ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ ГОДА
материал

Баркова Екатерина Сергеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_barkova_e.s.docx71.84 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский гуманитарно-технологический колледж»

Допущена к защите:                                           Защита с оценкой:_____

«__»_________20__г.                                                «___» __________ 20__ г.          

 _______ ________________                              _______  __________________                                                       (подпись)            (расшифровка подписи)                                      (подпись)          (расшифровка подписи)                  

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

БАРКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Курс IV, группа 4-АЗ.

Форма обучения: заочная

Руководитель: __________ Г.И. ЗАМАРАЕВА

Обоянь – 2022

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………...........3

1.Теоретическая часть: ..…….……………………………………………….………...5 1.1.Значение природы в экологическом образовании дошкольников..............5                                       1.2.   Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста               с  осенними явлениями в природе в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией         Н.Е. Вераксы…………………………….……………………….......................11

1.3.   Своеобразие методики ознакомления детей 5-6 лет с осенними явлениями в природе…………………………………...………………………13

2.Практическая часть………………………………………………………………....18

2.1.   Опыт работы по формированию знаний у детей 5-6 лет об осенних явлениях в природе…………………………………………………..……...….18

3. Заключение…………………………………………………………………..….......28

4. Литература……………………………………………………………………….….29

5. Приложение …………………………………………………………………...........30

Введение

На сегодняшний день новый федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает необходимость пересмотра формирования знаний и навыков дошкольников, используя в этом вопросе новые технологии и подходы.

В настоящее время многие педагоги, анализируя знания дошкольника выпускника, констатируют недостаточный уровень сформированности представлений о природе и окружающем мире.

Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник,  познавая природную среду, наблюдая объекты природы, может видеть и понимать различные  взаимосвязи и зависимости, которые существуют в ней, умеет выражать своё отношение и эмоционально сопереживать им.

Самые первые представления о сезонных изменениях в природе дошкольник получает на прогулках, начиная уже с самого раннего возраста.         В основной образовательной программе дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы выделены задачи по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с осенними явлениями в природе. Воспитатели дошкольных образовательных организаций  для реализации образовательной деятельности, описанной в основной программе ДО должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями  в  живой и неживой природе. Однако, существует противоречие между тем, что воспитатели проводят наблюдения за сезонными изменениями, но увиденные признаки не всегда формируются в представления о сезонных закономерностях.

   Исходя из выше сказанного, можно сформулировать цель исследования: показать необходимость ознакомления детей 5–6 лет с осенним временем года.

В ходе работы решались следующие задачи:

  • Раскрыть роль природы в экологическом образовании дошкольников;
  • Проанализировать содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с осенними явлениями в природе в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;
  • Исследовать формы и методы работы по ознакомлению детей 5–6 лет с осенними явлениями в природе;
  • Спроектировать формы и методы работы по ознакомлению детей 5–6 лет с осенью как сезонным явлением и их апробировать на практике.

                                         

 1. Теоретическая часть

1.1. Значение природы в экологическом образовании дошкольников.

Природа – самое прекрасное, что есть на Земле.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Воспитатель  должен уметь правильно отобрать познавательный материал и придумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них, непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями ( листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д. Это создает благоприятные условия для развития мышления.

За время пребывания в ДОО ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, те общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями, дают детям много радостных переживаний.

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей.

В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развитие. У них развивается любознательность.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти – свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную и логическую память.

Общение с природой развивает мышление детей – процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию.

Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

Природа выступает как средство нравственного воспитания. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция на заботу и ласку ребенка, привязанность животного к ребенку, воспитывают в детях доброту и сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам. Природа даёт возможность развивать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно, и при соответствующей педагогической организации является значимым средством воспитания чувств и поведения.

Природа способствует эстетическому воспитанию. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Знакомя детей с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всём многообразии.

Не только постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение, но и искусство содействует лучшему восприятию понимания красоты природы. Надо дать ребёнку воспринимать красоту природы через художественные картины, поэзию, музыку.

Решение задач эстетического воспитания средствами природы не проходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной (лепке, рисовании, аппликации).

Создаваемые детьми изображения на темы природы способствует закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

Немаловажное значение имеет труд в природе. Из всех видов трудовой деятельности, он является наиболее ценным видом труда и природа выступает как средство трудового воспитания.

Дошкольники овладевают практическими умениями и навыками: уход за растениями и животными в зелёной зоне в помещении и на участке, экологическая забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и фиксация их результатов, изготовление простейших коллекций, макетов. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

 На основе сочетания умственного и физического труда у детей воспитываются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на их физическое развитие. Прогулки с детьми на природе улучшают общее физическое состояние ребенка. Движение на свежем воздухе, игры в лесу и парке, труд на огороде и в цветнике, развивают мышцы и укрепляют нервную систему. В процессе знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым.

Получая разнообразные впечатления о природе, дети учатся видеть её красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребёнка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать её красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Таким образом воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель, она «единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание».

1.2. Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного    возраста с осенними явлениями в природе в основной образовательной программе  дошкольного образования                                                                           «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

Для знакомства детей с миром природы, следует уделять особое внимание отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и воспитать бережное отношение к природе.

Систематически знакомить детей с природой начинают с младшей группы. С первых шагов ребенок познает мир, его привлекает все: зеленые леса и луга, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки и т. д. Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на ребенка. Однако, все ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Отсутствие знаний может привести к неправильному пониманию природы и ее роли в жизни человека. Чтобы подобное не случилось надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в образовательной области «Познавательное развитие» решаются следующие задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с осенними явлениями в природе. Так воспитатель учит детей 3 – 4 лет замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и падать, птицы улетают в теплые края;

Расширяет представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учит различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

            В средней группе дети учатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг;

Устанавливают простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки, отцвели цветы и т. д.);

Воспитатель привлекает детей к участию в сборе семян растений.        

У детей 5 – 6 лет воспитатель закрепляет представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека;

Знакомит с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы – гуси, утки, журавли – улетают в теплые края).

В подготовительной группе дети закрепляют знания о том, что сентябрь – первый осенний месяц.

Учатся замечать приметы осени (похолодало, земля от заморозков стала твердой, заледенели лужи, листопад, иней на почве);

Воспитатель показывает обрезку кустарников, рассказывает для чего это делают; Привлекает к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки;

Учит собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Таким образом, от нас, взрослых, зависит: научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Это необходимо, как пища для души, а порой и как лекарство. Уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой.

1.3.   Своеобразие методики ознакомления детей 5-6 лет с осенними явлениями в природе.

Осень – одно из самых красочных времен года: картины русской осени запечатлены в произведениях наших писателей, поэтов, художников. Осень поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, воспитатель использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневной жизни.

Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм.

В старшей группе основной задачей является формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений.

В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с осенними явлениями в природе. Занятия и экскурсии, чаще всего, проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы ознакомления (наглядные, практические, словесные).

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений в природе.

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.

Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью светового дня, изменением температуры и активностью солнца) ведутся и новые. С помощью воспитателя дети замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный. В конце – небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы ребята четко осознавали его связь с тучами.

Вместе с воспитателем дети ежедневно отмечают силу и направление ветра. Поздней осенью внимание детей фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром – за окном темно. Детей подводят к выводу, что дни стали короче (солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.

В этом возрасте дошкольники уже могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдением за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днем; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения Земли относительно солнца сменяются времена года.

Для познания причин смены сезонов можно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение Земли вокруг солнца: «Почему наступает другой сезон?». Дети самостоятельно определяют связь между расположением Земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний старших дошкольников о временах года необходимо читать художественную литературу: К.Д. Ушинского «Осень»; Н.И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др. в этих же целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.

Чтобы сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ, можно провести занятие на тему: «Осень», на котором дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с особенностями осенней природы.

Можно рассказать детям, что осенью один день, бывает, равен ночи, и он называется днем осеннего равноденствия. В это время года на вечерних прогулках уже видны звезды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что эти небесные светила находятся на небе всегда, хотя днем их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками.

В целом, в старшей группе, у дошкольников формируют представления о неживой природе, как среде обитания животных и растений, о некоторых метеорологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.

Воспитатель обращает внимание детей на изменения в окраске листьев и листопад, он помогает ребятам установить связь между листопадом и первыми заморозками. Старшие дошкольники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание веток во время сильных ветров и снегопадов. Опавшие листья защищают корни дерева: укрывая землю сплошным ковром, они уберегают их, тем самым, от морозов. Помимо защиты корневой системы от холодов, листья, сгнивая, делают почву питательной. Ребята даже могут помогать этому процессу, собрав листву в кучу, перелопатив ее и обильно полив. Дошкольники узнают, что листья убирать нужно только с дорожек, а под деревьям их лучше оставлять.

В это время года воспитатель старается доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой.

Познание осенних изменений в растительном мире не ограничивается наблюдениями за листьями деревьев. Детям можно показать различные семена и плоды: дуба (желуди), хвойных деревьев. С плодами и семенами можно поиграть в игру «С чьей ветки детки?» – дошкольники находят плоды от того или иного дерева.

Поздней осенью нужно показать дошкольникам почки и рассказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с осенними цветами. Они узнают, что есть однолетние и многолетние растения, собирают их семена и учатся определять по семечку, что из него вырастет. Полезно проводить дидактическую игру «В нашем цветнике» (ребенок по семенам определяет растение).

В это время года дети могут наблюдать за посадкой в грунт луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов, как готовят почву под газон. В последнем они и сами могут поучаствовать: утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и травой; проводить очистку цветника; перекапывать почву вместе с органическими удобрениями. Не зимующие в почве георгины, гладиолусы, клубневые бегонии, нужно перенести в помещение.

На прогулке следует отвести детей в сквер, где они могут увидеть подготовку цветников к зиме взрослыми. Дошкольники продолжают участвовать в сборе урожая.

В старшей группе значительно расширяется содержание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых. Дети наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором, закладкой на хранение. Организуются целевые прогулки в плодовый сад. Дети узнают как взрослые утепляют деревья к зиме. В процессе таких прогулок они могут оказывать посильную помощь – поддерживать растение во время посадки, засыпать землей, поливать. Продолжаются наблюдения за животными, в первую очередь за птицами.

В этом возрасте дошкольники уже знают, что птицы делятся на зимующих и перелетных. Воспитатель может организовать наблюдение за сбором перелетных птиц в стаи и отлетом. Во время прогулки к грачевнику можно вспомнить строчки из стихотворения Н. Некрасова: «Поздняя осень, грачи улетели… Лес обнажился, поля опустели…».

Дошкольники старшего возраста способны понимать более сложные причинно-следственные связи. Ребята должны осознавать связь между падением температуры и отлетом пернатых в теплые края: похолодание – увядание растений – исчезновение насекомых – отлет птиц.

Для лучшего усвоения информации об осени, в целом, и о птицах, в частности, следует проводить соответствующие занятия.

