Конспект занятия "Помогаем Капельке"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по экспериментированию с водой в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pomogaem_kapelke.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Технологическая карта образовательной деятельности
по развитию математических представлений с элементами экспериментирования
на тему «Помогаем Капитошке»
для подготовительной к школе группы
(воспитанники 6-8 лет с нарушением интеллекта)
Лариса Платоновна Гафарова
Учитель-дефектолог
Усолье – Сибирское
2020
Цель: создать условия, способствующие развитию у воспитанников математических представлений, познавательной активности и стремления к познанию через экспериментирование.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навыки счета изображений предметов на картинках в пределах 7 с называнием итогового числа;
- упражнять в соотнесении количества предметов с цифрами в пределах 5;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- формировать умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение детей группировать предметы по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
- развивать мыслительную деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к объекту окружающего мира (воде).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приёмы: наглядный, словесный, экспериментирование, дидактическая игра, проблемная ситуация, игровая ситуация с использованием художественного слова.
Оборудование: столы, мольберт, магнитофон или компьютер, аудиозапись с голосом «Капитошки».
Демонстрационный материал: схема зарисовки опыта, карандаш или маркер, схема свойств воды.
Раздаточный материал: картинки для счёта; банки с водой и разным количеством ракушек, крышки с цифрами; картинки с каплями разного размера, формы и цвета, три контура дома; прозрачные контейнеры с водой, салфетки из ткани, предметы для опыта: монета, гвоздь, камень, пенопласт, деревянная палочка, лист с дерева, пластиковая крышка.
Предварительная работа: проведение опытов по выявлению свойств воды; просмотр презентаций «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?»; чтение художественной литературы о воде.
Этапы деятельности | Про-дол-жи-тель-ность | Ход занятия | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
Мотивационно-побудительный | 3 мин. | 1. Эмоциональный настрой. Учитель-дефектолог предлагает детям встать в круг и начать занятие следующими словами: «Круг широкий вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А потом пойдем налево, В центре круга соберёмся И на место все вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём И трудиться мы начнём. 2. Прослушивание аудиозаписи: «Здравствуйте ребята!». Это я - капелька воды по имени Капитошка. Меня заморозила и превратила в лёд Снежная королева. Помогите мне, пожалуйста, стать каплей воды». -Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь? Что можно для этого сделать? Продолжение аудиозаписи: «Вы должны выполнить разные задания, которые придумала для вас Снежная королева, а помогут вам в этом знания, смекалка и, конечно же, дружба». | Проявление интереса к происходящему Осознание детьми проблемы, требующей разрешения. Воспитанники высказывают мнения о вариантах помощи. |
Организационно-поисковый | 1 мин. 3 мин. 3 мин. 4 мин. 1 мин 2 мин. 9 мин. 2 мин. | 3. Сообщение темы. Учитель-дефектолог сообщает тему: - Сегодня, мы будем считать, раскладывать цифры по порядку и даже проводить опыты, чтобы помочь Капитошке. 4. Счёт изображений предметов на картинках. Учитель-дефектолог привлекает внимание воспитанников к столу с картинками и в стихотворной форме предлагает посчитать изображения капель воды: «Тучка по небу летала, Капли на поля роняла. Их решила сосчитать 1,2,3,4,5. Целый день она считала Сбилась, начала сначала, Тучке кто помочь желает? Кто все капли сосчитает? - Возьмите каждый себе одну картинку со стола и по очереди посчитайте, сколько у вас капель на картинке. 5. Дидактическая игра «Разложи капли по домикам». Воспитанники и педагог присаживаются на ковёр, на котором разложены в хаотичном порядке предметные картинки. Учитель-дефектолог предлагает разложить картинки с изображением капель воды по размеру, цвету и форме: - Ребята смотрите, Снежная королева перемешала капли воды: и разного цвета, и разного размера, и разной формы. Нам надо разложить капли по домикам. Выполнять это задание мы будем парами. Вам надо выбрать, с кем вы будете работать. Давайте вспомним, в доме номер 1, могут жить какие предметы? (большие и маленькие), в доме номер 2? (предметы разного цвета), в доме номер 3? (предметы разной формы). 