ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_eksperimentirovaniya.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ  КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                               Оксана Васильевна Иваник

                                                           МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты

             воспитатель

            первая квалификационная категория

      Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

        Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Существуют противоречия между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становиться актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать литературу по данной проблеме.
  • Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
  • Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений.
  • Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
  • Привлечь родителей к активному участию в работе.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предметам и явлениям   природы, умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы через опытно-экспериментальную деятельность.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.

      Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, способствует развитию наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, воспитанию творческой личности.

     Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

  • составила тематический  план работы с детьми по экспериментальной деятельности;
  • организовала предметно-развивающую среду;
  • составила картотеку  проведения опытов и экспериментов;
  • разработала методические пособия;
  • подобрала дидактический материал.

        Работа  эта начинается с построения предметно-пространственной развивающей среды, поэтому большое внимание было направлено на  обогащение «Центра экспериментирования» в группе. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

        Основное оборудование в  центре экспериментирования: стол с двумя тазами, наполненные водой и песком, контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, компас, пластиковые деревянные палочки, тарелочки, ложечки, лейки, стаканчики, песочные часы, зеркало, ватные палочки, резиновые груши, весы.

     Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности группе оборудована и постоянно обновляется детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

  • природные материалы: песок, камушки, уголь, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;
  • пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители - желтый,  оранжевый, красный, зеленый, синий;
  • коллекции: рис, перловка, пшено, гречка, манная крупа, овес, пшеничная крупа;
  • цветная бумага, краски, лоскутки ткани;
  • прочие материалы: шары воздушные, формы для  льда, мыльницы,

воронки.

     Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта (фартуки колпачки, маски). 

А для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии.  В уголке размещены дидактические игры: «Найди пару», «Укажи причину», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет, если предмет нагреть?», «Найди все формы воды». Авторские игры «Чистая вода», «Мокрые рукава». Демонстрационный материал: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных сообществ.

Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).

      Провожу  с ребятами занятия научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую  занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы: «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета». Выдвигать гипотезы: «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?».  Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Они способствуют развитию у дошкольников умения наблюдать, задавать вопросы, классифицировать предметы. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках, со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание.

      При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:

  • создание проблемной ситуации;
  • целеполагание;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка предположения.

      Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические. Проект: «Мир динозавров, увлекательная палеонтология», был индивидуальным, автор  Тиунов Степан, а я научным руководителем. Степан с младшего возраста интересуется динозаврами и мечтает стать палеонтологом.  С 5-лет, он читает, обладает весьма значительными знаниями для своего возраста. Он уже сейчас самостоятельно умеет их получать, читая книги. Степан рассказывал  и читал про динозавров, и я увидела, что многие мальчики и даже девочки знают виды динозавров, имеют дома различные энциклопедии о динозаврах и разные виды игрушек. И всех эта тема заинтересовала. Проводила тематические беседы: «Динозавры – кто они такие?», «Место обитания и время существования динозавров», «Что такое палеонтология?», где ребятам в доступной форме были объяснены различия между динозаврами, также были показаны виды динозавров. Каждый день мы рассматривали, читали энциклопедии, книги по теме «Мир динозавров». «Детям о динозаврах», Дети в свободное время сами подходили к книгам и изучали динозавров.

          Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности: чтением художественной литературы, развитием речи, рисованием, лепкой наблюдением, игрой и т.д. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

     Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища. Дети играли в  разные игры «Палеонтологические исследования», «Археологический набор динозавра», сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи».  Рисовали и лепили динозавров. Степан со всеми знаниями  делился со своими друзьями, а дома его поддерживали родители. Потом папа со Степаном создали дома гипсовые окаменелости и принесли в сад, чтобы дети тоже могли окунуться  в  удивительный  мир раскопок. Мы много узнали, кто такие динозавры, когда, где и сколько они жили, чем питались, какие виды динозавров были. Создали музей «Динозавров», все принесли свои коллекции игрушек «динозавров», и мы открыли музей. После открытия музея, он задался вопросом: почему же вымерли динозаврами? И он выдвинул гипотезу: правда ли,  что причиной вымирания динозавров было: падение на Землю гигантского метеорита и одновременно извержение множества вулканов.

      Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.

     Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой  природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка.  Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

В процессе  своей работы с детьми  по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

  • у детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки  экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами;

  • ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов;
  • появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности;
  • дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы.

      Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Используемая литература:

1.Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2014

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2014

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

5. Материалы Интернет-сайтов.

6. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

7. Савенков Александр Ильич  «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

          Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

В статье раскравается  значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...