Кружковая работа по финансовой грамотности
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной работе представлен план работы воспитателя с детьми по формированию финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_finansovaya_gramotnost.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Полтавский детский сад «Полтавский детский сад
«Берёзка» «Берёзка»
___________ Григорян О.В. __________ Авакян С.Н.
«___» _________2022 г. «___» _________2022 г.
Программа кружковой работы
по познавательному развитию
«Экономь-ка»
в подготовительной группе (6-7 лет)
на 2022-2023 учебный год
Разработала: воспитатель
Любовская Виктория Сергеевна
р.п. Полтавка 2022 г.
Пояснительная записка
Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благополучие и финансовый потенциал человека, семьи. Таким образом, разработка и утверждения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 годы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояние и качество жизни. Дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. Включение в образовательную деятельность детского сада основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансового гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Актуальность обусловлена необходимостью принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливает важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Противоречие существует между недостаточностью финансовой грамотностью у детей дошкольного возраста и получением полноценных умений и навыков рационального обращения с деньгами в будущем.
Проблема исследования: будет ли сформулирована система позитивных установок, которая позволит детям в будущем принимать грамотные решения по управлению своими финансами.
Объектом исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: содействовать формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков, формированию основ финансовой грамотности.
Гипотеза исследования: серия игр, бесед, мини-спектаклей будет являться эффективным средством в формировании предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, если:
- игры направлены на изучения основ финансовой грамотности.
-используются как традиционные классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки).
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить исходный уровень представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
3.Подобрать серии игр и бесед с целью развития предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
4.Подготовить игры, театрализованные постановки, художественную литературу.
5.Включить серию мероприятий в воспитательно-образовательный процесс.
6.Выявить результаты проведенной работы по формированию основ финансовой грамотности, первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков.
7.Проанализировать полученные данные. Сделать выводы.
Актуальность указанной темы обусловила её выбор.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент, анализ документации, диагностические методы.
База исследования: МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.
Этапы деятельности:
1.Подготовительный этап - подбор диагностического материала - методик для выявления уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования. Разработка протоколов для внесения полученных данных.
2.Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуального), заполнение протоколов выявление исходного уровня знаний старшего дошкольного возраста, на основе полученных данных принятие решения о проведении педагогического эксперимента с применением серии игр, бесед художественной литературы с целью развития финансовой грамотности детей.
3.Формирующий этап – подбор серии игр, бесед, литературы для формирования финансовой грамотности у испытуемых.
4.Контрольный этап – выявление итогового уровня владением знаний финансовой грамотности после проигрывание серии игр, театрализованных спектаклей, проектной деятельности.
5.Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Длительность: 30 минут.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая
Ожидаемые результаты: дети к концу учебного 2022-2023 года должны иметь представление:
- о товаре и многообразии товаров;
-о производстве товаров; о цене и её зависимости от качества товара;
-о цене оптовой; о цене розничной;
-о торговле, как особом роде деятельности; о торговой прибыли;
-о форме торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.
Тема | Задачи | Методы и приёмы |
Сентябрь | ||
| 1.Формировать представления детей о труде как основе раскрытия сущности денег. 2.Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой. 3.Развивать умение детей делать выводы. | Игровая ситуация, беседа, подведение итогов, поощрение детей. |
| 1.Формировать умение ценить результаты труда. 2.Подвести к пониманию, что работать означает трудиться за вознаграждение. 3.Расширять представления детей о многообразии трудовой деятельности. | Ситуативные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка представителей разных профессий, подведение итогов, поощрение детей. |
| 1.Формировать представление о том, что деньги – это мера оценки труда, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг), познакомить с видами монет. 2.Закрепить представление о расходах и доходах. 3.Развивать умение высказывать своё предположения. | Игровая ситуация, беседа, отгадывание загадок, высказывание предположений, работа в малых группах, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», подведение итогов, поощрение детей. |
4. Бюджет семьи. Доход и расход. | 1.Познакомить детей с понятием бюджет и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). 2.Рассказать о изготовлении денег: печать, чеканка. 3.Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | Проблемная ситуация, работа в малых группах, беседа, работа с моделью «Семейный бюджет», подведение итогов, поощрение детей. |
5. В гости к Гному Эконому. | 1.Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые, и т.д.). 2.Развивать умение делать умозаключение на основе опытов. 3.Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. | Игровая ситуация «Экскурсия с Гномом Экономом по его царству денег и товаров», подведение итогов, поощрение детей. |
Октябрь | ||
6. Где покупают и продают разные товары. | 1.Развивать умение детей решать проблемную ситуацию. 2.Углубить представление о многообразии торговых предприятий: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. 3.Развивать умение производить операции купли – продажи. | Игровая ситуация «Где что купить?», обсуждение, поощрение детей. |
7. Стоимость и цена товара. | 1.Помочь понять цепочку товар – стоимость – цена. Определить стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формировать цену. 2.Дать представления о многообразии товаров. 3. Развивать познавательный интерес. | Игровая ситуация «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение, поощрение детей. |
| 1.Дать понятие зависимость процесса производства от времени; -прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом. 2.Формировать умение делать выводы. Торговаться, обменивать товар. 3.Развивать умение детей выполнять определённые игровые действия. | 1.Игровая ситуация, беседа, игра – Ярморка, подведение итогов, поощрение детей. |
