Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Развивая познавательную активность у детей развивается и детская любознательность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Развивая познавательную активность у детей развивается и детская любознательность.
Все вы знаете, что эта деятельность используется в разных формах:
- Самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно;
- Непрерывная образовательная деятельность - организованная воспитателем;
- Совместная - ребенка и взрослого - на условиях партнерства.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытами можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций.
В каждой группе созданы мини-лаборатории для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка.
При планировании эксперимента используются следующая последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
В процессе экспериментирования детям необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
При проведении экспериментальной работы с детьми старайтесь соблюдать определенные правила:
-Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
-Не сдерживать инициативу детей;
-Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
-Не спешить с вынесением оценочных суждений;
- Помогать детям научиться, чтобы они могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Что дает экспериментальная деятельность?
Экспериментальная работа развивает познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - Изобразительная деятельность тоже очень важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат Формирование элементарных математических представлений - Коммуникативная деятельность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...