Мастер-класс для родителей "Конструирование и робототехника на занятиях Клуба Робознайка"
материал

Шихшабекова Залина Магомедкамиловна

Знакомство родителей с  внедрением  LEGO-конструирования и  робототехники  в образовательный процесс  ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Конструирование и робототехника на занятиях клуба «Робознайка»

Конфуций говорил:

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

 дай мне сделать - и я пойму».

Цель: познакомить участников с  внедрением  LEGO-конструирования и  робототехники  в образовательный процесс  ДОУ.                     

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители.

Сегодня мы поговорим о новом направлении в дошкольном образовании LEGO-конструировании и  робототехники.

Я считаю, что конструирование и робототехника это техника будущего, умные машины и роботов со сверх возможностями будут создавать те, кто сейчас только переступает порог школы. Именно они через полтора десятка лет пополнят изрядно поредевшие ряды грамотных специалистов в области автоматики, робототехники и других высокотехнологичных отраслях экономики.

Для этого они могут уже сейчас, начиная с дошкольного возраста, делать свои первые шаги в электронике и робототехнике с помощью увлекательных конструкторов WeDo, магнитный электронный конструктор МАЛНИ,UARO и другие. Робототехника - универсальный инструмент для образования. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с воспитателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.

Исходя из всего этого, считаю, что формирование навыков технического моделирования и конструирования с использованием современных конструкторов и образовательной робототехники является прорывной точкой в повышении качества дошкольного образования в нашем детском саду. И так как дошкольное образование является первой ступенью общего образования детей, очень важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Цель Клуба.

Овладение  навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

В клуб  «Робознайка» пришли дети, у которых есть интерес к  робототехнике и  конструированию. В моем  клубе робототехники  работают две подгруппы по 10 детей.

 На занятиях мы используем наборы:

Конструктор Лего education, Лего Wedo -2, LEGO Education  WeDo,  UARO,  Robokids, МАЛНИ,UARO

Мы начали с самого простого:

Знакомство с конструктором - где мы знакомились с деталями, их названием и способом соединения деталей.

Собирали  простейшие фигуры и постройки, и с каждым занятием задания  усложнялись. К сегодняшнему дню скорость по сборке моделей увеличилась. И даже те, кто в начале года отставал, сейчас собирает конструкции  не хуже других.

Благодаря нашим занятиям дети стали более усидчивыми, внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по  замыслу. Очень стараются   доводить начатое дело до конца, а это так важно. Ведь все эти качества пригодятся нашим ребятам, потому что все они будущие первоклассники.

Основная часть:

Воспитатель: Итак, друзья, Вас приветствуют воспитанники клуба  «Робознайка».

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте уважаемые гости.

Ребята, сегодня мы должны показать нашим родителям,  чем мы занимаемся в нашем клубе.

Воспитатель:  ваша задача  сконструировать танцующих птиц, дать ему название, и немного рассказать о нём.

Сборка «Танцующих птиц».

Во время сборки модели.

Ребята трудятся в паре за одним набором. Так они приучаются работать в команде. Идет распределение обязанностей, ответственность за свою часть. Каждое занятие учит дисциплине, дает возможность личностного роста. 

Какую вы взяли деталь? Сколько на ней кнопок?  Что надо сделать? (посчитать). Какую следующую деталь взяли? Сколько на ней кнопок?  Это больше или меньше чем первая деталь? На сколько? Как ещё моно узнать? (приложить, сравнить) и т.д. все вопросы касающиеся математики.

Робототехника является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

Позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании.

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Наша модель готова. Задаем программу.

Чтобы включить мотор,  в программе для танцующих птиц используются Блоки «Начало», «Мощность мотора», «Мотор по часовой стрелке», «Звуки». Перетащите блоки из Палитры на Рабочее поле, чтобы составить следующую программу: Начало, Мощность мотора, Мотор по часовой стрелке, Звук.

Мощность мотора можно изменять нажатием левой кнопкой мыши на цифру и выбираете мощность. Уровень мощности можно изменять в диапазоне от 0 до 10. В программе предусмотрен 20 различных звуков. Щелкните на  Блок Звук и вы услышите звучание. Изменить - нажмите левой кнопкой мыши на цифру и выбираете звук.

Детей не знакомим с номерами звуков. Они сами методом подбора из занятия в занятие запоминают. Также программ позволяет записать собственные звуки. 

Представление результатов работы:

Все блоки поставлены, берем блок «Цикл» и перетащим его на рабочее поле. Программа готова, запускаем. Чтобы остановить выполнение программы и выключить мотор, нажмите кнопку Стоп.

