статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
презентация к уроку (старшая группа)
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект статьи | 16.93 КБ |
титульник к приложению | 1.01 МБ |
слово автора к приложению | 122.88 КБ |
предисловие к приложению | 1.37 МБ |
святой воин - Илья Муромец | 512.35 КБ |
святой воин - Александр Невский | 1.98 МБ |
святой воин - Димитрий Донской | 1.84 МБ |
святой воин - Георгий Победоносец | 1.23 МБ |
заключение к приложению | 181.79 КБ |
содержание к приложению | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МЕГИОНА
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Кузнецова Надежда Ильинична,
воспитатель
Мегион
2023
Кузнецова Надежда Ильинична
МАДОУ «ДС №13 «Родничок»
«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Пояснительная записка
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя. Педагог, имеет дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты. Мы, педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей взрослого человека.
Работу по воспитанию духовной культуры строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов героев своей земли. Россия родина для большинства. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа.
Система духовно-нравственного воспитания проходит через все формы работы с детьми и должно обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Таким образом, нам, педагогам, приходится ответить на вопрос: «как выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, не потерять свои духовные качества, донести до детей, ценности, которые будут составлять основу их личности?» Ответы на все эти вопросы мы можем найти в истории, а точнее рассмотрев личности, поступки и деятельность великих исторических героев.
Мною были выбраны несколько исторических героев - полководец Александр Невский, Илья Муромец, князь Димитрий Донской, Геогрий Победоносец. Предлагаемое Вашему вниманию собрание житий святых специально адаптировано для детей старшего дошкольного возраста и прекрасно подходит для домашнего чтения. (Приложение 1)
Когда мы говорим об Александре Невском, Дмитрии Донском, Илье Муромце и Георгие Победоносце, то, прежде всего, вспоминаем их воинские подвиги. Однако их объединяют не только славные победы, но и святость жизни. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Как в человеке может соединяться воинская доблесть и праведность жизни это великая тайна. Это происходит только тогда, когда воин вынимает меч из ножен не с целью завоевания славы и богатства, а ради священного долга защиты беззащитных, ради спасения Родины. Это сопряжено со смертельной опасностью для самого воина. И всё же, сознавая такую опасность, человек вступает в схватку ради спасения жизни других людей.
Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Данное методическое пособие - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость, отвага и подвиг, воспитать патриотов с чувством гордости за свою страну, малую Родину, родной город и любимые памятные места, которые на всю жизнь останутся в сердце; вызвать желание быть похожими на воинов-защитников.
В настоящее время я продолжаю накапливать материал по духовно-нравственному воспитанию детей и применять его в своей практической деятельности. Надеюсь, что смогу содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Вывод сделать не сложно. Любите свою Отчизну, свой поселок, свою историю и своих героев и научите этому детей!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слово автора
Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.
Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых.
Новозаветная цель каждого человека, а именно спасение для вечной жизни, полностью достигается святыми угодниками Божиими.
Читая их жития, мы не только узнаём для себя что-то новое и интересное, но и, прежде всего, видим яркие примеры исполнения заповедей Христовых, которым мы призваны стремиться подражать.
Предлагаемое Вашему вниманию собрание житий святых специально адаптировано для детей старшего дошкольного возраста и прекрасно подходит для домашнего чтения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
вятой Илья Муромец: житие
Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чобото родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова.
Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести, им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище».
Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду.
Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу.
После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить.
После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи.
Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха - был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь, зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
Прп. Илия Муромец в пещерной келье в Киеве
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Когда мы говорим об Александре Невском, Дмитрии Донском, Илье Муромце и Георгие Победоносце, то, прежде всего, вспоминаем их воинские подвиги. Однако их объединяют не только славные победы, но и святость жизни. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Как в человеке может соединяться воинская доблесть и праведность жизни это великая тайна. Это происходит только тогда, когда воин вынимает меч из ножен не с целью завоевания славы и богатства, а ради священного долга защиты беззащитных, ради спасения Родины. Это сопряжено со смертельной опасностью для самого воина. И всё же, сознавая такую опасность, человек вступает в схватку ради спасения жизни других людей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Статья: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы» (из опыта работы).
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы. В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы по воспитанию у детей доброты, отзывчивости, честности, по...
Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".
Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...
Статья «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ»
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...
Статья: "Духовно - нравственное воспитание личности ребёнка".(Для воспитателей и родителей).
Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве. Я как воспитатель считаю,...
публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.
Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...
статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность...