Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
презентация
Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_temu_igra_kak_forma_zhizni_i_deyatelnosti_detey.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
План Игра в истории человечества Социальный характер детской игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольников Игра как средство воспитания Игра как форма жизни и деятельности детей Классификация детских игр
1. Игра в истории человечества Игра имеет многовековую историю, и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусств. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимости для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др .). Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и пр. взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которые ребенок овладевал необходимыми навыками, так, как игрушки были их моделями. Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, ноне функциями (игрушечное ружье, игрушка-соха). Другими словами игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремлению к активному участию в жизни взрослых . В ходе социально-экономического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанной многовековой историей человечества.
2.Социальный характер детской игры Игра − социальна не только по своему происхождению, но и по содержанию. Это впервые доказал К.Д. Ушинский. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят бесследно для ребенка, они могут определить характер и поведение человека в обществе. Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
3 . Игра – ведущий вид деятельности дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности, т.е. деятельности, которая определяет развитие на этапе дошкольное детство. Игра − ведущий вид деятельности, так как: она удовлетворяет его основные потребности: - стремление к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых ; - потребность в познании окружающего мира; - потребность в активных движениях; - удовлетворяется потребность в общении В игре зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд и учение); игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, психических процессов (сюжетно−ролевые, д/и). Игра − деятельность, поэтому для нее характерны следующие компоненты : цель, мотив, планирование, результат.
4. Игра как средство воспитания В педагогической теории игры особое внимание уделяется игре как средству воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается внутреннее содержание. С помощью игр формируется представление об окружающей действительности, развивается кругозор ребенка, формы познания. В игре формируются нравственные качества, чувства детей. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношения. В играх развиваются творческие способности. Т.е. воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.
5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей Одним из положений педагогической теории игры является признание игры, как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежит Фридриху Фребелю . Он создал систему д/и. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь д/с должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К. Крупская. Она писала: «Игра для ребенка − способ познания окружающего мира». Научное обоснование игры, как формы организации жизни и деятельности детей содержатся в работах А.П. Усовой. Она считала, что воспитатель должен находится в центре детской жизни, т.е. знать интересы детей, уметь направлять интересы; чтоб игра выполняла организующую форму, воспитатель должен знать, какие задачи нужно решать. Она отмечает, что в группе создаются общества играющих, формируются взаимоотношения; в процессе игры складываются два типа отношений: - отношения , которые определяются содержанием игры. - отношения реальные, которые проявляются по поводу игры, т.е. проявление личностных отношений .
С помощью игры можно организовать детей на все другие виды деятельности : трудовая, занятия, на режимные процессы. В игре формируются «навыки общественного поведения»: умение войти в игру, умение договориться о роле, об игрушке, умение уступать, умение решать споры. Усвоив в игре навыки дети переносят их в другие виды деятельности. Навыки помогают в повседневной жизни, во всех делах, решать конфликты, вопросы. В игре есть правила, которые являются организующим, дисциплинирующим началом; они заставляют детей подчиняться правилам (самостоятельно без помощи воспитателя). Игры детей разнообразны: подвижные, строительные, музыкальные и т.д. Это дает детям возможность объединяться по интересам. Чтобы игра была формой организации необходимо следующее: - выполнение режима и игровой деятельности - создать условия для игровой деятельности, - серьезное отношение к игре самих взрослых.
6.Классификация детских игр Фребель рассматривал игру как средство воспитания умственные сенсорные моторные Лесгафт выделял : 1. Имитационные игры или подражательные, 2 . Подвижные игры Н.К . Крупская предложила классификацию : 1.Творческие или самостоятельные 2. И гры с правилами В нашей педагогике выделяются два вида игр (традиционная классическая педагогика ): творческие: режиссерские, сюжетно−ролевые, театральные , строительные; игры с правилами: подвижные, спортивные, хороводные, игры −забавы и дидактические игры.
6. Классификация детских игр Новоселова предложила другую классификацию игр ( в основе классификации по чьей инициативе): по инициативе детей: самодеятельные игры с природными явлениями, игрушками, животными; сюжетные: отобразительные , ролевые, театрализованные, режиссерские. По инициативе воспитателя: Обучающие: д/и, сюжетно−дидактические, подвижные игры с правилами; Досуговые: театральные, интеллектуальные (шахматы), забавы, развлечения (пузыри), празднично−карнавальные.
Сюжетно-ролевая игра Характеристика сюжетно−ролевой игры. Сюжетно−ролевая игра − самостоятельная игра, т.е. придуманная самими детьми, в которой они отражают окружающую действительность (труд, отношения взрослых). Сюжетно− отобразительная (ролевая) игра − ребенок отображает жизнь, явления, но вместе с тем − это творческая игра, потому что отображает так, как понимает ребенок, как он домысливает, как подсказывает его фантазия. И практически все придумывает сам: от темы до оборудования. Она особенно интересна для ребенка. В С−Р/и он может проявить себя, воплощает свои замыслы, мечты. Сюжетно-ролевая игра появилась из всех видов игр самой первой. В этой игре ребенок реализует стремление жить жизнью взрослого и происходит реализация своего «я сам», «я могу».
Театрализованные игры Характеристика театрализованных игр, их значение. Театрализованные игры − игры, в которых дети разыгрывают в лицах литературные произведения; Разновидность сюжетно-ролевой игры . Общее: есть роль, сюжет, содержание, действия. Отличия: в С−Р/игре дети все придумывают сами, а в т/и − все готово. Т/и сложнее. В т/и дети должны разобраться в поступках героев, в чувствах, в характеристике героев, во взаимоотношениях, поэтому они и труднее. Источниками являются потешки , прибаутки, стихи, сказки и басни, рассказы, песни, хороводы. Требования к произведениям: - понятные , доступные, лаконичные - динамичные - занимательный интересный сюжет - наличие диалогов - должны иметь воспитательную ценность
Дидактическая игра Дидактические игры − обучающие игры, основная задача которых усвоение, закрепление знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей, личности ребенка. Придумываются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра имеет свое своеобразие. В каждой игре есть обучающая задача. В некоторых названиях раскрывается эта задача. В некоторых названиях раскрывается эта задача. Д/задача выступает не открыто, она реализуется через игровые действия. Т.е. задача облачена в игровую форму и решается через игровые действия. Дети усваивают знания, учатся в легкой , занимательной форме, т.е. обучение связано с игрой . Кроме того, в игре есть игровые взаимоотношения между воспитателем и детьми .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – форма организации жизни и деятельности детей.
Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, чт...
" Значение и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Консультация для педагогов и родителей ....
Игра как форма организации жизни и деятельности детей
Презентация для педагогов....
Статья "Игра - форма организации жизни и деятельности детей".
Аннотация: в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольн...
Формы организации. Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста.
Виды конструирования.Формы конструирования.Методы модельно-конструктивной деятельности.Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах....
Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
Игра - отражение жизни. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни....
Родительское просвещение: "Семейная игротека" как форма организации совместной игровой деятельности детей и родителей
Консультация для родителей: содержание и организация работы "Семейной игротеки"...