Методы, повышающие познавательную активность детей дошкольного возраста.
консультация
Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_povyshayushchie_poznavatelnuyu_aktivnost.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов.
Подготовила воспитатель 1-к.к.: Жданова Н, И.
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. На стадии любопытства ребенок проявляет эмоциональную реакцию на новизну. На этом уровне развития познавательного интереса у ребенка еще не замечается стремления к познанию сущности, он довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, и тем не менее фактор занимательности может служить основой для проявления познавательного интереса.
Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Это особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение действительностью. Поэтому любознательный ребенок интересуется всем окружающим, но не глубоко. Однако, становясь устойчивой чертой характера, любознательность имеет значительную ценность в развитии личности.
Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Наиболее эффективные методы.
•Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны таким мыслительным операциям, как анализ - опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.
•Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята помогут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
•Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научит составлять план – карту. Это может быть план – карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы – заменители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
•Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще, что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
•Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
•Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и , как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих примеров заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержения собственных представлений.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации.
1. Внимание и особый интерес к предмету или явлению.
2. Эмоциональное отношение к предмету или явлению (удивление, недоумение, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этими предметами или явлениями).
3.Умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д.
4.Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы.
5. Умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их.
6. Умение выдвигать новую познавательную задачу.
7 .Способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.
Важным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие. На занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из средств развития познавательной активности является занимательность. выделяет следующие методы:
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которые противоречит имеющемуся опыту детей; метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
метод, «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинаю предлагать свои пути и способы решения задач. метод экспериментирования выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться, как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
«Как развить познавательную деятельность ребенка»
1.Говорите с ребёнком, сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте явления и предметы окружающего мира и формируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
2.Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?».
3.Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте. Уважайте его интеллектуальный труд.
4.Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, рассказывайте интересные истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не сразу поймет: развивающее обучение – это всегда немного общение «на вырост».
5.По возможности много ходите пешком, рассматривая по пути разные предметы, вещи.
6.Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка « поиграть в соседней комнате».
7.Ходите с ребёнком в музеи, библиотеки.
8.Проводите совместные наблюдения и опыты.
9.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
10.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...