Продолжается знакомство и с повадками животных в осенний период. Воспитатель знакомит детей с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанными с условиями среды (например, лягушка в тепле бодрствует, а при наступлении холодов засыпает). Воспитатель рассказывает о том, как ежи готовятся к зиме, какие запасы делают на зиму белки. Нужно систематически проверять знания детей о насекомых.

Эти рассказы и наблюдения помогают формировать у дошкольников знания о приспособляемости диких животных к сезонным условиям. Дети осознают цепочку связей: погодные условия – наличие (отсутствие) корма – образ жизни животного.

Для создания эмоционально-познавательной атмосферы среди детей, а также с целью помочь или более полно и осознанно усвоить знания об осени, можно провести досуг «Осень – перемен восемь». Ребята познакомятся с народными пословицами и поговорками, научатся отгадывать загадки об осени и, что самое главное, получат мотивацию к дальнейшим наблюдениям.

Таким образом, организуемые воспитателем разные формы и методы работы с детьми старшей группы в природе, развивают у них способность наблюдать осенние изменения в природе, выделять ее характерные признаки, анализировать, воспитывают гуманное отношение к природе, способность чувствовать ее красоту и стремление ее охранять.

2. Практическая часть

2.1 Опыт работы по формированию знаний у детей 5-6 лет об осенних явлениях в природе

    Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда не замечают главного. А если, рядом воспитатель, который удивляется с ними, учит не только смотреть, но и видеть, то дети захотят узнать еще больше. Поэтому в ДОО необходимо использовать разные формы и методы работы с детьми по ознакомлению с осенними явлениями в природе, которые были апробированы в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» г.Губкин с детьми 5-6 лет.

В начале работы с детьми данного возраста была проведена диагностика по формированию у них системы знаний об осеннем сезоне.                                  Детям были предложены следующие вопросы:

1.Какое сейчас время года?. Почему вы так считаете?                             2.Расположите по порядку картинки с изображениями времени года – осень. 3.Назовите осенние месяцы.                                                                                4.Перечислите признаки наступления осени.                                                                                5.Что происходит с деревьями осенью?                                                                    6.Сравните по картинкам два времени года: настоящее и прошедшее.                           7.Какие изменения происходят в жизни животных с приходом осени?

        В ходе диагностики дети не испытывали затруднений, при ответах на первый вопрос, Денис ответил: Осень! Потому что сейчас дни стали короче. Варя добавила, что листья на деревьях пожелтели, погода стала холодной и дождливой. Аня дополнила ответ сказав, что конечно сейчас наступила осень, потому, что дует холодный ветер и люди тепло одеты. В ходе ответа на второй вопрос, не все дети справились с заданием. Шестеро детей Ваня, Никита, Рома, Аня, Яков, и Лёша допустили ошибки. Вызвал затруднение и третий вопрос. Рита, Яков и Лёша не знают название осенних месяцев. На четвёртый вопрос наиболее полно ответили Яков и Никита. Яков сказал, что осенью небо хмурое, с деревьев опадают листья, на улице лужи и грязь. Никита дополнил ответ, сказав, что в полях и на огородах убирают урожай. Все дети ответили правильно на пятый вопрос. Особенно полным был ответ у Ромы, он сказал, что листья меняют свою окраску на жёлтую, красную, коричневую. Ваня дополнил – наряд деревьев и кустарников меняется на золотисто – багряный. При ответах на шестой вопрос (сравнение двух времён года), Варя, Рома и Аня затруднялись и не смогли дать правильный ответ. На вопрос об изменениях в жизни животных с приходом осени, только четверо Никита, Рома, Яков и Лёша ответили правильно. Никита ответил, с приходом осени шерсть у животных становится густой и пушистой, а ещё звери накапливают жир, чтобы пережить долгую зиму. Рома и Лёша добавили, животные делают себе припасы на зиму. Яков дополнил, некоторые животные такие как медведь, барсук, ёж залегают в спячку. Многие птицы улетают в тёплые края. Аня рассказала о том, что насекомые тоже готовятся к зиме. Они забираются в укромные места и зимуют там до наступления тепла.

При оценке результатов диагностики, были учтены индивидуальные особенности детей. Данной темой дети были заинтересованы. Отвечали без напряжения. В ходе анализа было определено два уровня сформированности   системы знаний об осеннем сезоне. Это средний уровень. Его показали Денис, Рита, Рома, Дима и Яков. Дети имеют определённый объём знаний об осеннем сезоне. Системность и обобщённость знаний прослеживаются слабо. Дети способны к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда могут объяснить их. Низкий уровень знаний об осеннем сезоне показали: Ваня, Варя, Аня, Лёша. Дети имеют небольшие по объёму, неточные знания. Отвечают неуверенно, подолгу задумываются, с помощью подсказки или наводящих вопросов дают неточный ответ. Это говорит о том, что работа проводилась не систематически.

          Полученные данные занесены в таблицу №1.

Таблица 1

Результаты диагностики знаний детей об осени, как сезоне.

  Вопросы

Денис

Ваня

Рита

Никита

Варя

Рома

Аня

Яков

Лёша

Какое сейчас время года? Почему вы так считаете?

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Расположите по порядку картинки с изображениями времени года – осень.

+

+

+

Назовите   осенние месяцы?

+

+

+

+

+

+

Перечислите признаки наступления осени.

+

+

+

+

+

+

+

Что происходит с деревьями осенью?

+

+

+

+

+

+

+

+

Сравните по картинкам два времени года: настоящее и прошедшее.

