Формы, способы, методы и средства
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Формы, способы, методы и средства
Методы и приемы организации образовательной деятельности
Название метода | Определение метода | Рекомендация по их применению |
Методы по источнику знаний | ||
Словесные | Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. | Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям. |
Наглядные | Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций | Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ООП дошкольного образования. |
Практические | Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. | Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности. |
Методы по характеру образовательной деятельности детей | ||
Информационно- рецептивный | Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. | Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями. |
Репродуктивный | Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. | Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу. |
Проблемное изложение | Воспитатель ставит перед детьми проблему –сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем. | Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. |
Частично-поисковый | Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. | Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. |
Исследовательский | Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. | В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности. |
Активные методы | Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. | Предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций к дидактическим играм, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения. |
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: НОД осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Основной подход к формированию Программы предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Последовательность планирования материала и выбор форм работы определяется каждым педагогом самостоятельно.
Обучение может проводиться фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от программного содержания.
Формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД). НОД организуется и проводится в соответствии с учебным планом, проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям развития детей, при этом используются занятия разных видов:
- Комплексная непосредственно образовательная деятельность
- Тематическая непосредственно образовательная деятельность
- Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность
- Экскурсия
- Труд
- Беседа
- Игра-драматизация
- Игра-путешествие
- Игра-экспериментирование
- Конкурс
- Комбинированная непосредственно образовательная деятельность.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является занятие, 000которое рассматривается как – занимательное дело
Виды детской деятельности | Формы работы |
Игровая | игры с правилами, сюжетные игры, дидактические игры, игровые ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с элементами спорта, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры, хороводные игры. |
Изобразительная | рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, проектная деятельность, творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.), создание макетов, коллекций и их оформление и др. |
Познавательно- исследовательская | экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи |
Коммуникативная | беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика, рассказ с дальнейшим обсуждением, чтение, разучивание стихов, потешки и др., рассматривание с дальнейшим обсуждением, интервьюирование, рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок и др.), проектная деятельность, игры с речевым сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме, инсценирование и драматизация и др. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная речевая художественная деятельность, презентация книг, литературные праздники, досуги |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом), дежурство, поручения |
Двигательная | подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физкультминутки (не менее 2), соревнования, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры и упражнения, аттракционы, спортивные праздники, гимнастика (утренняя и после дневного сна) |
Музыкальная | слушание, исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.), импровизация, экспериментирование, музыкально- дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, беседы, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения |
Конструирование | использование в конструктивной деятельности разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал |
Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Формы работы | |
Ранний возраст | Дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Игровая беседа с элементами движений; Игра; Утренняя гимнастика; Интегративная деятельность; Упражнения; Экспериментирование; Ситуативный разговор; Беседа; Рассказ; Чтение; Проблемная ситуация | Физкультурное занятие; Утренняя гимнастика; Игра; Беседа; Рассказ; Чтение; Рассматривание; Интегративная деятельность; Контрольно-диагностическая деятельность; Спортивные и физкультурные досуги; Спортивные состязания; Проектная деятельность; Проблемная ситуация; Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Социально- коммуникативное | Игровое упражнение; Индивидуальная игра; Совместная с воспитателем игра; Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе); Игра; Чтение; Беседа; Наблюдение; Рассматривание; Чтение; Педагогическая ситуация Праздник; Экскурсия; Ситуация морального выбора; Поручение; Дежурство. | Индивидуальная игра; Совместная с воспитателем игра; Совместная со сверстниками игра; Игра; Чтение Беседа; Наблюдение; Педагогическая ситуация; Экскурсия; Ситуация морального выбора; Проектная деятельность; Интегративная деятельность; Праздник; Совместные действия; Рассматривание; Проектная деятельность; Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; Экспериментирование; Поручение и задание; Дежурство; Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; Проектная деятельность |
Речевое развитие | Рассматривание; Игровая ситуация; Дидактическая игра; Ситуация общения; Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых); Интегративная деятельность; Хороводная игра с пением; Игра-драматизация; Чтение; Обсуждение; Рассказ; Игра | Чтение; Беседа; Рассматривание; Решение проблемных ситуаций; Разговор с детьми; Игра; Проектная деятельность; Создание коллекций; Интегративная деятельность; Обсуждение; Рассказ; Инсценирование Ситуативный разговор с детьми; Сочинение загадок; Проблемная ситуация; Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | Рассматривание; Наблюдение; Игра-экспериментирование; Исследовательская Деятельность; Конструирование; Развивающая игра; Экскурсия; Ситуативный разговор; Рассказ; Интегративная деятельность; Беседа; Проблемная ситуация | Создание коллекций; Проектная деятельность; Исследовательская деятельность; Конструирование; Экспериментирование; Развивающая игра; Наблюдение; Проблемная ситуация; Рассказ; Беседа; Интегративная деятельность; Экскурсии; Коллекционирование; Моделирование; Реализация проекта; Игры с правилами |
Художественное – эстетическое развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов; Игра Организация выставок; Изготовление украшений; Слушание народной, классической, детской музыки; Экспериментирование со звуками; Музыкально-дидактическая игра; Разучивание музыкальных игр и танцев; Совместное пение | Изготовление украшений, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности; Создание макетов, коллекций и их оформление; Рассматривание; Игра; Организация выставок; Слушание народной, классической, детской музыки; Музыкально- дидактическая игра; Беседа элементарного музыковедческого содержания; Интегративная деятельность; Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; Музыкальное упражнение; Попевка; Распевка; Двигательный, пластический танцевальный этюды; Танец; Творческое задание; Концерт- импровизация; Музыкальная сюжетная игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Для рабочей программы...
Формы, способы, методы и средства работы с детьми
Консультация для воспитателей "Формы, способы, методы и средства работы с детьми"...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы....
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы...
Описание образовательного процесса (для одной из образовательных областей). Описание форм, способов методов и средств образовательного процесса по ОО Социально-коммуникативное развитие
социально-коммуникативное развитие...
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы (возраст 5-7 лет)
Данный материал взят из просторов интернета....