Статья "Игра - форма организации жизни и деятельности детей".
статья
Аннотация: в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_statya.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра − форма организации жизни и деятельности детей.
В педагогике понятие игра выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации, воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми, что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми.
Важнейшей причиной этого является недооценка игры как формы, в которой наиболее полно и ярко разворачивается жизнь и деятельность детей. Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна. Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей. Таким образом, взаимоотношения детей в играх - это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства: удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны.
Чувства, которые развиваются в играх, весьма реалистичны и деятельны. В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки. Так как играя, каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх.
Отмечая роль игр для развития той или другой стороны деятельности, педагогика не видит главную сторону детской игры. Такие важнейшие элементы детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства оказались отодвинуты на задний план, потому что игра оценивалась как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считалась значительной. По этой причине нередки случаи, когда дети не успевают по-настоящему играть.
Руководство жизнью детей в играх не приобрело должного значения в деятельности воспитателя. Поэтому воспитатели часто не находят возможностей для решения в играх важных воспитательных задач.
Как бы обширно и занимательно ни применялась игра как средство воспитания, она не станет выражением интересов детей, их потребностей. Игра - эта доступная ребенку деятельность - она служит общим языком для детей. В играх дети понимают друг друга несмотря на национальность и знание языка. Игра ценна тем, что она может организовать жизнь ребенка. Важно обратить игру из явления стихийного, каким она до сих пор остается в детском саду, в явление организованное. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом является детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития.[1]
В игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все разновидности взаимоотношений. На первом месте, будет выступать воспитание дружбы, способность вместе действовать, помогать друг другу, и личные качества - честность, правдивость, оптимизм, общительность, целеустремленность, предприимчивость, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от простой, умение играть рядом, до сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. Важно учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у определенных детей, с ходом общего развития, неизменно связывающегося в играх ребенка.
Нельзя рассматривать игру как форму организации жизни детей безотносительно к тому, какая это будет игра. Но не надо никогда забывать, говорит Ушинский, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и при том свободной деятельностью ребенка. Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на способности ребенка самому создавать игру, когда замысел и его реализация принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение имеют игры, которыми взрослые занимают ребенка, развлекают его, так как ребенок еще не проявляет себя самостоятельно в игре.
Случается, что дети дошкольного возраста, отказавшись играть в организованную игру, тут же переходят к той игре, которую они сами выдумали, сами же создают ее и играют с вдохновением.
Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей - это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Следует выделить особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.
Известно, что дети в 3 - 4 года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже 5 - 6 летние дети к этому способны. На первых ступенях дошкольного возраста в этих играх организует детей взрослый. Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации. Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей. В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др.[2]
Чтобы дети овладели правилами игры, необходимо обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в этих играх. Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации. Нельзя забывать об их воспитательно - образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.
Однако, используя для организации жизни детей игру с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их личные эмоции, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.
Детская жизнь в формах игры может быть увлекательной и содержательной при правильном отношении к названным играм. Придуманные самими детьми игры нужно гармонично совмещать с играми с правилами, обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей, и организованность.
Игра как форма организации жизни детей должна занимать определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.
Организация жизни детей в формах игры вовсе не искореняет другие формы воспитания. Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться поочередно и планомерно. Каждый его элемент играет свою роль в жизни ребенка, в его развитии. Выполняет ребенок поручение трудового характера или играет - в этом есть своя мера организованности, интереса, свободы. Поэтому важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса (труда, занятий, игр) и изучать переход от одного к другому. Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если различные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игру скучной и неинтересной. Известна способность детей дошкольного возраста переносить наблюдаемое в жизни в собственные игры, создавать игру из материала наблюдений. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатейший материал для игр дают занятия, дети берут из игры не только содержание занятий, но и их форму - поведение воспитателя, детей. Сама система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. В детских садах, где хорошо поставлены занятия, дети играют более организованно, их игры содержательнее, более развиты формы игр, шире интересы, глубже взаимоотношения. Объединять игры и занятия - эти формы воспитания и организации детской жизни - нельзя без активной роли воспитателя.[3]
Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, деятельность педагога должна быть обращена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре. Если игра - это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра - это деятельность ребенка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребенка.
Список литературы
[1] Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
[2] Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950. – С. 37.
[3] Дошкольное воспитание № 10. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, 1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – форма организации жизни и деятельности детей.
Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, чт...
" Значение и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Консультация для педагогов и родителей ....
Игра как форма организации жизни и деятельности детей
Презентация для педагогов....
Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"...
Формы организации. Конструктивно модельная деятельность детей дошкольного возраста.
Виды конструирования.Формы конструирования.Методы модельно-конструктивной деятельности.Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах....
Презентация "Игра как форма организации жизни и деятельности детей"
Игра - отражение жизни. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни....
Родительское просвещение: "Семейная игротека" как форма организации совместной игровой деятельности детей и родителей
Консультация для родителей: содержание и организация работы "Семейной игротеки"...