Кружковая деятельность по финансовой грамотности "Юные экономисты"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ольга Евгеньевна Пименова

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность программы кружка по финансовой грамотности в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshaya_gruppa.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад "Сказка"

                                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                      Заведующий

                                     МАДОУ д/с "Сказка"

___________________Н. Б. Бабаева

"_____"_________________2024 год

ПРОГРАММА

Кружковой работы

"Юные экономисты"

Старшая группа комбинированной направленности

"Непоседы"

2024 – 2025 учебный год

Разработали:

Пименова Ольга Евгеньевна

Бальчугова Анна Владимировна

п. Приполярный

2024 г.

Актуальность.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность программы кружка по финансовой грамотности в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Цель программы кружка.

Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  1.  Дать детям первичный финансовый опыт.
  2. Закреплять знания детей в игровой деятельности.
  3. Знакомить с основными терминами, пользоваться ими при выполнении   задания, правильно строить речь, проговаривать слова.
  4. Создавать развивающую предметно-пространственную среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
  5.  Подвести детей к установлению разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности.

Перспективно- тематическое планирование кружковой деятельности по формированию основ финансовой грамотности.

Месяц

Неделя

Тема

Цели

Сентябрь

1

"Труд – основа жизни".

Рисование "Как я помогаю близким"

Познакомить с видами домашнего труда. Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела - это плохо.

2

"Работать и зарабатывать"

Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (а также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.д.)

3

"Почему взрослые работают?"

Закреплять представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

4

Творческое задание

Рисование "Моя будущая профессия"

Учить разбираться в том, что будет, если люди перестанут работать и трудиться.

Октябрь

1

"Откуда пришли деньги?". Беседа "Путешествие в прошлое денег". Развивающее видео "История изобретения денег".

1.Познакомить с историей возникновения денег.

2.Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена.

3.Учить понимать назначение денег.

2

Экспериментирование: "Монета, банкноты, пластиковые карты".

1.Раскрыть сущность понятия "монета", "банкнота", "пластиковая карта", наличные и безналичные деньги.

2.Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

3

"Путешествие рубля".

Формирование представлений детей о понятии "валюта", "цена", "товар".

4

"Банк, дом где живут деньги".

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

5

"Раз не найден клад – беги в банке делать вклад"

1.Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен.

2.Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

Ноябрь

1

"Наши потребности"

1.Познакомить детей с видами потребностей по признакам "материальные" и "духовные", "товары" и "услуги".

2.Раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей.

2

"Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?"

1.Сформировать понятие бюджет.

2.Выяснить, какие виды бюджетов бывают.

3

"Семейный бюджет"

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

4

"Семейный бюджет: доходы семьи"

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Декабрь

1

"Семейный бюджет: расходы семьи"

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

2

"Правильный выбор: куда тратить деньги?"

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

3

"Семейная копилка. Учимся экономить"

Раскрыть содержание понятий "экономность", "хозяйственность", "бережливость".

4

"Что такое налоги и зачем их платить"

Сформировать понятие "налог", виды налогов, история налогов в России.

Январь

1

"Понятие цены, стоимости"

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость от качества товара или услуги.

2

"Открываем супермаркет"

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Научить определять разницу между "хочу" и "надо". Воспитывать бережное отношение к деньгам.

3

"Где покупают и продают разные товары? Магазин, виды магазинов"

Познакомить детей с разными видами магазинов.

Февраль

1

"Что за деньги купить нельзя?"

Сформировать у детей понятие, что не всё можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

2

Чтение сказки "Как старик корову продавал". Обсуждение.

Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию.

3

"Что такое долг? Долг платежом красен"

Дать детям понятие денежный долг.

4

"Карманные деньги"

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

Март

1

"Рекламы разные нужны"

Дать представления о рекламе, о её назначении. Учить правильно воспринимать рекламу.

2

Деловая игра "Рекламное агенство"

Познакомить детей с понятием "рекламное агенство".

3

Беседа "Благотворительная деятельность"

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

Чтение сказки "Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"(финансовая грамота в народной мудрости). Разучивание пословиц.

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Апрель

1

Обсуждение "Чем полезна копилка?".

Дать представление о пользе сбережений.

2

Создание мини – музея копилок.

Организовать выставку копилок.

3

Разукрашивание копилок.

Развивать фантазию, воображение, творческие способности.

4

"Бартер"

Формировать элементарные экономические знания.

5

"Экономия тепла, света, воды"

Формировать элементарные экономические знания.

Май

1

"Выгодно – невыгодно". Игра "Выбираем: дорого – дёшево, выгодно - невыгодно"

Закреплять знания  и умения по финансовой грамотности.

2

"Полезные экономические привычки"

Закреплять знания и умения посредством финансовой грамотности, посредством игровой деятельности.

3

Сюжетно – ролевая игра "Торговый центр".

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

4

Чтение художественной литературы "Как Миша стал бизнесменом?", сказка "Трудовые деньги".

Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы.

Предполагаемые результаты.

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)

По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Юные экономисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Она направлена на формирование предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет...

проектная деятельность по экономике "Юный экономист"

Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что  все товары и услуги создают...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"

Пояснительная записка.        Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Отчет по кружковой деятельности Основы финансовой грамотности

Отчет кружковой деятельности«Основы финансовой грамотности»за 2022–2023 учебный год«Деньги – это средство воспитания,и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрас...