ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_eksperimentirovaniya.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оксана Васильевна Иваник
МАОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты
воспитатель
первая квалификационная категория
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Народная мудрость гласит: «То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал сам – я знаю». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Существуют противоречия между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становиться актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать литературу по данной проблеме.
- Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
- Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений.
- Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
- Привлечь родителей к активному участию в работе.
- Способствовать развитию познавательного интереса к предметам и явлениям природы, умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы через опытно-экспериментальную деятельность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, способствует развитию наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, воспитанию творческой личности.
Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:
- составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности;
- организовала предметно-развивающую среду;
- составила картотеку проведения опытов и экспериментов;
- разработала методические пособия;
- подобрала дидактический материал.
Работа эта начинается с построения предметно-пространственной развивающей среды, поэтому большое внимание было направлено на обогащение «Центра экспериментирования» в группе. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основное оборудование в центре экспериментирования: стол с двумя тазами, наполненные водой и песком, контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, компас, пластиковые деревянные палочки, тарелочки, ложечки, лейки, стаканчики, песочные часы, зеркало, ватные палочки, резиновые груши, весы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности группе оборудована и постоянно обновляется детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
- природные материалы: песок, камушки, уголь, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители - желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий;
- коллекции: рис, перловка, пшено, гречка, манная крупа, овес, пшеничная крупа;
- цветная бумага, краски, лоскутки ткани;
- прочие материалы: шары воздушные, формы для льда, мыльницы,
воронки.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта (фартуки колпачки, маски).
А для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры: «Найди пару», «Укажи причину», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет, если предмет нагреть?», «Найди все формы воды». Авторские игры «Чистая вода», «Мокрые рукава». Демонстрационный материал: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных сообществ.
Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Провожу с ребятами занятия научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы: «Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета». Выдвигать гипотезы: «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?». Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Они способствуют развитию у дошкольников умения наблюдать, задавать вопросы, классифицировать предметы. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках, со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
- создание проблемной ситуации;
- целеполагание;
- выдвижение гипотез;
- проверка предположения.
Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические. Проект: «Мир динозавров, увлекательная палеонтология», был индивидуальным, автор Тиунов Степан, а я научным руководителем. Степан с младшего возраста интересуется динозаврами и мечтает стать палеонтологом. С 5-лет, он читает, обладает весьма значительными знаниями для своего возраста. Он уже сейчас самостоятельно умеет их получать, читая книги. Степан рассказывал и читал про динозавров, и я увидела, что многие мальчики и даже девочки знают виды динозавров, имеют дома различные энциклопедии о динозаврах и разные виды игрушек. И всех эта тема заинтересовала. Проводила тематические беседы: «Динозавры – кто они такие?», «Место обитания и время существования динозавров», «Что такое палеонтология?», где ребятам в доступной форме были объяснены различия между динозаврами, также были показаны виды динозавров. Каждый день мы рассматривали, читали энциклопедии, книги по теме «Мир динозавров». «Детям о динозаврах», Дети в свободное время сами подходили к книгам и изучали динозавров.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности: чтением художественной литературы, развитием речи, рисованием, лепкой наблюдением, игрой и т.д. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища. Дети играли в разные игры «Палеонтологические исследования», «Археологический набор динозавра», сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи». Рисовали и лепили динозавров. Степан со всеми знаниями делился со своими друзьями, а дома его поддерживали родители. Потом папа со Степаном создали дома гипсовые окаменелости и принесли в сад, чтобы дети тоже могли окунуться в удивительный мир раскопок. Мы много узнали, кто такие динозавры, когда, где и сколько они жили, чем питались, какие виды динозавров были. Создали музей «Динозавров», все принесли свои коллекции игрушек «динозавров», и мы открыли музей. После открытия музея, он задался вопросом: почему же вымерли динозаврами? И он выдвинул гипотезу: правда ли, что причиной вымирания динозавров было: падение на Землю гигантского метеорита и одновременно извержение множества вулканов.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- у детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами;
- ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов;
- появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности;
- дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Используемая литература:
1.Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2014
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2014
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
5. Материалы Интернет-сайтов.
6. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
7. Савенков Александр Ильич «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий...
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...