Методическое пособие предназначено для работы с детьми с младшего возраста Лэпбук"Времена года" активизировать речь детей способствовать расширению и закреплению представлений ребенка о временах года.
учебно-методический материал по развитию речи

Развивающий настольный лэпбук «Времена года» Актуальность. В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, не всегда проявляют интерес к данным играм. Поэтому возникла необходимость включения в образовательный процесс новых более захватывающих игр. Развивающий настольный лепбук «Времена года» является пособием, содержащим систему игр на закрепление представлений о временах года. Практическая значимость Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до семи лет. Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое. Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе. Практическую значимость пособия подчеркивает возможность его использования воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное дидактическое пособие прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Времена года». Цель, задачи дидактического пособия Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: - активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»; - формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности; - формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.; - развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; - формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Времена года»; - развивать речевое внимание; - развивать зрительное восприятие; - развивать фантазию, речевое творчество; - стимулировать творческую активность детей. Описание дидактического пособия Данный лэпбук представляет собой тематическую папку, в которой собраны игры с объемными прикрепляемыми, открепляемыми деталями на тему «Времена года». Игра «Четвёртый - лишний» это набор линейных карточек на определение лишнего предмета и набор прищепок с характерными признаками времен года. Игра «Лото» это четыре игровых поля, набор карточек с изображением символов, явлений, предметов четырех времен года. Основные направления работы Главное правило игры заключается в умении классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о разных временах года: признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года. Данное правило игры способствует решению речевых и познавательных задач. Данное пособие можно использовать для мониторинга представлений дошкольников о временах года. Педагог предлагает ребенку выбрать карточку с определённым временем года, после чего закрепить её на игровом фоне. С целью развития у детей фантазии, речевого творчества, чувства юмора можно предложить детям составить небылицы, фантастические рассказы. Для этого правила игры нужно изменять. Педагог нарушает логическую цепочку. Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога: - на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает)правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми); - на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом), при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает; - на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей. Варианты игр, упражнений, заданий пособия «Времена года» Игра № 1 «Деревья» Задачи: развивать целенаправленный, сильный, длительный ротовой выдох, расширять кругозор и словарный запас детей по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Ход игры. Педагог знакомит ребёнка с временами года. Рассказывает о том, что они отличаются не только названиями, но и определёнными погодными условиями. Предлагает посмотреть на первые страницы лэпбука и обратить внимание, как выглядят деревья весной, зимой, летом и осенью. А после предлагает подуть на листочки снежинки и цветы деревьев, чтобы оживить картинку. Игра № 2 «Четвёртый - лишний» Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о временах года (признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года). Ход игры. Педагог предлагает ребёнку игровое поле, на котором необходимо выделить «лишний» предмет и закрепить на нём прищепку с характерным признаком нужного времени года, после объяснить свои действия. В игру включён набор карточек и прищепок. Ожидаемые результаты. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения. Практические рекомендации Представленные в дидактическом пособии«Времена года» игровые правила, игры и задания можно видоизменять, дополнять, варьировать. Перспективы дальнейшей разработки темы. К пособию можно подбирать новые игры и задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека подвижных  игр для детей 4-6 лет»...

Методическая разработка по работе с родителями Чтение скороговорок как средство развития речи детей

Методическая разработка для родителей младшей группы по развитию речи детей посредством чтения скороговорок...

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста    Лэпбук ...

ЛЭПбук по развитию речи детей младшего, среднего возраста. "Речевичок"

ЛЭПбук для работы во время НОД, во время индивидуальной работы с детьми, а также работы с подгруппами...

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...

Формы работы с детьми младшего возраста, способствующие развитию речи. Мастер - класс для педагогов ДОУ

На данном мастер - классе рассматриваются понятия "речь" и "язык"; раскрывается роль и значение связной речи для психического развития ребенка. В ходе проведения мастер - класса с ...

Дидактический материал. Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Потешки-прибаутки»

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др...