9. Как понять, что деньги счёт любят. | 1.Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. 2.Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы. 3.Воспитывать бережное отношение к вещам. | Игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, поощрение детей. |
Ноябрь | ||
10. Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | 1.Формировать правильное отношение к рекламе. 2.Формировать умение рекламировать собственный товар. 3.Формировать умение договариваться в процессе игры, решать спорные вопросы. | Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, рассматривание рекламных щитов, плакатов, обобщение, поощрение детей. |
11. Тратим разумно, экономно. | 1.Разъяснить детям, что деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой. 2.Закрепить представления о доходах и расходах. 3.Воспитывать бережное отношение к труду и деньгам. | Игровая ситуация, беседа, игра «Деньги получил – ерунды накупил», обсуждение, поощрение детей. |
| 1.Помочь детям уяснить, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. 2.Формировать навык бережливости, грамотного расходования. 3.Развивать умение производить операции купли – продажи. | Мини – спектакль, обсуждение, поощрение детей. |
| 1.Знакомить детей с понятиями «одалживать», «занимать». 2.Воспитывать разумное отношение к расходам. 3.Формировать умение правильно строить предложения. | Игровая ситуация, ситуативные загадки, беседа, игра «Занять и одолжить», подведение итогов, поощрение детей. |
14. Долги. | 1.Разъяснить, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. 2.Закрепить понятия «долг», «должник» 3.Формировать представления о том, что долги нужно вовремя возвращать. | Игровая ситуация, чтение рассказа «Долг», обсуждение рассказа, поощрение детей. |
Декабрь | ||
15.Мини-спектакль «Копилка» | 1.Закрепить понятия «откладывать», «копить», «сберегать». 2.Воспитывать разумное отношение к расходам. 3.Разъяснить, что копилка «помогает» обрести желаемую вещь. | Мини-спектакль, обсуждение, поощрение детей. |
| 1.Формировать умение ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. 2.Сформировывать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение выпускаемой продукции, товарных знаков. | Игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстрации, фотографий, подведение итогов, поощрение детей. |
17. Угадай профессию. | 1.Уточнить знание детей о профессиях связанных с работой в рекламном агентстве. 2.Развивать у детей способность различать рекламные уловки. 3.Формировать умение вести диалог. | Игровая ситуация, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей. |
18. Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» | 1.Развивать умение детей выполнять определённые игровые действия. 2.Развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. 3.Закрепить представления о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. | Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей. |
Январь | ||
19. Маленькие покупки. | 1.Показать детям, что каждая вещь стоит денег. 2.Научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличии деньгами. 3.Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков. | Игровая ситуация, беседа, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей. |
20. Как продать свой товар. | 1.Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна, и как её лучше организовать. 2.Формировать умение рекламировать свой товар. 3.Развивать самостоятельность в выборе решения. | Игровая ситуация, игра «Продай товар», обсуждение, подведение итогов. |
21. Брокер-покупатель. | 1.Закрепить представления детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. 2.Формировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. 3.Развивать самостоятельность в выборе решения. | Игровая ситуация, беседа, обсуждение, поощрение детей. |
Февраль | ||
22. Все по плану. | 1.Знакомить детей с понятием «план». Объяснить важность составления планов. 2.Формировать умение рассчитывать сумму покупки в первом и во втором магазине, определять, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. | Игровая ситуация «Мы планируем», беседа, решение экономических задач «Сравни цены», подведение итогов, поощрение детей. |
| 1.Продолжать формировать умение сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли – продажи. 2.Развивать умение вести вежливый диалог продавец – покупатель. 3.Формировать разумное отношение к расходам. | Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, поощрение детей. |
24. Бережливость. | 1.Знакомить детей с качеством человека – бережливость. Бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что-то сделал самостоятельно. 2.Формировать представление о том, что бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. 3.Формировать умение делать выводы. | Игровая ситуация, беседа, мини-спектакль «Секрет бабочки», обсуждение, поощрение. |
25. Наше богатство. | 1.Разъяснить детям, что не все продаётся и покупается, что главные ценности (жизнь, мир. друзья, солнце, близкие люди) за деньги не купишь. 2.Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека. 3.Развивать умение делать выводы. | Ситуативные задачи, игра «Что нельзя купить?», чтение и обсуждение сказки «Ум и богатство», поощрение детей. |
Март | ||
|
| Проблемная ситуация, беседа, вопросы детям, игра «Профессии», подведение итогов, поощрение детей. |
|
| Проблемная ситуация, отгадывание загадок, беседа с детьми, работа в парах, рисование валют других стран, подведение итогов, поощрение детей. |
|
| Проблемная ситуация, беседа, вопросы детям, д/игра «Кому, что нужно для работы?», подведение итогов, поощрение детей. |
|
| Игровая ситуация, беседа, вопросы детям, подведение итогов, поощрение детей. |
Апрель | ||
|
| Игровая ситуация, беседа, физминутка, рассматривание иллюстраций, подведение итогов, поощрение детей |
31. Мини-спектакль «План Лисенка Рыжика» | 1.Закрепить понятия: цель, план, планировать. 2.Формировать умение анализировать поступки, думать сообща. 3.Формировать интерес к мини постановкам, спектаклям. | Мини-спектакль, обсуждение, поощрение детей. |
Май | ||
32.Сделал дело – гуляй смело. | 1.Формировать умение подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. 2.Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы. 3.Развивать умение делать выводы. | Решение ситуативных задач, игра «Сделал дело – гуляй смело», обсуждение, подведение итогов, поощрение детей. |
Список литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 216 с.
2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 176 с.
3. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников
некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...
Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...
Отчет по кружковой деятельности Основы финансовой грамотности
Отчет кружковой деятельности«Основы финансовой грамотности»за 2022–2023 учебный год«Деньги – это средство воспитания,и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрас...
Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"
Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников....