Воспитание социально – ответственной личности: современный аспект деятельности педагога дошкольного образования
материал

Шадрина Лариса Николаевна

Современное дошкольное образование переживает сложный период развития. С одной стороны,     общественность предъявляет все   более  высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника. С другой стороны, остро стоит вопрос о  подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nastavnikah.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание социально – ответственной личности:

современный аспект деятельности педагога

дошкольного образования

Музыкальный руководитель

МАОУ «Прогимназия №119»,

Шадрина Лариса Николаевна

                           

СЛАЙД  Актуальность

Современное дошкольное образование переживает сложный период развития. С одной стороны,     общественность предъявляет все   более  высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника. С другой стороны, остро стоит вопрос о  подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.

Поэтому создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

Когда новый воспитатель или музыкальный руководитель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических  знаний, и не всегда есть понимание, как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество.

Меня зовут Шадрина Лариса Николаевна, стаж работы в должности музыкального руководителя 32 года. В качестве наставника для молодых специалистов – воспитателей и музыкальных руководителей,  я начала работать с 2013 года.

         СЛАЙД:

Целью моей работы в качестве наставника является оказание  помощи молодым специалистам в повышении уровня профессионального мастерства и накоплении педагогического опыта.

Задачи наставничества:

Привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

Оказать теоретическую, психологическую и методическую поддержку;

Помочь овладеть современными образовательными программами, инновационными технологиями;

Познакомить с игровыми технологиями, используемыми в работе музыкального руководителя и помочь внедрить их в образовательную деятельность.

 СЛАЙД:

Работа с молодым специалистом строится поэтапно:

1 этап – адаптационный:

- определение обязанностей и полномочий молодого специалиста;

- выявление недостатков в его умениях и навыках;

- разработка программы адаптации.

2 этап – основной:

- реализация программы адаптации;

- корректировка профессиональных умений и навыков молодого специалиста;

- построение его собственной программы самосовершенствования.

3 этап – контрольно-оценочный:

- проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;

- определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 

СЛАЙД: Формы работы с наставляемыми

Структура музыкального занятия (виды деятельности).

Практическая работа по использованию разнообразных форм, методов, приемов на занятиях (применение музыкально-дидактических игр, иллюстраций, презентаций, музыкальных инструментов, атрибутов и др.).

Практическая работа по созданию или обогащению развивающей среды группы – музыкального уголка. Помощь в оформлении музыкального зала к утренникам. Разработка и составление презентаций работе с дошкольниками. Изучение и подбор игр и упражнений к пальчиковой гимнастике Е. Железновой в соответствии с возрастом детей.

Консультации «Роль воспитателя на музыкальных занятиях», «Организация праздников и развлечений», «Обеспечение совместной музыкальной деятельности воспитателя и детей в свободное от занятий время», «Подвижные игры с пением в детском саду», «Музыкальные шумовые инструменты своими руками» и др.

Беседы с целью ознакомления с традиционными праздниками, проводимыми в ДОУ.

Знакомство с опытом работы коллег - совместное посещение и анализ утренников.

 Работа с родителями по музыкально - эстетическому воспитанию детей.

           СЛАЙД: Моими принципами при работе с молодыми воспитателями являются

Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель или музыкальный руководитель, на самом деле, хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

 Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии.

 Системность

Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

СЛАЙД: Наставничество как форма самоанализа педагога – наставника. Выступления на педсоветах МАОУ, курсах повышения квалификации, семинарах, практикумах.

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

         СЛАЙД: Как музыкальный руководитель, я регулярно делюсь опытом работы с коллегами на различных мероприятиях, и  результаты своей профессиональной деятельности размещаю в сети интернет.

СЛАЙД: Одна из форм деятельности с молодыми педагогами, которая помогает достичь наибольших результатов  - мастер-класс. 

Цель мастер – классов   передать молодым специалистам свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приемов, повышение педагогического мастерства.

Структура мастер - класса включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников) и заключительную (презентацию результата).

СЛАЙД Мастер – класс «Музыкально - дидактическая игра с использованием ИКТ как средство развития творческих способностей детей» в рамках педагогического совета «Игровая деятельность в ДОУ».

СЛАЙД Мастер – класс «Мордовское танцевальное творчество как средство этнокультурного воспитания старших дошкольников» на  стажировке руководителей дошкольных образовательных организаций «Эффективные модели государственно – общественного управления образованием: опыт работы образовательного учреждения по внедрению модели государственно – общественного управления образованием» г. Пензы, г. Ульяновска,  Пензенской и Ульяновской областей.

СЛАЙД Мастер – класс «Развитие речедвигательной сферы детей через обучение игре на ложках» в рамках педагогического совета «Развитие речевой активности дошкольников».

СЛАЙД Мастер- класс «Игра на ложках» в рамках проекта «Приобщение детей к народному творчеству через игру на ложках».

СЛАЙД Мастер – класс «Кукловод» в рамках проекта «Ранняя профориентация дошкольников».

СЛАЙД: Использование ИКТ  в проектной деятельности музыкального руководителя 

В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка.

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством. Сегодня не достаточно владеть музыкальным инструментом, знать методику преподавания предмета иметь в арсенале аудиозаписи и видеофильмы. Особенно актуальным является внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий. 

Главной целью технологии образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

 Мною разработан долгосрочный образовательный проект  «Современные образовательные     технологии в ранней  профориентации  старших дошкольников. Музыкальные профессии».

СЛАЙД: Авторская дидактическая игра  «Кто здесь был, и что забыл?» с использованием Смарт – доски. 

https://youtu.be/LkT8_oGk-bA Авторская итоговая дидактическая игра в рамках проекта «Ранняя профориентация старших дошкольников. Музыкальные профессии с Куйгорожем»

https://disk.yandex.ru/d/CTiRsQBmV0g3kA  Смарт – игра авторская итоговая в рамках проекта «Ранняя профориентация старших дошкольников. Музыкальные профессии».

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

СЛАЙД: 

Поэтому задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
       
СЛАЙД: Участие в профессиональных конкурсах Всероссийского, Республиканского и муниципального уровней

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, участвуя в профессиональных конкурсах Всероссийского, Республиканского и муниципального уровней.

Конкурсы педагогического мастерства позволяют мне «выходить» за пределы образовательного учреждения, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

СЛАЙД: Результаты воспитанников на различных конкурсах и фестивалях детского творчества  Международного, Всероссийского, Республиканского и  муниципального уровней

В нашем дошкольном учреждении, вместе с воспитателями и родителями воспитанников,  мы стараемся создать развивающую, творческую образовательную среду способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка. Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают их самооценку и раскрывают творческие способности. Участие в конкурсах  детского творчества помогает разнообразить жизнь ребенка, внести в нее что-то новое: новые эмоции, новые умения, новых людей, новые места и т. д.

 СЛАЙД: Практический этап взаимодействия наставника и молодого специалиста при подготовке и проведении праздников

В детском саду проводятся праздники и развлечения, на которых воспитатели, в том числе, молодые специалисты, принимают участие в качестве Ведущих. Это самая ответственная роль, потому что от Ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем. Как музыкальный руководитель, я провожу предварительную работу с молодыми специалистами: мы учимся на утреннике держаться свободно и естественно. Говорить громко, отчетливо, выразительно. Если воспитатель выступает в роли, он должен выучить наизусть все слова, вжиться в роль, репетировать пред зеркалом. Не забывать о костюме и гриме. С этой целью мы проводим совместные репетиции со всеми участниками сюрпризных моментов.  

          СЛАЙД: Работа с родителями

1 В соответствии с требованиями ФГОСродители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому мы создаем оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей, а так же  просвещения родителей и вовлечение  их в воспитательно - образовательный процесс. С этой целью в ДОУ проводим  совместные праздники - соревнования с участием бабушек, мам и пап.

2 Молодые специалисты - воспитатели, совместно с детьми, музыкальным руководителем, родителями, готовят праздничную программу. Такие мероприятия создают благоприятные условия для воспитания уважительного отношения у детей к своим родителям и другим членам семьи.

3 С целю музыкального просвещения родителей, как наставник, на начальном этапе, я помогаю составить молодым специалистам первые консультации для родителей, анкетирование, 4 консультирую, как провести индивидуальные  беседы, в которых  в доступной форме, родителям надо рассказывать об особенностях ребенка, и о том, какое значение имеет музыкальное искусство в интеллектуальном и нравственно-эстетическом развитии и воспитании. 

 СЛАЙД: Результаты наставничества

Таким образом, наставничество проходит  успешно, если  составленная система работы помогает молодому специалисту адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности, а так же  наладить успешную коммуникативную работу со всеми участниками образовательного процесса – музыкальным руководителем, воспитателями, детьми и родителями.

СЛАЙД: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам  Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в ...

Воспитание элементарных правил этикета - важный аспект социального развития.

В статье представлен опыт работы по формированию элементарных правил этикета детей дошкольного возраста....

Роль социально-коммуникативного развития, в воспитании гармоничной личности современного дошкольника.

Не возможно переоценить роль социально-коммуникативного компонента в развитии современного человека.От того какой фундамет удасться заложить в дошкольном детстве, во многом зависит  мировоззрение...

«Какие аспекты деятельности управления дошкольного образования направлены на совершенствование развития физического воспитания детей»

laquo;Какие аспекты деятельности управления дошкольного образования направлены на совершенствование развития физического воспитания детей»...

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»

Президент РФ Владимир Владимирович Путин  7мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года». В этом доку...

План работы проблемной площадки «Вовлечение родителей в образовательный процесс как условие воспитания социально активной и ответственной личности ребенка»

Для повышения профессиональной компетенции педагогов во взаимодействии  с семьями воспитанников в ДОУ работает экспериментальная проблемная площадка "Вовлечение родителей в образовательный п...

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ. Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобально...