Статья: "Духовно - нравственное воспитание личности ребёнка".(Для воспитателей и родителей).
статья (старшая группа)

Османова Мадина Курбанмагомедовна

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве. Я как воспитатель считаю, что в дошкольном возрасте следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мадина Курбанмагомедовна Османова

г.Санкт-Петербург, п.Металлострой, ГБДОУ№20.

Воспитатель.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этом этапе развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами и ценностями в процессе различной деятельности. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают нам, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Именно в семье дети приобретают первые навыке взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Именно отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Нарушения общения ребёнка в семье негативно влияют на его взаимодействие со сверстниками, так как особенности семейного воспитания влияют на социальную адаптированность человека. Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве. Я как воспитатель считаю, что в дошкольном возрасте следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Именно педагог должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки. Как можно больше время проводить с ребёнком на природе, учить общению с природой. Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.  

Литература:                                                                                                                                      1. Андреева, А. Д. Психическое здоровье детей и подростков / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. П. Воронова и др.; Под ред. М. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. — 160 с. — 5–7695–0271–1/5–7695–0503–6                                                      2. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. — М.: Книголюб, 2003. — 56 с. — ISBN 978–5–216–00079–2 3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, 2005. — 670 с. — ISBN 5170272391:273.00                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль взаимоотношений в нравственном формировании личности ребёнка

Привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное включение ребенк...

Консультация для родителей на тему «Эстетические эталоны и нравственное развитие личности ребёнка»

Итак, дошкольный возраст – это самый ценный период развития, в процессе которого происходит формирование детской личности, закладывается соответствующее нравственным правилам поведение, которое являет...

Опыт работы в рамках деятельности творческой проблемной группы воспитателей групп компенсирующей направленности по проблеме: «Семья как фактор воспитания личности ребёнка»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.В ...

Клуб "Любящие родители" Тема: "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка"

Встреча с родителями в клубе  - итог работы  над проектом "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребёнка"....

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания

          Формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....

Педагогические подходы нравственного воспитания личности ребёнка

     Одним  из основных  направлений работы  нашего дошкольного учреждения  является духовно- нравственное развитие личности ребёнка и мы считаем  своей ...