Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет. Основы финансовой грамотности. Тема: « О, Финансы! Сказочное слово!»
методическая разработка
Аннотация
Актуальность опыта
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, товар, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.
Актуальность опыта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в эконмических явлениях , необходимостью преемственности в знакомстве между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. Сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна опыта заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Основы финансовой грамотности.
Тема: « О, Финансы! Сказочное слово!»
Подготовил воспитатель: Бабич Виктория Владимировна
МБДОУ «Детский сад 121»
Г. Рязань
Аннотация
Актуальность опыта
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, товар, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.
Актуальность опыта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в эконмических явлениях , необходимостью преемственности в знакомстве между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. Сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна опыта заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление полученных экономических знаний в разных видах экономической деятельности.
Задачи:
Создать условия для:
- формирования первичных экономических понятий: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности.
- решения проблемных ситуаций , формирования коммуникативных отношений.
- формирования правильного отношения к деньгам и разумному их использованию,
повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми
Оборудование: гелиевые воздушные шары на каждого ребенка, интерактивная доска, видеозапись, конверт с маршрутным листом, карточки с заданиями, картинки из игры «Что продается, а что нет», монеты номиналом 1 рубль (10 штук на каждого ребенка), купюры разных стран, картинки с изображением профессий и их результатом труда, мяч, магнитная доска, картинки из игры «Хочу – надо», зеленые и красные карандаши, листы бумаги, сундучок с шоколадными монетками, грамота.
Ход деятельности:
Воспитатель: О, Финансы! Сказочное слово!
Власть и сила, ум и красота.
Все хотят, но мало, кто готовы –
Жизнь отдать финансовым счетам.
Это труд, достойный и поэмы,
И сейчас, и бездну лет назад.
Строгое решение проблемы,
В будущее устремленный взгляд.
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Молодцы, я вижу у всех хорошее настроение.
Мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я по дороге в детский сад встретила Мудрого Ежика. Он очень спешил, но я получила приглашение в его «Волшебную Страну Финансов». А чтобы добраться туда, он подарил нам воздушные шары!
Отправимся на воздушных шарах? Согласны?
Воспитатель: Я уверена, что вы сообразительные и дружные ребята и обязательно со всем справитесь.
Полетать на воздушном шаре –
это очень красиво!
Ты вступаешь без страха и риска в корзину
Мы летим над полями,
Над замками и городами
Ах...Кажется мир под ногами,
Красивый и дивный,
Полетать на воздушном шаре –
это очень красиво!
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Вот мы и оказались в «Стране Волшебных Финансов»
Ребята, смотрите для нас видеописьмо (видеозапись обращения к детям Мудрого Ежика)
Мудрый Ежик: Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам я - Мудрый Ежик. Я так давно вас не видел, поэтому очень рад. Приглашаю в путешествие по моей «Стране Волшебных Финансов». Вас ждут нелегкие испытания. Необходимо быть умными, решительными, сообразительными и ничего не бояться. В моей стране несколько станций, чтобы их пройти нужно решить, разгадать все задания и в конце приключений вас ждет от меня сюрприз. А для того, чтобы вы не заблудились, я подготовил для вас маршрутный лист с заданиями, который я оставлю под деревом. Удачи вам ребята! (конверт с маршрутным листом и с заданиями)
Воспитатель: Ребята, вы готовы?
Исполнительный этап:
Остановка «Деньги»
Воспитатель: Скажите , пожалуйста, ребята, за что люди получают деньги? (люди получают деньги за свой труд.)
Воспитатель: Для чего нужны деньги? (купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте.)
Воспитатель: Какие бывают деньги? (бумажные купюры и металлические монеты)
Воспитатель: Где изготавливают Деньги? (предприятие «Гознак», монетный двор)
Воспитатель: Где хранятся деньги? (банк)
Воспитатель: Все ли можно купить и продать? ( нет)
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам игру «Что продается, а что нет»
( на магнитной доске выложить ,что можно купить за деньги, и что нельзя)
Остановка «Семейный бюджет»
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!
Воспитатель: Что такое семейный бюджет?(это те деньги, которые зарабатывают все члены семьи)
Воспитатель: Кто из семьи получает зарплату?(родители)
Воспитатель: За что они получают зарплату? (труд)
Воспитатель: Бабушка и дедушка, что вносит в семейный бюджет? (пенсию)
Воспитатель: Братья и сестры за учебу получают? (стипендию)
Практическое задание (за столами)
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра - стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10).
Практическое задание. «Найди российские деньги»
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)
Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль)
Остановка «Трудовая»
Воспитатель: На этой станции рассказываем о профессиях и разгадываем загадки.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. И для этого мы поиграем в игру «Загадки».
