НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал

Юрьева Оксана Викторовна

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.

Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окружающий мир. Народные игры - своеобразная школа ребёнка. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igra.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.

Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окружающий мир. Народные игры - своеобразная школа ребёнка. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все русские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

 Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно - патриотического воспитания детей.

У наших детей есть прекрасная  возможность, играя, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям  русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.          

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Русские  народные игры очень многообразны: подвижные детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.

Отличительной особенностью является то, что народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причём в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвящённого определённым календарным праздникам.

Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку.  Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

Ни один праздник не обходится без народных подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.              

  Таким образом, народная подвижная игра как средство приобщения к русской народной культуре играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Подводя итог, можно сказать, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Литература:

  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. «Выходи играть во двор».
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.
  3. Калинченко   А.В.   Развитие   игровой   деятельности   дошкольников:

Методическое пособие. — М.

  1. Литвинова М.Ф.  «Русские народные  подвижные игры»3.Осокина Т.И. и др. «Игры и развлечения детей на воздухе».
  2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду.
  3.  Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12
  4. Страковская В.Л.  «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет».
  5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми.  
  6. Г. Тубельская. Детские праздники в семье.
  7. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.
  8. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает...

Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции – должны жить! От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...

Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»Игра, как средство развития правового воспитания детей старшего дошколь...

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Статья - «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого (гендерного) воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В статье кратко даётся информация о том, что проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольног...