах и фестивалях.
Этапы работы:
1 этап Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
- Учебный план.
№ | Тема | Часы |
1. | Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. | 4 |
2. | Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. | 4 |
3. | Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. | 6 |
4. | Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (forte- piano). | 6 |
5. | Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброво-ритмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). | 4 |
6. | Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. | 4 |
7. | Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. | 4 |
8. | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. | 5 |
9. | Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. | 6 |
10. | Тема: «Природные и самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. | 5 |
11. | Тема: «Я - исполнитель». Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. | 6 |
12. | Тема: «Рождение музыкальных звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре –импровизации на самодельных музыкальных инструментах. | 6 |
13. | Тема: «Шумовые инструменты». Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. | 6 |
14. | Тема: «Все мы музыканты – вот нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективного музицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. | 4 |
15. | Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. | 6 |
Итого: | 76 |
3. Календарный учебный график
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы | Общее количество недель в учебном году | |||
I полугодие | II полугодие | 38 | ||
Период | Количество недель | Период | Количество недель | |
03.09.2018 – 29.12.2018 | 17 недель | 09.01.2019-31.05.2019 | 19 недель 2 дня | |
Сроки организация промежуточного контроля реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ | ||||
I полугодие | II полугодие | |||
02.10.2018 - 13.10.2018 | 16.04.2019 – 27.04.2019 |
4. Содержание программы
4.1. Первый год обучения (дети от 5 до 6 лет)
Цели и задачи года: развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных тембров (быстро – медленно); контрастной динамики (громко – тихо); контрастной звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор). Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок. Формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании.
Сентябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. | «Сорока – сорока» р.н.п. |
2. | Звучащие жесты | Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д. | Игры с именами |
3. | Речевое музицирование | Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства. | Хлопаем в такт Сенокос» |
4. | Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки. Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки. Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки. | Ходьба с остановками Бег с остановками |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа. | Сиртаки М.Теодоракис |
Октябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола. | «Дождик» |
2. | Звучащие жесты | Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов. | «Слово на ладошках» Е.Попляновой |
3. | Речевое музицирование | Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов. | «Помидоры» «Яблонька» Т. Ермолова |
4. | Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Развивать у детей представление о ритме. | Ритмические кубики Музыкальный материал: песенки –попевки «Сорока» , «Андрей-воробей». |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Разучиваем песню. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом) | «Весёлый оркестр» Т.Сафонова |
Ноябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами. | «Сорока-сорока» «Прятки» р.н.п. |
2. | Звучащие жесты | Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком. | Игра «Здравствуйте» |
3. | Речевое музицирование | Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. | Хлопаем в такт «Ай, ду-ду» р.н.п. |
4. | Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл. | Чередование бега и остановок |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма. | Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой |
Декабрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста. | «Дождик» «Прятки» |
2. | Звучащие жесты | Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого. | «Тихие и громкие ладошки» |
3. | Речевое музицирование | Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. | «Сенокос» «Волк» |
4. | Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Ребенок смотрит на ритмическую | Игра «Сыграй-ка» |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Знакомимся с произведением. Пытаемся ритмически передать игру всех героев. | «Песня друзей из м/ф «Бременские музыканты» Г.Гладкова |
Январь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое. | «Прятки» «Очки» |
2. | Звучащие жесты | Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию. | «Прыг, скок по ладошке» |
3. | Речевое музицирование | Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого. | «Ай, ду-ду» «Ты - мороз» |
4. | Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Совершенствование чувства метроритма у детей. Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета. | «Палочки весёлые» Мелодия рнп «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой. |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма. | Сиртаки М.Теодоракиса «Песня друзей» Г.Гладкова |
Февраль
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их. Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены. | «Очки» «Сорока – сорока» |
2. | Звучащие жесты | Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками. | «Моё имя» |
3. | Речевое музицирование | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | «Как на горке снег!» |
4. | Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями. | «Сложи словечко» |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко. | Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой |
Март
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев. | «Дождик» «Кисточка» |
2. | Звучащие жесты | Импровизационное отхлопывание ритма польки. | 1 часть Полька М.Глинки |
3. | Речевое музицирование | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | «Тили – бом» |
4. | Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании с легкими подскоками. | «Цынцы – брынцы – бубенцы» РНП «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М.А. Давыдовой. |
5 | Игра в оркестре, ансамбле. | Отрабатывает игру с паузами. | «Весёлые палочки» И.Туманян |
Апрель
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка. | «Прятки» «Кисточка» |
2. | Звучащие жесты | Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и т.д. | «Молоточки» М.Андреевой |
3. | Речевое музицирование | Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | «Ай, ду – ду» «Тили бом» |
4. | Музыкально –дидактические игры и упражнения. | Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. | Ритмические кубики «Сложи словечко» |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание. | «Песенка друзей» Г.Гладков «Весёлые палочки» |
Май
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1. | Пальчиковые игры. | Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой. Плавно двигать кисть руки влево, вправо. | «Качаем лодочку» |
2. | Звучащие жесты | Тактирование слов «звучащими жестами» | Прыг - скок |
3. | Речевое музицирование | Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | «Волк» «Тук – тук» |
4 | Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Движения выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением. | «Мама отдыхает» |
5. | Игра в оркестре, ансамбле. | Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна. | «Звонкие бубны» И.Туманян |
4.2. Второй год обучения (дети от 6 до 7 лет)
Цели и задачи года: формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Артикуляционно–телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах. Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере.
Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы. Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку. Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.
Сентябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Пальчиковые игры. | Развивать моторику больших пальцев. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, потом левой | «Большой палец» р.н.п. |
2 | Звучащие жесты | Импровизационные движения руками под музыку. | «Туки – туки» муз. К.Ковалина |
3 | Речевое музицирование | Развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи. | «Маляр» |
4 | Моделирование элементов музыкального языка | Декламация всех текстов в различных темпах. От очень медленного, до очень быстрого. Исполнение любого движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя. | Речевое и двигательное моделирование темпа |
5 | Игра в оркестре, ансамбле. | Добиваемся лёгкости в исполнении. | «Вальс – шутка» Д.Шостаковича |
Октябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Пальчиковые игры. | На первую строчку постукивать кулачком правой руки по левой ладони, на вторую то же движение, но сменить руки, на третью ставить поочерёдно кулачёк на кулачёк, на четвёртую поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома | «Строим дом» |
2 | Речевое музицирование | Развивать внимание, координацию, чувство ритма. | «Едет мышка на ежах» р.н.п. |
3 | Моделирование элементов музыкального языка | Частота символов (пульса) обозначает скорость движения. (быстро, умеренно, замедляя, ускоряя, медленно) | Графическое моделирование темпа |
4 | Игра в оркестре, ансамбле. | Чередуем игру взрослого и детей. Отрабатываем точность ударов. | Полька М.Глинки |
5 | Импровизация | Развиваем инструментальную импровизацию. | «Детская симфония» И.Гайдна |
Ноябрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Звучащие жесты | Песенка – команда с проговариванием тематических цепочек на проигрыщ (лимон – апельсин, банан – мандарин) | «Хлопай – топай» муз. С.Перкио |
2 | Речевое музицирование | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | «Котенька – коток» р.н.п. |
3 | Музыкально –дидактические игры | Дети слушают песню в записи или в исполнении ребенка и отмечают ритмический рисунок игрой на барабане. | «Барабанщики» |
4 | Моделирование элементов музыкального языка | Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела. | Двигательное метрирование |
5 | Игра в оркестре, ансамбле. | Отрабатываем одновременное звучание «тутти» | «Тамбурин» Рамо |
Декабрь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Пальчиковые игры. | Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое левой | «Оса» «Бабушка» |
2 | Звучащие жесты | Речевая поддержка ритма Импровизация в звучащих жестах в песенке – приветствии. | Игра «Эхо» С.Сломивица |