+

+

+

+

+

+

Какие изменения происходят в жизни животных с приходом осени?

+

+

+

+

Итог (правильных ответов).

6

4

5

6

4

5

4

5

4

В ходе диагностики использовались следующие методические приёмы: вопросы, показ, рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово, указания, поощрение.

          Результаты диагностики показали, что у детей не сформирована система знаний и поэтому была выстроена программа действий по формированию знаний об осени, как сезоне.

С детьми было подготовлено и проведено занятие, на тему «Осень в гости к нам пришла» (приложение 1).

Цель занятия: обобщение представления детей об осени как времени года, её признаках;

Задачи:

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных, о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

В начале занятия детям предлагалось послушать музыку П.И.Чайковского «Осень» и отгадать загадку о сказочном персонаже Петрушке, которую быстрее всех отгадал Рома. Был использован сюрпризный момент (ребёнок в костюме Петрушки). В начале занятия дети отвечали на вопросы:

Когда приходит осень? Денис и Варя отметили, что осень приходит когда день становится короче, а ночь длиннее. Погода становится более прохладной. На вопрос: Назовите признаки осени в неживой природе?, Рита отметила – осенью часто идут дожди, даже выпадает снег. Никита дополнил – по утрам бывают заморозки. Варя добавила – лужи иногда покрываются корочкой льда.                                              

На вопрос: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками и почему?, смог ответить Денис. Он сказал, что осенью опадает листва с деревьев, потому, что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее и листочкам его недостаточно, листья меняют цвет и начинается листопад.

Быстрее всех на вопрос: Что происходит с приходом осени в жизни зверей?  ответил Никита. Он рассказал, что некоторые звери залегают в спячку. Другие делают запасы на зиму. Ещё звери линяют: меняют летние шубки на зимние.

Наиболее полно и правильно на вопрос: Что меняется в жизни птиц с приходом осени? ответила Варя. Она рассказала о том, что многие птицы улетают в тёплые края и их называют перелётными, а те птицы которые остаются, называются зимующими.

Для облегчения ответов предлагались схемы – подсказки.

«Неживая природа», «Растительный мир», «Животный мир».

Затем, Рита прочитала стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».

Далее с детьми проводилась дидактическая игра: «С какого дерева листок?». Дети собирали разбросанные по полу листочки и отгадывали с какого они дерева. Особенно активными в игре были: Варя, Ваня и Яков.

После игры дети отгадывали загадки, которые загадывал Петрушка. Быстрее всех отгадали загадки Лёша и Аня.

Затем детям было предложено выполнить дидактическое упражнение «Вершки – корешки». Они обводили зелёным цветом те овощи, у которых употребляют в пищу вершки т.е. листья, зелень. Красным цветом корешки. И синим цветом те овощи, у которых употребляется и то и другое. Быстрее всех выполнила задание Аня. Вторыми справились с заданием Денис и Никита.

В конце занятия Петрушка поблагодарил детей за то, что они рассказали об осенних изменениях в жизни природы.

Поставленные программные задачи занятия были реализованы. Дети усвоили содержание учебного материала.

С Ромой, Никитой, Ритой, ответы которых были слабее, проводилась индивидуальная работа (рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за деревьями, беседа).

Интересное познавательное занятие было проведено с детьми на тему «Золотая осень» (приложение 2).

Цель которого: закрепление знаний об осени как времени года;

Задачи:

углубить и обобщить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны;

развивать образное мышление и воображение, художественные способности детей;

воспитывать бережное отношение к природе.

В начале занятия детям была загадана загадка об осени и заданы вопросы:

Какие изменения в природе возникли с приходом осени?

Варя ответила – похолодало, идут дожди. Ваня добавил – птицы улетают, желтеют и опадают листья.

На вопрос: Какой бывает осень? Быстрее всех ответил Лёша. Он сказал, что осень бывает: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной.

Рита правильно дала ответ на вопрос: Листья какого дерева желтеют одними из первых? Она сказала, что это листья берёзы.

Далее дети рассматривали картину И.Левитана «Берёзовая роща» и отвечали на вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Аня и Рома сказали, что на картине изображена золотая осень.

На вопрос: Почему осень в это время называется золотой? Первым ответил Яков, он сказал, что листья на деревьях из зелёных перекрашиваются в самые разные оттенки золотого и золотистого.

Никита дал правильный ответ на вопрос: Какие краски использовал художник изображая осень? Он сказал, что художник использовал зелёный, светло – зелёный и коричнево – золотистые цвета.

Далее была проведена физкультурная минутка.

Затем детям было предложено приступить к рисованию своей картины «Золотая осень».

По окончании работы были отмечены наиболее выразительные рисунки.

Были подготовлены и проведены ряд прогулок. Так дети наблюдали за небом и облаками (приложение 3).

Цель: формирование представлений о неживой природе (небо, облака).

Задачи:

продолжать закреплять знания о неживой природе: небе, облаках;

развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков.

воспитывать бережное отношение к природе.

В начале наблюдения, было обращено внимание детей на то, что облака стали совсем другими (серыми, тяжёлыми, низкими) и им предлагалось понаблюдать за облаками.

В ходе наблюдения было использовано художественное слово (загадка), которую отгадал первым Ваня. Далее дети отвечали на вопросы:

Что означает «Шатёр огромный над землёй»?

Никита ответил, шатёр – это наше огромное, голубое небо.

На вопрос почему небо часто меняет свой цвет, Рита ответила – небо меняет свой цвет из – за плывущих облаков, смены дня и ночи, солнца. Рома добавил, - небо меняет свой цвет тогда, когда идёт дождь или снег.