Как вы думаете, почему птицы танцуют?

Птицы танцуют потому, что их приводит в движение система шкивов и ремень (ременная передача).

В каком направлении птицы поворачиваются?

(Птицы поворачиваются в одном и том же направлении с одинаковой скоростью).

Как изменить направление вращения на противоположное?

(Чтобы изменить характер движения птиц, достаточно по-другому скомбинировать систему шкивов и ремней. Перекрестить ремень. Перекрестная передача). 

Что происходит, когда перекрещивают ремень (так, что если посмотреть сбоку, он имеет форму восьмёрки, огибающей оба шкива), как показано на слайде?

(Шкивы и обе птицы, закреплённые на них, вращаются в противоположных направлениях).

Молодцы!

Представление своих роботов: Презентует ребенок с родителями.

Заключительная часть:

Как видите, данные занятия  очень интересны не только детям, но  и вам, взрослым. Они объединяют игровую и познавательную деятельность. Во время проведения занятия мы с ребятами проводим беседу и размышляем о том, где и как можно применить данного работа.

Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. А также, во время занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Всем большое спасибо!

Рефлексия:

Перед вами 3 коробочки и жетоны. Если понравился мастер – класс выберите жёлтый смайлик. Если не понравился мастер – класс синий смайлик. Если узнали новое по данной теме - оранжевый смайлик. Это нужно для обратной связи.

Приложение 1

Игры с ЛЕГО

Игры на классификацию

 

«Чудесный мешочек»

Каждому ребёнку  даётся непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора. На столе перед ним лежит такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребёнок ,не глядя в мешочек, достаёт оттуда такую же деталь. Второй вариант игры – на столе перед ребёнком нет деталей, педагог показывает всем деталь, которую надо найти. И третий вариант – педагог, не показывая, только называет необходимую деталь.

                                                                                     

 «Собери модель»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Оборудование: карточки, постройки, коробочка или мешочек.

Дети собирают модель из 3-4 деталей под диктовку педагога. Используем только предлог «На», наречие «сверху», и «посередине».

Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.

«Кто быстрее»

Цель: Способствовать развитию быстроты внимания, координации движений.

Оборудование: 4 коробочки, детали лего-конструктора.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«Собери кирпичики лего»

Цель: Закреплять знание основных цветов.

Оборудование: кирпичики лего 4 цветов.

Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет кирпичики, какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали! " дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

«Чья команда быстрее построит».

Цель: Учить строить в команде, помогать друг другу. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.

Оборудование: набор лего-конструктора, образец.

Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде даётся образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Светофор»

Цель: Закреплять значения сигналов светофора. Способствовать развитию внимания, памяти.

Оборудование: кирпичики лего жёлтого, красного, зелёного цвета.

1-й вариант: педагог - "светофор", остальные дети - "автомобили". Педагог показывает красный свет, "автомобили" останавливаются, жёлтый - приготавливаются, зелёный - едут.

2-й вариант: светофор и пешеходы переходят дорогу на зелёный свет.

3-й вариант: на красный свет дети приседают, на жёлтый - поднимают руки вверх, на зелёный - прыгают на месте.

Игры на внимание и память

«Что изменилось?»

 Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего, опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

 «Собери модель по памяти».  

 Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд».

 Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

Игры на пространственное ориентирование

«Собери модель по ориентирам». 

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

«Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат».

Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

Игры на логические закономерности

«Что лишнее?».

 Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

Упражнения на продолжение ряда.

Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры».

Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

Комбинаторика

«Составь флаги»

Педагог раздаёт детям большие платы и кирпичики двух цветов и просит все возможные флажки из одного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных и двух синих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».

Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать  преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование интегрированных занятий по развитию связной речи с детьми старшего возраста"

Развитие связной речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения в школе. Интегриированные занятия позволяют ребенку реализовтаь свои творческие возможности.....

Мастер класс по Лего конструированию и Робототехнике.

Материал для воспитателей детского сада....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по робототехнике «Знакомство с работой конструктора my robot time sensing»

Конспект Мастер – класса на тему: Знакомство с работой конструктора my robot time sensing .Создание действующей модели «Паровоз».Запуск. Цель: Собрать модель...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В МИРЕ РОБОТОТЕХНИКИ»

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГО« МИРЕ РОБОТОТЕХНИКИ»Цель: познакомить педагогов с технологией LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе Задачи:Приобщить педа...