Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников
картотека (старшая группа) на тему
Картотека народных игр для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igra_kak_sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека народных игр для дошкольников
Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников
Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.
Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:
воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;
обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.
Для детей:
укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
формирует чувства принадлежности к своему народу.
Вспомним забытые народные игры.
«Птицелов»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.
Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
«Салки с ленточками»
Все играющие кроме водящего, свободно располагаются по площадке. У каждого сзади за поясом цветная лента, один конец которой (длинной 20-30 см) свободно свисает. По сигналу воспитателя водящий догоняет детей, стараясь схватить ленту. Если это ему удается, он закрепляет ленты у себя за поясом и становится убегающим. Игрок, оставшийся без ленты, - водящий. Он поднимает руку и произносит: «Я салка».
«Пеньки»
«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:
- Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?
Хозяин пенька:
- Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!
Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становиться тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.
«Мышеловка».
Играющие делятся на две группы. Одна берется за руки и образует круг – мышеловку. Остальные – мыши – находятся за кругом. Дети изображают мышеловку, ходят по кругу произносят:
Ах, как мыши надоели, развелось их – просто страсть!
Всё погрызли, всё поели, всюду лезут – вот напасть!
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх и продолжают: Вот поставим мышеловку, переловим всех мы вас! Мыши вбегают в круг, выбегают из него. По сигналу воспитателя «Хлоп» мышеловка захлопывается (дети опускают руки вниз), а мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется две-три мыши.
«Мосток»
Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой - стоящему ему напротив игроку. По окончанию пения дети, у которых верёвка в руках, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами:
«По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те дети, которые ни разу не оступились и не упали в «речку».
«Жаворонок»
Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.
«Рыбаки и рыбки»
Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.
Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают,
Нет ног, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.
«Отгадай, чей голосок?»
Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг (дети поворачиваются и идут в другую сторону). А как скажем: Скок, скок, скок, - отгадай, чей голосок?»
Слова «скок, скок, скок» говорит один ребенок по указанию воспитателя. Когда сказаны все слова, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок». Если он не отгадает, то тот, кто говорил, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ."
В этой статье я хочу рассказать о важности народной игры в воспитании дошкольников....
Семинар для воспитателей «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»
Конспект проведения практического семинара для педагогов....
«Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»
Конспект проведения практического семинара для педагогов Тема: «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»...
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...
"Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...