Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
презентация

Шенеман Татьяна Анатольевна

Игра - отражение жизни.  Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_forma_organizatsii_zhizni_i_deyatelnosti_detey.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как форма организации жизни и деятельности детей Выполнила: Шенеман Т.А. Воспитатель ф илиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак

Слайд 2

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий . Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”. Сухомлинский В. А. «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С . «Игра для ребенка − способ познания окружающего мира». Крупская Н. К. Высказывания педагогов об игре ребёнка

Слайд 3

Игра в истории человечества Игра имеет многовековую историю, и возникла в первобытном обществе вместе с разны-ми видами искусств. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. Д. Б. Эльконин считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимости для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев и др.). Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к измене- нию положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать участие в работе взрослых , поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и пр. взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которые ребенок овладевал необходимыми навыками, так, как игрушки были их моделями. Наконец , с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение ребенок. В ходе социально-экономического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка.

Слайд 4

Игра − ведущий вид деятельности дошкольников , так как: она удовлетворяет его основные потребности: стремление к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых ; потребность в познании окружающего мира; потребность в активных движениях; - удовлетворяется потребность в общении. В игре зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд и учение). Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, психических процессов (сюжетно−ролевые, д/и ). Игра − деятельность, поэтому для нее характерны следующие компоненты : цель, мотив, планирование, результат.

Слайд 5

Игра как средство воспитания Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается внутреннее содержание. С помощью игр формируется представление об окружающей действительности, развивается кругозор ребенка, формы познания. В игре формируются нравственные качества, чувства детей. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения. В играх развиваются творческие способности. Т.е . воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

Слайд 6

Игра как форма организации жизни и деятельности детей Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежит Фридриху Фребелю . В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь д/с должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К. Крупская. А.П . Усова считала , что воспитатель должен находится в центре детской жизни, т.е. знать интересы детей, уметь направлять интересы; чтоб игра выполняла организующую форму, воспитатель должен знать, какие задачи нужно решать. Она отмечает, что в группе создаются общества играющих, формируются взаимоотношения; в процессе игры складываются два типа отношений: отношения , которые определяются содержанием игры ; отношения реальные, которые проявляются по поводу игры, т.е . проявление личностных отношений .

Слайд 7

С помощью игры можно организовать детей на все другие виды деятельности : трудовая, занятия, на режимные процессы. В игре формируются «навыки общественного поведения »: - умение войти в игру; - умение договориться о роле, об игрушке ; - умение уступать; - умение решать споры. Усвоив в игре навыки дети переносят их в другие виды деятельности. Навыки помогают в повседневной жизни, во всех делах, решать конфликты, вопросы. В игре есть правила, которые являются организующим, дисциплинирующим началом; они заставляют детей подчиняться правилам (самостоятельно без помощи воспитателя).

Слайд 8

Классификация С . Л. Новоселовой в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого ). Выделяют три класса игр: 1 ) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, самостоятельные игры: - игра-экспериментирование; - самостоятельные сюжетные игры: сюжетно- отобразительные , сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные; 2 ) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями: - игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; - досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные; 3 ) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.

Слайд 9

Классификация игр дошкольников используемых в ДОУ: - сюжетно-ролевые; театрализованные; подвижные; дидактические.

Слайд 10

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет , без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) . • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) . • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д . В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Слайд 11

Театрализованные игры − игры, в которых дети разыгрывают в лицах литературные произведения. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. Требования к произведениям: - понятные, доступные, лаконичные; - динамичные; - занимательный интересный сюжет; - наличие диалогов; - должны иметь воспитательную ценность.

Слайд 12

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами . Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Слайд 13

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности , внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль . Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Слайд 14

С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории. 1. Биологическая функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться. 2. Внутри личностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т. е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие). 3. Межличностная функция. Игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями. 4. Социальная функция. В играх, дающих детям возможность примерять желанные взрослые роли, дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями.

Слайд 15

Игра – отражение жизни . Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще многого другого . В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре . Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование образовательного процесса. Ежедневная организация жизни и деятельности детей»

Данный материал представляет собой лекцию в рамках повышения квалификации педагогов по образовательной программе дополнительного профессионального образованияПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ...

Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, чт...

Статья "Игра - форма организации жизни и деятельности детей".

Аннотация: в данной статье  игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольн...

Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"

Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"...

Формы организации. Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста.

Виды конструирования.Формы конструирования.Методы модельно-конструктивной деятельности.Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах....