Консультация для педагогов "Методы повышающие речевую активность детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется в первую очередь тем, что речь входит практически в любую деятельность человека на протяжении всей его жизни. Отсюда вытекает определённый речевой федеральный государственный образовательный стандарт касательно дошкольного образования, который регламентирует развитие речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть на развитие речи выделена целая образовательная область, но при этом свободная для творческой инициативы воспитателей.

Проводя работу с детьми, педагог должен ориентироваться на главные задачи развития речевой активности, указанные в ФГОС ДО. К этим задачам прежде всего относятся овладение речью как средством общения и культуры (способность правильно применять речь при общении и усвоении новых знаний), обогащение активного словаря (развитие словарного запаса детей), развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (умение говорить связно, интонационно правильно), развитие речевого творчества (составление связных небольших простых рассказов), а также знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов и др.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Алексеева Мадина Михайловна отмечает, что, подражая взрослым, ребёнок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Среди требований к речи педагога дошкольной организации выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. А именно правила литературного произношения, нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе (способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления).

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольной организации названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

При всём выше перечисленном следует учитывать, что невозможно развивать речь ребёнка, не включая её в какую-либо деятельность. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребёнка. А именно:

 

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательно-исследовательская деятельность
  3. Художественная деятельность
  4. Музыкальная деятельность
  5. Восприятие художественной литературы
  6. Трудовая деятельность
  7. Непосредственно-образовательная деятельность
  8. Работа с родителями и педагогами ДОУ

 

Следует также отметить, что при развитии речевой активности детей дошкольного возраста важны не только выбираемые воспитателем виды детской деятельности, но и умение педагога организовать работу с детьми.

 

Традиционные методы повышения речевой активности

детей дошкольного возраста:

 

Наглядные методы: 

  • наблюдение за живыми объектами – кошкой, собакой, птицей и т.д.;
  • наблюдения в природе;
  • экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
  • рассматривание игрушек, предметов и картин;
  • изобразительная наглядность.

 

Практические методы: 

  • дидактические игры и упражнения;
  • пальчиковые игры с использованием предметов и без них;
  • хороводные игры;
  • игры–драматизации и игры – сюрпризы;
  • инсценировки;
  • игры с правилами.

 

Словесные методы:

  • чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности;
  • Речевые игры и упражнения (речевой образец, вопрос, повторное проговаривание и т.д.)

Инновационные методы повышения речевой активности

детей дошкольного возраста:

 

  • Здоровьесберегающие технологии – использование Су Джок, пескотерапия, психогимнастика.
  • ТРИЗ (развитие творческого потенциала Т – теория, Р – решения, И – изобразительных, З – задач)
  • Интерактивные методы обучения, использование ИТК технологий
  • Мнемотехника
  • Проектирование – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация (защита),
  • Педагогическая арт-терапия (изотерапия, цветотерапия, фототерапия, игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия)
  • Моделирование при составлении рассказов
  • Синквейн – это метод наглядного моделирования

 

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что активизация речи детей осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приёмы работы с учётом психологических особенностей каждого ребёнка и особенностей каждого вида деятельности.

Систематическое использование традиционных и инновационных методов, постоянная работа по повышению речевой активности детей дошкольного возраста может дать положительный результат. В результате у детей пополнится активный словарный запас, речь станет более чистой, грамматически правильной, выразительной. Воспитанники будут более уверенными и самостоятельными. Они научатся находить способы решения поставленных задач, обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения, многие будут замечать ошибки сверстников и исправлять их. Дети смогут проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....