Воспитание элементарных правил этикета - важный аспект социального развития.
материал на тему
В статье представлен опыт работы по формированию элементарных правил этикета детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_elementarnyh_pravil.docx | 73.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание элементарных правил
этикета - важный аспект социального
развития
Опыт работы воспитателя
Серемяшко Татьяны Николаевны
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания элементарных правил этикета как важный аспект социального развития……………… ……………..4
- Понятие «социальное развитие», его компоненты…………………4
- Анализ программ по социальному развитию……………... .............7
- Педагогические подходы к воспитанию элементарных
правил этикета в детском саду……………………………………….........8
1.4. Формирование элементарных правил этикета у дошкольников…...10
Выводы по первой главе……………………………………………….......15
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………16
2.1. Особенности представлений детей дошкольного возраста об элементарных правилах этикета…………………………………………..16
2.2. Определение целей и задач…………………………………………...21
2.3 Работа с детьми по формированию элементарных правил этикета...21
2.4. Работа с родителями…………………………………………………...24
2.5. Эффективность проделанной работы………………………………...24
Выводы по второй главе…………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………..............29
Приложения……………………………………………………………………..31
Введение.
Проблема воспитания правил этикета в широком смысле слова относится к числу проблем поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально - экономического и культурного развития, диктует необходимость значений этикетных правил. Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Случается, что даже хорошо образованные люди невсегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм этикета, поэтому вопросы воспитания этикетных правил с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Учить детей этикетным правилам увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.
Целью нашей работы являлось: способствовать формированию элементарных правил этикета у детей дошкольного возраста.
Для реализации цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию элементарных правил этикета.
2. Определить объем знаний у детей дошкольного возраста по этикетному поведению.
3. Применить модель по формированию элементарных правил этикета.
4. Проверить эффективность проделанной работы.
5. Воспитывать эстетический вкус.
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания элементарных правил этикета - важный аспект социального развития.
1.1. Понятие « социальное развитие», его компоненты.
Ученые (Тард Г., Парсонс Т., Эриксон Э.) рассматривают социальное развитие (социализацию) как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
По мнению ряда ученых (Лийметс Х., Мальковская Т., Ломов В.) развитие социальной компетентности, это важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
- частотой контактов с ребенком;
- эмоциональной насыщенностью контактов;
- информативностью.
На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ – максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень – взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которые дети могут наблюдать на улице, в поликлинике,в транспорте и т.д.
Четвертый уровень – люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д. ( Гессен С.И., Кудрявцев В.Т.).
Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности – в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов.
Подъяков Н.Н., Голованова Н. Ф. выделяют следующие компоненты:
Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.
Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленное природной социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он – сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Все отклонения в социальном развитии дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм общества и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.
По мнению Коломийченко Л.В. содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.
Для социального развития дошкольника можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
• чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;
• подчеркивать сходство между разными людьми;
• предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
• вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
• последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращать внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
• не повторять без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
• ясно формулировать правила поведения. Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
Социальный опыт, к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулирует и проявляется в социальной культуре. Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Таким образом, социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.).
1.2. Анализ программ по социальному развитию.
Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его отграничить от остальных видов и направлений. Так, в некоторых программах не выделен специальный раздел «Социально-личностное развитие», а задачи социального, нравственного, личностного развития ребенка включены в контекст других разделов.
Для анализа выберем основные образовательные программы: «Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие», «Сообщество», «Школа 2100» и «Истоки».
Среди семи комплексных программ реализуемых дошкольными учреждениями, две «Детство» и «Истоки» - выделяют соответственно раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений» и «Социальное развитие». Задачи этих разделов четко сформулированы, определены для каждого возраста. Однако необходимо отметить более высокую технологичность программы «Детство», предлагающей структурное деление раздела, которое включает новый важный подраздел «Отношение ребенка к самому себе». Раздел в программе «Истоки» не структурирован, а ряд задач решаются в разделе «Мир, в котором мы живем». Обе программы дают описание трех уровней (низкий, средний, высокий) социально-личностного развития детей каждого возраста.
Программы «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и «Школа 2100» данный раздел не выделяют, хотя задачи социально-личностного развития детей частично интегрированы в другие разделы. Программа «Радуга» и «Программа воспитания и обучения в детском саду» полнее отражают их, чем программа «Школа 2100». Причем программа «радуга» и «Школа 2100» не позволяют решить весь комплекс задач, нежели «Программа воспитания и обучения в детском саду». Программы не предполагают отслеживания уровня социально-личностного развития.
Авторы программы «Развитие» вообще не формулируют задач социально-личностного развития детей, даже в других направления, делают сноску только на нравственное воспитание, подчеркивая, что «оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой».
Особенность программы «Сообщество» заключается в том, что задачи социально-личностного развития, включенные в раздел «Философия программы» очень общие. Описание деятельности детей в центрах активности «сюжетно-ролевая игра», «строительство», «на открытом воздухе», помогают понять особенности социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста в целом, но четких формулировок задач не содержат. Основные ориентиры по возрастам, размещаются в схеме нормального развития, где выделяются особо социальные навыки.
Программы «Детство», «Программы воспитания и обучения в детском саду» имеют достаточно подробные методические рекомендации для педагогов к работе по социально-личностному развитию ребенка.
Программа «Детство» в отличие от других программ предполагает проведение занятий с детьми по разделу «Социальный мир», которые рекомендуется проводить шесть раз в месяц.
Таким образом, современные комплексные программы предусматривают реализацию направления «Социально-личностное развитие» с разной степенью полноты: от четко, логически структурированной и хорошо оснащенной работы до полного ее отсутствия.
1.3. педагогические подходы к воспитанию элементарных правил этикета в детском саду.
В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание , дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Обращаться к детям желательно имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов.
Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение, доброжелательно воспринимать других, не отказываться от участия в играх и упражнениях, не стесняться своего незнания и неумения, не бояться ошибаться, не смеяться над другими.
Очень важно вводить в сознание маленького человека необходимость понимания своего места в мире, т.к. нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании и взаимопомощи. Это осознание происходит как в семье, так и в группе детского сада.
В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:
1) знание этикетного правила;
2) понимание его разумности и необходимости;
3) умение применять его прагматически;
4)эмоциональное переживание от его выполнения.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты. Например, воспитатель пригласил детей к чтению книги, все расселись на стульчики, но одной из девочек стульчика не хватило. Что она и другие ребята будут делать? Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка.
Нечаева В.Т. и Маркова Т.А. подчеркивают, что для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
1.Позитивный настрой. Нельзя забывать или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словом. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетаются с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Принципы обучения: научность, энциклопедичности, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
1.4. Формирование элементарных правил этикета у дошкольников.
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность этого понятия.
Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Понятие «этикет» включает в себя форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, где живет каждый из нас.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности в широком смысле слова.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Изучение этикета занимались такие отечественные ученые, как Курочкина И.Н., Соловьев Э.Я., Нечаева В. Г., Виноградова А.М. и др.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми ( дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей элементарные навыки этикета нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей, это занятия, игры, труд, повседневная бытовая деятельность.
Разработкой методики формирования элементарных правил этикета у дошкольников занимались Курочкина И.Н., Виноградова А.М., Петерина С.В.
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать игры, беседы, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. – все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры – основной вид деятельности дошкольника – дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.
Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки их участия, награждени6е призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.
Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу.
Для закрепления правила можно давать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать подарки близким людям. Главные принципы таких заданий – совместное с родителями выполнение; добровольность, детское творчество (рисунки, композиции, аппликации, составление рассказов, сочинение стихов), постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
В ходе занятия желательно избегать негативных оценок. Можно ввести в оценочную систему такие слова, как отлично, хорошо, очень хорошо, это не совсем так, давай подумаем вместе.
Обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом, прогулка по улице, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях.
Воспитатель, начиная работу в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать слушать другим, не бояться ошибаться и т.п.
Проводимая на занятиях работа должна найти подкрепление в других видах деятельности. Наиболее значимой в этом плане является игра.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений, также присутствуют правила поведения.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, игру «Больница», обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п.
Главная цель дидактических игр – развитие ребенка. Они хороши для отработки правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет для нее нужный материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические пометки. Нельзя забывать о детской инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
Педагоги ЛогиноваВ.И., Саморукова П.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А. выделяют основные способы педагогического воздействия на детей:
- Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
- Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
- Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
- Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Таким образом, все выше изложенное показывает, каким арсеналом методов и приемов должен владеть педагог, начиная работу с детьми по воспитанию культуры поведения у дошкольников с позиций современного этикета, какие принципы и условия следует соблюдать при организации деятельности по данному направлению.
Выводы по первой главе.
Исходя из вышесказанного в данной главе, можно сделать вывод, что эффективность социального развития обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является воспитание, цель которого – приобщение к культуре, этикету, нормам и правилам.
Социальное развитие возможно тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет его творчеством нового.
Воспитание элементарных правил этикета – это важная часть общечеловеческой культуры.
Начиная работу с детьми по воспитанию элементарных правил этикета, педагог должен владеть разнообразными методами и приемами.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Особенности представлений детей дошкольного возраста об элементарных правилах этикета
Для изучения особенностей сформированности элементарных правил этикета, за основу мы взяли этикет в общественных местах и столовый этикет.
Мы использовали беседу с детьми, а также наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей.
Детям предлагались следующие вопросы:
1. Назовите такие места, куда ходит много людей.
2. Куда ты ходил (а) вместе с родителями, с воспитателями.
3. Какие правила поведения необходимо соблюдать в местах, куда ходит много людей.
4. какие правила поведения необходимо соблюдать за столом.
В ходе опроса 17 детей были получены следующие результаты:
Детям задавали открытый вопрос: «Назови такие места, куда ходит много людей?»; для того, чтобы выяснить, есть ли у детей представления об общественных местах. И выявили следующее: по частоте встречаемости на первом месте стоит «магазин» -15 ответов; на втором – «театр», 12 ответов; на третьем «музей» и «цирк» по 8 ответов; на четвертом, «рынок» -6 ответов; пять детей давали ответы: «кинотеатр», «парикмахерская» и «школа». Двое детей назвали «детский сад» и по одному ответу: «каток», «бассейн», «зоопарк», «выставки», «ресторан».
Таблица 1
Знания детьми дошкольного возраста общественных мест.
№ | Ответы детей | Частота встречаемости | % |
1 | магазин | 15 | 88,24 |
2 | театр | 12 | 70,58 |
3 | музей | 8 | 47,06 |
4 | цирк | 8 | 47,06 |
5 | больница | 7 | 41,17 |
6 | кафе | 7 | 41,17 |
Продолжение таблицы 1 | |||
7 | рынок | 6 | 35,29 |
8 | библиотека | 5 | 29,41 |
9 | кинотеатр | 3 | 17,65 |
10 | парикмахерская | 3 | 17,65 |
11 | школа | 3 | 17,65 |
12 | детский сад | 2 | 11,76 |
13 | каток | 1 | 5,88 |
14 | бассейн | 1 | 5,88 |
15 | зоопарк | 1 | 5,88 |
16 | выставки | 1 | 5,88 |
17 | ресторан | 1 | 5,88 |
Из ответов детей мы видим, что дети называют разнообразные общественные места, представления у детей об общественных местах сложены, в общем количестве дети называют 17 общественных мест, что вполне достаточно для их возраста.
Для того, чтобы узнать уровень сформированности элементарных правил этикета в общественных местах необходимо было выяснить посещали ли дети общественные места и для этого мы задали детям вопрос: «В какие места вы ходили с родителями и воспитателями?»
Проанализировав ответы детей мы выяснили, что с родителями на первом месте стоит «театр» - 13 ответов, по 7 ответов – «магазин» и «музей», 6 детей назвали «кинотеатр», по 4 ответа – «бассейн» и «парк», далее по три ответа – «библиотека» и «цирк», двое детей назвали «больницу» и по одному ответу указали такие места, как «каток», «спортивный зал», «парикмахерская», «кафе», «школа».
