Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

            Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Развивая познавательную активность у детей  развивается  и детская  любознательность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

            Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Развивая познавательную активность у детей  развивается  и детская  любознательность. 

Все вы знаете, что  эта деятельность используется в разных формах:

  • Самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно;
  • Непрерывная образовательная деятельность - организованная воспитателем;
  • Совместная - ребенка и взрослого - на условиях партнерства.

           Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытами  можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. 

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

 Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций.

В каждой группе  созданы мини-лаборатории для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка.

При планировании эксперимента используются следующая последовательность действий работы с детьми:

- Создание проблемной ситуации.

- Целеполагание.

- Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения.

 В процессе экспериментирования детям необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

При проведении экспериментальной работы с детьми старайтесь  соблюдать определенные правила:

-Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

-Не сдерживать инициативу детей;

-Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

-Не спешить с вынесением оценочных суждений;

- Помогать детям   научиться, чтобы  они могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Что дает экспериментальная деятельность?

Экспериментальная работа развивает познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структурное подразделение детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ(ОЦ) с. Челно-Вершины «Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Ноябрь2020г

Слайд 2

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - Изобразительная деятельность тоже очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат Формирование элементарных математических представлений - Коммуникативная деятельность

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

В статье раскравается  значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...