(Воспитатель загадывает загадки)
Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать?( учитель)
Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?( продавец)
Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок? (сапожник)
Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет? (кондуктор)
Кто шьет из ткани сарафан для Тани? (швея)
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?(доктор)
Кто границы охраняет, и наш сон оберегает? (пограничник)
Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (логопед)
Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? (космонавт)
Воспитатель: Предлагаю, ребята, поиграть в игру «Кто, что производит?» (Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда)
Строитель - строит дома;
Швея – шьёт одежду;
Повар – готовит пищу;
Фотограф – делает фотографии;
Художник – рисует картины;
Почтальон – разносит письма, газеты, журналы
Продавец – продает продукты;
Парикмахер – делает причёски;
Пожарный – тушит пожар;
Учитель – учит детей;
Машинист – везёт вагоны
Остановка «Расход – Доход»
На этой станции расскажите, все, что вы знаете о доходах и расходах (тратах, покупках)
Воспитатель: Что люди делают с деньгами (тратят, расходуют)
Все ли деньги нужно тратить? Почему?
Воспитатель: Когда мы получаем деньги это? (доход)
Воспитатель: Когда тратим это? (расход)
Игра «Доход – расход» с мячом в кругу.
Воспитатель: Я буду называть действие, и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Сын получил стипендию. – доход
- Купили телевизор. – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Брат порвал куртку. – расход
- Купили путевку на море. – расход
- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? (ответы детей)
- Как нужно относиться к деньгам? (бережливо, нужно планировать расход, расход не должен превышать доход семьи)
Остановка «Товары и услуги»
На этой станции мы поговорим про свои потребности и про возможности.
Игра «Хочу – надо» (На магнитной доске)
(Дети выполняют задание и объясняют свой выбор)
Воспитатель : Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Остановка «Занять и одолжить»
Воспитатель: Ребята, вы помните , что одолжить – это значит дать деньги взаймы, или в долг, на какое то время, с возвратом. А занять ? (значит попросить деньги взаймы, взять их на какое то время.)
Игра «Занять и одолжить»
Дети делятся на две группы, у каждого по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – зеленые. Обеим группам дается задание: нарисовать зеленый треугольник с красным кругом внутри. Дети выполняют задание. Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.
Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили задание. А вы вернули одолженный карандаш? Ребята, запомните, что долг надо обязательно отдавать, а если не уверены, что сможете отдать, то лучше не занимать.
Остановка «Клад»
(Дети подходят к дереву, и находят красивый сундучок)
Физкультурная минутка.
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.(хлопки)
Воспитатель: Ребята, что такое клад? ( спрятанные деньги, драгоценности, ценные вещи, владелец которых неизвестен)
Воспитатель: Посмотрите, это сундучок Мудрого Ежика, а в нем шоколадные монетки и Грамота! ( с текстом)
(Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это, я вам приготовил этот необычный сундучок со сладкими призами)
Воспитатель: Ребята, тут еще просьба (письмо) от Мудрого Ежика о том, что для всех лесных жителей необходимо сделать из бумаги кошельки, для того чтобы друзья Мудрого Ежика могли хранить деньги, монетки для лесных покупок.
Воспитатель: Мы обязательно это выполним. Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, возьмите свои воздушные шары и закройте глаза.
Мы летим над полями,
Над замками и городами
Ах...Кажется мир под ногами,
Красивый и дивный
Полетать на воздушном шаре –
это очень красиво!
Рефлексивный этап:
Воспитатель: Сегодня все молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, шоколадные монетки заработали.
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным?
А что было самым весёлым? Интересным?
Что бы вам хотелось повторить ещё раз?
Перспективный этап:
Воспитатель: Ребята, вы помните, что мы пообещали Мудрому Ежику? Правильно, нам необходимо сделать для друзей Ежика бумажные кошельки.
Давайте вечером изготовим, и к следующей встрече с Мудрым Ежиком их подарим.
Держи карманный кошелек,
Как он прекрасен и глубок.
Построит все купюры в ряд,
И пусть копеечки звенят.
Не забывай его носить,
Желаю меньше им трусить,
Не расставайся, не теряй,
И лишь деньгами пополняй!
Заключение
Культура общения с деньгами – часть общей культуры человека. Детям предстоит открыть для себя, осознать и освоить мир финансов. В этом залог их финансового благополучия во взрослой жизни. Помочь им в этом – наша задача.
Независимо от того, какую профессию выберет в будущем ребенок – будет ли он летчиком, врачом, строителем, ему потребуются знания и навыки управления личными и семейными деньгами. И сам уровень благосостояния каждого человека во многом зависит от его отношения к деньгам и умения грамотно с ними обращаться.
Таким образом, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.
Библиографический список:
- Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:
https://fincult.info/upload/iblock/10a/puteshestvie_v_mir_finansov_web.p df
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Рабочая тетрадь: пособие для дошкольников. 6-7 лет / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
- Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64.
- Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.
- Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32
- Мини-спектакли: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова. – М.: ВАКОША, 2019. – 32 с.
- Аксенова Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. – 38 с.
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
- Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речи на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр».
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр». Цели:Обучающие: Продолжать учить выделя...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли
В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...
Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»
В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: &l...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»
Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...