На прогулке дети играли в дидактическую игру «Назови больше». К существительному слову «небо» нужно было подобрать как можно больше прилагательных например, небо голубое, серое и т.д.. Быстрее всех справились с заданием Денис, Никита и Рита, они больше всех назвали прилагательных.

Далее дети занимались исследовательской деятельностью. Смотрели в небо через разноцветные стёкла. Так же с большим интересом и увлечением дети занимались конструктивной деятельностью. Строили многоуровневые башни с использованием вёдер разного размера. Самую высокую башню построили Яков  и Варя.

Затем детям было предложено навести порядок на участке. Они подметали дорожки и собирали сухие веточки, сносили их в кучу. Особенно активными были Лёша, Варя и Яков.

В конце прогулки дети рисовали на асфальте разноцветными мелками облака.

Такое наблюдение расширило представление детей о неживой природе.

Также на прогулке дети наблюдали за листопадом (приложение 4).

          Целью: формирование представлений об осеннем явлении – листопад.

Задачи:

углубить знания детей о деревьях осенью, о характерных признаках осенней природы.

развивать внимание, память, мышление;

воспитывать радостные переживания от общения с природой.

 Внимание детей было обращено на изменения произошедшие с деревьями на участке. Для этого детям предлагалось присесть на скамейки и полюбоваться красотой осени, понаблюдать как падают листья. Варя сказала, - листья стали разноцветными, а Яков пояснил, - листья падают на землю словно красивый дождик. В ходе наблюдения дети познакомились с понятием «листопад».    Внимание детей было обращено на то, какой звук издают падающие листья. Аня сказала, - листики тихо шуршат словно разговаривают друг с другом. Никита пояснил, - начало листопада это когда много листьев падает с деревьев, деревья готовятся к зимнему сну.

Наблюдение сопровождалось чтением стихотворения В.Нировича «Листопад, листопад, листья жёлтые летят».

Далее дети играли в подвижную игру «Поймай листок». Дети пытались поймать листок висящий на ветке или летящий по воздуху. В процессе игры развивалось умение подпрыгивать на месте как можно выше. Больше всех листочков поймал Денис и Яков.

Затем дети занимались трудовой деятельностью: собирали опавшие листья и относили их на клумбу для питания цветочных растений на следующий год.

В конце прогулки детям было предложено собрать несколько красивых листьев для составления «Осеннего узора».

Ещё на прогулке дети наблюдали за берёзами (приложение 5).

с целью: формирование у детей представлений о берёзе в осенний период;

Задачи:

учить выделять характерные особенности дерева, называть его части;

развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.;

воспитывать желание ухаживать за растениями.

В ходе наблюдения было предложено рассмотреть участок ДОО, обратить внимание детей на берёзы растущие на участке и ответить на вопросы:                          

Как называется дерево?

Самыми внимательными и наблюдательными были Денис, Аня, Рита и Никита. Они ответили: дерево называется берёза.

На вопрос: Какой ствол у берёзы? Быстрее всех ответил Никита, он сказал, -  ствол у неё белый с маленькими чёрными полосками.

Аня правильно ответила на вопрос: Какого цвета были листья у берёзы летом? Она сказала, - летом они были зелёными, а осенью стали ярко – жёлтыми.

Детям было рассказано о том, что наши предки называли сентябрь «Листопадник». На вопрос: Почему сентябрю дали такое название? ответил Ваня. Он сказал, что в сентябре начинают опадать листья с деревьев и начинается листопад.

В ходе наблюдения было использовано художественное слово, прочитано стихотворение Е.Трутневой «Стало вдруг светлее вдвое». Расширяя знания детей было предложено рассмотреть листья разного цвета с одного дерева. Обращено внимание на то, как лист постепенно меняет цвет.

Далее дети играли в игру «Узнай дерево». На счёт раз – два – три, к берёзе беги – дети бежали и останавливались у берёзы.

Затем детям по очереди были загаданы загадки. Быстрее всех отгадали загадки Денис и Никита.

С детьми Яков, Ромой, Никитой и Рита, которые были малоактивными, была проведена индивидуальная работа (дидактическая игра «Узнай по описанию», чтение стихотворений, беседы).

Затем дети занимались трудовой деятельностью. Собирали опавшие листья и складывали их в мешки для мусора.

В конце прогулки детям было предложено составить осенние букеты из опавших листьев.

На одной из прогулок был организован труд в природе «Сбор семян цветов» (приложение 6).                          

С целью: формирование трудовых умений и навыков.

Задачи:

закреплять знания детей о правилах сбора и хранения семян;

развивать аккуратность при работе с семенами, уверенность в своих действиях.

Воспитывать у детей положительные личностные качества: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

В начале детям были заданы вопросы:

Какое время года сейчас на улице? Какая погода?

Аня ответила – осень. Светит солнышко.

На вопрос: в какую погоду лучше собирать семена? Рома сказал – в сухую, безветренную.

Варя быстрее всех ответила на вопрос: для чего нужны семена? Она сказала, они нужны, чтобы на следующий год на клумбе посадить красивые цветы.

Детям было предложено вспомнить как весной  сажали на клумбу цветы, и какие цветы посадили. Никита дал правильный ответ – бархатцы, цинии, астры.

Затем детям было предложено помочь собрать семена на клумбе. Для начала нужно было разделиться на команды, взять каждому карточку с изображением цветка и собрать в отдельный мешочек каждый вид цветов.

