Кружковая работа по финансовой грамотности
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилейко Виктория Сергеевна

В данной работе представлен план работы воспитателя с детьми по формированию финансовой грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabota_finansovaya_gramotnost.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

 «Согласовано»                                                            «Утверждаю»                                                                                                                                                                                    

 Старший воспитатель                                               Заведующий МБДОУ                                                                                                                              

 МБДОУ «Полтавский детский сад                          «Полтавский детский сад                          

«Берёзка»                                                                     «Берёзка»

___________ Григорян О.В.                                       __________ Авакян С.Н.

«___» _________2022 г.                                               «___» _________2022 г.

        

                                                                                                                                                       

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        

Программа кружковой работы

по познавательному развитию

«Экономь-ка»

в подготовительной группе (6-7 лет)

на 2022-2023 учебный год

                                                                    Разработала: воспитатель

Любовская Виктория Сергеевна

                                                                  р.п. Полтавка 2022 г.

Пояснительная записка

Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благополучие и финансовый потенциал человека, семьи. Таким образом, разработка и утверждения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 годы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояние и качество жизни. Дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.

 Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. Включение в образовательную деятельность детского сада основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

 Старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансового гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

 Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное  на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Актуальность обусловлена необходимостью принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливает важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

 Противоречие существует между недостаточностью финансовой грамотностью у детей дошкольного возраста и получением полноценных  умений и навыков рационального обращения с деньгами в будущем.

 Проблема исследования:  будет ли сформулирована система позитивных установок, которая позволит детям в будущем принимать грамотные решения по управлению своими финансами.

Объектом исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 Цель: содействовать формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков, формированию основ финансовой грамотности.

 Гипотеза исследования: серия игр, бесед, мини-спектаклей будет являться эффективным средством в формировании предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, если:

- игры направлены на изучения основ финансовой грамотности.

-используются как традиционные классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки).

 Выдвинутая гипотеза  определила задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить исходный уровень представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Подобрать серии игр и бесед с целью развития предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

4.Подготовить игры, театрализованные постановки, художественную литературу.

5.Включить серию мероприятий в воспитательно-образовательный процесс.

6.Выявить результаты проведенной работы по формированию основ финансовой грамотности, первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных навыков.

7.Проанализировать полученные данные. Сделать выводы.

 Актуальность указанной темы обусловила её выбор.

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

2.Эмпирические:  наблюдение, эксперимент, анализ документации, диагностические методы.

 База исследования:  МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

 Этапы деятельности: 

1.Подготовительный этап -  подбор  диагностического материала  - методик  для выявления уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования. Разработка протоколов для внесения  полученных данных.

2.Констатирующий этап – диагностическое  обследование каждого  ребёнка  (индивидуального), заполнение протоколов выявление исходного уровня знаний старшего дошкольного возраста, на основе полученных  данных принятие  решения о проведении педагогического эксперимента с применением серии игр, бесед художественной литературы с целью развития финансовой грамотности детей.

3.Формирующий этап – подбор серии игр, бесед, литературы для формирования финансовой грамотности у испытуемых.

4.Контрольный этап – выявление итогового уровня владением знаний финансовой грамотности после проигрывание серии игр, театрализованных спектаклей, проектной деятельности.

5.Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.

Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Длительность: 30 минут.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая

Ожидаемые результаты: дети к концу учебного 2022-2023 года должны иметь представление:

- о товаре и многообразии товаров;

-о производстве товаров; о цене и её зависимости от качества товара;

-о цене оптовой; о цене розничной;

-о торговле, как особом роде деятельности; о торговой прибыли;

-о форме торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

            Тема

         Задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

  1. Труд – основа жизни.

1.Формировать представления детей о труде как основе раскрытия сущности денег.

2.Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой.

3.Развивать умение детей делать выводы.

Игровая ситуация, беседа, подведение итогов, поощрение детей.

  1. Работать  и зарабатывать.

1.Формировать умение ценить результаты труда.

2.Подвести к пониманию, что работать означает трудиться за вознаграждение.

3.Расширять представления детей о многообразии трудовой деятельности.

Ситуативные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка представителей разных профессий, подведение итогов, поощрение детей.

  1. Как придумали деньги. Какие бывают деньги и откуда они берутся.

1.Формировать представление о том, что деньги – это мера оценки труда, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг), познакомить с видами монет.

2.Закрепить представление о расходах и доходах.

3.Развивать умение высказывать своё предположения.

Игровая ситуация, беседа, отгадывание загадок, высказывание предположений, работа в малых группах, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», подведение итогов, поощрение детей.

4. Бюджет семьи. Доход и расход.

1.Познакомить детей с понятием бюджет и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

2.Рассказать о изготовлении денег: печать, чеканка.

3.Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Проблемная ситуация, работа в малых группах, беседа, работа с моделью «Семейный бюджет», подведение итогов, поощрение  детей.

5. В гости к Гному Эконому.

1.Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые, и т.д.).

2.Развивать умение делать умозаключение на основе опытов.

3.Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

Игровая ситуация «Экскурсия с Гномом Экономом по его царству денег и товаров», подведение итогов, поощрение детей.

Октябрь

6. Где покупают и продают разные товары.

1.Развивать умение детей решать проблемную ситуацию.

2.Углубить представление о многообразии торговых предприятий: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

3.Развивать умение производить операции купли – продажи.

Игровая ситуация «Где что купить?», обсуждение, поощрение детей.

7. Стоимость и цена товара.

1.Помочь понять цепочку товар – стоимость – цена. Определить стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формировать цену.

2.Дать представления о многообразии товаров.

3. Развивать познавательный интерес.

Игровая ситуация «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение, поощрение детей.

  1. Как непросто дело делается, от чего зависит много ли товаров в магазине.

1.Дать понятие зависимость процесса производства от времени;

-прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

2.Формировать умение делать выводы. Торговаться, обменивать товар.

3.Развивать умение детей выполнять определённые игровые действия.

1.Игровая ситуация, беседа, игра – Ярморка, подведение итогов, поощрение детей.

9. Как понять, что деньги счёт любят.

1.Дать понятие о затратах и прибыли в торговле.

2.Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

3.Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, поощрение детей.

Ноябрь

10. Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

1.Формировать правильное отношение к рекламе.

2.Формировать умение рекламировать собственный товар.

3.Формировать умение договариваться в процессе игры, решать спорные вопросы.

Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, рассматривание рекламных щитов, плакатов, обобщение, поощрение детей.

11. Тратим разумно, экономно.

1.Разъяснить детям, что деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой.

2.Закрепить представления о доходах и расходах.

3.Воспитывать бережное отношение к труду и деньгам.

Игровая ситуация, беседа, игра «Деньги получил – ерунды накупил», обсуждение, поощрение детей.

  1. Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

1.Помочь детям уяснить, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

2.Формировать навык бережливости, грамотного расходования.

3.Развивать умение производить операции купли – продажи.

Мини – спектакль, обсуждение, поощрение детей.

  1. Занимаем и одалживаем.

1.Знакомить детей с понятиями «одалживать», «занимать».

2.Воспитывать разумное отношение к расходам.

3.Формировать умение правильно строить предложения.

Игровая ситуация, ситуативные загадки,  беседа, игра «Занять и одолжить», подведение итогов, поощрение детей.

14. Долги.

1.Разъяснить, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

2.Закрепить понятия «долг», «должник»

3.Формировать представления о том, что долги нужно вовремя возвращать.

Игровая ситуация, чтение рассказа «Долг», обсуждение рассказа, поощрение детей.

Декабрь

15.Мини-спектакль «Копилка»

1.Закрепить понятия «откладывать», «копить», «сберегать».

2.Воспитывать разумное отношение к расходам.

3.Разъяснить, что копилка «помогает» обрести желаемую вещь.

Мини-спектакль, обсуждение, поощрение детей.

  1. Заводы нашего города.

1.Формировать умение ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

2.Сформировывать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение выпускаемой продукции, товарных знаков.

Игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстрации, фотографий, подведение итогов, поощрение детей.

17. Угадай профессию.

1.Уточнить знание детей о профессиях связанных с работой в рекламном агентстве.

2.Развивать у детей способность различать рекламные уловки.

3.Формировать умение вести диалог.

Игровая ситуация, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей.

18. Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

1.Развивать умение детей выполнять определённые игровые действия.

2.Развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

3.Закрепить представления о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей.

