Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
статья
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, на практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
В целях повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных его результатов, ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе инновационных технологий, одной из которых является технология экспериментально-исследовательской деятельности.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи.
Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим.
Ведь именно старший дошкольный возраст и называют возраст «почемучек». Их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемных ситуаций, заставляют находить ответы на свои «почему» .
Ну и , конечно, хочется спросить, как мы можем помочь нашим юным эстествоиспытателям от их безудержной деятельности. Правильно, направить их энергию в нужное русло и предложить им стать маленькими учеными и поэкспериментировать в своих лабораториях.
В своей практике я обратила внимание на то, что типовые занятия по экспериментальной деятельности «приедаются» детям, становятся однотипными, скучноватыми. И , чтобы разнообразить работу, я открыла для себя такую педагогическую находку, как можно использовать методы экспериментальной деятельности не только в искусственно созданной лаборатории, но и по средствам путешествия в сказку.
Думаю, никто не станет спорить, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку дети обучаются и развиваются, воспитываются.
И если в экспериментальную деятельность мы введем сказочных персонажей, таких же любознательных выдумщиков и фантазёров, то они сразу напомнят детям самих себя. Они выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети.
Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне. И тогда интерес к экспериментальной деятельности не пропадет у детей до конца занятия.
Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки. В заданиях дети видят материалы, используют логику, мышления и находят решения задачи. Азарт, успех, победа!!! Дети полюбят науку!
Все опыты и эксперименты представленные на слайдах, проведены с использованием сказок: авторских и сочинённых педагогом вместе с детьми, или дома вместе с родителями.
Параллельно проводила работу по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки. Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс я использовала различные формы работы : наглядный материал, проводила индивидуальные и групповые консультации. Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми «Опыты с бумагой», с яйцом, водой, магнитом, воздухом, песком.
Родители с удовольствием сочиняли свои сказки из серии «Мой домашний робот», а также воплотили своих роботов в своем творчестве.
Таким образом, применяя сказки в экспериментальной деятельности дети лучше усваивают новую информацию; а так же закрепляют ранее полученные знания.
Уверена, что впуская сказку в экспериментальную работу, позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...