Быстрее всех справилась с заданием первая команда, в которой были Денис, Никита, Варя, они собирали семена цинии. Второй была команда, где были Ваня, Аня и Лёша, они собирали семена астры. Чуть медленнее справились с заданием команда, где были Рита, Рома и Яков, они собирали семена бархатцев.

По окончании работы были оценены результаты труда.

Таким образом, организуемые формы и методы работы по экологическому образованию, способствовали формированию у детей 5 – 6 лет представлений об осени как сезонном явлении и воспитанию эмоционально – правильного отношения к живой и неживой природе.

                                                     

 Заключение.

Общение с природой положительно влияет на человека  делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Природа своим удивительным разнообразием, красочностью и динамичностью процессов привлекает внимание детей с раннего детства, обогащает и мышление, является источников радостных переживаний.

Для ребёнка дошкольного возраста она выступает основным элементом формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру. Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления, полученные от родной природы, глубоко западают в душу дошкольникам, а в будущем воспитывается ценностное отношение к своей Родине.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё; оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей,  становится неотъемлемым требованием воспитания. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей таких качеств как гуманность, трудолюбие, патриотизм, уважение к труду взрослых, сохраняющих и умножающих природные богатства.

Литература

  1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М., 2016.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. 1989.
  3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – В., 2006.
  5. Дрязгулова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1984.
  6. Жукова А. «Осень в гости к нам пришла».// Дошкольное воспитание. – 2017, №8
  7. Зомкина А. «Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей»// Дошкольное воспитание. – 2010, № 1.
  8. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. – М., 1996.
  9. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. – М., 2001.
  10. Машкова С.В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Издательство «Учитель», 2011.
  11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 2002.
  12. Нисконен Л.А. «Природа в развитии и воспитании ребенка»// Дошкольное воспитание. – 2000, №7.
  13. Новицкая В.А. и др. Правила поведения в природе для дошкольников. – М., 2011.
  14. Перова Н. «Что нам осень принесла?»// Дошкольное воспитание. – 2017. №8
  15. Саморукова П.Т. Как знакомить детей с природой. – М., 1983.
  16. Саморукова П.Т. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М., 1992.
  17. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. – М., 2008.
  18. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. – М., 2012.
  19. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Конспект НОД (занятия)

 на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла!» для детей старшей группы.

Цель: обобщение представлений детей об осени как времени года, ее признаках.

Задачи:

уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

Предварительная работа: рассматривание картин; чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень; изготовление трафаретов осенних листьев; рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Индивидуальная работа: включение в работу малоактивных детей: Варю П. и Ваню Л. Привлекать Рому Ш. и Якова К. к комментированию ответов других детей.

Оборудование: фонограмма П.И.Чайковского «Осень», ребенок в костюме «Петрушки», схемы-подсказки, иллюстрации с изображением осени.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его …(Петрушка).

Сегодня к нам в гости пришел Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень.

– Ну, что ребята, расскажите? Послушайте какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени всё самое важное, красивое и интересное. У нас прошёл конкурс рисунков «Золотая осень». Вы знаете об осени стихи, песни и загадки. Мы очень много наблюдали за осенними изменениями. Мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть что рассказать.

Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать, о чём бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чём будем говорить сначала? Потом.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель предлагает схемы – подсказки

«Неживая природа»

«Растительный мир»

«Животный мир».

Воспитатель: ребята, я попрошу вас ответить на вопросы:

Когда приходит осень?

(Ответы детей) Когда день становится короче, а ночь длиннее, погода становится более прохладной.

Какие осенние месяцы вы знаете?

(Ответы детей) Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Назовите признаки осени в неживой природе?

(Ответы детей) Часто идут дожди, часто выпадает снег, по утрам бывают заморозки, лужи покрываются корочкой льда.

Почему погода становится прохладной?

Какие ещё явления природы вы наблюдали в осенние дни?

Ребёнок в костюме Петрушки: «Ой, как скучно!»

Воспитатель: Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений. Сейчас Рита прочитает нам одно из них.

«Унылая пора! Очей очарованье!...»

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его собрать правильно листья.

Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок?».

(Дети собирают разбросанные по полу листочки: Ваня - клёна, Рита – берёзы, Варя – рябины, Никита – тополя, Петрушка – осины.

Воспитатель: молодцы, правильно собрали листья.

Ребята, давайте поиграем в дидактическую игру «Назови листочек».

Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

Дуб – дубовый

Клён – кленовый…

Воспитатель: Сейчас я  предлагаю перейти к следующему разделу схемы – подсказки «Растительный мир осенью», и ответить на вопросы.

Что мы относим к растительному миру?

(Ответы детей) К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему?

(Ответы детей) Осенью опадает листва с деревьев, потому, что от холода сок в стволе и веточках двигается  медленнее, и листочкам его недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.

Что меняется в жизни трав и цветов?

(Ответы детей) Трава и цветы пожухли, засохли, потому, что стало холодно и не хватает  солнечного света.

Воспитатель: молодцы, вы дали много правильных ответов и наверное устали, поэтому мы сейчас отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер северный подул,

(подуть на пальцы)

С-с-с все листочки с липы сдул

(С-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(Ладошки зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать

кап-кап-кап - 2 раза

(Постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил,

Снег потом припорошил.

(Плавные движения вперёд-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(Ладони крепко прижать к столу)

Воспитатель: ребята, предлагаю перейти к следующему разделу схемы – подсказки «Животный мир осенью» и ответить на вопросы.

Кого мы относим к животному миру?

