Конспект занятия "Помогаем Капельке"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Занятие по экспериментированию с водой в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pomogaem_kapelke.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Технологическая карта образовательной деятельности

по развитию математических представлений с элементами экспериментирования

на тему «Помогаем Капитошке»

для подготовительной к школе группы

(воспитанники 6-8 лет с нарушением интеллекта)

Лариса Платоновна Гафарова

Учитель-дефектолог

Усолье – Сибирское

2020

Цель: создать условия, способствующие развитию у воспитанников математических представлений, познавательной активности и стремления к познанию через экспериментирование.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навыки счета изображений предметов на картинках в пределах 7 с называнием итогового числа;

- упражнять  в соотнесении количества предметов с цифрами в пределах 5;

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- формировать умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение детей группировать предметы по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

- развивать мыслительную деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к объекту окружающего мира (воде).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приёмы: наглядный, словесный, экспериментирование, дидактическая игра, проблемная ситуация, игровая ситуация с использованием художественного слова.

Оборудование: столы, мольберт, магнитофон или компьютер, аудиозапись с голосом «Капитошки».

Демонстрационный материал: схема зарисовки опыта, карандаш или маркер, схема свойств воды.

Раздаточный материал: картинки для счёта; банки с водой и разным количеством ракушек, крышки с цифрами; картинки с каплями разного размера, формы и цвета,  три контура дома; прозрачные контейнеры с водой, салфетки из ткани, предметы для опыта: монета, гвоздь, камень, пенопласт, деревянная палочка, лист с дерева, пластиковая крышка.

Предварительная работа: проведение опытов по выявлению свойств воды; просмотр презентаций «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?»; чтение художественной литературы о воде.

Этапы деятельности

Про-дол-жи-тель-ность  

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

3 мин.

1. Эмоциональный настрой.

Учитель-дефектолог предлагает детям встать в круг и начать занятие следующими словами:

«Круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём

И трудиться мы начнём.

2. Прослушивание аудиозаписи:

 «Здравствуйте ребята!». Это я - капелька воды по имени Капитошка. Меня заморозила и превратила в лёд Снежная королева. Помогите мне, пожалуйста, стать каплей воды».

-Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь? Что можно для этого сделать?

Продолжение аудиозаписи: «Вы должны выполнить разные задания, которые придумала для вас Снежная королева, а помогут вам в этом знания, смекалка и, конечно же, дружба».

Проявление интереса к происходящему

Осознание детьми проблемы, требующей разрешения.

Воспитанники  высказывают мнения о вариантах помощи.

Организационно-поисковый

1 мин.

3 мин.

3 мин.

4 мин.

1 мин

2 мин.

9 мин.

2 мин.

3. Сообщение темы.

Учитель-дефектолог сообщает тему:

- Сегодня, мы будем считать, раскладывать цифры по порядку и даже проводить опыты, чтобы помочь Капитошке.

4. Счёт изображений предметов на картинках.

Учитель-дефектолог привлекает внимание воспитанников к столу с картинками и в стихотворной форме предлагает посчитать изображения капель воды:

«Тучка по небу летала,

Капли на поля роняла.

Их решила сосчитать 1,2,3,4,5.

Целый день она считала

Сбилась, начала сначала,

Тучке кто помочь желает?

Кто все капли сосчитает?

- Возьмите каждый себе одну картинку со стола и по очереди посчитайте, сколько у вас капель на картинке.

5. Дидактическая игра «Разложи капли по домикам».

Воспитанники и педагог присаживаются на ковёр, на котором разложены в хаотичном порядке предметные картинки.

Учитель-дефектолог предлагает разложить картинки с изображением капель воды по размеру, цвету и форме:

- Ребята смотрите, Снежная королева перемешала капли воды: и разного цвета, и разного размера, и разной формы. Нам надо разложить капли по домикам. Выполнять это задание мы будем парами. Вам надо выбрать, с кем вы будете работать. Давайте вспомним, в доме номер 1, могут жить какие предметы? (большие и маленькие), в доме  номер 2? (предметы разного цвета), в доме  номер 3? (предметы разной формы).

6. Игра «Подбери цифру».

Педагог обращает внимание воспитанников на стол, где Снежная королева приготовила для них следующее задание.

Учитель-дефектолог предлагает посчитать пуговицы в банке с водой и закрыть банку, подобрав соответствующую количеству предметов, крышку с цифрой:

-Сейчас мы поиграем в игру «Подбери цифру». Для этого надо взять любую банку с водой, посчитать ракушки и подобрать крышку с цифрой, которая подходит по количеству ракушек.

7. Проблемная ситуация.

Педагог берёт себе банку с молоком.

- У меня не получается посчитать ракушки в банке с молоком.

- Почему я не могу этого сделать?

- Помогите мне, пожалуйста, сосчитать ракушки в банке с молоком.

- Как мы можем это сделать? (Перелить молоко в пустую банку, кружку).

Педагог предлагает вспомнить свойства воды по модели:

- Вода  не имеет цвета, она прозрачная.

- Вода не имеет формы.

- И вода не имеет вкуса и запаха.

Учитель-дефектолог подводит итог.

8. Физминутка.

Учитель-дефектолог предлагает провести знакомую физминутку по выбору детей.

- Давайте немного отдохнём.  Какие физминутки вы запомнили? Какую мы с вами выберем.

9. Проведение опыта «Тонет – плавает».

Педагог предлагает воспитанникам присесть за столы для проведения опыта.

Учитель-дефектолог предлагает детям опытным путём узнать, какие предметы тонут в воде, какие плавают на поверхности воды и почему так происходит?

- Снежная королева предлагает вам, для того, чтобы помочь Капитошке, провести опыт и узнать, какие предметы тонут в воде, а какие плавают на поверхности.

- Давайте посмотрим, какие предметы у нас есть? (гвоздь, монета, камень, пенопласт, деревянная палочка, листик, пластиковая крышка).

- Как вы думаете, какие из них утонут? А какие будут плавать? Почему?

- Что мы сейчас будем делать?

- Для чего мы будем проводить опыт?

- А как мы будем проверять, плавают они или тонут?

Проводится опыт.

- Какие предметы плавают?

- Какие утонули?

- Почему, одни плавают, а другие тонут?

Учитель-дефектолог, совместно с детьми, делает вывод.

- Предметы, которые легче воды, плавают на поверхности, а которые тяжелее воды – тонут.

10. Фиксирование результата.

Учитель-дефектолог предлагает детям помочь зарисовать результат опыта:

-Для того  чтобы нам не забыть этот опыт, мы его зарисуем вот на этом листе. Рядом с каждым предметом, который тонет, поставим стрелку вниз. А рядом с предметом, который плавает – стрелку вверх.

- Я буду рисовать стрелки, а вы мне будете помогать.

- Мы не поверили бумагу, тонет она или нет.

- Я предлагаю провести дома с родителями опыт и узнать, плавает бумага или тонет?

Включение воспитанников в процесс деятельности

 Пересчитывают

изображения предметов на картинках.

Выбирают себе пару для выполнения задания и группируют предметы  по основному признаку, отвлекаясь от других.

Считают предметы и соотносят количество предметов с цифрой.

Осознание детьми проблемы, требующей разрешения.

Воспитанники предлагают варианты выхода из проблемной ситуации

и называют свойства воды

Воспитанники выполняют движения вместе с педагогом.

Воспитанники самостоятельно проводят опыт, делают элементарные выводы

Воспитанники совместно с педагогом зарисовывают результат опыта.

Рефлексивно-корригирующий

2 мин.

11. Рефлексия.

Учитель-дефектолог от лица «Капитошки» благодарит детей  и предлагает им оценить свою деятельность на занятии:

- Это было последнее задание от Снежной королевы.

- Как вы думаете, мы помогли Капельке?

- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас всё получилось, возьмите  весёлую капельку.

- А если вы старались, но не всё у вас получилось сразу, то возьмите грустную капельку, но не расстраивайтесь, у вас всё получится в следующий раз.

Осознание детьми результатов своей деятельности

Выбирают картинку с изображением веселой или грустной капельки воды и обосновывают свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: «Маленькая капелька в гостях у малышей»

Занятие предназначено для ознакомления детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная....

Конспект ООД "Капелька в гостях у ребят"

Тема: «Капелька в гостях у ребят»Цель: Доставить детям удовольствие от игр с водой, познакомить со свойствами воды: теплая-холодная, прозрачная. Подвести к пониманию того, зачем нужн...

Конспект НОД "Капелька"

Занятие способствует созданию  целостного представления о воде, как о природном явлении, знакомит детей  со свойствами воды,помогает  понять о значимости воды в жизни человека...

Конспект "Путешествие капельки Капитошки"

Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...

Конспект " Путешествие капельки"

НОД в старшей группе...

Конспект "Путешествие капельки"

Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...