С воспитателями на первом месте стоит «магазин» - 13 ответов, 10 детей дали ответ – «парикмахерская».
Таблица 2
Сравнительный анализ посещения общественных мест детьми с родителями и воспитателями.
№ | Ответы детей | с родителями | с воспитателями | ||
частота встречаемости | % | частота встречаемости | % | ||
1 | театр | 13 | 76,47 | - | - |
2 | магазин | 7 | 41,17 | 13 | 76,47 |
3 | музей | 7 | 41,17 | - | - |
Продолжение таблицы 2 | |||||
4 | кинотеатр | 6 | 35,29 | - | - |
5 | бассейн | 4 | 23,53 | - | - |
6 | парк | 4 | 23,53 | - | - |
7 | библиотека | 3 | 17,65 | - | - |
8 | цирк | 3 | 17,65 | - | - |
9 | больница | 2 | 11,76 | - | - |
10 | каток | 1 | 5,88 | - | - |
11 | спортивный зал | 1 | 5,88 | - | - |
12 | парикмахерская | 1 | 5,88 | 10 | 58,83 |
13 | кафе | 1 | 5,88 | - | - |
14 | школа | 1 | 5,88 | - | - |
Таким образом, мы можем сказать, что дети с родителями посещают больше общественных мест (общее количество 14), чем с воспитателями (2 наименования). С родителями дети имеют больше возможности посещать общественные места, а с воспитателями же наоборот, воспитателям необходимо специально планировать ту или иную экскурсию в общественное место, а родители могут посещать общественные места со своими детьми каждый день, т.к. им не надо это специально организовывать.
Следующий вопрос, какой мы задавали детям, был: «Какие правила поведения необходимо соблюдать в местах, куда ходит много людей?» Данным вопросом мы выяснили, какие же правила поведения в общественных местах знают дети.
Получились следующие данные: на первом месте стоят такие ответы, как «нельзя кричать» и «не сорить» (по 11 ответов), на втором месте стоят ответы «не бегать» и «слушаться взрослых» - по пять ответов, трое детей дали ответ «хорошо себя вести». По двое детей дали такие ответы: « не спешить, чтобы не мешать другим», «не ругаться», «нельзя драться» и ответ «вести себя спокойно».
Также были и такие ответы: «вести себя осторожно», «не трогать ничего руками», «не беситься» и «нельзя говорить плохие слова» - по одному ответу.
Таблица 3
Знание правил поведения в общественных местах детьми дошкольного возраста.
№ | ответы детей | частота встречаемости | % |
1 | нельзя кричать | 11 | 64,71 |
2 | не сорить | 11 | 64,71 |
Продолжение таблицы 3 | |||
3 | не бегать | 5 | 29,41 |
4 | слушаться взрослых | 5 | 29,41 |
5 | хорошо себя вести | 3 | 17,65 |
6 | не спешить, чтобы не мешать другим | 2 | 11,76 |
7 | не ругаться | 2 | 11,76 |
8 | вести себя спокойно | 2 | 11,76 |
9 | нельзя драться | 2 | 11,76 |
10 | не трогать ничего руками | 1 | 5,88 |
11 | не беситься | 1 | 5,88 |
12 | вести себя осторожно | 1 | 5,88 |
13 | нельзя говорить плохие слова | 1 | 5,88 |
По данным результатам видно, что правила поведения в общественных местах у детей сформированы до элементарных правил, такие как «не кричать, не сорить, не бегать, слушаться взрослых и хорошо себя вести».
Можно предположить, что детям чаще всего говорят именно такие правила, поэтому дети и дают такие ответы.
И последний вопрос был задан детям, это «Какие правила поведения необходимо соблюдать за столом?». Для того чтобы узнать на сколько сформирован столовый этикет у детей. И выявили следующее: по частоте встречаемости, на первом месте стоит правило «не разговаривать за столом» - 12 ответов, на втором – «не баловаться за столом» - 9 ответов; на третьем, «кушать аккуратно» - 3 ответа; по 2 ответа сказали такие правила как «ложку держать в правой руке» и «вытирать рот салфеткой» и по одному ответу: «кушать все», «сидеть красиво», «перед едой мыть руки», «кушать не спеша».