3 | Моделирование элементов музыкального языка | Учимся тактировать «звучащими жестами» Выкладываем картинками размеры 2/4, ¾, 4/4. | Графическое метрирование. Тактирование. |
4 | Игра в оркестре, ансамбле. | Совмещаем движения и игру на палочках. | Марш Е.Марченко |
5 | Импровизация | Учимся танцевальным импровизациям | Норвежский танец Э.Грига |
Январь
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Звучащие жесты | Показ и сочинение собственных жестов. | «Раз, два, три, ну-ка повтори» |
2 | Речевое музицирование | Развитие слухового внимания, ритмичности. | «Фома и Тимошка» |
3 | Музыкально–дидактические игры | Вовлекать детей в музыкальную деятельность, связан-ную с восприятием и воспроизведением контрастных (громко, тихо) динамических оттенков музыки. | Кто скорей? |
4 | Игра в оркестре, ансамбле. | Импровизационная игра на инструментиах. | Полька «Трик – трак» И.Штрауса |
5 | Импровизация | Учимся синтетическому жанру импровизации. | Турецкое рондо В.Моцарта |
Февраль
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Пальчиковые игры. | Развиваем моторику указательных пальцев. Покачиваем указательными пальцами правой и левой руки вправо и влево. | «Тики – так» |
2 | Звучащие жесты | Дети импровизируют жестами эпизоды рондо на фоне общего рефрена. | «Всяк играет и поёт» |
3 | Речевое музицирование | Развитие ритмичности, координации, внимания. | «Лиса по лесу ходила» |
4 | Моделирование элементов музыкального языка | Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Затем, можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий. | Моделирование ритма (Длинные и короткие звуки) |
5 | Игра в оркестре, ансамбле. | Отрабатываем в игре трёхдольный размер, с акцентом на сильную первую долю. | «Аннушка» Чешская полька |
Март
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Звучащие жесты | Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей. | «Колючие слова» Е.Попляновой |
2 | Речевое музицирование | Закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов. | «На стене часы висели» И.Михайлова |
3 | Музыкально –дидактические игры | Водящий достаёт картинки с музыкальными инструментами и портретами композиторов, игрокам надо находить их у себя на карточках и закрывать. Цель игры - собрать полный горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных ряда, тот и выиграл! | Игра «лото» |
4 | Моделирование элементов музыкального языка | Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными Регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели, горка), дети изучают выразительные возможности регистров своего голоса. В графическом присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок. | Звуковысотное моделирование (речевое, графическое, пространственное) |
5 | Игра в оркестре. ансамбле | Учимся играть и дирижировать. | Итальянская полька С.Рахманинова |
Апрель
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Пальчиковые игры. | Учимся сочетать слова и жесты. | «Пчёлки» «Червячки» |
2 | Речевое музицирование | Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере. | «Стало теплее» «Апрель» |
3 | Моделирование элементов музыкального языка | Моделирование голосом, движением тела, рукой в воздухе усиление и затихание звука. | Динамическое моделирование (речевое, двигательное, пространственное) |
4 | Импровизация | Танцевальная импровизация | «Танец Анитры» Э.Грига |
Май
№ | Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
1 | Звучащие жесты | Ритмические разминки с включением синкопы и пунктирного ритма. | Песенка – зарядка «В огороде поспевают» |
2 | Речевое музицирование | Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения. | «Едем на тележке» |
3 | Музыкально –дидактические игры | Свободное и осмысленное исполнение мимики и пластики для создания игрового оригинального образа. Придумать свой неповторимый «звон» бубенчиков, выложив их ритмический рисунок. | «Дирижёр» «Бубенчики» |
4 | Моделирование элементов музыкального языка | Знакомство с двухчастной, трёхчастной и формой рондо. | Моделирование музыкальной формы. |
5 | Игра в оркестре. ансамбле | Сочиняем игру друг для друга. | Юмореска А.Дворжак |
5. Методическое обеспечение программы
5.1. Средства обучения
- Движения под музыку (хлопки, притопы, шлепки);
- Ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
- Творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»);
- Импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);
- Свободный обмен инструментами по желанию детей;
- Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
- Формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях;
5.2. Методы и приемы
- метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
- метод моделирования музыкального языка,позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
- побуждения,
- предложения,
- совместного поиска,
- наблюдения,
- помощи.
5.3. Педагогические условия, необходимые для успешной реализации программы :
- развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение музыкально-ритмической деятельности, обеспечение перспектив развития творчества воспитанников;
- целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор музыкальных произведений для изучения;
- введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач;
- смена видов музыкальной деятельности в течении года;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр.
5.4. Связь программы с образовательными областями и участниками реализации программы
1 | Совместная деятельность педагога с детьми: - наблюдение: | - слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков; |
-рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов | - дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.) | |
- чтение художественных произведений и стихотворений, их озвучивание. | Сказки: | |
- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха - непрерывная образовательная деятельность (НОД) Темы: 1. Звук – знакомый незнакомец. 2. Откуда берется звук? 3. Звуки музыкальные и шумовые. 4. Деревянные истории. 5. В стеклянном королевстве. 6. Зимушка хрустальная. 7. Снова музыка играет, к Гному в гости приглашает. 8. Музыкальный сундучок. 9. Музыка вокруг нас. 10. Проделки мышат. 11. Ансамбль. | Стихи, потешки: («Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца). Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д. | |
Продуктивная деятельность педагога
| Подбор материала, необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т.д. Знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных инструментов; Изготовление самодельных музыкальных инструментов. | |
2 | Самостоятельная деятельность детей - сюжетно – ролевые игры - рисование музыки | «Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер» |
3 | Взаимодействие и просветительская работа с родителями. - Консультативный материал | Консультации:
Наглядная информация:
|
4 | 4. Работа с воспитателями ДОУ -Практическая консультация. -Презентация. | Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». |
5.5. Календарно-тематическое планирование
5.5.1 Первый год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения занятий | |
план | факт | |||
1. | Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. | 4 | 03.09.2018 04.09.2018 10.09.2018 11.09.2018 | |
2. | Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. | 4 | 17.09.2018 18.09.2018 24.09.2018 25.09.2018 | |
3. | Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. | 6 | 01.10.2018 02.10.2018 08.10.2018 09.10.2018 15.10.2018 16.10.2018 | |
4. | Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (forte- piano). | 6 | 22.10.2018 23.10.2018 29.10.2018 30.10.2018 05.11.2018 06.11.2018 | |
5. | Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброво-ритмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). | 4 | 12.11.2018 13.11.2018 19.11.2018 20.11.2018 | |
6. | Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. | 4 | 26.11.2018 27.11.2018 03.12.2018 04.12.2018 | |
7. | Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. | 4 | 10.12.2018 11.12.2018 17.12.2018 18.12.2018 | |
8. | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. | 5 | 24.12.2018 25.12.2018 31.12.2018 08.01.2019 14.01.2019 | |
9. | Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. | 6 | 15.01.2019 21.01.2019 22.01.2019 28.01.2019 29.01.2019 04.02.2019 | |
10. | Тема: «Природные и самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. | 5 | 05.02.2019 11.02.2019 12.02.2019 18.02.2019 19.02.2019 | |
11. | Тема: «Я - исполнитель». Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. | 6 | 25.02.2019 26.02.2019 04.03.2019 05.03.2019 11.03.2019 12.03.2019 | |
12. | Тема: «Рождение музыкальных звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре –импровизации на самодельных музыкальных инструментах. | 6 | 18.03.2019 19.03.2019 25.03.2019 26.03.2019 01.04.2019 02.04.2019 | |
13. | Тема: «Шумовые инструменты». Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. | 6 | 08.04.2019 09.04.2019 15.04.2019 16.04.2019 22.04.2019 23.04.2019 | |
14. | Тема: «Все мы музыканты – вот нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективногомузицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. | 4 | 29.04.2019 30.04.2019 06.05.2019 07.05.2019 | |
15. | Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. | 6 | 13.05.2019 14.05.2019 20.05.2019 21.05.2019 27.05.2019 28.05.2019 | |
Итого: | 76 |
5.5.2 Второй год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения занятий | |
план | факт | |||
1. | Тема: «Что такое музыка?» Задачи: 1. Формирование представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки. 2.Привитие интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру. | 4 | 05-06.09.18 07.09.18 12-13.09.18 14.09.18 | |
2. | Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Задачи: 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 4. Побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. | 4 | 19-20.09.18 21.09.18 26-27.09.18 28.09.18 | |
3. | Тема: «Громкие и тихие звуки» Задачи: 1.Развивать диатонический слух (различие силы звучания). 2. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte). 3.Воспитывать интерес к ритмическим упражнениям. | 6 | 03-04.10.18 05.10.18 10-11.10.18 12.10.18 17-18.10.18 19.10.18 | |
4. | Тема: «Деревянные звуки». Задачи: 1. Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). 2. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 3. Развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. 4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха. 5. Учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (forte- piano). | 6 | 24-25.10.18 26.10.18 31.10-01.11.18 02.11.18 07-08.11.18 09.11.2018 | |
5. | Тема: «Металлические звуки». Задачи: 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, арфа, треугольник, колокольчик металлофон и др.). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброво-ритмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo). | 4 | 14-15.11.18 16.11.18 21-22.11.18 23.11.2018 | |
6. | Тема: «Шуршащие звуки» Задачи: 1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан). 2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение. 3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок. 4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах. | 4 | 28-29.11.18 30.11.18 05-06.12.18 07.12.18 | |
7. | Тема: «Стеклянные звуки». Задачи: 1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. 2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. 3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. 4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение. | 4 | 12-13.12.18 14.12.18 19-20.12.18 21.12.18 | |
8. | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки». Задачи: 1.Раскрыть детям понятие - звук, значение звука. 2. Учить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные. 3.Тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук. 4.Воспитывать интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах. | 5 | 26-27.12.18 28.12.18 09-10.01.19 11.01.19 16-17.01.19 | |
9. | Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?» Задачи: 1. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов. 2. Приобщение детей к игре на самодельных музыкальных инструментах. | 6 | 18.01.2019 23-24.01.19 25.01.19 30-31.01.19 01.02.19 06-07.02.19 | |
10. | Тема: «Природные и самодельные инструменты». Задачи: 1.Знакомство с «Творческой мастерской». 2. Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов. 3.Формировать желание дошколят к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 4.Развивать у детей творческую фантазию, изобретательность. 5. Воспитывать умение преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно. | 5 | 08.02.19 13-14.02.19 15.02.19 20-21.02.19 22.02.19 | |
11. | Тема: «Я - исполнитель». Задачи: 1.Знакомство с партитурой ( условными знаками), ее значением и применением. 2.Работа с партитурой. 3. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры. 4.Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре самодельных музыкальных инструментов. | 6 | 27-28.02.19 01.03.19 06-07.03.19 08.03.2019 13-14.03.19 15.03.2019 | |
12. | Тема: «Рождение музыкальных звуков». Задачи: 1.Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. 2. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе. 3.Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление. 4. Воспитывать интерес к игре –импровизации на самодельных музыкальных инструментах. | 6 | 20-21.03.19 22.03.2019 27-28.03.19 29.03.19 03-04.04.19 05.04.19 | |
13. | Тема: «Шумовые инструменты». Задачи: 1.Учить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. 2. Закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре. 3.Воспитывать любовь и интерес детей к русской народной мелодии через музицирование на инструментах. | 6 | 10-11.04.19 12.04.19 17-18.04.19 19.04.19 24-25.04.19 26.04.2019 | |
14. | Тема: «Все мы музыканты – вот нас сколько». Задачи: 1. Учить одновременно начинать и заканчивать игру. 2. Приобщать детей к форме коллективногомузицирования в оркестре. 3. Воспитывать у детей внимание, слуховой контроль, выдержку во время музицирования в оркестре на самодельных и музыкальных инструментах. | 4 | 01-02.05.19 03.05.19 08-09.05.19 10.05.19 | |
15. | Тема: «Самодельные музыкальные инструменты». Задачи: 1. Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками». 3. Освоение навыков совместных действий в оркестре. 4.Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре. | 6 | 15-16.05.19 17.05.19 22-23.05.19 24.05.19 29-30.05.19 31.05.19 | |
Итого: | 76 |
Список литературы
- Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
- Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
- Гудкин Д. Пой, играй, танцуй. Введение в Орф-педагогику. – М., 2013
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–
Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
- Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников.- М., 1986
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах.- М., 1990
- Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
- Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание
дошкольников.- М., 1994
- Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9
- Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...