"Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район РБ
Мастер – класс на тему:
Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Подготовила: воспитатель
Кайранова Н.А.
2023 г.
На сегодняшний день одно из главных направлений моей работы с детьми – это нравственно-патриотическое воспитание.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.
Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.
Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь).
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками
Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке. Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:
1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры (Игра «У медведя во бору»,
Игра «Гуси-лебеди», Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… », «По ровненькой дорожке», «Карусели» и д.р. ) постепенно усложняя их к старшему возрасту. С детьми подготовительной группы, можно играть в такие игры, как « Ручеек» , «Водяной», « Дударь» , « Кукушка» , « Бабушка Маланья».
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
4. Атрибуты для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.
6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Известное изречение гласит: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников
Картотека народных игр для дошкольников...
Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"
Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"...
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...
Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...