(Ответы детей) К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

(Ответы детей) Все животные готовятся к зиме, некоторые залегают в спячку, например: медведь, ёж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк. С приходом осени некоторые звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более тёплые.

Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

(Ответы детей) Есть птицы которые улетают на зиму в тёплые края, их называют перелётными. Некоторые птицы остаются зимовать, их называют зимующими. Это вороны, воробьи, галки. Зимой их надо подкармливать. Мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Воспитатель: я предлагаю нашему гостю Петрушке отгадать загадку.  

Болтлива птичка – спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? – Длиннохвостая… (сорока)

Воспитатель: молодец Петрушка.

А сейчас я предлагаю ответить на вопросы:

Сорока птица перелётная или зимующая?. (ответы детей) Зимующая.

Какие изменения происходят осенью в жизни человека?

          (Если дети затрудняются с ответом, тогда помогает с ответом воспитатель) Люди собирают урожай, деревья белят известью, утепляют их корни. Убранные поля удобряют и вспахивают. На полях высевают семена озимой ржи и пшеницы.

А вы, ребята, как трудились осенью?

(Ответы детей) Мы убирали листву на участке, чтобы стало чисто.

Осень, очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все её дары необходимо собрать и переработать. Это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки – корешки».

Воспитатель: у вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зелёным цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы предлагаем нашему гостю Петрушке, поиграть с нами.

Воспитатель: каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вмести с ребятами? Подумай и скажи: обо всём ли мы рассказали, что задумали? Ничего не упустили?

Чьи ответы тебе понравились больше всего? У кого из ребят они были самыми полными и правильными?. Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Занятие окончено.

Приложение 2

Конспект НОД (занятия)

на тему: «Золотая осень» для детей старшей группы.

Цель: закрепление сезонных изменений в природе осенью.

Задачи:

углубить и обобщить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;

закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны;

развивать образное мышление и воображение, художественные способности детей;

воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание деревьев, сбор листьев и плодов, знакомство с репродукциями картин И.И.Левитана, В.Васнецова.

Оборудование: листы бумаги белого цвета, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки, репродукция картины И.Левитана «Берёзовая роща».

Ход занятия:

Воспитатель: ребята отгадайте загадку.

Пришла без краски и без кисти,

И перекрасила все листья. (Осень)

Молодцы, правильно. Предлагаю вам ответить на вопросы:

Какие изменения в природе возникли с приходом осени? Дети: похолодало, идут дожди, птицы улетают, желтеют и опадают листья.

Какой бывает осень? Дети: золотой, дождливой, урожайной, унылой, тёплой и солнечной.

Листья какого дерева желтеют одними из первых? Дети: быстрее всех желтеют листья у берёзы.

Воспитатель: ребята, предлагаю рассмотреть картину И.Левитана «Берёзовая роща». Многие известные художники такие как Шишкин, Левитан, Васнецов любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Они долго-долго учились и каждый день много рисовали. Но даже настоящие художники не сразу научились рисовать.

Воспитатель: дети вы рассмотрели картину и давайте ответим на вопросы:

Какое время года изобразил художник? Дети: на картине изображена золотая осень.

Почему осень в это время называют золотой? Дети: листья на деревьях из зелёных перекрашиваются в самые разные оттенки золотого и золотистого.

Какие краски использовал художник изображая осень? Дети: художник использовал зелёный, светло – зелёный и коричнево – золотистые цвета.

Воспитатель: вы правильно отвечали на вопросы и наверное устали. Сейчас мы проведём физкультминутку.

Листочки, листочки по ветру летят,

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод.

И ветер осенний им песню поёт.

Сегодня мы попробуем передать те впечатления, которые увидели ранее на прогулке. Давайте сравним, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга.

(Ответ) По форме и толщине ствола, форме кроны, окраске.

Предлагаю нарисовать каждому свою картину «Золотая осень».

Воспитатель показывает, как правильно рисовать ствол всем ворсом кисти, а веточки – кончиком.

По окончании занятия рассмотреть с детьми рисунки, выбрать наиболее выразительные.

         Итог.

Приложение 3

          Конспект прогулки для детей старшей группы.

Наблюдение за небом и облаками.

Цель: формирование представлений о неживой природе (небо, облака).

Задачи:

продолжать закреплять знания о неживой природе: небе, облаках;

развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: разноцветные стёкла, ведёрки.

Ход прогулки:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака стали: серые, тяжёлые, низкие. Наблюдая за облаками, дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Дождливые тучи чёрного цвета, белые облака кучевые, перистые.

В ходе наблюдения воспитатель использует художественное слово (загадку).

Шатёр огромный над землёй,

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой…

Воспитатель предлагает детям побеседовать по содержанию стихотворения и задаёт вопросы:

Что означает «Шатёр огромный над землёй». Ответы детей.

Что означает «Бывает синий, голубой, бывает серый и седой». Ответы детей.

Далее дети играют в дидактическую игра «Назови больше».

Подбор прилагательных к существительному «Небо».

Исследовательская деятельность.

Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стёкла.

Конструктивная деятельность.

Практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием вёдер разного размера.

В ходе наблюдения была проведена индивидуальная работа с Игорем Ш. Выучить скороговорку:

Дед Данил делил дыню:

Дольку – Диме, дольку – Дине.

На прогулке дети занимались трудовой деятельностью: подметали листья на прогулочном участке и складывали их в мешки.

В конце наблюдения дети играли в подвижную игру «Уголки» (перебежки) и рисовали цветными мелками облака.

Приложение 4

Конспект прогулки для детей старше группы.

Цель: формирование представлений об осеннем явлении – листопад.

Задачи:

углубить знания детей о деревьях осенью, о характерных признаках осенней природы.

развивать внимание, память, мышление.

воспитывать радостные переживания от общения с природой.

Ход прогулки:

Воспитатель обращает внимание детей на изменения, произошедшие с деревьями на участке. Предлагает сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени, понаблюдать как опадают листья.

Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещённые яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают. Воспитатель предлагает детям побегать по опавшим листьям, поиграть с ними. Прогулка сопровождается чтением стихотворения В.Нировича:

Листопад, листопад.

Листья жёлтые летят.

Листья жёлтые летят,

Под ногой они шуршат.

. На прогулке дети играли в  подвижную игру «Поймай листок». Дети пытались поймать листок висящий на ветке или летящий по воздуху. В процессе игры развивалось умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Затем дети занимались трудовой деятельностью: собирали опавшие листья и относили их на клумбу для питания цветочных растений на следующий год.

В конце прогулки дети выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету. Далее воспитатель предложила найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в групповой комнате.

Приложение 5

Конспект прогулки для детей старшей группы.

Цель: формирование у детей представлений о берёзе в осенний период.

Задачи:

учить выделять характерные особенности дерева, называть его части.

развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

воспитывать желание ухаживать за растениями.

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть участок ДОО. Обращает внимание на берёзы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на берёзе. Предлагает ответить на вопросы:

Как называется дерево растущее на участке? Ответы детей.

Какой ствол у берёзы? Ответы детей.

 Какого цвета были листья у берёзы летом? Ответы детей.

Воспитатель рассказывает детям о том, что наши предки называли сентябрь «Листопадник».

Воспитатель задаёт детям вопрос:

Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Ответы детей.

В ходе прогулки воспитатель читает стихотворение Е.Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность:

Расширяя знания детей было предложено рассмотреть листья разного цвета с одного дерева. Обращено внимание на то, как лист постепенно меняет цвет.

Воспитатель на прогулке предлагает поиграть в игру «Узнай дерево». Объясняет правила, что насчёт «раз, два, три, к берёзе беги» - дети бегут и останавливаются у берёзы.

Воспитатель задаёт вопрос:

Как они узнали берёзу? Ответы детей.

В ходе прогулки воспитатель рассказывает о народных приметах:

Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки – жди ранней зимы, а если снизу – поздней.

В конце прогулки воспитатель загадывает загадку:

Висят на ветке

Золотые монетки. (осенние листья)

В конце прогулки была проведена уборка территории от опавших листьев, и сбор их в мешки для мусора.

Затем детям было предложено составить осенние букеты из опавших листьев.

Приложение 6

Конспект трудовой деятельности для детей старшей группы.

Форма организации: труд в природе

Цель: формирование трудовых умений и навыков.

Задачи:

закреплять знания детей о правилах сбора и хранения семян;

развивать аккуратность при работе с семенами, уверенность в своих действиях;

воспитать у детей положительные личностные качества: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Оборудование: мешочек с карточками на которых изображены цветы (для распределения детей по командам), бумажные пакеты для семян.

Методы и приемы: беседа, пословицы и поговорки о труде, объяснение, пояснение, напоминание, показ, практика.

Ход проведения:

В начале прогулки детям были заданы вопросы:

  Какое время года сейчас на улице? Какая погода? Ответы детей.

В какую погоду лучше собирать семена? Ответы детей.

Для чего нужны семена? Ответы детей.

 Вы помните, как весной мы сажали на клумбу цветы? Какие цветы мы тогда с вами посадили? Ответы детей.

Умницы! Как хорошо вы запомнили названия цветов. А вы хотите и в следующем году тоже посадить цветы? Ответы детей.

Воспитатель объясняет: чтобы следующей весной мы могли посадить цветы, нам сегодня нужно собрать их семена. Но семян очень много, я одна не справлюсь, вы мне поможете.  Ответы детей.

Воспитатель: хорошо, что одному трудно дается, то коллективом легко берется. Цветов на нашей клумбе очень много. Нам нужно определить кто и какие цветы будет собирать. В моей руке мешочек, куда я положила карточки с изображением цветов, которые растут у нас на клумбе. Каждый из вас возьмет по одной карточке, т. е. у кого будут карточки с изображением одного и того же цветка, будут работать в одной команде – собирать семена этого цветка. (Дети распределяются по группам)

Воспитатель задает вопрос: - Вы знаете как нужно правильно собирать семена цветов? Ответы детей.

Воспитатель рассказывает: - Цветок вырывать целиком и с корнями нельзя, собирать  семена нужно в солнечную погоду. Стоит собирать только здоровые растения, которые не начали гнить, на которых нет вредных насекомых. Нужно срывать корзинки цветов и класть их в бумажные пакеты. А сейчас давайте соберем семена.

Дети собирают семена. Воспитатель следит за тем, как они выполняют работу. Помогает им. Объясняет, что нужно помогать друг другу. Команда, которая заканчивает раньше, помогает другой. Дети заканчивают работу. Отдают пакеты с семенами воспитателю.

Воспитатель хвалит детей.

Как славно мы с вами потрудились. Мы сделали большое дело. Без труда не выловить и рыбку из пруда. В следующем году мы сможем посадить еще больше цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CТАТЬЯ: "Возможности фольги-методика работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет"

В представленном материале дается  описание свойств и преимуществ фольги как доступного и нестандартного материала для детского творчества. Представлены приемы и этапы работы с данным материалом....

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...