6. Игра «Подбери цифру». Педагог обращает внимание воспитанников на стол, где Снежная королева приготовила для них следующее задание. Учитель-дефектолог предлагает посчитать пуговицы в банке с водой и закрыть банку, подобрав соответствующую количеству предметов, крышку с цифрой: -Сейчас мы поиграем в игру «Подбери цифру». Для этого надо взять любую банку с водой, посчитать ракушки и подобрать крышку с цифрой, которая подходит по количеству ракушек. 7. Проблемная ситуация. Педагог берёт себе банку с молоком. - У меня не получается посчитать ракушки в банке с молоком. - Почему я не могу этого сделать? - Помогите мне, пожалуйста, сосчитать ракушки в банке с молоком. - Как мы можем это сделать? (Перелить молоко в пустую банку, кружку). Педагог предлагает вспомнить свойства воды по модели: - Вода не имеет цвета, она прозрачная. - Вода не имеет формы. - И вода не имеет вкуса и запаха. Учитель-дефектолог подводит итог. 8. Физминутка. Учитель-дефектолог предлагает провести знакомую физминутку по выбору детей. - Давайте немного отдохнём. Какие физминутки вы запомнили? Какую мы с вами выберем. 9. Проведение опыта «Тонет – плавает». Педагог предлагает воспитанникам присесть за столы для проведения опыта. Учитель-дефектолог предлагает детям опытным путём узнать, какие предметы тонут в воде, какие плавают на поверхности воды и почему так происходит? - Снежная королева предлагает вам, для того, чтобы помочь Капитошке, провести опыт и узнать, какие предметы тонут в воде, а какие плавают на поверхности. - Давайте посмотрим, какие предметы у нас есть? (гвоздь, монета, камень, пенопласт, деревянная палочка, листик, пластиковая крышка). - Как вы думаете, какие из них утонут? А какие будут плавать? Почему? - Что мы сейчас будем делать? - Для чего мы будем проводить опыт? - А как мы будем проверять, плавают они или тонут? Проводится опыт. - Какие предметы плавают? - Какие утонули? - Почему, одни плавают, а другие тонут? Учитель-дефектолог, совместно с детьми, делает вывод. - Предметы, которые легче воды, плавают на поверхности, а которые тяжелее воды – тонут. 10. Фиксирование результата. Учитель-дефектолог предлагает детям помочь зарисовать результат опыта: -Для того чтобы нам не забыть этот опыт, мы его зарисуем вот на этом листе. Рядом с каждым предметом, который тонет, поставим стрелку вниз. А рядом с предметом, который плавает – стрелку вверх. - Я буду рисовать стрелки, а вы мне будете помогать. - Мы не поверили бумагу, тонет она или нет. - Я предлагаю провести дома с родителями опыт и узнать, плавает бумага или тонет? | Включение воспитанников в процесс деятельности Пересчитывают изображения предметов на картинках. Выбирают себе пару для выполнения задания и группируют предметы по основному признаку, отвлекаясь от других. Считают предметы и соотносят количество предметов с цифрой. Осознание детьми проблемы, требующей разрешения. Воспитанники предлагают варианты выхода из проблемной ситуации и называют свойства воды Воспитанники выполняют движения вместе с педагогом. Воспитанники самостоятельно проводят опыт, делают элементарные выводы Воспитанники совместно с педагогом зарисовывают результат опыта. |
Рефлексивно-корригирующий | 2 мин. | 11. Рефлексия. Учитель-дефектолог от лица «Капитошки» благодарит детей и предлагает им оценить свою деятельность на занятии: - Это было последнее задание от Снежной королевы. - Как вы думаете, мы помогли Капельке? - Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас всё получилось, возьмите весёлую капельку. - А если вы старались, но не всё у вас получилось сразу, то возьмите грустную капельку, но не расстраивайтесь, у вас всё получится в следующий раз. | Осознание детьми результатов своей деятельности Выбирают картинку с изображением веселой или грустной капельки воды и обосновывают свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: «Маленькая капелька в гостях у малышей»
Занятие предназначено для ознакомления детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная....
Конспект ООД "Капелька в гостях у ребят"
Тема: «Капелька в гостях у ребят»Цель: Доставить детям удовольствие от игр с водой, познакомить со свойствами воды: теплая-холодная, прозрачная. Подвести к пониманию того, зачем нужн...
Конспект НОД "Капелька"
Занятие способствует созданию целостного представления о воде, как о природном явлении, знакомит детей со свойствами воды,помогает понять о значимости воды в жизни человека...
Конспект "Путешествие капельки Капитошки"
Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...
Конспект " Путешествие капельки"
НОД в старшей группе...
Конспект "Путешествие капельки"
Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...