Развивающий настольный лэпбук «Времена года»
Актуальность.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, не всегда проявляют интерес к данным играм. Поэтому возникла необходимость включения в образовательный процесс новых более захватывающих игр. Развивающий настольный лепбук «Времена года» является пособием, содержащим систему игр на закрепление представлений о временах года.
Практическая значимость
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от четырёх до семи лет.
Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое.
Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.
Практическую значимость пособия подчеркивает возможность его использования воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное дидактическое пособие прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Времена года».
Цель, задачи дидактического пособия
Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»;
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
- формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Времена года»;
- развивать речевое внимание;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать фантазию, речевое творчество;
- стимулировать творческую активность детей.
Описание дидактического пособия
Данный лэпбук представляет собой тематическую папку, в которой собраны игры с объемными прикрепляемыми, открепляемыми деталями на тему «Времена года».
Игра «Четвёртый - лишний» это набор линейных карточек на определение лишнего предмета и набор прищепок с характерными признаками времен года.
Игра «Лото» это четыре игровых поля, набор карточек с изображением символов, явлений, предметов четырех времен года.
Основные направления работы
Главное правило игры заключается в умении классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о разных временах года: признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года.
Данное правило игры способствует решению речевых и познавательных задач.
Данное пособие можно использовать для мониторинга представлений дошкольников о временах года. Педагог предлагает ребенку выбрать карточку с определённым временем года, после чего закрепить её на игровом фоне.
С целью развития у детей фантазии, речевого творчества, чувства юмора можно предложить детям составить небылицы, фантастические рассказы. Для этого правила игры нужно изменять. Педагог нарушает логическую цепочку.
Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия педагога:
- на обучающем этапе педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает)правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);
- на этапе закрепления педагог косвенно воздействует на игру (находится рядом), при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;
- на этапе полного освоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.
Варианты игр, упражнений, заданий пособия «Времена года»
Игра № 1 «Деревья»
Задачи: развивать целенаправленный, сильный, длительный ротовой выдох, расширять кругозор и словарный запас детей по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Ход игры. Педагог знакомит ребёнка с временами года. Рассказывает о том, что они отличаются не только названиями, но и определёнными погодными условиями. Предлагает посмотреть на первые страницы лэпбука и обратить внимание, как выглядят деревья весной, зимой, летом и осенью. А после предлагает подуть на листочки снежинки и цветы деревьев, чтобы оживить картинку.
Игра № 2 «Четвёртый - лишний»
Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, актуализировать знания и расширять словарный запас о временах года (признаки и явления природы, предметы человека, сезонная еда, животный мир и деятельность детей в разное время года).
Ход игры. Педагог предлагает ребёнку игровое поле, на котором необходимо выделить «лишний» предмет и закрепить на нём прищепку с характерным признаком нужного времени года, после объяснить свои действия. В игру включён набор карточек и прищепок.
Ожидаемые результаты.
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Практические рекомендации
Представленные в дидактическом пособии«Времена года» игровые правила, игры и задания можно видоизменять, дополнять, варьировать.
Перспективы дальнейшей разработки темы.
К пособию можно подбирать новые игры и задания.