Формы, способы, методы и средства
материал (младшая группа)

Гармаева Туяна Дашиевна

Формы, способы, методы и средства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metody.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формы, способы, методы и средства

Методы и приемы организации образовательной деятельности

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Методы по источнику знаний

Словесные

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные

Под        наглядными методами образования        понимаются такие методы, при  которых ребенок получает информацию,        с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются        во взаимосвязи со        словесными        и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить        на две большие группы: метод иллюстраций        и метод демонстраций

Метод        иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр.        Метод демонстраций связан        с показом мульфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение        средств наглядности на иллюстративные        и демонстрационные        является условным.        Оно        не исключает возможности отнесения отдельных

средств  наглядности  как  к  группе иллюстративных, так        и

демонстрационных.        В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального         пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю        моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при  реализации  ООП  дошкольного образования.

Практические

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной

деятельности.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Информационно- рецептивный

Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения  и   навыки   пользоваться полученными знаниями.

Репродуктивный

Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность        воспитателя заключается в разработке и сообщении  образца,  а  деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

Проблемное изложение

Воспитатель ставит перед детьми проблему        –сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие        противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного   решения проблем.

Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый

Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную        задачу        на подпроблемы,        а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский

Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.

В процессе образовательной

деятельности дети овладевают

методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской

деятельности.

Активные методы

Активные методы предоставляют

дошкольникам        возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Предполагают        использование        в

образовательном        процессе

определенной последовательности

выполнения        заданий: начиная с анализа        и оценки конкретных ситуаций        к дидактическим         играм, моделирующие реальность и

приспособленные для целей обучения.

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

- совместную        деятельность        с        детьми: НОД          осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Основной подход к формированию Программы предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Последовательность планирования материала и выбор форм работы определяется каждым педагогом самостоятельно.

Обучение может проводиться фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от программного содержания.

Формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД).  НОД организуется и проводится   в соответствии с учебным планом, проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ»

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям развития детей, при этом используются занятия разных видов:

- Комплексная непосредственно образовательная деятельность

- Тематическая непосредственно образовательная деятельность

- Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность

- Экскурсия

- Труд

- Беседа

- Игра-драматизация

- Игра-путешествие

- Игра-экспериментирование

- Конкурс

- Комбинированная непосредственно образовательная деятельность.

Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является        занятие, 000которое рассматривается как – занимательное дело

Виды детской деятельности

Формы работы

Игровая

игры с правилами, сюжетные игры, дидактические игры, игровые ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с элементами спорта, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры, хороводные игры.

Изобразительная

рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, проектная деятельность, творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.), создание макетов, коллекций и их оформление и др.

Познавательно- исследовательская

экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи

Коммуникативная

беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика, рассказ с дальнейшим обсуждением, чтение, разучивание стихов, потешки и др., рассматривание с дальнейшим обсуждением, интервьюирование, рассказывание (составление рассказов,

сочинение сказок и др.), проектная деятельность, игры с речевым сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме, инсценирование и драматизация и др.

Восприятие художественной литературы и фольклора

аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная речевая художественная деятельность, презентация книг, литературные праздники, досуги

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом), дежурство, поручения

Двигательная

подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физкультминутки (не менее 2), соревнования, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры и упражнения, аттракционы, спортивные праздники, гимнастика (утренняя и после дневного сна)

Музыкальная

слушание, исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.), импровизация, экспериментирование, музыкально- дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, беседы, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения

Конструирование

использование в конструктивной деятельности разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Формы работы по образовательным областям

Образовательные

области

Формы работы

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Физическое развитие

 Игровая беседа с элементами движений; Игра; Утренняя гимнастика; Интегративная деятельность; Упражнения;  Экспериментирование;  Ситуативный разговор; Беседа; Рассказ; Чтение; Проблемная ситуация

 Физкультурное занятие; Утренняя гимнастика;  Игра;  Беседа; Рассказ; Чтение; Рассматривание; Интегративная деятельность; Контрольно-диагностическая деятельность; Спортивные и физкультурные досуги; Спортивные состязания; Проектная деятельность; Проблемная ситуация; Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Социально-

коммуникативное

Игровое упражнение; Индивидуальная игра; Совместная с воспитателем игра; Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе); Игра; Чтение; Беседа; Наблюдение; Рассматривание; Чтение; Педагогическая ситуация Праздник; Экскурсия; Ситуация морального выбора; Поручение; Дежурство.

Индивидуальная игра; Совместная с воспитателем игра; Совместная со сверстниками игра; Игра; Чтение Беседа; Наблюдение; Педагогическая ситуация; Экскурсия; Ситуация морального выбора; Проектная деятельность; Интегративная деятельность; Праздник; Совместные действия; Рассматривание; Проектная деятельность; Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; Экспериментирование; Поручение и задание; Дежурство; Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; Проектная деятельность

Речевое развитие

Рассматривание; Игровая ситуация; Дидактическая игра; Ситуация общения; Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых); Интегративная деятельность; Хороводная игра с пением; Игра-драматизация; Чтение; Обсуждение; Рассказ; Игра

Чтение; Беседа; Рассматривание; Решение проблемных ситуаций; Разговор с детьми; Игра; Проектная деятельность; Создание коллекций; Интегративная деятельность; Обсуждение; Рассказ; Инсценирование

Ситуативный разговор с детьми; Сочинение загадок; Проблемная ситуация; Использование различных видов театра

Познавательное развитие

Рассматривание; Наблюдение; Игра-экспериментирование; Исследовательская

Деятельность; Конструирование; Развивающая игра; Экскурсия; Ситуативный разговор; Рассказ; Интегративная деятельность; Беседа; Проблемная ситуация

Создание коллекций; Проектная деятельность; Исследовательская деятельность; Конструирование; Экспериментирование; Развивающая игра; Наблюдение; Проблемная ситуация; Рассказ; Беседа; Интегративная деятельность; Экскурсии; Коллекционирование; Моделирование; Реализация проекта; Игры с правилами

Художественное – эстетическое

развитие

Рассматривание эстетически привлекательных предметов; Игра

Организация выставок;  Изготовление украшений; Слушание народной, классической, детской музыки; Экспериментирование со звуками; Музыкально-дидактическая игра; Разучивание музыкальных игр и танцев; Совместное пение

Изготовление украшений, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности; Создание макетов, коллекций и их оформление; Рассматривание; Игра; Организация выставок; Слушание народной, классической, детской музыки; Музыкально- дидактическая игра; Беседа элементарного музыковедческого содержания; Интегративная деятельность; Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; Музыкальное упражнение; Попевка; Распевка; Двигательный, пластический танцевальный этюды; Танец; Творческое задание; Концерт- импровизация; Музыкальная сюжетная игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы, способы, методы и средства работы с детьми

Консультация для воспитателей "Формы, способы, методы и средства работы с детьми"...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы....

Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы, способы, методы и средства реализации программы...