Кружковая деятельность по финансовой грамотности "Юные экономисты"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность программы кружка по финансовой грамотности в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_starshaya_gruppa.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад "Сказка"
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ д/с "Сказка"
___________________Н. Б. Бабаева
"_____"_________________2024 год
ПРОГРАММА
Кружковой работы
"Юные экономисты"
Старшая группа комбинированной направленности
"Непоседы"
2024 – 2025 учебный год
Разработали:
Пименова Ольга Евгеньевна
Бальчугова Анна Владимировна
п. Приполярный
2024 г.
Актуальность.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность программы кружка по финансовой грамотности в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Цель программы кружка.
Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Дать детям первичный финансовый опыт.
- Закреплять знания детей в игровой деятельности.
- Знакомить с основными терминами, пользоваться ими при выполнении задания, правильно строить речь, проговаривать слова.
- Создавать развивающую предметно-пространственную среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
- Подвести детей к установлению разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности.
Перспективно- тематическое планирование кружковой деятельности по формированию основ финансовой грамотности.
Месяц | Неделя | Тема | Цели |
Сентябрь | 1 | "Труд – основа жизни". Рисование "Как я помогаю близким" | Познакомить с видами домашнего труда. Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела - это плохо. |
2 | "Работать и зарабатывать" | Дать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Познакомить с понятием зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (а также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.д.) | |
3 | "Почему взрослые работают?" | Закреплять представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. | |
4 | Творческое задание Рисование "Моя будущая профессия" | Учить разбираться в том, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. | |
Октябрь | 1 | "Откуда пришли деньги?". Беседа "Путешествие в прошлое денег". Развивающее видео "История изобретения денег". | 1.Познакомить с историей возникновения денег. 2.Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена. 3.Учить понимать назначение денег. |
2 | Экспериментирование: "Монета, банкноты, пластиковые карты". | 1.Раскрыть сущность понятия "монета", "банкнота", "пластиковая карта", наличные и безналичные деньги. 2.Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. | |
3 | "Путешествие рубля". | Формирование представлений детей о понятии "валюта", "цена", "товар". | |
4 | "Банк, дом где живут деньги". | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. | |
5 | "Раз не найден клад – беги в банке делать вклад" | 1.Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. 2.Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. | |
Ноябрь | 1 | "Наши потребности" | 1.Познакомить детей с видами потребностей по признакам "материальные" и "духовные", "товары" и "услуги". 2.Раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей. |
2 | "Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?" | 1.Сформировать понятие бюджет. 2.Выяснить, какие виды бюджетов бывают. | |
3 | "Семейный бюджет" | Формировать первичные представления о семейном бюджете. | |
4 | "Семейный бюджет: доходы семьи" | Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.) | |
Декабрь | 1 | "Семейный бюджет: расходы семьи" | Сформировать понятие об основных расходах семьи. |
2 | "Правильный выбор: куда тратить деньги?" | Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии. | |
3 | "Семейная копилка. Учимся экономить" | Раскрыть содержание понятий "экономность", "хозяйственность", "бережливость". | |
4 | "Что такое налоги и зачем их платить" | Сформировать понятие "налог", виды налогов, история налогов в России. | |
Январь | 1 | "Понятие цены, стоимости" | Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость от качества товара или услуги. |
2 | "Открываем супермаркет" | Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Научить определять разницу между "хочу" и "надо". Воспитывать бережное отношение к деньгам. | |
3 | "Где покупают и продают разные товары? Магазин, виды магазинов" | Познакомить детей с разными видами магазинов. | |
Февраль | 1 | "Что за деньги купить нельзя?" | Сформировать у детей понятие, что не всё можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. |
2 | Чтение сказки "Как старик корову продавал". Обсуждение. | Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию. | |
3 | "Что такое долг? Долг платежом красен" | Дать детям понятие денежный долг. | |
4 | "Карманные деньги" | Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить. | |
Март | 1 | "Рекламы разные нужны" | Дать представления о рекламе, о её назначении. Учить правильно воспринимать рекламу. |
2 | Деловая игра "Рекламное агенство" | Познакомить детей с понятием "рекламное агенство". | |
3 | Беседа "Благотворительная деятельность" | Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие. | |
4 | Чтение сказки "Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"(финансовая грамота в народной мудрости). Разучивание пословиц. | Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев. | |
Апрель | 1 | Обсуждение "Чем полезна копилка?". | Дать представление о пользе сбережений. |
2 | Создание мини – музея копилок. | Организовать выставку копилок. | |
3 | Разукрашивание копилок. | Развивать фантазию, воображение, творческие способности. | |
4 | "Бартер" | Формировать элементарные экономические знания. | |
5 | "Экономия тепла, света, воды" | Формировать элементарные экономические знания. | |
Май | 1 | "Выгодно – невыгодно". Игра "Выбираем: дорого – дёшево, выгодно - невыгодно" | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности. |
2 | "Полезные экономические привычки" | Закреплять знания и умения посредством финансовой грамотности, посредством игровой деятельности. | |
3 | Сюжетно – ролевая игра "Торговый центр". | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | |
4 | Чтение художественной литературы "Как Миша стал бизнесменом?", сказка "Трудовые деньги". | Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы. |
Предполагаемые результаты.
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет ""Энергосбережение" (информационный материал для родителей в рамках кружковой работы по финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
По горам, лесам и сёлам,Деревням и городамДень и ночь бежит весёлый,Быстрый ток по проводам.В. Колодкин В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество»...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Юные экономисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Она направлена на формирование предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет...
проектная деятельность по экономике "Юный экономист"
Проект «Юный экономист» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают новые для себя основные экономические закономерности; узнают, что все товары и услуги создают...
Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...
Отчет по кружковой деятельности Основы финансовой грамотности
Отчет кружковой деятельности«Основы финансовой грамотности»за 2022–2023 учебный год«Деньги – это средство воспитания,и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрас...
План кружковой деятельности "Финансовая грамотность"
Планирование на год....
Конспект образовательной деятельности на тему "Юные экономисты"
В помощь педагогам....