Таблица 4
Знания детьми дошкольного возраста о столовом этикете.
№ | ответы детей | частота встречаемости | % |
1 | не разговаривать | 12 | 70,58 |
2 | не баловаться за столом | 9 | 52,94 |
3 | кушать аккуратно | 3 | 17,65 |
4 | ложку держать в правой руке | 2 | 11,76 |
5 | вытирать рот салфеткой | 2 | 11,76 |
6 | кушать все | 1 | 5,88 |
7 | сидеть красиво | 1 | 5,88 |
8 | перед едой мыть руки | 1 | 5,88 |
9 | кушать не спеша | 1 | 5,88 |
Из ответов детей видно, что знания у детей о столовом этикете незначительные, представления о столовом этикете не сложены, в общем количестве дети называют 9 правил, вопрос вызвал затруднения у детей, каждый из детей назвал по 2-3, а кто-то и одно правило столового этикета.
Для выявления уровня представлений детей об элементарных правил этикета мы понаблюдали за сюжетно-ролевой игрой детей. Использовали сюжетно-ролевую игру «Кафе», игра детям знакома, игра предполагала наблюдение в естественных условиях за тем, как дети переносят правила культурного поведения в общественных местах и правила столового этикета в игру.
В игре наблюдались такие роли, как продавцы кафе и посетители. Роли дети распределили самостоятельно.
В игре рассматривались такие ролевые сюжеты: продажа и покупка еды, посещение кафе, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Анализ данных полученных в ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой показал, что большинство детей, играющих роли посетителей и покупателей, приходя в кафе, не здоровались, двое детей, играющие роли посетителей кафе, сказали «до свидания», когда уходили из кафе.
Анализ наблюдений за посетителями кафе показал, что при покупке чего-либо все дети говорят « пожалуйста», также все посетители говорят «спасибо» после покупки.
«Спасибо» после еды никто из детей не сказал ни разу, возможно потому, что дети всерьез не восприняли данную игровую ситуацию и не осознавали того, что если они «покушали», даже если это в игровой форме, они должны сказать «спасибо».
Культурное поведение за столом соответствовало нормам только у шести играющих посетителей детей. Остальные же дети, кто держал локти на столе, кто просто баловался посудой, кто начинал из салфеток что-либо делать, но никто не применял их по назначению.
Мальчики не уступали место девочкам первым сесть за столики.
Также, понаблюдав, мы увидели, что такое правило, как соблюдение чистоты соблюдают в сюжетно – ролевой игре 5 детей из 13 играющих детей, остальные же дети не переносят правило в игру, возможно потому, что дети воспринимают, что в игровой ситуации правила не обязательно соблюдать, а возможно, что данное правило еще плохо сформировано.
Также в игре можно было проследить такое правило, как «не кричать и не ругаться в общественных местах», где мы увидели, что большая часть детей, играющих посетителей кафе, ведет себя тихо, но все, же есть такие дети, кто может крикнуть, устроить конфликтную ситуацию.
Девочки – продавцы, когда продавали купленное детям, играющим роли посетителей не говорим «пожалуйста», так и не благодарили за покупку, возможно дети еще не совсем знакомы с такими нюансами работы продавца и поэтому не выполняют эти правила с игровых ситуациях.
Девочки, играющие продавцов, выполняют такое правило, как соблюдение чистоты и также переносят в сюжетно – ролевую игру правило «не ругаться и не кричать в общественных местах».
Таким образом, анализ наблюдения за сюжетно-ролевой игрой показал, что у детей в игре используется не большое разнообразие правил, как в общественных местах, так и правил поведения за столом.
Эти результаты позволили сделать вывод о необходимости формирования у детей элементарных правил этикета.
2.2. Определение целей и задач.
На основе полученных данных была поставлена цель нашей работы: разработать и внедрить в практику модель по формированию элементарных правил этикета для детей дошкольного возраста.
Для реализации данной цели было необходимо решить ряд задач:
1) разработать модель по формированию элементарных правил этикета;
2) создать необходимые условия для применения полученных знаний на практике;
3) провести работу с детьми по формированию элементарных правил этикета;
4) провести работу с родителями по этой теме.
2.3. Работа с детьми по формированию элементарных правил этикета.
В результат изученного материала мы составили модель работы, на основе которой строилась работа с детьми по формированию элементарных правил этикета. (См. приложение 1).
Работа проводилась в 2 этапа.
На первом этапе «Знакомство с «Уроками хороших манер», мы знакомили детей с правилами этикета. Ориентировали детей средствами этикета в правилах, которые способствуют формировании культурного человека в бытовых условиях (во время приема пищи, в общественных местах и т.д.)
Использовали систему занятий с детьми по формированию правил столового этикета и этикета в общественных местах.
В которую включалось:
1.Занятие «Уроки хороших манер»
Цель: воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить) познакомить с правилами поведения в общественных местах.
На занятие использовалось взаимодействие со сказочным персонажем (подсказать, помочь, брать пример).
2. Игра – инсценировка «Учимся вежливости»
Цель: рассказать детям о некоторых правилах поведения в общественных местах.
3. Занятие «День рождения Маши»
Цель: учить детей правильно образовывать наименования предметов посуды. Правильно накрывать стол к чаепитию. Закреплять знания о правилах поведения за столом.
4. Беседа о правилах дежурства «Мы дежурим»
Цель: познакомить детей с правилами дежурства. Закрепить знания о столовых предметах и сервировки стола. Развивать умения последовательно накрывать стол. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и интерес к дежурству.
5. Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Цель: учить детей пересказывать текст, впервые прочитанный на занятии, уметь выслушивать пересказ товарищей и замечать несоответствие тексту. Воспитывать внимание, старание и умение отличать ошибки товарищей.
Также на первом этапе использовалось:
- практические действия детей (самостоятельные действия с чайными и столовыми приборами; разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками; изготовление рисунков и т. д.).
- наблюдение (за действиями взрослого, любование красотой оформления стола, салфетки).
- картинки – путаницы «Что неправильно» - на темы этикета в общественных местах и столового.
2 этап – это активное усвоение правил «Уроков хороших манер»
Целью второго этапа было способствовать освоению детьми с помощью средств этикета ролевого поведения в сфере отношений, развитие интереса к применению своих знаний в разных жизненных ситуациях.
На этом этапе мы использовали такие формы работы, где дети применяли ранее изученные этикетные правила, таким образом, закрепляли их на практике.
На занятие – спектакле «Как принять гостей. Как вести себя за столом», цель. Которого было закрепить знания этикета во время еды за столом; закрепить названия основных предметов чайной посуды.
Дети в стихотворной форме рассказывают правила поведения за столом.
В игре «Веселый этикет»детям было предложено пять заданий на закрепление правил этикета.
В беседе с решением проблемных ситуаций «Примерный пассажир», дети помогают справиться сказочному персонажу с трудной ситуацией. В беседе была поставлена задача – это упражнять в навыках правильного поведения в поезде.
Также с детьми проводились беседы из личного опыта, дети рассказывали, как они ходили в театр, в кинотеатр, в гости, приводили примеры правильного поведения и неправильного, что заметили за другими детьми.
В группе оформили центр этикета, где были дидактические игры на тему этикета, схемы салфеток для украшения стола, композиции из цветов, плакаты по этикету, книги и многое другое.
С детьми на совместной деятельности взрослого и ребенка научились складывать салфетки для оформления стола.
Также использовали такие методы и приемы как: игры-действия; путаницы; разбор проблемных ситуаций из жизни, наблюдение за действиями ребенка.
Итогом этого этапа было выявление детьми общих правил поведения в общественных местах и за столом и творческая работа – составление схемы сервировки стола.
2.4. Работа с родителями.
Социальное развитие ребенка не возможно без участия родителей. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
Мы информировали родителей о нашей работе с детьми.
- Провели собрание для родителей, где ознакомили их с планом работы;
- оформили стенд на темы : «Столовый этикет», «Навыки культурного поведения»;
- консультации: «Этапы овладения правилами столового этикета», «Правила поведения для ребенка»;
- оформили выставку совместных работ детей и родителей «Красота на нашем столе», где были представлены: цветы, украшения для стола, разные виды салфеток.
2.5. Эффективность проделанной работы.
Таким образом, нами была разработана и апробирована на практике модель формирования элементарных правил этикета.
По завершению работы была проведена повторная беседа с детьми, которая включала в себя следующие вопросы:
1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в общественных местах.
2. Какие правила поведения необходимо соблюдать за столом.
Для проверки эффективности проделанной нами работы мы задали детям вопрос, «Какие правила поведения необходимо соблюдать в общественных местах?» Данным вопросом мы выяснили, какие правила поведения в общественных местах знают дети, пополнился ли старый объем правил, новыми правилами.
Получились следующие данные: на первом месте стоит такой ответ, как «говорить здравствуйте» (16 ответов), на втором – «соблюдать чистоту» (15 ответов), на третьем – «говорить до свидания» (14 ответов), 12 детей дали такой ответ – «говорить спасибо», 11 ответов- «не кричать», 10 детей назвали такое правило, как «соблюдать очередь», 8 детей ответили – «говорить пожалуйста», 6 ответов – «не бегать», и по 5 ответов – «вести себя тихо, спокойно» и «извиняться», четверо детей назвали «слушаться взрослых», по трое детей дали ответы – «хорошо себя вести», «не ругаться» и « «уступать место девочкам», два ответа – « не драться». Также были такие ответы: «не трогать ничего руками» и «не мешать другим» - по одному ответу.
Таблица 5
Сравнительный анализ знаний детьми дошкольного возраста поведения в общественных местах.
№ | ответы детей | в начале работы | в конце работы |
% | % | ||
1 | говорить «здравствуйте» | - | 94,12 |
2 | соблюдать чистоту | - | 88,24 |
3 | говорить «до свидания» | - | 82,53 |
4 | говорить «спасибо» | - | 70,58 |
5 | не кричать | 64,71 | 64,71 |
6 | соблюдать очередь | - | 58,83 |
7 | говорить «пожалуйста» | - | 47,06 |
8 | не бегать | 29,41 | 35,09 |
9 | вести себя тихо, спокойно | 11,76 | 29,41 |
10 | извиняться | - | 23,53 |
11 | слушаться взрослых | 29,41 | 17,65 |
12 | хорошо себя вести | 17,65 | 17,65 |
13 | не ругаться | 11,76 | 17,65 |
14 | уступать место девочкам | - | 11,76 |
15 | не драться | 11,76 | 5,88 |
16 | не трогать ничего руками | 5,88 | 5,88 |
17 | не мешать другим | - | - |
18 | не спешить, чтобы не мешать другим | 11,76 | - |
Продолжение таблицы 5 | |||
19 | не беситься | 5,88 | - |
20 | вести себя осторожно | 5,88 | - |
21 | нельзя говорить плохие слова | 5,88 | - |
По данным результатам видно, что у детей значительно возрос запас правил культурного поведения в общественных местах, помимо ранее названных (в начале работы) дети называют еще и новые правила, например «говорить здравствуйте и до свидания», «говорить спасибо» и другие, и сейчас, в конце работы уже называют более конкретные правила, а не обобщенные.
Вопросом, «Какие правила поведения необходимо соблюдать за столом», мы выяснили, как у детей пополнился объем знаний.
Получились следующие данные:
Таблица 6
Сравнительный анализ знаний детей дошкольного возраста правил столового этикета.
№ | ответы детей | в начале работы | в конце работы |
% | % | ||
1 | благодарить за еду | - | 100 |
2 | не выходить из-за стола пока не закончил кушать | - | 88,24 |
3 | убирать за собой свою салфетку | - | 88,24 |
4 | пользоваться вилкой и ложкой | - | 88,24 |
5 | не баловаться за столом | 52,94 | 88,24 |
6 | не разговаривать | 70,58 | 82,35 |
7 | ложку держать в правой руке | 11,76 | 70,59 |
8 | вытирать рот салфеткой | 11,76 | 58,83 |
9 | перед едой мыть руки | 5,88 | 58,83 |
10 | не бросать на пол со стола | - | 47,06 |
11 | сидеть красиво | 5,88 | 47,06 |
12 | не говорить плохо о еде | - | 47,06 |
13 | на столе должен быть порядок | - | 41,17 |
14 | помогать накрывать на стол | - | 29,41 |
15 | правильно и красиво накрывать стол | - | 29,41 |
16 | кушать аккуратно | 17,65 | - |
17 | кушать все | 5,88 | - |
18 | кушать не спеша | 5,88 | - |
По результатам из таблицы видно, что дети называют из названных ранее правил почти все правила и добавляют новые девять правил, это говорит о том, что проведенная нами работа сформировала у детей правила о столовом этикете.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности данной работы, т.е. посредством «Модели формирования элементарных правил этикета» мы пополнили запас знаний о правилах поведения в общественных местах и правилах столового этикета.
Выводы по второй главе.
Проанализировав полученные данные, мы можем отметить важность организации системы работы по формированию элементарных правил этикета.
Нами были проведены занятия по ознакомлению детей с элементарными нормами этикета. Работа велась не только на занятиях, но и в повседневной деятельности детей. Основой нашей работы, как мы уже указывали, являлась модель формирования элементарных правил этикета.
На первом этапе работы большинство детей показало, что элементарные правила этикета недостаточно сформированы, то в ходе итогового этапа были получены данные: вырос объем знаний о правилах поведения в общественных местах и правил столового этикета.
Дошкольники стали применять полученные знания на практике, в беседах, в играх, в повседневной деятельности.
Таким образом, проведенная нами система работы была эффективной в воспитании у детей дошкольного возраста элементарных правил этикета.
Заключение.
Проблема воспитания этикетных норм подрастающего поколения одна из наиболее актуальных.
Формирование элементарных правил этикета у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования элементарных правил этикета необходимо:
- полное понимание сущности воспитания элементарных правил этикета, как психолого-педагогического воспитания;
- умение планировать работу по формированию этикетных правил, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства воспитания и обучения.
Решающее значение для воспитания этикета имеет положительный опыт, особое значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует культурного развития ребенка.
Эффективность воспитания этикетных норм дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003
2. Алямовская В.Г., Белая К.Ю. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. - М.: 2008. - 64с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988
4.Беседы на этические темы.// Дошкольное воспитание. – 1988. - №4
5. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. - Казань, 2007.
6.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Галагузова М.А Социальная педагогика. - М., 2001.
8.Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. - М., 2004.
9. Иванова Н.В.,Бардинова Е.Ю.,Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2008. - 128с.
10.Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире.// Дошкольное воспитание. – 2001. - №9
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. - М.: 1998. - 160с.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
14.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. - М.,2005.
15. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М.,1992. – 176 с.
16.Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2001.
17. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10
18. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М. – 1988.
19. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 – 96с.
20. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978.
21. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.// Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.
22. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1977. - №5
23. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с.143
24.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1986.
25. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось – 89, 2001.
26. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М., 2008. - 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных правил этикета у детей 1 младшей группы
Статья по этикету из опыта работы...
" КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ЛЮБОГО ВОЗРАСТА...
игра-важный механизм социального развития детей дошкольного возраста
контрольная работа...
" Воспитание усидчивости" " Правила этикета "
Консультация родителям о правилах поведения ребенка за столом во время еды, о вежливом отношении к сверстникам и взрослым, а так же в момент игры....
Формирование элементарных правил этикета у младших дошкольников
Консультация в помощь родителям...
Консультация для педагогов по направлению важные аспекты речевого развития детей.
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников...
Важные аспекты в развитие связной речи ребенка
Практические материалы для родителей...