Январь

19. Маленькие покупки.

1.Показать детям, что каждая вещь стоит денег.

2.Научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличии деньгами.

3.Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

Игровая ситуация, беседа, обсуждение, подведение итогов, поощрение детей.

20. Как продать свой товар.

1.Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна, и как её лучше организовать.

2.Формировать умение рекламировать свой товар.

3.Развивать самостоятельность в выборе решения.

Игровая ситуация, игра «Продай товар», обсуждение, подведение итогов.

21. Брокер-покупатель.

1.Закрепить представления детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

2.Формировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене.

3.Развивать самостоятельность в выборе решения.

Игровая ситуация, беседа, обсуждение, поощрение детей.

Февраль

22. Все по плану.

1.Знакомить детей с понятием «план». Объяснить важность составления планов.

2.Формировать умение рассчитывать сумму покупки в первом и во втором магазине,  определять, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

Игровая ситуация «Мы планируем», беседа, решение экономических задач «Сравни цены», подведение итогов, поощрение детей.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в магазин «Детский мир»

1.Продолжать формировать умение сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли – продажи.

2.Развивать умение вести вежливый диалог продавец – покупатель.

3.Формировать разумное отношение к расходам.

Сюжетно-ролевая игра, обсуждение, поощрение детей.

24. Бережливость.

1.Знакомить детей с качеством человека – бережливость. Бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что-то сделал самостоятельно.

2.Формировать представление о том, что бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

3.Формировать умение делать выводы.

Игровая ситуация, беседа, мини-спектакль «Секрет бабочки», обсуждение, поощрение.

25. Наше богатство.

1.Разъяснить детям, что не все продаётся и покупается, что главные ценности (жизнь, мир. друзья, солнце, близкие люди) за деньги не купишь.

2.Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

3.Развивать умение делать выводы.

Ситуативные задачи, игра «Что нельзя купить?», чтение и обсуждение сказки «Ум и богатство», поощрение детей.

Март

  1. Сберегательный банк
  1. Формировать понимание о том, что хранить свои сбережения в сберегательном банке – это самый безопасный и выгодный способ.
  2. Познакомить с профессиями сберегательного банка.
  3. Воспитывать  социально – нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, умение вести себя соответственно обстановке и принятым нормам.

Проблемная ситуация, беседа, вопросы детям, игра «Профессии», подведение итогов, поощрение детей.

  1. Валюта
  1. Познакомить с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).
  2. Расширять активный и пассивный словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Проблемная ситуация, отгадывание загадок, беседа с детьми, работа в парах, рисование валют других стран, подведение итогов, поощрение детей.

  1. Орудия труда
  1. Закрепить знания об орудиях труда людей разных профессий, выделить их роль в изготовлении товаров.
  2. Развивать умение рассказывать о назначении того или иного орудия труда.
  3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Проблемная ситуация, беседа, вопросы детям, д/игра «Кому, что нужно для работы?», подведение итогов, поощрение детей.

  1. Рынок
  1. Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).
  2. Показать детям разницу продажи товаров на рынке и товаров в магазине.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Игровая ситуация, беседа, вопросы детям, подведение итогов, поощрение детей.

Апрель

  1. Аукцион
  1. Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе.
  2. Упражнять в увеличении указанной цены товара.
  3. Пробуждать интерес к игре.

Игровая ситуация, беседа, физминутка, рассматривание иллюстраций, подведение итогов, поощрение детей

31. Мини-спектакль «План Лисенка Рыжика»

1.Закрепить понятия: цель, план, планировать.

2.Формировать умение анализировать поступки, думать сообща.

3.Формировать интерес к мини постановкам, спектаклям.

Мини-спектакль, обсуждение, поощрение детей.

Май

32.Сделал дело – гуляй смело.

1.Формировать умение подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

2.Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.

3.Развивать умение делать выводы.

Решение ситуативных задач, игра «Сделал дело – гуляй смело», обсуждение, подведение итогов, поощрение детей.

 

Список литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 216 с.

2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 176 с.

3. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников

некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"

Пояснительная записка.        Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Отчет по кружковой деятельности Основы финансовой грамотности

Отчет кружковой деятельности«Основы финансовой грамотности»за 2022–2023 учебный год«Деньги – это средство воспитания,и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрас...

Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"

Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников....